Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Костел Наисвятейшей Девы Марии Ружанцовой и Св. Доминика




Костел, посвященный Наисвятейшей Деве Марии Ружанцовой[3] и Св. Доминику и, как уже было сказано, построенный в 1906 году, определяет силуэтную панораму древнего местечка. В его композиционном и пластическом решении зодчие использовали формы средневековой готики.

Однако выполненный из лицевого кирпича, с тщательной проработкой швов кладки (в чем, безусловно, проявляется веяние господствовавшего тогда стиля модерн) костел сразу же дает понять зрителю, что готика тут как бы не настоящая, что это всего лишь искусная декорация архитектуры давно ушедшей эпохи, сентиментальное и одновременно ностальгическое воспоминание о прошлом, когда подлинная европейская готика была мощнейшим воплощением католической сакральности. Не случайно о готике той поры, «пламенеющей» готике ХV века, говорили как об архитектуре, «перешедшей по ту сторону своего материального существования и подавляющей своей невесомостью».

Арсенал той, средневековой готики широко представлен и в раковском костеле. В плане это ¾ трехнефная двухбашенная базилика с трансептом и полукруглой апсидой. Главный фасад венчают щит с зубчатым обрамлением и две башни, которые фиксируют боковые нефы и завершаются высокими шпилями.

Портал входа решен в виде стрельчатой арки с непременным для готики окном-розой (символом Девы Марии) над ней. Ступенчатые контрфорсы, высокие стрельчатые окна и ниши, зубчатый фриз, остроконечные завершения крыльев трансепта, стрельчатые своды в интерьере ¾ все это скомпоновано и собрано в постройке начала ХХ века, которая предстает перед нами как романтическая реминисценция готики, некогда отождествлявшей эпоху подъема и триумфа католической церкви. И в данном случае это материализованное архитектором с помощью кирпича воспоминание словно призывало к восстановлению религиозно-идейных позиций, утраченных католицизмом на этих землях в ХІХ веке, и служило действенным средством для привлечения прихожан в лоно католической церкви.

Словом, в неоготической архитектуре католицизм нашел впечатляющую художественную выразительность, которая содействовала пробуждению религиозного порыва и эмоционально укрепляла ту веру, что была поколеблена активной русификаторской политикой имперских властей.

Следует подчеркнуть, что если православное культовое строительство в ту пору щедро финансировалось и таким образом стимулировалось государственной казной, то католики строили храмы исключительно на добровольные пожертвования и щедроты местных помещиков-меценатов. Так было и здесь.

Костел был построен при содействии тогдашних владельцев местечка ¾ помещиков Здзеховских. Их усадьба стояла на виду у костела, на берегу Ислочи, рядом с древним городищем (сейчас на ее месте ¾ Дом культуры). Однако подробнее мы поговорим о Здзеховских позже, покидая Раков и направляясь в сторону Воложина.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных