Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Замедление сердечного ритма




Скорость расходования кислорода под водой зависит от работы миокарда. Нетренированное сердце бьется сильно и часто, быстро истощая запасы кислорода. Замедление сердечного ритма — ключ к долгому пребыванию под водой. У знаменитого ныряльщика Жака Майоля сердце под водой сокращается со скоростью 20 ударов в ми­нуту, т.е. почти в четыре раза медленнее, чем на поверхности. Это и позволяет человеку спускаться на глубины свыше сотни метров.

Для замедления работы сердца, во — первых, нужно иметь здоро­вое сердце и хорошую физическую форму. Во — вторых, надо полно­стью расслабиться и не делать под водой резких движений и мощных усилий. Для этого лучше носить длинные и жесткие ласты с большой площадью лопастей. Ползать по дну с аквалангом в них неудобно, а вот в толще воды они позволяют парить, совершая медленные и плав­ные гребки при высокой скорости спуска. Легкость погружения мо­жно также обеспечить созданием небольшой отрицательной плаву­чести тела на поверхности воды, и тогда человек свободно и без лиш­них усилий опускается на дно, сохранив запас воздуха.

 

Подъем на поверхность

Легкое желание вдохнуть можно перебороть или обмануть, со­вершая быстрые глотательные движения. При его неумолимом уси­лении рекомендуется все бросить и подниматься на поверхность. Только не надо страдать и ждать головокружения от кислородного голода! Если вы собираете раковины на глубине 3 м, это не страшно, но на глубинах более 10 м не забывайте, что вам еще предстоит подъ­ем, во время которого ваши легкие будут расширяться, а парциаль­ное давление кислорода соответственно упадет. Главное — вовремя остановиться!

Подниматься на поверхность следует плавно и медленно — так же, как опускались. Ускоряя подъем бешеной работой ластами, вы не только приближаете первый глоток свежего воздуха, но и значи­тельно увеличиваете расход кислорода и выделение СО2. Что при­близится раньше — же­ланный воздух или гипо­ксия — сказать трудно. Плавные же и несколько ленивые движения лас­тами требуют минималь­ных затрат дефицитного кислорода. Снизу по­верхность, играющая бликами, кажется сияю­щей и великолепной. Поднимите руку вверх, чтобы не напороться на какое-нибудь препят­ствие, и остатками "вы­хлопного" воздуха очи­стите трубку от воды.

Медитация

Если вы способны впадать под водой в своего рода медитативное состояние — вас можно поздравить. Способность отрешиться от все­го земного и "настроиться" на волну подводного бытия позволит вам не только полностью расслабиться и замедлить сердечный ритм, но и оказаться в этаком состоянии ДЗЕН. И вот тогда вы действительно почувствуете себя частью океана, одним из тех созданий, что парят и плавают в толще воды, вызывая зависть у всего сухопутного. Вы на время забудете, что у вас нет жабр — настолько комфортной и есте­ственной вам покажется жизнь под водой. Пугливые экзотические рыбы позволят вам подобраться к себе вплотную. И дело даже не в том, что вы не высасываете шумно воздух и не пускаете гирлянды пу­зырей из акваланга, не делаете резких движений и не гоняетесь за крабами. Это единение с природой трудно описать или понять, его можно лишь ощутить. Попробуйте!

 

 

Вход в воду

Любое погружение начинается со входа в воду. Вход с берега прост: надеваем ласты непосредственно у кромки воды или полосы прибоя и заходим в воду спиной вперед. С палубы корабля можно спуститься по трапу, что, кстати, весьма неудобно делать в ластах, иди эффектно спрыгнуть тем или иным способом — в зависимости от высоты борта (берега, пирса, платформы, скалы) и исходного по­ложения. Положение 1, самое обычное. Подводник стоит на палубе (пирсе, платформе, скале) и прыгает вниз "солдатиком", оттолкнувшись обе­ими ногами или сделав большой шаг вперед.

 

Положение 2. Подводник сидит на перилах (поручнях, транце) спиной к морю, перекатывается назад и падает спиной в воду, остав­ляя ноги полусогнутыми, а туловище — переломленным в поясе.

Положение 3. Подводник сидит на краю палубы (скалы, пирса, платформы) низко над водой. Из этого положения удобно соскольз­нуть вниз, оттолкнувшись одной рукой от края палубы (скалы, пирса, платформы).

Положение 4. Кувырок вперед со входом в воду ногами очень удо­бен и эффектен при прыжках с высокого борта, но требует опыта и тренировки. Во время прыжка следует одной рукой прижимать мас­ку к лицу, чтобы она не слетела.

Умение плавать с трубкой необходимо всем!

Умение хорошо плавать и нырять с дыхательной трубкой необхо­димо подводнику. Нередко приходится покрывать большую дистан­цию, чтобы добраться с берега или борта до места погружения, и на­оборот. Поэтому аквалангист сохранит много воздуха в баллонах для подводной работы, если все перемещения по поверхности воды со­вершит при помощи дыхательной трубки. Во время погружения вас может отнести приливом или течением от страхующего судна, и ког­да вы подниметесь с жалкими остатками воздуха в акваланге, вам придется взять трубку в зубы и самим выбираться на берег. Умение хорошо плавать с трубкой неоднократно спасало аквалангистам жизнь в штормовом море. Лучше не попадать в подобные ситуации, но всегда надо быть к ним готовыми.

 

Глава 4.2. Язык общения

Перед поездкой в другую страну мы стараемся выучить извест­ный минимум нужных слов на незнакомом языке. Тогда проще путе­шествовать и общаться с окружающими. Точно так же, собираясь под воду, необходимо выучить водолазный язык. Поскольку челове­ческая речь под водой не помощник, приходится невербально об­щаться знаками, а также при помощи частотных световых, звуковых и механических сигналов.

Знаки

При дневных погружениях в воду с достаточной видимостью об­щение происходит при помощи знаков. В каждой стране и даже в ка­ждом клубе или центре погружений используют особенные знаки, придуманные людьми, которые вместе отдыхают или работают. Одна­ко существуют базовые сигналы, общепринятые для всех подводни­ков мира. Если вы вооружены знанием этого своеобразного эсперан­то, вас поймут аквалангисты любой национальности на всех морях.

Как правило, аквалангисты погружаются в парах или небольших группах, возглавляемых инструктором или опытным подводником. Отвечая за жизнь младших товарищей, старший группы постоянно контролирует самочувствие и запас воздуха у подводников, отдавая команды сообразно с конкретной обстановкой. На все его запросы следует отвечать соответствующим знаком. При возникновении проблемы не надо совершать необдуманных самовольных действий:

объясните инструктору, что с вами случилось, и он примет правиль­ное решение. Главное — точно изложить ему свои ощущения на не­богатом, но выразительном и достаточном невербальном водолазном языке.

Основные знаки руками


 
 




 

 

Кроме эталонных, есть сигналы, официально не признанные, но всем понятные.

 
 

 

Приказы старшего группы или партнера дублируют, показывая, что все понятно, а на его вопросы отвечают соответствующим зна­ком. Отсутствие ответного сигнала расценивается как ЧП и считает­ся поводом для подъема пострадавшего, а, следовательно, и всей группы на поверхность.

Ночные сигналы

Минимальная видимость в глубокой темноте делает ночные по­гружения повышенно опасными. Лишь лучик фонаря высвечивает узкий сектор пространства. В темноте легко потерять и ориентацию, и партнера. Такие же условия в морях с мутной водой, где на глуби­не 50 м черно как в фотокомнате. В темноте на близком расстоянии используют обычные сигналы рукой, подсвеченные фонарем. На дальнем расстоянии применяют световые сигналы.

- Движения фонаря по большому кругу: "ОК? Да, все ОК".

- Движение фонаря по вертикали (или по горизонтали): "Что — то не в порядке, появилась проблема". После этого сигнала следу­ет немедленно подплыть к партнеру для выяснения ситуации.

Частотные сигналы

Механические сигналы

До изобретения жилета—компенсатора аквалангисты погружа­лись на спусковом конце, т.е. на веревке, обмотанной вокруг пояса подводника, которую держал страхующий в лодке или на берегу. Вы­тягивая конец из воды, страхующий помогал подводнику выбирать­ся на поверхность. Сейчас спусковой конец широко используется в нестандартных погружениях, например, на сильном течении, в под­водные пещеры или под лед.

- Дернули один раз: "Все ОК?" Рывок в ответ: "Да, все нормально".

- Дернули два раза; "Проверь запас воздуха". В ответ один рывок: "Да все в порядке".

- Дернули три раза: "Начинай (или начинаю) подъем на поверх­ность".

- Дернули четыре раза: "Тревога, срочно выходи (выхожу) из воды!"

Профессиональные водолазы, работающие на грунте в вентили­руемом снаряжении — в медных шлемах и свинцовых ботах исполь­зуют конец для самых разнообразных сигналов: например, два раза дернуть и потрясти означает команду "иди влево", а потрясти три раза — "стой на месте". Аквалангистам же достаточно и четырех ос­новных сигналов, тем более что в море, да еще при волнении легко ошибиться, приняв воздействие течений или волн за сигналы "потря­сти" или "потянуть".

Частотные сигналы, лежавшие в основе общения через спусковой конец, широко используют и в общении другими методами: похло­пывания рукой по плечу партнера или отчетливые рукопожатия в кромешной темноте, световые сигналы — мигание фонаря или дру­гого источника света, звуковые сигналы и проч.

Звуковые сигналы

Звук распространяется под водой прекрасно, поэтому звуковые сигналы высокоэффективны для связи страхующего с подводни­ком. Принцип тот же, что и в других частотных сигналах: один сиг­нал — вопрос — ответ "ОК"; два сигнала — "проверь запас воздуха";

три — "начинай (начинаю) подъем на поверхность"; четыре — "тревога, выходи (выхожу) немедленно". Как издавать звуки — это уж зависит от фантазии их издающего. Чаще всего стучат металличес­кими предметами по борту корабля (ниже ватерлинии!) или друг о друга. Можно, например, завести подвесной мотор п—ное число раз. Однажды ночью мы собирали научный материал; в единствен­ном фонаре сели батарейки. Наши руки были заняты питомзами и другим оборудованием, и мы не могли общаться похлопыванием по плечу. Пришлось разговаривать при помощи... выдохов. Команда из трех отчетливых выдохов с пузырями и с добавлением голоса была услышана и понята.

***

Общение аквалангистов между собой посредством сигналов — необходимость и характерная особенность подводного плавания. Без взаимопонимания риск несчастного случая резко возрастает, но о взаимовыручке и взаимопомощи во время совместных погружений — отдельная глава.

 

Глава 4.3. Базовые упражнения

Многие начинающие подводники первое время очень боятся по­гружаться под воду с аквалангом; им страшно опуститься даже на ка­фельное дно бассейна. Другим на первый взгляд кажется, что плава­ние с аквалангом — сущий пустяк, не требующий никаких особых знаний и навыков: подумаешь, закинул аппарат за спину, засунул ле­гочник в рот — и вниз! Подводное плавание с аквалангом не требует чрезмерного мускульного или умственного напряжения, но первая же мелочь, нарушившая ваше спокойствие, может вьтзвать панику, шок и стать причиной гибели. Например, когда в маску заливается на глубине вода, а человек не знает, как ее оттуда убрать, выход из поло­жения один — немедленный подъем на поверхность. И хорошо еще, если он не впадет в панику и не наглотается воды по дороге наверх.

Таким образом, главная задача любого курса подготовки аквалан­гистов — избегать и не допускать неблагоприятных ситуаций под во­дой. Для этого необходимо хорошо освоить снаряжение и грамотно им пользоваться. В процессе тренировок практические навыки, при­емы и умение обращаться со снаряжением доводятся до автоматиз­ма. Только тогда в море подводник сможет устранить возникшую проблему. Например, постоянное запотевание маски способно пре­вратить погружение в настоящее мучение, которое, как правило, за­канчивается быстрым всплытием наверх. Грамотный подводник, не отвлекаясь от основного занятия, наберет в маску немного воды, бы­стро и непринужденно промоет и очистит ее.

Практически все ситуации, способные вывести подводника из равновесия, хорошо известны и систематизированы. За полвека су­ществования легководолазного спорта отработаны приемы и прави­ла поведения, помогающие подводнику устранить создавшуюся опа­сность. Учебный курс, собственно, и состоит из отработки приемов, не освоив которые, лучше в море не ходить. Проще всего их отраба­тывать в бассейне, где тихо и спокойно, а на белом кафельном дне нет никаких отвлекающих внимание объектов (фото 4.1). Начальная степень или звание в любой подводной федерации означает, что че­ловек уже владеет минимальным набором базовых приемов и навы­ков, и его можно допускать к погружениям на открытой воде.

Очистка маски от воды

Маска позволяет нам видеть и, таким образом, увереннее чувство­вать себя под водой. Попробуйте закрыть глаза и подвигаться на ули­це: вы будете чувствовать себя очень неуверенно и робко. Под водой же полная потеря видимости и ощущение холодной воды особенно неприятны. Проблемы с маской возникают часто: она запотевает, протекает, случайно срывается с лица посторонним предметом, рвет­ся или выскакивает затылочный ремень, ломается замочек на ремне, край фланца загибается и служит причиной протекания маски. Опас­нее всего неожиданная потеря маски — она может вызвать шок. По­этому очистка маски от воды — важнейший базовый прием, без отли­чного владения которым не стоит даже и думать о погружениях.

Для очистки маски следует нажать на ее верхнюю часть или же слегка оттянуть нижнюю. Затем делается мощный выдох через нос, в течение которого голова с маской запрокидывается вверх, где маску возвращают в нормальное положение. Обычно это делают при пря­мом вертикальном положении головы, когда вверху находится собст­венно верхняя часть маски; вертикальное положение тела при этом необязательно, поскольку часто приходится очищать маску во время плавания или каких-либо работ на дне. Главное — понимать суть приема, которая заключается в вытеснении воды из подмасочного пространства воздушными пузырями в направлении сверху вниз.

Несмотря на простоту приема, многие осваивают его только на втором занятии. Основные ошибки при его выполнении:

- слишком сильное оттягивание нижнего края маски;

- выдох через рот, а не через нос;

- запрокидывание вверх одной лишь маски, в то время как лицо остается в вертикальном положении;

- недостаточно сильный выдох;

- запоздалое возвращение маски в исходное положение (когда в нее уже снова залилась вода);

- неправильное положение головы при выдохе.

Все ошибочные действия корректируют во время тренировок.

Нахождение легочного автомата под водой

В подводной практике нередко приходится вынимать и вставлять загубник под водой: например, при смене дыхательной трубки на ле­гочник, если шланг за что — то зацепился, или перед погружением по­сле входа в воду с берега и т.д. Потеря легочника на глубине и неспо­собность его быстро найти таит в себе реальную угрозу паники и утопления. Основная ошибка в таких случаях — поиск самого легочно­го автомата, который может болтаться где — то за спиной или нахо­диться вверху, зацепившись за водоросли или какую — нибудь сваю. Значительно легче найти шланг регулятора. Сделать это можно дву­мя способами.

1. Поднять руку вверх за голову к первой ступени регулятора, и, обнаружив нужный шланг, провести по нему рукой до легочно­го автомата.

2. Слегка наклониться вправо и сделать круговое движение пра­вой рукой — шланг с легочником окажется у вас на руке. Для облегчения задачи можно левой рукой приподнять баллон за днище.

Легочник вставляют в рот и очищают от воды сильным выдохом или, значительно реже, нажатием на кнопку принудительной подачи воздуха. Оба способа хороши, но первый более естественный, а вто­рой легче, если воздуха в легких для выдоха осталось мало. Осторож­но сделав первый вдох, восстанавливают равномерное дыхание.

Дыхание партнеров из одного легочного автомата

В настоящее время большинство аквалангистов используют сис­тему "октопус" (осьминог), представляющую собой основной регу­лятор со вторым легочным автоматом на удлиненном шланге сред­него давления (см. главу 2.6). Если у партнера закончился воздух на глубине, вы даете ему этот легочник и спокойно поднимаетесь на по­верхность. В некоторых федерациях, однако, многие подводники и сегодня погружаются с одним легочником в регуляторе, и вот тогда приходится делиться им с теми, кто остался без воздуха.

Начинается "совместное" дыхание с того, что тот, кто вовремя не заметил недопустимого падения стрелки на манометре, подплывает к партнеру и показывает ему недвусмысленный знак, проводя ребром ладони по горлу. Лучше подплывать с левой стороны, чтобы удобнее было передавать легочник, расположенный в составе регулятора, как правило, справа. Хозяин воздуха делает вдох и дает "просителю" свой легочник, берясь другой рукой за его компенсатор или аппарат.

Тот, что с пустыми баллонами, кладет одну руку на легочник (точнее, на руку своего благодетеля) и вставляет загубник в рот, а другой ру­кой крепко держит своего спасителя. Сделав два дыхательных цикла, отдает легочник "хозяину". Так они, дыша из одного источника, и поднимаются наверх. Есть мнение, что держать регулятор, передавая его акцептору, следует не за сам легочник, а за основание шланга — так, чтобы тот мог нажать на кнопку принудительной подачи возду­ха, если воздуха в его легких для очистки легочника уже не осталось.

Несколько усложненное упражнение — дыхание из альтернатив­ного источника в движении, когда донор и акцептор, крепко "обняв­шись" и передавая друг другу единственный легочный автомат через каждую пару дыхательных циклов, плавают на заданной глубине.

 

Наиболее распростра­ненные ошибки при вы­полнении упражнения:

- донор, отдавая това­рищу легочник, уби­рает с него свою ру­ку;

- донор сам вставляет свой загубник в рот просителю слишком настойчиво и забот­ливо;

- перед передачей ле­гочника партнеру донор делает два ды­хательных цикла (как и велено инст­руктором), завер­шая их, однако, не вдохом, а выдохом;

- партнеры не держат друг друга, поэтому их разносит в стороны так далеко, что легочник уже невозмож­но передавать руками;

- акцептор заходит к донору со стороны регулятора (как правило, справа), и, чтобы передать легочник клапанами выдоха вниз, приходится неестественно перекручивать его шланг.

Аварийное всплытие

Название этого упражнения говорит само за себя — оно предна­значено для выживания в экстремальной ситуации, связанной с не­возможностью дыхания по какой-либо причине — например, после израсходования всего воздуха в баллонах, или из — за неспособности открыть резерв. В этом случае подводнику приходится резко всплы­вать на поверхность. Тренировочная отработка подобной ситуации весьма полезна и эффективна для избежания паники и нерешитель­ности при возникновении реальной аварии в море. В то же время, данное упражнение иногда приводит к баротравме легких, если не выдыхать воздух в процессе всплытия. Неопытный подводник посто­янно находится в напряженном и даже стрессовом состоянии, упус­кая из виду многие элементарные вещи и не замечая болевых ощу­щений, которые, кстати, под водой притупляются. Неприятное ощу­щение или боль в груди замечают лишь на поверхности, когда уже поздно что-либо исправить. Из-за неоднократных несчастных случаев, происходивших прямо в бассейне, отношение подводного сообщества к этому упражнению неоднозначно. Категорически не рекомендуют имитировать аварийное всплытие с большой глубины, поскольку большинство травматических случаев произошло именно во время отработки аварийного всплытия с глубины 15 — 20 м. Вы­полнять упражнение лучше на небольшой глубине — 3 — 4м. Тогда опасность баротравмы из — за неправильного выполнения минималь­на. Делают упражнение следующим образом. Легочник вынимают изо рта, правую руку вытягивают вверх, левую кладут на инфлятор компенсатора и начинают всплытие на ластах или легким надувани­ем КП, вращаются вокруг оси и постоянно смотрят вверх. Скорость всплытия необходимо удерживать в рамках дозволенного — не боль­ше 18 м/мин — путем стравливания воздуха из КП. При этого необ­ходимо постоянно выдыхать воздух, выпуская цепочку пузырей. Стандарты федерации PADI в целях избежания возможности баро­травмы предусматривают имитацию этого упражнения движением на ластах по горизонтали с регулятором во рту, но с постоянным вы­дохом и обязательным произнесением непрерывного звука "А—а—а—а".

 

 

Отключение и подключение к аквалангу

Самое интересное и сложное упражнение, требующее демонст­рации необходимых аквалангисту навыков, умение плавать, нырять, управлять собственным телом и снаряжением. Суть его заключается в том, что подводник полностью снимает с себя снаряжение под во­дой и, оставив его на дне бассейна, поднимается на поверхность. За­тем он должен нырнуть на дно, подключиться к аппарату и всплыть уже полностью экипированным. Разумеется, речь не идет о том, что­бы снимать и одевать под водой гидрокостюм! В игре участвует лишь акваланг — с жилетом—компенсатором или без оного, маска, грузо­вой пояс и ласты.

Все предметы снаряжения снимают в строгой и логичной после­довательности:

1. Снимают аппарат и аккуратно кладут его на дно, не забывая предварительно сдуть КП и продолжая дышать из легочника.

2. Снимают ласты и располагают их под аппаратом, чтобы они не уплыли.

3. Снимают маску и закрепляют ее под аквалангом, чтобы ее не отнесло в сторону.

4. Вынимают загубник, кладут регулятор на аппарат и поднима­ются на поверхность, не забывая при этом выдыхать. Подключение к аппарату производится в обратном порядке.

1. Ныряют на дно, спокойно ложатся рядом с аквалангом, придер­живаясь за него рукой. Вставляют легочный автомат в рот и на­чинают неглубокое дыхание.

2. Надевают и очищают маску.

3. Надевают ласты.

4. Надевают комплект: акваланг на лямках или с жилетом — ком­пенсатором.

5. Всплывают на поверхность.

Кажется, все очень просто и понятно, но на практике данное уп­ражнение оказывается очень трудным, поскольку требует умения нырять с задержкой дыхания, очищать маску и легочный автомат от воды, грамотно пользоваться снаряжением, не суетиться и четко со­блюдать очередность действий. Не случайно оно служит одним из контрольных тестов во многих дайв — школах.

Практически никому из начинающих подводников отключение и подключение к аппарату не дается с первого раза. Рассмотрим основ­ные проблемы, возникающие при отработке упражнения.

· Если не выдуть из компенсатора весь воздух, снятый аппарат немедленно всплывет. Иногда можно видеть забавную картину:

- акваланг с ускорением поднимается наверх, а рядом, усиленно дыша из натянутого регулятора, всплывает и сам хозяин комп­лекта.

- Сняв аппарат, человек приобретает положи­тельную плавучесть — особенно если глубоко и часто дышит. Его тянет вверх, он упирается, уси­ленно работая ногами, и поэтому не может снять остальное снаряжение. Некоторые тянут за со­бой и акваланг, вцепив­шись зубами в легочник и сражаясь с положитель­ной плавучестью. Такое поведение, кстати, может повредить регулятор. В этом случае нужно при­держиваться за акваланг, как за якорь, и стараться работать на выдохе, делая короткий вдох и затем длинный глубокий выдох.

· Чтобы перехитрить плавучесть, многие снимают акваланг поз­же ласт, а надевают — перед ластами. Это неправильно! Чело­век ни в коем случае не должен оставаться в воде с аквалангом за спиной и без ласт на ногах: в таком состоянии он беспомо­щен, ибо плавает с большим трудом.

· Нередко возникает психологический дискомфорт: дышать мо­жно из легочника, но аппарат не за спиной, а лежит рядом — вдруг его отнесет куда — нибудь?

· Похожий страх перед сложной задачей заставляет забывать уже отработанные упражнения, без которых подключение к аппарату под водой невозможно; возникают проблемы с очист­кой легочника — и тогда курсант заглатывает воду, или с очист­кой маски — и тогда в ней плещется вода; человек не может до­нырнуть до дна — на 4 — 6м, хотя до того все хорошо получа­лось.

· От неуклюжего поведения, вызванного неопытностью, случа­ются забавные недоразумения: теряется маска, уплывают лас­ты, лямки акваланга запутываются в узел и т.д.

Опыт показывает, что у человека, освоившего ранее все компо­ненты упражнения, трудностей при его выполнении не возникает.

Компенсация плавучести

Успех и безопасность практически любого подводного погруже­ния зависят от умения аквалангиста регулировать свою плавучесть. Множество несчастных случаев произошло из — за неспособности с ней справиться — как правило, сохранить ее нейтральной. В одних случаях подводники не могли остановить падение на глубину, в дру­гих — замедлить выбрасывание на поверхность. Мелкие же непри­ятности с положением тела в толще воды происходят постоянно. Чтобы достигнуть ощущения комфортности в воде, нормально пла­вать и следовать плану погружения, необходимо легко и быстро из­менять свою плавучесть — так, как хочется или требуется. Поэтому особое внимание в процессе подготовки аквалангистов обращают на отработку приемов компенсации плавучести.

Плавучесть изменяют при помощи "встроенного" компенсатора — легких, емкость которых достаточно велика, чтобы определять по­ложение тела в толще воды. Делая выдох, мы уменьшаем объем тела и, следовательно, архимедову силу, и опускаемся вниз. Делая глубо­кий вдох, мы увеличиваем силу выталкивания и всплываем. Именно при помощи легких подбирают грузовой пояс — так, чтобы под по­верхностью воды обеспечить нейтральную плавучесть, а при первом же выдохе начать спуск без движений ластами. Легкие — удивитель­но послушный и эффективный инструмент, умение пользоваться ко­торым даст замечательные результаты.

Значительное увеличение веса подводника, одетого в гидрокос­тюм, нацепившего акваланг и грузовой пояс, да еще взявшего в руки фотокамеру со вспышками, уменьшает роль легких в регуляции пла­вучести. Главной становится роль компенсатора плавучести, сделан­ного в виде жилета или ошейника. Подробное устройство и принципы пользования рассмотрены в главе 2.8. Знать КП мало — необходи­мо еще и уметь обращаться с ними на практике. В общем это несло­жно: нажатием на одну кнопку сдуваем КП и опускаемся, нажатием на другую надуваем КП воздухом и поднимаемся.

Таким образом, КП работает как плавательный пузырь у рыб. Од­ним из критериев мастерства подводника является умение правиль­но пользоваться КП и непринужденно регулировать собственную плавучесть так, как того требует конкретная ситуация, с минималь­ными усилиями и без лишних движений вверх—вниз. В федерации PADI даже есть спецкурс, который так и называется — Совершенная демонстрация плавучести. Грамотное владение КП проявляется не только в неподвижном зависании в толще воды, но и на спуске и всплытии. Скорость спуска и всплытия также контролируют при по­мощи КП: падение вниз замедляют, надувая КП нажатием кнопки надува на инфляторе, а всплытие замедляют, сдувая КП нажатием кнопки стравливания. На первых порах бывает трудно правильно вычислить тот объем воздуха, который поможет всплыть, погрузить­ся или остановиться на заданной глубине. Автоматизм и непринуж­денность в управлении компенсатором приходят с опытом, но полу­чить базовые навыки можно и нужно в бассейне при помощи не­скольких упражнений.

Для того, чтобы человек прочувствовал эффективность КП и зря не утруждал легкие, все упражнения лучше выполнять с сильным пе­регрузом, что достигается при помощи грузового пояса. Достаточно навесить на человека 12 кг свинца, и он поневоле начнет пользовать­ся компенсатором.

Первое упражнение — так называемый "маятник". Человек ста­новится ногами (обутыми в ласты) на дно и начинает потихоньку сду­вать свой КП, постепенно наклоняясь и ложась на дно животом. За­тем он так же встает на ноги, надувая КП. Поклоны повторяются не­сколько раз, причем делать их следует, не отрывая ног от поверхно­сти дна и не взлетая вверх. Другой вариант "маятника" заключается в таких же поклонах, но с использованием легких. Подбирается ней­тральная плавучесть, так чтобы при выдохе подводник ложился жи­вотом на дно, а при вдохе вставал вертикально на ласты, и делал все это, не отрывая кончиков ласт от поверхности дна.

Другое упражнение заключается собственно в установке нейт­ральной плавучести в толще воды: надо зависнуть неподвижно на за­данной глубине без помощи ласт. Разумеется, на малой глубине ды­хание и ритмические изменения объема легких мешают полной не­подвижности, поэтому допустимы некоторые колебания плавучести.

Обычно работа с КП осуществляется нажатием кнопок инфлятора, т.е. автоматически. Желательно отработать надувание ком­пенсатора ртом — вдыхая через легочник и выдыхая в инфлятор. Это сложнее, но именно так и погружались с первыми компенсато­рами, переделанными из авиажилетов.

Более сложный момент в освоении КП — спасение "утопающе­го". Подробно о методах и различных аспектах спасения и, в частно­сти, подъема пострадавшего на поверхность рассказывается в главе 4.10. Здесь же мы рассмотрим эту проблему с методической точки зрения. В экстремальной ситуации партнер хватает одной рукой по­страдавшего за лямку жилета или аппарата, а другой берется за ин­флятор спасаемого и надувает его жилет. Если спасаемый находится в сознании и дышит, но не способен к самостоятельным движениям, при всплытии следует сделать декомпрессионную остановку или ос­тановку безопасности. Для этого необходимо зависнуть вдвоем на определенной глубине при помощи одного лишь компенсатора спасаемого. Если это удается, можно считать, что компенсатор плавуче­сти стал вашим надежным другом.

Глава 4.4. Подготовка к погружению

Любое погружение начинается с планирования, которое включа­ет тщательную разработку всех этапов погружения, начиная с подбо­ра, проверки и подготовки снаряжения и заканчивая его высушиванием после выхода из воды. Грамотное планирование гарантирует безопасность и успешное проведение подводной экскурсии, но это отдельная тема для разговора (см. главу 4.7).

Отправной пункт путешествия в подводное царство — подвод­ный центр, где вы берете в аренду снаряжение, заказываете транс­порт, катер, инструктора, гида и проч. Если только центр не распола­гается непосредственно у причала с катером или у места входа в во­ду, снаряжение всех участников погружения загружают в машину, которая затем едет на причал с ожидающим судном или на место по­гружения на берегу. Перед отъездом вы лично должны удостове­риться, что все необходимое в машине. Проверьте еще раз: маска с трубкой, ласты, баллон, регулятор с манометром (консолью), гидро­костюм, компенсатор, грузовой пояс, нож, фонарик и приборы — в наручном варианте или в консоли. Все индивидуальное снаряжение — кроме самих баллонов и грузов — следует продуманно и аккурат­но уложить в бак, ящик или сумку, чтобы ничего не повредить — так, чтобы предметы можно было доставать в порядке сбора комплекта и одевания. Например, сбор комплекта начинают с присоединения КП к баллону и накручивания регулятора — значит, они должны лежать сверху. Последними одевают ласты — значит, с них надо начинать укладывать сумку. Это особенно важно при погружениях с катера или судна, где пространство строго ограничено и любой беспорядок в снаряжении крайне нежелателен, неправильная укладка сумки приводит к тому, что предметы, которые надевают позже, вынимают, чтобы добраться до КП, оказавшегося на дне, и раскидывают по па­лубе. Кто-то нечаянно на них может наступить, или же смоет за борт волной.

Подготовка снаряжения и сбор комплекта акваланга к погруже­нию включает следующие действия в порядке их выполнения:

· наружный осмотр баллонов;

· прикрепление жилета — компенсатора плавучести (КП) к балло­ну;

· накручивание регулятора на баллон и подключение его шланга к инфлятору КП;

· открывание запорного вентиля и проверка давления в баллонах по манометру;

· проверка подачи воздуха в легочник двумя — тремя вдохами из основного и альтернативного легочников;

· проверка КП: надувание его до предела и проверка работы стравливающего клапана, сдутие КП при помощи инфлятора и стравливающих клапанов;

· сбор и подгонка грузового пояса соответственно конкретным условиям погружения;

· подготовка маски с трубкой, ласт и сопутствующих предметов снаряжения;

· подготовка костюма, бот и перчаток.

Когда все снаряжение собрано, проверено и расположено рядом в месте, наиболее удобном для одевания, аквалангист начинает оде­ваться — желательно, синхронно со своими партнерами. Он надевает последовательно:

· гидрокостюм с ботами;

· нож и наручные приборы;

· грузовой пояс;

· ласты — или комплект акваланга, если надо идти к месту входа в воду;

· комплект акваланга (при использовании нагрудного КП поверх его лямок надевают грузовой пояс, а уже затем — акваланг);

· маску с трубкой.

Технические подробности вышеперечисленных действий описа­ны в Части 2.

Погружение с берега

Как правило, машина под­водного центра подъезжает к берегу или пирсу, откуда и за­планировано начать подвод­ное путешествие. Разложите снаряжение на ровном месте, подготовьте комплект и на­деньте гидрокостюм. Сложите одежду и закройте машину. Затем, надев грузовой пояс и подготовленный комплект, на­деньте маску на лоб или шею, возьмите в руки ласты и рабо­чее оборудование: питомзу для сбора материала, фото— или видеоаппаратуру, конец для подъема тяжестей на поверхность или для погружения в пещеру и проч. В таком виде шагаете к воде, там надеваете ласты, сдвигаете маску на лицо, затем прыгаете или входите в воду.

Погружение с борта судна

Место выполнения и последовательность шагов подготовки сна­ряжения зависят от размеров судна и удаленности места погруже­ния от стартовой позиции. Рассмотрим несколько вариантов.

1. Судно большое, и на палубе достаточно места для спокойной сборки комплекта и его надевания. Тогда лучше погрузить все оборудование на судно и готовиться во время перехода к месту погружения.

2. Судно большое, но на море поднялось волнение, а место погру­жения совсем близко — напротив причала. Удобнее собрать комплект и облачиться в гидрокостюм на берегу, а пояс и аква­ланг надеть непосредственно перед входом в воду.

3. Катер небольшой, и на палубе тесно, а место погружения дале­ко от суши. Снаряжение готовят на берегу, надевают гидрокос­тюм, грузят готовый комплект в катер и надевают его уже на месте перед входом в воду.

4. Катер маленький, место погружения далеко от причала, но ря­дом с каким — нибудь островом или другим берегом. Лучше за­грузить разобранное снаряжение в лодку, высадиться на бли­жайшую к месту погружения сушу и уже там полностью экипи­роваться.

5. Лодка маленькая, а место погружения совсем рядом с прича­лом. В данном случае можно полностью одеться на берегу и, ко­гда лодка подойдет к месту погружения, прыгнуть в воду.

6. Корабль такой большой, что прыгать в воду с его борта (высо­той более 3 м) опасно. В таких случаях погружаются обычно со шлюпки, куда загружают уже собранные комплекты. Аквалан­гисты надевают гидрокостюмы на палубе, спускаются в шлюп­ку и полностью экипируются, отплыв от судна к месту погру­жения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных