Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И ПРЕДРОМАНТИЗМ В ДРАМЕ КОНЦА XVIII ВЕКА




С точки зрения разума и трезвого анализа буржуазной дей­ствительности, для просветительского оптимизма по мере раз­вития буржуазного общества оставалось все меньше оснований. Поэтому просветители искали опоры для утверждения своего Жизненного идеала в эмоциональных сторонах человеческой при-

роды. Жизнь чувства была для них тем маяком человечности, ориентируясь на который они надеялись спасти свои идеалы в бурном море противоречий буржуазного строя.

Такова была основа нового течения в драме, развившегося в третьей четверти XV111 века. Это течение соответствовало сенти­ментальному направлению в области романа, где его главными представителями были Лоренс Стерн и Оливер Гольдсмит. (От­метим при этом, что в своих драматических произведениях Гольдсмит еще не следовал принципам сентиментализма.)

Сентиментализм в просветительской литературе второй поло­вины XVIII века следует отличать от сентиментальности рома­нистов и драматургов первой половины столетия. Автор про­славленных романов «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» Са-муэль Ричардсон и его единомышленники драматурги Лилло и Мур видели в чувстве ненадежного руководителя человеческой жизни. Герои мещанских трагедий Лилло и Мура погибали именно вследствие того, что повиновались своим чувственным влечениям. Сентиментальность этих драматургов заключалась в том, что они стремились растрогать зрителей зрелищем бед и несчастий, обрушивающихся на человека, который слепо следует своим инстинктам. В отличие от этого сентименталисты второй половины XVIII века именно в-чувстве видели источник веры в разрешимость общественных противоречий. Учителем многих из них был французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, про­поведовавший культ чувства и идею возврата к природе, к тому изначальному «естественному» состоянию, в котором человек >был свободен от оков сословной цивилизации.

Типичным представителем сентиментализма в английской.драматургии второй половины XVIII века был Ричард Кембер-:ленд (1732—1811), в произведениях которого мы находим весь комплекс просветительских идеалов в их сентименталистском варианте.

В комедии «Братья» (1769) герои выброшены корабле­крушением на пустынный берег Корнуолла. Здесь, на лоне при­роды, благополучно разрешаются все конфликты, усложнявшие их жизнь: вражда уступает место дружбе, зло и зависть — взаи­мопомощи. Устанавливается всеобщее царство мира и любви.

Своему наиболее прославленному произведению «Вестиндиец» (1771) Кемберленд предпослал предисловие, носившее характер литературного манифеста; «Мне пришло в голову, что было бы оригинально и обнаружило бы вместе с тем мою любовь к чело­вечеству, если бы я вывел характеры лиц, которых обычно изоб­ражали на сцене как предмет насмешек и оскорблений, предста­вив их в таком свете, чтобы примирить общество с ними и их примирить с обществом. Тогда я стал присматриваться к обществу, чтобы обнаружить тех, кто был жертвой его националь­ных, сословных или религиозных предрассудков, короче — тех страдальцев, которые нуждались в защитнике. Из них я за­мыслил выбрать и создать героев моих будущих драм. Я решил постараться очертить их в столь выгодном свете, чтобы вызвать у зрителей жалость и уважение к ним».

В этой декларации Кемберленда достаточно ясно обнаружь вается социальная направленность сентиментализма. Сентимента­листы выступают как защитники прав человека не только от феодального произвола, но и от тех форм гнета, которые были порождены развитием буржуазного общества. Представителям этого течения было, однако, неясно, что утверждающиеся буржу­азные порядки вытекали из природы, из существа нового соци­ального строя*. Они казались им пережитками старого, случай­ным нарушением жизненных норм. Спасения от несправед­ливостей они искали в обращении к природе и в апелляции к добрым чувствам человека.

Герой комедии Кемберленда Белькур — подлинное дитя при­роды. Уроженец Вест-Индии, не искушенный цивилизацией, ов, как и подобает «естественному человеку», лишен эгоизма, прямо­душен, откровенен и обладает врожденным благородством. Эти свои качества он всячески проявляет в ходе действия пьесы, хотя бы это даже было в ущерб ему. В положительном свете вы­веден Кемберлендом ирландец майор О'Флаэрти, вспыльчивый, но добрый и честный человек. Такая обрисовка образа ирланд­ца была новшеством для английской литературы. Шовинизм английских поработителей Ирландии в некоторой степени отра­зился также в литературе и театре, где было довольно широко распространено насмешливое изображение представителей этого народа (вспомним, например, образ сэра Люциуса О'Триггера в «Соперниках» Шеридана). Изображение Кемберлендом ирландца в качестве положительного персоиажа было вызовом писателя по отношению к националистическим предрассудкам английской

буржуазии.

В комедии «Вестиндиец» зло представлено в образах персо­нажей, характерными чертами которых являются хищничество и корыстолюбие. Таковы богатая ханжа леди Распорт, трактирщик Фульмер и его жена. Эта троица все время препятствует устрой­ству счастья молодых героев комедии Белькура и Чарльза Дедли,

В своей критике буржуазии Кемберленд, однако, не заходил настолько далеко, чтобы посягать на буржуазный правопорядок вообще. Коварным буржуа он противопоставлял добрых и чест­ных представителей этой среды. В этом и проявлялось непони­мание им того, что зло и общественные пороки являются' не следствием «испорченности» тех или иных людей, а результатом

определенной системы общественных отношения. Оптимизм Кем-берленда проявлялся в том, что он верил в благополучное раз­решение жизненных конфликтов. Не случайно, что в его творче­стве преобладал жанр комедии.

Кризис просветительского оптимизма привел к появлению предромантической драматургии, близкой по своей идейной и художественной направленности к литературе «ужасов и тайн», породившей жанр готического романа. Внешним признаком этого направления было обращение к средневековой тематике, что и сказалось в наименовании литературы этого рода «готической» (этим словом в XVI1! I веке называли все, связанное со средне­вековьем).

Существо этого направления состояло в том, что оно в завуа­лированной форме отразило крах просветительских идеалов, их несоответствие действительности. Сторонники этого течения опро­вергали оптимистический взгляд на человеческую природу, отри­цали возможность гармонического разрешения общественных противоречий. Однако им самим социальные основы зла были не ясны. Причины человеческих бедствий и страданий пред­ставлялись им таинственными. Остюда та атмосфера тайны, которая царит в готической драме, как и в готическом романе.

Как и в просветительской литературе, конфликты лосят здесь также семейнО'-бытовой характер, но они достигают трагической напряженности.

Первые черты этого течения в драме получили выражение в творчестве Джона Гома (1722—1808). В его трагедии «Дуглас» (1756) главным драматическим мотивом является тайна проис­хождения героя. Отец Дугласа, не зная, что это его сын, убивает его из ревности, так как подозревает его в близких отношениях со своей женой леди Рандольф. Если в этой пьесе Джон Гом использовал фольклорные мотивы старинных народных баллад Англии и Шотландии, то в трагедии «Роковое открытие» (1769) он обратился к сюжетным мотивам из «Поэм Оссиана» Джемса Макферсона — произведения, содержавшего поэтическую обра­ботку древних гельских преданий, восходивших к первым векам нашей эры. Гельский вождь Катул обещает свою дочь Ривайну в жены королю пиктов Дурстану. Она же любит морвенского принца Ронана. Ее обманывают, сообщая о мнимой гибели Ро-нана, но ее брат разоблачает эту ложь. Дурстан пытается силой добиться своего. Ривайна и Ронан погибают, но их смерть со­всем непохожа на гибель Ромео и Джульетты. Зло, воплощенное в Дурстане, оказывается могущественнее любви юных героев трагедии.

• Отметим, что при постановке этой пьесы на сцене по­становщики не решились порвать со сценическими традициями своего времени и дали на сцене обычную обстановку классицист -ской трагедии. Древние жители Британии, гелы и пикты, высту­пали в обычных придворных костюмах XVIII века, а местом действия был дворец в античном стиле.

Один из создателей готического романа, Горейс Уолпол (1717—1797) перенес типичные черты этого жаира и в драму, создав трагедию «Таинственная мать» (1768). Основным моти­вом пьесы является кровосмешение. Трагизм ситуации заклю­чается в том, что жизненные обстоятельства создают клубок со­вершенно противоестественных отношений между персонажами. Сын графини Нарбон влюбляется в девушку, которая оказывает­ся дочерью его и его матери. Мать-кровосмесительница кончает самоубийством. Хотя пьеса Уолпола не была поставлена на сце­не, но ее печатное издание оказало некоторое влияние на разви­тие драматургии готического направления. К этому же роду пьес принадлежала мелодрама Метью Грегори Льюиса (1775— 1818) «Призрак замка» (1797), которая является первым само­стоятельным произведением этого жанра, популярного в театре первой половины Х1!Х века.

Готическая драматургия, получившая значительное распро­странение в последние десятилетия XVIII века, уже выходит за рамки просветительской литературы. Она является предшествен­ницей романтического театра.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных