Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творческие достижения выдающихся хореографов-новаторов




Ф. Дельсарта, Е. Далькроза, Р. Лабана, К. Йосси

План

1. Ф. Дельсарта - изобретатель школы "основных движений"

2. Е.Ж. Далькроз и его "ауритмика"

3. Р. Лабан - основатель "театра аутентичного жеста"

4. К. Йосси - представитель немецкой школы "свободного танца"

Цель занятия: выработать у аудитории определенные умения и навыки по выполнению творческих заданий (составление викторин, анкет, сообщений и т.д.)

Задачи

1. Письменно (в виде тезисов) ответить на вопрос (согласно плана).

2. Подготовить доклады и сообщения по темам (одно сообщение по выбору согласно плану).

3. Составить викторину по творчеству данных художников.

4. Разработать творческие анкеты соответствии биографических данных

1. Ф. Дельсарта (1811 - 1871 гг.) Привели к поискам системы движений и выразительных средств печальные события его биографии. Занимаясь пластикой у неопытных преподавателей, он лишился возможности стать артистом, посвятить себя сцене. Дельсарта изучал "телесные движения", пластическую выразительность детей, взрослых, душевнобольных. Он тщательно отбирал жесты, пытался систематизировать их по смысловому значению, эмоциональной окраской. Наконец, Дельсарта "составил школу основных движений, допускала бесконечные изменения и степени, благодаря противопоставлением движений рук и ног". Но Дельсарта, как и многие другие, предлагали заменить классическую танцевальную школу новой пластикой, не создал системы и разработанной методики его преподавания. Отдельные открытия и положения Дельсарта были использованы педагогами художественной гимнастике.

Ф. Дельсарта систематизировал свои наблюдения и использовал их для анализа актерской игры, а также для создания художественной образности. Все движения он разделил на три группы (центробежные, центростремительные, нейтральные) и разработал шкалу их различных сочетаний по аналогии с системой музыкальных тональностей. Критерием красоты служила естественная пластика человеческого тела, а выразительность, по мнению теоретика, рождалась из пропорциональности силы и скорости движения эмоциональному состоянию человека.

2. Другим источником модерна, что существенно повлияло на формирование танца, была система Э. Жака Далькроза (1865 - 1950 гг.) - "Еуритмика". Он пропагандировал ритмику, как способ воспитания воли, укрепления здоровья, гармоничного развития человека. В ритмике Далькроз видел и путь к возрождению искусства, воссоединение разрозненных искусств. Далькроз никогда специально не занимался танцем. На уроках сольфеджио он развивал чувство ритма у своих учеников, доводя его до самого тонкого усовершенствования. Далькроз начал устраивать в Геллерау и Женеве массовые выступления своих учеников. Он считал, что "обучение ритмике есть только подготовкой к специального художественного обучения и само собой не является искусством, за исключением отдельных частных случаев..."

Ритмопластичний танец развился на основе дунканизму, но был во многом противоположен ему. Он не был произвольным трактовкой этой тематической программы, разные части тела создавали как бы пластины, контрапункт, в котором движения танцовщика соответствовали отдельным звучанием музыки. Но даже в своих первых постановках "Луна и нарцисс" на свободную музыку, "Орфей" на музыку Глюка, Далькроз воплотил не только структуру музыкальных произведений, но и передал их эмоциональное содержание, что потребовало уже чисто пластической выразительности жеста и позы.

3. Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма был австрийский хореограф и единомышленник Далькроза Р. Лабан, который выступал против безраздельного господства музыки над танцем. Впоследствии Лабан становится не только ведущим танцором, хореографам, теоретиком, но и одним из создателей танца модерн. Лейтмотивом его творчества, было сделать танец самостоятельной областью искусства. Он и его ученики создали в 1922 г. труппа, выступавшая с гастролями по всему миру.

Р. Лабан занимался поисками новых путей использования танца, работал над созданием "театра аутентичного жеста". В ранний период своего творчества он много работает над импровизацией, задает танцорам общие контуры композиции, среди которых они создавали свой собственный танец. Он говорил, что в центре его драмы - Вселенские вопросы, поиск новых альтернативных форм жизненного опыта, в котором танец играет заглавную роль, а для этого нужно было подвергнуть танец анализа. Посвятил много лет созданию системы анализа и записи танца, получивший в дальнейшем известность как "лабанотация". Он искал общие законы движения - не просто новый стиль, а универсальную систему независимую от других стилей. В то время это звучало революционно. Вдохновленный работами Платона и Пифагора, как и философией экспрессионизма, призывал изучать движения в системе человека с космосом. За движениями тела, писал он: "скрытый и забытый всеми пейзаж, земля молчания, царство души". Целью его было найти общие законы - "хореографический порядок" - движения, занимался народными танцами, анатомией, фольклором, архитектурой и даже кристаллографии. Эта идея основана на том принципе, что танец - это не непоследовательность шагов, а независимый средство выражения, со своими внутренними законами, понятиями и структурой. Самой важной находкой является то, что инструмент экспрессии, как считал хореограф, - есть не тело, а пространство. Он отображает внутреннюю природу движения.

Таким образом, он сосредоточил внимание на теле в пространстве, а не на расположении частей самого тела. В своих попытках продвинуть анализ движения, он создал две концепции - кореотику и евкинетику.

Кореотика - исследование пространственных форм в танце. Хореограф считал, что законы гармонии универсальны, ее формы повторяются и в кристалле и в человеческих желаниях, и в танце. Законы пространственной гармонии подобные гармонии музыкальной и, как считал Лабан, могут быть проверены математикой - вернее, геометрией. В противоположность балета, который использует несколько позиций, систему, Лабан использует в своей работе всевозможные направления человеческого тела.

Евкинетика - исследование выразительной динамики танца. Лабан писал: "человек движется для того, чтобы удовлетворить любую потребность. Для нее эмоциональный ритм определяет ритм движения. Если ритмы внутренние и внешнее не уравновешены, то танец будет слишком физическим, телесным. Разные ритмы имеют разные характеристики.

Р. Лабан работает главным образом без музыки, считая, что ритм проводится телом - тело создает свою собственную музыку. Он отрицал идею о том, что тело - всего лишь инструмент музыкальной интерпретации. Обозначил внутренний импульс, вызывает движение усилиям, "мускульной энергией", характер которого зависит от внутренней установки на принятие или отвержение обстоятельств, которые влияют на движение, силы, времени, течения, пространства движения. В таком виде усилия имеет определенные выразительные характеристики. Лабан также определил связь усилия с внутренней мотивацией. Соответственно этому, сила связана с физическими функциями, время - с интуицией, пространство - умственными функциями, а течения - с эмоциями. Движение приобретает выразительных качеств, становится осознанным жестом только в связи с другими движениями, которые ему предшествуют и ему следуют. Установил тесную зависимость между элементами, входящими в усилия, и направлениями в пространстве. Также хореограф обнаружил, что каждое внутреннее усилие имеет свою внешнюю - хореотичну форму. Эта идея была использована и для подготовки актеров. Он выделил физические типы, и нашел присущие каждому из них движения, стремясь к идеальному телу, ценя бесконечные возможности, которые несут с собой телесные вариации. Лабан свойственно внимание к телу в целом, а не отдельных его частей, как в балете или некоторых народных танцах. Идея о том, что ощущение вызывает движение, а не просто шаги, легла в основу танца-театра.

Для обоснования своих взглядов он обратился к философско-эстетических учений Древней Индии, пифагорейцев и неополитоникив. В теоретической труда "Кинетография" Лабан изложил универсальную концепцию танцевального жеста, которая может быть примененной для описания всех пластик-динамических характеристик движений, независимо от того, к какой национальной, стилевой и жанровой категории они принадлежат. Не менее существенной для формирования эстетики танца модерн была мысль его о том, что художественно осмысленное движение должно быть выражением внутренней жизни его создателя, а не содержанием музыки. Наиболее полную реализацию своих идей, он получил в постановке "мерцающие ритмы", которая выполнялась без музыкального сопровождения.

Лабан как и Дункан и Далькроз, был, прежде всего, строителем новой культуры.

4. Учеником Р. Лабана был К. Йосси, представитель так называемой "немецкой школы", танцовщик и хореограф, который стоял у истоков свободного танца. Его деятельность была направлена на создание нового танцевального театра. Будучи сторонником современного танца, он осознал необходимость синтеза выразительного танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Верный последователь Лабана, Курт Йосси, создатель знаменитой школы "Фолькванг", повернул танец в театр, а классический тренаж - в школьные классы. Но, закрыв доступ в профессию босоногим дилетантам, он все же остался верен духу нового танца, считая, что личность важнее технику.

ТЕМА II






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных