Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема № 1. Восточные славяне. Киевская Русь (IX-XII вв.).




Московского государственного университета

дизайна и технологии (филиал)

(НТИ МГУДТ (филиал))

 

 

Кафедра гуманитарных наук

 

КАК ЗАНИМАТЬСЯ ПО КУРСУ

«Отечественная история»

Методические указания

для студентов дневного и заочного отделения)

Новосибирск

 

В методических указаниях даны темы лекционного и семинарского курсов; темы, планы и литература для подготовки к семинарам; темы и литература для подготовки рефератов; словарь исторических терминов и понятий; важнейшие персоналии и даты по истории России; вопросы для подготовки к экзамену.

Методические указания подготовлены к.и.н., доцентом Таракановой Л.И., ст. преподавателем Корецкой Е.Л.

 

 

Рецензент к.ф.н., доцент Михайленко С.М.

 

 

Зав. кафедрой Тараканова Л.И.

 

 

Учебно-методический материал рассмотрен на заседании кафедры гуманитарных наук «___» _________ 20__ г. Протокол № ___.

 

 

 

 

Введение

На первом курсе студенты заочного отделения изучают предмет «Отечественная история». В его основу положен проблемно-хронологический принцип с использованием общенаучных и специально-исторических методов. В ходе изучения предмета выделяются темы, которые являются переломными в истории России. Основная цель изучения курса «Отечественная история» – сформировать у студентов научные понятия о важнейших событиях нашей Родины с древнейших времен до конца ХХ в. и на этой основе научить студентов самостоятельной оценке исторических явлений прошлого и современной России.

На изучение курса отводится 20 аудиторных часов, из них 10 лекционных и 10 часов – семинарских занятий.

На семинарах изучается отечественная история с IX по XIX век, а на лекциях – XX век. Такое распределение учебного материала объясняется тем, что сложные события российской истории до сих пор вызывают неоднозначные оценки историков, и поэтому лекции помогут студентам глубже разобраться в исторических процессах.

Вопреки расхожему мнению, что на лекции студент - явление пассивное, утверждаем обратное. Лекция пробуждает мысль слушателя, вырабатывает взгляд на науку, проблему, помогает уяснить основные идеи. Записанная лекция – это, прежде всего, сохранение информации. Ее конспект служит надежным подспорьем при усвоении материала.

Разумеется, десяти лекционных часов недостаточно для изучения курса. Для студентов заочного отделения учебный процесс во многом является процессом самообразования. Как свидетельствует жизненный опыт поколений, все, что берется с ходу, в готовом виде, без признаков самостоятельного труда, выглядит поверхностно и непрочно. Учеба – это большой самостоятельный труд. Студент должен прежде всего работать сам, а преподаватель может только помочь ему учиться. В процессе самостоятельной работы развиваются познавательные и творческие способности личности, самостоятельное мышление, потребность в самообразовании, высокая культура труда. Неверен взгляд, что студенты-заочники в условиях дефицита времени не могут продуктивно заниматься самостоятельно. Многолетний опыт убеждает в обратном. Хотя у студента-заочника времени намного меньше, чем у студента дневного отделения, его вполне хватает для успешной учебы при условии целенаправленно, умело спланированной работы.

Большие возможности самостоятельной работы студентов дает подготовка и участие в семинарских занятиях. Они проводятся во время сессии, но готовиться к ним следует в течение всего семестра. Чтобы активно и со знанием дела принять участие в обсуждении какой-либо проблемы, студентам необходимо вникнуть в суть вопроса как можно глубже: внимательно прочитать конспекты лекций, познакомиться с научной и учебной литературой, с первоисточниками, сосредоточить внимание на наиболее сложных вопросах. Большую часть учебной информации студент добывает сам, и прежде всего, из учебников и учебных пособий. Работу с книгой следует начать с общей ориентировки, читая предназначенные для этого части книги: оглавление, введение, аннотацию, предметный указатель, заключение. Это необходимо для знания структуры книги, исторической обстановки и исходной позиции авторов, исторического и логического места данной книги среди других. Далее следует непосредственное изучение отдельной темы. Прежде всего, следует медленно читать текст, пытаясь понять смысл того, что изложено в нем. Перед студентами стоит задача раскрыть основные вопросы, поставленные преподавателем. Этому поможет составление конспекта, тезисов или плана изучаемого материала (любой из видов этой работы студент выбирает самостоятельно).

Конспект – это краткое, системное и осмысленное изложение изучаемого материала. Следует учесть, что последовательность изложения материала в конспекте может сильно отличаться от последовательности изложения материала в источнике. Конспект составляется студентом под себя, «под свою психологию». Считается, что первоисточник должен превосходить конспект не менее, чем в 10 раз. Структура и форма конспекта могут быть разные. Можно делить страницу на 2 части, где на одной стороне приводятся цитаты, делаются выписка, а на другой - комментарий студента. Конспектирование – это творческий подход к изучению книги.

Глубоко осмыслить и понять тему помогает и план, составленный при подготовке. В процессе чтения книги надо последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?», вычленяя главное, и записывать его в виде пунктов плана.

Помогают в усвоении материала и тезисы – формирование основных положений, выводов изучаемого текста. Тезисы раскрывают основные пункты плана.

Очень эффективным средством усвоения материала является реферативный пересказ, т.е. пересказ какой-то законченной темы или какого-то вопроса. По существу, выступление на семинаре или ответ на экзамене и есть реферативный пересказ. Чтобы убедительно изложить свои взгляды на предмет рассмотрения, необходимо овладение устной речью. Это- большое искусство, которым обладает далеко не каждый человек. Нужно научиться излагать свои мысли кратко, убедительно, ясно и конкретно, акцентируя внимание на главном. Далее приведена тематика семинарских занятий, которые проводятся в сессию. К каждой изучаемой теме предлагается список литературы. Студент может пользоваться и другими источниками, не указанными в списке.

 

Темы, вопросы, литература семинарских занятий

 

Тема № 1. Восточные славяне. Киевская Русь (IX-XII вв.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных