ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДАХСОВРЕМЕННЫЕ СИЛОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ МОЩНЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ 1 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ В ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.. 9 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ СКАЛЯРНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ.. 12 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ 17 5. ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ВЕНТИЛЬНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 21 6. ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ РОССИЙСКИХ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ 25 7. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ КОНЦЕРНА ABB.. 28 8. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ ФИРМЫ «SIEMENS». 34 9. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ КОМПАНИИ «SCHNEIDER ELECTRIC». 43 10. ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МАГИСТРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ.. 47 11. ПРЕИМУЩЕСТВА УСТРОЙСТВ ПЛАВНОГО ПУСКА ПО СРАВНЕНИЮ С ТРАДИЦИОННЫМИ ПУСКОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ.. 61 12. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.. 64 13. ДИАГРАММА ИЗМЕНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ НА ЗАЖИМАХ СТАТОРА ДВИГАТЕЛЯ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 68 14. КРИТЕРИИ ВЫБОРА УСТРОЙСТВА ПЛАВНОГО ПУСКА.. 71 15. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ.. 76 16. ФУНКЦИИ ЗАЩИТ УСТРОЙСТВА ПЛАВНОГО ПУСКА И ДВИГАТЕЛЯ.. 78 17. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ.. 82 18. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА НАСТРОЙКИ.. 84 19. СОВРЕМЕННАЯ ЭЛЕМЕНТНАЯ БАЗА СИЛОВОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ.. 87 20. ВЫПРЯМИТЕЛИ.. 98 21. ИНВЕРТОРЫ... 107 22. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ... 111 23. РЕВЕРСИВНЫЕ ТИРИСТОРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ.. 117 24. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛУПРОВОДНКОВЫМИ ПРЕОРАЗОВАТЕЛЯМИ.. 122 25. ЗАЩИТА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ.. 126 27. РЕВЕРСИВНЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПО СИСТЕМЕ ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ - ДВИГАТЕЛЬ. 130 28. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ ЭЛЕТРОПРИВОДА С ПОЛУПРОВОДНИКОВЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ.. 135 29. ВОСЬМИРАЗРЯДНЫЕ МИКРОКОНТРОЛЛЕРЫ КОМПАНИИ FREESCALE SEMICONDUCTOR В КОРПУСАХ С МАЛЫМ ЧИСЛОМ ВЫВОДОВ.. 137 30. МОДЕЛЬНЫЙ РЯД МК.. 138 31. ТРИ ПРОЦЕССОРНЫХ ЯДРА HC08. 140 32. ПОДСИСТЕМА РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.. 145
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СОВРЕМЕННЫХ ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ Большая часть рабочих машин в горной промышленности в настоящее время оснащена нерегулируемыми электроприводами с асинхронными и синхронными электродвигателями. Прямые пуски двигателей большой мощности вызывают ударные нагрузки в передаточных механизмах, недопустимые провалы напряжения в системах электроснабжения. Низкий уровень использования регулируемых электроприводов в горной промышленности объясняется, с одной стороны, отсутствием до последнего времени надежных преобразователей частоты (ПЧ), пригодных для тяжелых условий эксплуатации, а с другой — существовавшей в 1980-х годах ценовой политикой на энергоносители. В связи с постоянным увеличением стоимости электроэнергии, ростом цен на сооружение линий электропередачи при освоении новых месторождений и наметившейся тенденцией перехода на автономные источники электроснабжения технологических установок горной промышленности становится экономически и технически целесообразным применение регулируемых электроприводов. Появление полностью управляемых силовых полупроводниковых приборов (IGBT, GCT, IGCT, GTO) с высокими значениями параметров привело к радикальным изменениям в схемотехнике устройств силовой электроники, что позволило создавать частотно-регулируемые электроприводы большой мощности. Появились объективные возможности создания малогабаритных, простых и надежных в эксплуатации ПЧ с высокими значениями КПД и коэффициента мощности. Частотно-регулируемый электропривод обеспечивает: плавный пуск; длительную работу в заданном диапазоне изменения скорости и нагрузки; реверсирование, торможение и останов; защиту электрического и механического оборудования от аварийных режимов. Частотно-регулируемый электропривод является не только устройством экономичного преобразования электрической энергии в механическую, но и эффективным средством управления технологическим процессом, в том числе в замкнутых системах автоматического управления в составе различных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП). Эффективность применения частотно-регулируемых электроприводов обусловлена: высокими энергетическими показателями; гибкой настройкой программными средствами параметров и режимов работы электропривода; развитым интерфейсом и приспосабливаемостью к различным системам управления и автоматизации, в том числе высокого уровня; простотой и удобством управления и обслуживания в эксплуатации; высоким качеством статических и динамических характеристик, обеспечивающих высокую производительность управляемых машин. Оптимальная по энергетическим показателям, а также по регулировочным и механическим характеристикам структура современного частотно-регулируемого электропривода с асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором включает в себя ПЧ с промежуточным звеном постоянного тока (рис. 1), состоящий из выпрямителя с индуктивно-емкостным фильтром постоянного напряжения и автономного инвертора напряжения, построенного на силовых транзисторах IGBT. Инвертор формирует основную гармонику выходного напряжения ПЧ методом ШИМ. Регулируемый электропривод, силовая часть которого базируется на указанной структуре, обладает следующими преимуществами: широким диапазоном регулирования скорости (D = 30÷60); высоким значением КПД (без учета двигателя он достигает 0,98); высоким значением коэффициента мощности (до 0,98); высокой надежностью и малыми габаритами преобразователя; легким обеспечением электромагнитной совместимости электропривода с источником питания и другими потребителями электрической энергии.
Рис. 1. Частотно-регулируемый электропривод с асинхронным коротко - замкнутым двигателем: В — выпрямитель; Ф — фильтр; АИН — автономный IGBT-инвертор напряжения; УУП — устройство управления преобразователем частоты; М - двигатель
При регулировании скорости электропривода частота и напряжение на выходе ПЧ изменяются взаимосвязано в соответствии с требуемым соотношением. Изменяя частоту, можно плавно в широких пределах регулировать скорость вращения ротора двигателя. При этом скольжение асинхронного двигателя в процессе регулирования при заданном значении нагрузки изменяется незначительно, а следовательно, потери в цепи ротора, пропорциональные скольжению, также изменяются незначительно, что обеспечивает энергосбережение. В настоящее время выпуск частотно-регулируемых электроприводов осуществляют десятки различных фирм во многих странах. К их числу можно отнести: ABB (Швейцария), «General Electric» (США), «Siemens» (Германия), «Schneider Electric» (Франция), «Mitsubishi» (Япония), «Hitachi» (Япония), «Триол» (Россия) и др. Несмотря на то что ПЧ различных фирм отличаются типами применяемых силовых полупроводниковых приборов, исполнением, видами защит и другим, следует отметить общие принципы построения современных частотно-регулируемых электроприводов. Отметим некоторые из них: 1. Силовая часть — преобразователь частоты состоит из выпрямителя, фильтра постоянного напряжения и IGBT-, GCT- или IGCT-инвертора с модулем торможения в звене постоянного напряжения. Для снижения уровня радиопомех (кондуктивных — распространяющихся по проводам) на входе ПЧ может включаться блок входного фильтра; для ограничения перенапряжений на зажимах приводного двигателя и защиты изоляции его обмоток от пробоя и ускоренного старения на зажимы двигателя включается блок выходного фильтра. 2. Система управления — микропроцессорная, формирует сигналы управления инвертором согласно алгоритму, позволяющему максимально использовать напряжение источника с минимальными искажениями формы выходного напряжения, обеспечивая при этом: автоматическое определение параметров подключенного двигателя; самотестирование двигателя и технологических датчиков; индикацию состояния двигателя дискретными сигналами; цифровую индикацию на встроенном жидкокристаллическом дисплее: -текущих значений переменных электропривода: заданного и (или) фактического значения скорости, тока статора двигателя, напряжения сети, потребляемой мощности и др.; - параметров регулятора и способа ввода задания, начального направления вращения, времени разгона и торможения, максимального и минимального значений выходной частоты, пропорционального, интегрального и дифференциального коэффициентов ПИД-регулятора и др.; — значений уставок защиты (максимально-токовой, время-токовой и температурной двигателя, параметров частотно-токового ограничения, температурной преобразователя); — просмотр и изменение параметров двигателя и регулятора со встроенного пульта управления при вводе пароля доступа к режиму программирования. Указанные функции выполняются с помощью специализированного по архитектуре под задачи управления электроприводом быстродействующего сигнального процессора (DSP). Управление электроприводом может быть: местным со встроенного пульта управления, дистанционное с дистанционного пульта управления, дистанционное от внешней АСУ или персонального компьютера по каналам последовательной связи, интерфейс RS485. Для приема управляющих и задающих сигналов электропривод может содержать: аналоговые входы в стандарте 0—10 В (0 — 5 В), 0 —±10 В (0-±5 В); аналоговые входы с гальванической развязкой в стандарте 4-20 мА; дискретные входы с гальванической развязкой. Для управления внешними устройствами электропривод может содержать релейные и аналоговые выходы. Назначения цифровых входов и выходов могут быть перепрограммированы. Предусматривается также возможность увеличения числа входов (выходов) с помощью дополнительных встраиваемых субмодулей расширения. 3. Система защит электропривода может включать защиты от: токов недопустимой перегрузки и короткого замыкания; замыкания на «землю»; обрыва фазы; перенапряжений на силовых элементах схемы; недопустимых отклонений и исчезновения напряжения питающей сети; недопустимого перегрева силовых элементов схемы; неисправностей и сбоев системы управления; недопустимых отклонений технологического параметра и др. Кроме того, могут быть предусмотрены режимы ограничения максимальной и минимальной мощности электропривода, минимальной и максимальной рабочей частоты и других параметров. 4. Система сигнализации электропривода сообщает о: наличии напряжения питающей сети; включенном (отключенном) состоянии; аварийном отключении и др. Дополнительная информация о состоянии электропривода выводится на дисплей пульта управления в виде текстовых сообщений или кодов. Для получения высокого качества управления электроприводом в статических и динамических режимах в широком диапазоне регулирования скорости, в том числе в области нулевых скоростей, необходимо иметь возможность быстрого непосредственного управления моментом электродвигателя. Современные средства микропроцессорной техники позволяют формировать сложные законы управления асинхронным двигателем, близкие по качеству регулирования момента, скорости и других величин к электроприводам с двигателями постоянного тока. Это становится возможным, если раздельно воздействовать на две составляющие статорного тока асинхронного двигателя: намагничивающую, определяющую значение магнитного потока двигателя, и ортогональную ей составляющую тока, определяющую момент двигателя. Такое векторное представление составляющих тока для каждой фазы двигателя получило название векторного управления. Иными словами, в асинхронном двигателе необходимо обеспечить управление, как амплитудой, так и фазой тока статора, т.е. оперировать векторными величинами, чем и обусловлен термин векторное управление. Синонимами данного термина, отражающими некоторое различие используемых методов измерения параметров и управления их фазой, являются: «управление полем», «ориентация поля», «прямое управление моментом», «регуляторы утла». Основным узлом векторного управления является преобразователь сигналов задания магнитного потока и момента в сигналы задания токов для фаз двигателя. В системах микропроцессорного управления асинхронным двигателем эта задача решается программными средствами. По соображениям универсальности и массового выпуска большая часть фирм производит частотно-регулируемые электроприводы с возможностью реализации для них векторного управления, применение которого целесообразно для электроприводов, работающих в динамических режимах. Для электроприводов рабочих машин с редкими пусками продолжительного режима работы со спокойной нагрузкой векторное управление является функционально избыточным. В современных частотно-регулируемых электроприводах заложены следующие принципы структурно-функционального построения: блочно-модульная компоновка; комплектность поставки; компьютеризация; наличие средств визуализации процесса; развитая система диагностики; встроенный ПИД-регулятор контролируемого параметра электропривода или технологического процесса; автоматическая компенсация скольжения, основанная на увеличении частоты на выходе ПЧ по сравнению с заданной частотой; компенсация падения напряжения на активном сопротивлении цепи статора двигателя (IR компенсация), применяемая для электроприводов рабочих машин с постоянным моментом сопротивления; плавный пуск (торможение) по линейному, S или U-законам во времени с программными средствами настройки продолжительности пуска (торможения). возможность блокировки 2- или 3-х частот механического резонанса; защита от блокировки ротора; возможность реализации различных законов взаимосвязанного регулирования напряжения и частоты на выходе ПЧ, наиболее полно отвечающих требованиям конкретной рабочей машины с целью достижения наилучшего энергосберегающего режима; возможность программными средствами выбора режимов работы с нормальным или увеличенным моментом (для рабочих машин с повышенными требованиями к перегрузочной способности); многоскоростной режим, заключающийся в наличии большого количества уставок скорости, который используется, если по условиям технологического процесса требуется несколько фиксированных скоростей электропривода; автоматический самозапуск электропривода после кратковременного исчезновения напряжения сети; предотвращение опрокидывания ротора, заключающееся в том, что если при разгоне (торможении) электропривода задано слишком большое ускорение (замедление), а мощность ПЧ недостаточна, то автоматически увеличится время пуска (торможения); определение скорости (подхват на ходу) используется, если команда на пуск подается при вращающемся двигателе. Для предотвращения больших пусковых токов в этом случае используется функция поиска скорости. Преобразователь частоты в этом случае определяет скорость электродвигателя и начинает пуск не с нуля, а с требуемой скорости. Функция актуальна для электроприводов с большим моментом инерции; наличие встроенных систем учета потребляемой электроэнергии и израсходованного моторесурса; возможность быстрого копирования параметров настройки электропривода с одного ПЧ на другой; автоматический энергосберегающий режим; обеспечение малошумной работы электродвигателя за счет реализации специального метода ШИМ-модуляции; выполнение функций регулирования параметров технологического процесса, исполнительным органом которого служит частотно-регулируемый электропривод; возможность встраивания в системы автоматизации верхнего уровня; технологические защиты. наличие до четырех независимых наборов параметров, активизируемых программно или аппаратно для различных применений и при изменении внешних условий функционирования электропривода; возможность выбора разных языков диалога (русского, английского, немецкого и др.). В отдельных исполнениях ПЧ может оснащаться программируемым устройством релейной автоматики, обеспечивающим возможность автоматизации сложных многоагрегатных установок и технологических комплексов. Для гибкой настройки частотно-регулируемых электроприводов к конкретным объектам применения предусматриваются дополнительные модули (опции), расширяющие возможность базового исполнения. Все опции можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относят: различные коммуникационные модули, обеспечивающие возможность подключения ПЧ к информационным сетям; платы расширения, с помощью которых увеличивается число дискретных и аналоговых входов и выходов; платы обратных связей по параметрам электропривода и технологических процессов. К внешним опциям относят: дроссели, служащие для улучшения гармонического состава тока и напряжения; фильтры для обеспечения требований к электромагнитной совместимости, тормозные модули с тормозными резисторами и др. Основные направления дальнейшего совершенствования частотно-регулируемых электроприводов: расширение диапазона выходной регулируемой частоты с целью создания быстроходных безредукторных систем электропривода; разработка программных макросов, предназначенных для встраивания электропривода в специфические технологические процессы (управление многонасосной станцией, многодвигательным электроприводом, грузоподъемным механизмом и др.); расширение коммуникационных возможностей для встраивания электропривода в локальные информационно-управляющие системы, АСУ ТП и другие сложные автоматизированные системы; улучшение гармонического состава и повышение электромагнитной совместимости с сетью; совершенствование процедуры гибкой и адаптивной настройки характеристик U/f с целью достижения наилучшего энергосберегающего режима; обеспечение режима адаптации к изменению параметров электромеханической системы с целью компенсации изменений активных сопротивлений двигателя, момента инерции и нагрузки на характеристики электропривода; снижение габаритов, повышение надежности и др. В настоящее время в частотно-регулируемых электроприводах мощностью до 1 МВт используются IGBT-инверторы, а в электроприводах большей мощности GTO-, GCT- или IGCT-инверторы. Однако с увеличением параметров IGBT-транзисторов мощности ПЧ, выполненных на их базе, и соответственно частотно-регулируемых электроприводов будут возрастать.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|