Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Спасо-Преображенская церковь




Церковь представляет собой прямоугольный храм с вытянутой полукруглой апсидой, к которой с южной стороны примыкает Никольская часовня с трехгранной алтарной частью, а с северной стороны ¾ ризница. Часовня и ризница визуально придают храму вид, близкий к крестообразному плану.

На главном фасаде первоначально были две башни, сохранились их первые ярусы. Позднее, после пожара 1812 года, фасад получил классическую декорацию. Башни разобрали, достроили купол с главкой на граненом барабане.

Это вмешательство изменило пропорции главного фасада, отчего он, несомненно, зрительно проигрывает и кажется несколько распластанным и тяжеловесным на фоне мощного, хорошо уравновешенного каменного массива постройки, расчлененной по всему периметру пилястрами и прорезанной лучковыми окнами. В своем объемно-пространственном решении храм очень характерен для культовой барочной архитектуры Беларуси ХVІІ ¾ ХVІІІ столетий, в чем вы еще сможете сегодня убедиться, знакомясь с памятниками этого архитектурного направления, расположенными на нашем маршруте.

Надо отметить, что строительство храма было закончено аккурат ко второму разделу Речи Посполитой, когда эти земли были присоединены к Российской империи. В ту пору около 80% населения Беларуси было униатским, 15% исповедали католицизм, 5% ¾ православие. После упразднения униатства на Полоцком соборе 1839 года уже в течение немногим более чем полувека царские власти насильственно обратили униатов в православие, как до них польские власти обращали православных в униатство. Ситуация зеркально повторилась. И уже к концу ХІХ века те же 80% белорусов считали себя православными и лишь 19% ¾ католиками.

Целенаправленная и жесткая политика русификации Беларуси и возвращения ее в лоно православия стала выдыхаться к концу ХІХ века, и тогда власти вынуждены были в 1896, 1901 и 1905 годах специальными указами провозгласить веротерпимость под лозунгом свободы совести. С этого времени в Северо-Западном крае, как именовали в ту эти земли, началось в значительных масштабах сооружение католических костелов. В 1906 году возводится костел и здесь, в Ракове. К нему мы сейчас направимся.

 

* * *

Проезжая по улицам Ракова, уместно будет вспомнить, что в прошлом веке здесь действовала крупная мануфактура по производству сельскохозяйственных машин, изделия которой пользовались широким спросом в Псковской, Петербургской и иных губерниях России. Успешно занимались местные жители свиноводством, пошивом одежды. Но настоящую славу Ракову принесли его кустари-гончары.

Свое начало раковская керамика берет в ХVІ ¾ ХVІІ столетиях. Расцвету этого ремесла тут способствовали высококачественные глины, залегавшие неподалеку от Ракова — в деревнях Кучкуны и Бузуны. При обжиге они приобретали красный цвет.

К концу прошлого века здесь сложился свой стиль в керамическом производстве. Это касается как форм изделий, так и их художественного украшения. Раковская керамика отличалась богатой декоративной обработкой. С одной стороны, это касалось обработки внешней поверхности предметов (рифление, лепнина, наложение штампов); с другой ¾ включало в себя цветовую роспись. Стенки посуды покрывали растительным орнаментом двух, а чаще ¾ трех цветов: белого, зеленого и желто-коричневого. Раскраску делали горизонтальными и волнистыми полосками, кружками и т.д.

Ассортимент изделий включал в себя самую разнообразную посуду (кухонную, столовую, предназначенную для транспортировки продуктов), предметы для украшения интерьеров, вроде горшков и ваз для цветов, а также игрушки. Игрушки были сопутствующей продукцией. Их изготовляли как бы между делом, но без них не обходился ни один базар. Это и коники, и баранчики, и собачки, и куклы, которые использовались в доме как статуэтки.

На этих цветных иллюстрациях (показ иллюстрации) вы видите несколько примеров игрушек и пепельниц-львов, столь популярных в прошлом у покупателей. А приобретала раковскую керамику почти вся северо-западная Беларусь. Керамические изделия продавали в деревнях, на местечковых кирмашах, в городах Минске, Браславе, Лиде и даже в Вильне... Иной раз после хорошей торговли раковцы возвращались домой с «торбай срэбра», доказывая несомненную правоту местной пословицы: «На глiне грош не гiне».

Издавна производились в Ракове и изразцы для печей. В их оформлении нашли отражение западноевропейские, восточные и национальные мотивы с чертами ренессанса, барокко, рококо, классицизма. Секреты ремесла передавались от отца к сыну. Промысел приобрел изолированный, семейно-профессиональный характер. Зенит славы раковской керамики приходится на рубеж ХІХ и ХХ веков.

К началу 60-х годов ХХ века мануфактурное и полукустарное гончарное производство в Ракове угасло, уступив место массовым фабричным изделиям. Но и сегодня в домах местных жителей можно встретить чудесные керамические предметы быта: горшки, гляки, жбаны, кубки, тарелки, сахарницы, рукомойники и даже глиняные самовары, созданные руками народных умельцев. Наиболее полно раковская керамика представлена в частном музее-галерее Янушкевичей, что находится напротив церкви.

Руками местных умельцнв сооружен в Ракове и костел, у стен которого мы остановились.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных