ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ И ПРЕДРОМАНТИЗМ В ДРАМЕ КОНЦА XVIII ВЕКАС точки зрения разума и трезвого анализа буржуазной действительности, для просветительского оптимизма по мере развития буржуазного общества оставалось все меньше оснований. Поэтому просветители искали опоры для утверждения своего Жизненного идеала в эмоциональных сторонах человеческой при- роды. Жизнь чувства была для них тем маяком человечности, ориентируясь на который они надеялись спасти свои идеалы в бурном море противоречий буржуазного строя. Такова была основа нового течения в драме, развившегося в третьей четверти XV111 века. Это течение соответствовало сентиментальному направлению в области романа, где его главными представителями были Лоренс Стерн и Оливер Гольдсмит. (Отметим при этом, что в своих драматических произведениях Гольдсмит еще не следовал принципам сентиментализма.) Сентиментализм в просветительской литературе второй половины XVIII века следует отличать от сентиментальности романистов и драматургов первой половины столетия. Автор прославленных романов «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» Са-муэль Ричардсон и его единомышленники драматурги Лилло и Мур видели в чувстве ненадежного руководителя человеческой жизни. Герои мещанских трагедий Лилло и Мура погибали именно вследствие того, что повиновались своим чувственным влечениям. Сентиментальность этих драматургов заключалась в том, что они стремились растрогать зрителей зрелищем бед и несчастий, обрушивающихся на человека, который слепо следует своим инстинктам. В отличие от этого сентименталисты второй половины XVIII века именно в-чувстве видели источник веры в разрешимость общественных противоречий. Учителем многих из них был французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, проповедовавший культ чувства и идею возврата к природе, к тому изначальному «естественному» состоянию, в котором человек >был свободен от оков сословной цивилизации. Типичным представителем сентиментализма в английской.драматургии второй половины XVIII века был Ричард Кембер-:ленд (1732—1811), в произведениях которого мы находим весь комплекс просветительских идеалов в их сентименталистском варианте. В комедии «Братья» (1769) герои выброшены кораблекрушением на пустынный берег Корнуолла. Здесь, на лоне природы, благополучно разрешаются все конфликты, усложнявшие их жизнь: вражда уступает место дружбе, зло и зависть — взаимопомощи. Устанавливается всеобщее царство мира и любви. Своему наиболее прославленному произведению «Вестиндиец» (1771) Кемберленд предпослал предисловие, носившее характер литературного манифеста; «Мне пришло в голову, что было бы оригинально и обнаружило бы вместе с тем мою любовь к человечеству, если бы я вывел характеры лиц, которых обычно изображали на сцене как предмет насмешек и оскорблений, представив их в таком свете, чтобы примирить общество с ними и их примирить с обществом. Тогда я стал присматриваться к обществу, чтобы обнаружить тех, кто был жертвой его национальных, сословных или религиозных предрассудков, короче — тех страдальцев, которые нуждались в защитнике. Из них я замыслил выбрать и создать героев моих будущих драм. Я решил постараться очертить их в столь выгодном свете, чтобы вызвать у зрителей жалость и уважение к ним». В этой декларации Кемберленда достаточно ясно обнаружь вается социальная направленность сентиментализма. Сентименталисты выступают как защитники прав человека не только от феодального произвола, но и от тех форм гнета, которые были порождены развитием буржуазного общества. Представителям этого течения было, однако, неясно, что утверждающиеся буржуазные порядки вытекали из природы, из существа нового социального строя*. Они казались им пережитками старого, случайным нарушением жизненных норм. Спасения от несправедливостей они искали в обращении к природе и в апелляции к добрым чувствам человека. Герой комедии Кемберленда Белькур — подлинное дитя природы. Уроженец Вест-Индии, не искушенный цивилизацией, ов, как и подобает «естественному человеку», лишен эгоизма, прямодушен, откровенен и обладает врожденным благородством. Эти свои качества он всячески проявляет в ходе действия пьесы, хотя бы это даже было в ущерб ему. В положительном свете выведен Кемберлендом ирландец майор О'Флаэрти, вспыльчивый, но добрый и честный человек. Такая обрисовка образа ирландца была новшеством для английской литературы. Шовинизм английских поработителей Ирландии в некоторой степени отразился также в литературе и театре, где было довольно широко распространено насмешливое изображение представителей этого народа (вспомним, например, образ сэра Люциуса О'Триггера в «Соперниках» Шеридана). Изображение Кемберлендом ирландца в качестве положительного персоиажа было вызовом писателя по отношению к националистическим предрассудкам английской буржуазии. В комедии «Вестиндиец» зло представлено в образах персонажей, характерными чертами которых являются хищничество и корыстолюбие. Таковы богатая ханжа леди Распорт, трактирщик Фульмер и его жена. Эта троица все время препятствует устройству счастья молодых героев комедии Белькура и Чарльза Дедли, В своей критике буржуазии Кемберленд, однако, не заходил настолько далеко, чтобы посягать на буржуазный правопорядок вообще. Коварным буржуа он противопоставлял добрых и честных представителей этой среды. В этом и проявлялось непонимание им того, что зло и общественные пороки являются' не следствием «испорченности» тех или иных людей, а результатом определенной системы общественных отношения. Оптимизм Кем-берленда проявлялся в том, что он верил в благополучное разрешение жизненных конфликтов. Не случайно, что в его творчестве преобладал жанр комедии. Кризис просветительского оптимизма привел к появлению предромантической драматургии, близкой по своей идейной и художественной направленности к литературе «ужасов и тайн», породившей жанр готического романа. Внешним признаком этого направления было обращение к средневековой тематике, что и сказалось в наименовании литературы этого рода «готической» (этим словом в XVI1! I веке называли все, связанное со средневековьем). Существо этого направления состояло в том, что оно в завуалированной форме отразило крах просветительских идеалов, их несоответствие действительности. Сторонники этого течения опровергали оптимистический взгляд на человеческую природу, отрицали возможность гармонического разрешения общественных противоречий. Однако им самим социальные основы зла были не ясны. Причины человеческих бедствий и страданий представлялись им таинственными. Остюда та атмосфера тайны, которая царит в готической драме, как и в готическом романе. Как и в просветительской литературе, конфликты лосят здесь также семейнО'-бытовой характер, но они достигают трагической напряженности. Первые черты этого течения в драме получили выражение в творчестве Джона Гома (1722—1808). В его трагедии «Дуглас» (1756) главным драматическим мотивом является тайна происхождения героя. Отец Дугласа, не зная, что это его сын, убивает его из ревности, так как подозревает его в близких отношениях со своей женой леди Рандольф. Если в этой пьесе Джон Гом использовал фольклорные мотивы старинных народных баллад Англии и Шотландии, то в трагедии «Роковое открытие» (1769) он обратился к сюжетным мотивам из «Поэм Оссиана» Джемса Макферсона — произведения, содержавшего поэтическую обработку древних гельских преданий, восходивших к первым векам нашей эры. Гельский вождь Катул обещает свою дочь Ривайну в жены королю пиктов Дурстану. Она же любит морвенского принца Ронана. Ее обманывают, сообщая о мнимой гибели Ро-нана, но ее брат разоблачает эту ложь. Дурстан пытается силой добиться своего. Ривайна и Ронан погибают, но их смерть совсем непохожа на гибель Ромео и Джульетты. Зло, воплощенное в Дурстане, оказывается могущественнее любви юных героев трагедии. • Отметим, что при постановке этой пьесы на сцене постановщики не решились порвать со сценическими традициями своего времени и дали на сцене обычную обстановку классицист -ской трагедии. Древние жители Британии, гелы и пикты, выступали в обычных придворных костюмах XVIII века, а местом действия был дворец в античном стиле. Один из создателей готического романа, Горейс Уолпол (1717—1797) перенес типичные черты этого жаира и в драму, создав трагедию «Таинственная мать» (1768). Основным мотивом пьесы является кровосмешение. Трагизм ситуации заключается в том, что жизненные обстоятельства создают клубок совершенно противоестественных отношений между персонажами. Сын графини Нарбон влюбляется в девушку, которая оказывается дочерью его и его матери. Мать-кровосмесительница кончает самоубийством. Хотя пьеса Уолпола не была поставлена на сцене, но ее печатное издание оказало некоторое влияние на развитие драматургии готического направления. К этому же роду пьес принадлежала мелодрама Метью Грегори Льюиса (1775— 1818) «Призрак замка» (1797), которая является первым самостоятельным произведением этого жанра, популярного в театре первой половины Х1!Х века. Готическая драматургия, получившая значительное распространение в последние десятилетия XVIII века, уже выходит за рамки просветительской литературы. Она является предшественницей романтического театра. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|