Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 5 страница




Брыльска (Brylska) Барбара (р. 1941), польская актриса. Окончила художественный лицей, затем актерский факультет Лодзинской киношколы. Снялась в массовке фильма «Калоши счастья» (1958), однако реальным дебютом актрисы стала небольшая роль в ленте «Их будни»/«История одной ссоры» (1963). Популярность Брыльске принесли роли Камы в «Фараоне» Е. Кавалеровича и Эвы в фильме «Потом наступит тишина» Януша Моргенштерна — обе 1966, Кристины в исторической эпопее «Пан Володыевский» (1968) Е. Гофмана, две роли — Марии и Анны — в картине «Польский альбом» (1970) Я. Рыбковского, Эвы в ленте «Анатомия любви» (1972) Р. Залуского. Со второй половины 70-х годов на польском экране воцаряется новый тип героини — агрессивный, напористый, самостоятельный, а в большей степени лирическая, женственная, мягкая героиня Брыльской больше не находит спроса у польской режиссуры. И актриса все реже и реже снимается на родине, и все чаще — у режиссеров из сопредельных стран: в СССР, Болгарии, ГДР, Чехословакии, превращаясь как бы в экспортный киносимвол польской женщины, а, говоря точнее, просто женщины любой национальности. Среди этих картин: фильмы про индейцев «След Сокола» (1967) и «Белые волки» (1968), военная эпопея «Освобождение» (1970—1972) Ю. Озерова, историко-революционный роман «Города и годы» (1973) А. Зархи, современная лирическая комедия «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975, Государственная премия СССР—77) Э. Рязанова, политический детектив «Тихий американец в Праге» (1978). В последнее время Брыльска снимается крайне редко.

Ракса (Raksa) Поля (р. 1941), польская актриса. В 1964 окончила Высшую школу театра и кино в Лодзи. Дебютировала в кино еще в 1960 («Сатана из седьмого класса»). Артистическое обаяние Раксы заключалось в чистоте и свежести ее молодости. Это позволило актрисе сыграть роли молодых варшавянок в фильмах 60-х годов — «Их будни», «Беата» и др., заслужив признание польских зрителей. В 1965 снялась в неглавной роли в фильме А. Вайды «Пепел» — сложной экранизации романа С. Жеромского, однако это трудно назвать серьезной драматической ролью, так как Ракса оказалась всего лишь одной, притом далеко не самой яркой краской в многоцветной режиссерской палитре картины, анализирующей острые проблемы польской истории. Популярность актрисы в нашей стране связана прежде всего с ее ролями в советских лентах «Ноктюрн»(1966) и «Зося»(1967), где она сыграла простых и трогательных девушек военного времени, а также благодаря участию в схожем по тематике сверхпопулярном в СССР телесериале «Четыре танкиста и собака» (1966—1969).

Шикульска (Szykulska) Эва (р. 1949), польская актриса. В 19-летнем возрасте дебютировала в кино, снявшись в венгерском фильме «Крестины». Играла небольшие роли современных девушек как в коммерческих фильмах (комедия «Человек с ордером на квартиру», 1969), так и в серьезных психологических драмах («Игра» Е. Кавалеровича», 1969). Окончила Высшую театральную школу в Варшаве в 1972 и стала театральной актрисой, редко снимаясь в кино. На ее своеобразную «историческую» фактурность обратили внимание режиссеры из СССР, где она и сыграла свои лучшие кинороли — женщин 19 века: француженку Полину Гебль, влюбленную в участника декабристского восстания, сосланного в Сибирь («Звезда пленительного счастья» В. Мотыля, 1975) и Аполлинарию Суслову, первую страсть в жизни Достоевского («26 дней из жизни Достоевского» А. Зархи, 1981), а также героиню конца 20-х годов — Зину, подругу писателя, в фильме по автобиографическому сценарию Е. Габриловича «Объяснение в любви» (И.Авербах, 1978). Несколько раз снималась в странах бывшего соцлагеря. А кино «польской школы» 70—80-х годов не обратило на Шикульску никакого внимания.

Янда (Janda) Кристина (р. 1952), польская актриса и режиссер. Окончила музыкальную школу, лицей изящных искусств, в 1975 — Варшавскую театральную школу. В 1976—1987 — актриса театра «Атенеум» в Варшаве. Затем работала в театре «Повшехны». На сцене сыграла более тридцати ролей, среди которых — Нина Заречная, Медея, фрекен Юлия, Мегги в «Кошке на раскаленной крыше». В кино дебютировала ролью Агнешки в фильме А. Вайды «Человек из мрамора» (1976), сразу же выдвинувшись в ряд первых актрис польского экрана. Эта же необыкновенно агрессивная и взрывчатая манера игры свойственна была и другим киноработам актрисы в конце 70-х — начале 80-х годов: «Без наркоза» (1978), «Дирижер» (1979), «Человек из железа» (1981), все — режиссера Вайды, «Допрос» (1982, выпуск — 1989, премия за роль на МКФ в Канне-90) Р. Бугайского. В последующие годы амплуа Янды меняется — она все чаще снимается в ролях лирических, романтических, даже меланхоличных, правда, время от времени возвращаясь к своему прежнему облику («Любовники моей мамы», 1985, Р. Пивоварский). С 1980 много снимается за рубежом — в Венгрии, ФРГ, Франции. Среди этих фильмов — «Мефистофель» (1981), «Жар» (1983), «Лапута» (1986, премия за роль на МКФ в Монреале). В общей сложности сыграла в кино и на телевидении более восьмидесяти ролей. Награждена Орденом Кавалера изящных искусств во Франции. Дебютировала как театральный режиссер музыкальной драмой «Нарисовано на стекле» по пьесе Э. Брылля. В Театре телевидения поставила «Гедду Габлер» Ибсена и «Сид» Корнеля. В 1995 дебютировала в кинорежиссуре фильмом «Косточка» (и в главной роли). Ее дочь — молодая актриса Мария Северин (отец — актер Анджей Северин), снялась в ленте «Смена чувств» (1993) Р. Пивоварского.

Шаполовска (Szapolowska) Гражина (р. 1953), польская актриса. Играла в театре пантомимы. Окончила в 1977 Высшую театральную школу в Варшаве. Выступала на сцене «Театра на Воли» и Национального театра в Варшаве. Снималась на телевидении с 1974, а в кино — с 1977, но, обладая красотой роковой женщины, вряд ли могла вписаться в «кино морального беспокойства» того периода и была вынуждена появляться в ретро-постановках (телесериал «Кукла», 1977; фильм «Отель класса «люкс», 1979) или в небольших ролях («Грешная жизнь Франтишека Булы», 1980). Подлинное открытие Шаполовской произошло в более утонченном и эстетском венгерском кино («80 гусаров», 1978; «Глядя друг на друга», 1982; «Лепестки, цветы, венки», 1984; «Хануссен», 1988), после чего на актрису обратили особое внимание также и польские кинорежиссеры: Сильвестер Хенциньский («Великий Шу», 1982), Кшиштоф Кесьлевский («Без конца», 1984; «Короткий фильм о любви», 1988), Филипп Байон («Магнат», 1986) и их более молодые коллеги («Через прикосновение», 1985; «Табу», 1987), пытаясь разгадать тайну сексуально притягательных женщин, которые подчас скрывают за этим собственное одиночество и непонимание. Однако более простое амплуа заграничной незнакомки, загадочной фурии понадобилось не только в советских или российско-польских лентах («Загон», 1986; «Первая встреча, последняя встреча», 1987; «Прекрасная незнакомка», 1992), но и в итальянских картинах, в которых теперь чаще всего выступает Шаполовска: «Наказание» (1990), «Абиссиния» (1992), «Пункт бегства» (1993).

Фигура (Figura) Катажина (р. 1962), польская актриса. В кино — с 17 лет, в том числе снималась в фильмах известных режиссеров — «Без конца» (1984) К. Кесьлевского, «Га-га, слава героям» (1985) П. Шулькина, «Интимный дневник грешника, написанный им о себе» (1986) В. Е. Хаса, «Сезон чудовищ» (1987, Венгрия) М. Янчо. Но получила известность в лентах 1987 года «Поезд в Голливуд» Р. Пивоварского и «Кингсайз» Ю. Махульского, которые не без остроумия обыграли привлекательную внешность и фигуру актрисы, оправдывающей свою фамилию, а также своеобразный миф о «польской Мэрилин Монро». Потом играла в западноевропейских («Центральный вокзал», 1988; «Стиральная машина», 1991) и североамериканских картинах («Без промахов», 1991; «Игрок», 1992; «Смертельное прошлое», 1993; «Готовое платье», 1994). В 1997 снялась в фильме Ежи Штура «Любовные истории».

Грушка (Gruszka) Каролина (Karolina) (р. 1980), польская актриса. Снималась в фильмах «Концерт до минор Фредерика Шопена» (1993), «Господня накидка» (1996), «Госпожа Никто» (1996), «Spona» (1997), «Деды» (1997), «Жемчужина» (1997), «Метод Альсибиадеса» (1997), в российских фильмах «Русский бунт» (2000), «В августе 44-го» (2000).

Цибульский (Cybulski) Збигнев (1927 — 1967), польский актер. Учился в торговой академии и Высшей школе журналистики. В 1953 окончил Высшую театральную школу в Кракове. Дебютировал в театре «Выбжеже» в Гданьске. Основал вместе с Б. Кобелей студенческий театр «Бим-Бом» (был художественным руководителем) и «Театр разговоров», ставил пьесы Ионеско, Кокто, Дюрренматта, Сартра. В 1961 переехал в Варшаву, где работал в театре «Атенеум». В кино дебютировал эпизодической ролью Костека в фильме А. Вайды «Поколение» (1955). Наиболее значительной работой в кино, принесшей Цибульскому ни с чем не сравнимую популярность в Польше и за ее пределами, была трагическая роль Мацека Хелмицкого в ленте Вайды «Пепел и алмаз» (1958), которая сделала его символом поколения, вышедшего из войны «с горечью поражения на устах». В этом амплуа нового воплощения традиционного романтического героя, который проигрывает, но остается победителем, польский кинематограф продолжал эксплуатировать актера и в дальнейшем. Среди важнейших ролей: Венцек в «Кресте за отвагу» К. Куца и Сташек в «Поезде»/«Загадочном пассажире» Е. Кавалеровича — обе 1959, Яцек в фильме «До свиданья, до завтра» Я. Моргенштерна (Цибульский также соавтор сценария, во многом для него автобиографического) и Эдмунд в «Невинных чародеях» А. Вайды — обе 1960, Збышек в новелле Вайды в «Любви в 20 лет» и Виктор в картине «Как быть любимой» — обе 1962. Пытаясь преодолеть это амплуа, в последующие годы актер снимался в жанровых фильмах: комедиях, детективах, костюмных мелодрамах, приключенческих лентах — «Преступник и девушка», «Девушка из банка» и «Их будни»/«История одной ссоры» (1963), «Джузеппе в Варшаве»/«Итальянец в Варшаве» и «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1964), «Полный вперед», «Йовита» и «Преступник оставляет след» (1966). В последние годы жизни работал над сценарием для собственного режиссерского дебюта по повести Т. Конвицкого «Современный сонник», поставил ряд спектаклей на сцене театров «Атенеум» и Театра Польского в Щецине. В 1968 Вайда снял картину «Все на продажу», навеянную жизнью и трагической смертью Цибульского. Через год вышел документальный фильм «Збышек» Я. Лясковского, посвященный памяти актера. Тогда же была учреждена премия имени Цибульского, вручаемая лучшим исполнителям в кино.

Ломницкий (Lomnicki) Тадеуш (1927 — 1992), польский актер, драматург. Учился актерскому ремеслу в студии при Старом театре в Кракове. В 1945 дебютировал на сцене того же театра. В 1951—1956 учился на режиссерском факультете Варшавской театральной школы. На протяжении многих лет играл и ставил спектакли в театре «Вспулчесны» в Варшаве. В 80-е годы художественный руководитель варшавского «Театра на Воли». Ректор Варшавской театральной академии. Актер «представления» необыкновенно широкого диапазона, с несомненной склонностью к гротеску, сатире, балагану. Среди театральных ролей — Макбет, Присыпкин, Артуро Уи, Егор Булычов, Глумов, Тартюф, Петруччо. Дебютировал в кино в 1947 небольшой ролью в фильме «Две бригады». Сыграл на экране около пятидесяти ролей самого разного плана. Наиболее известны: «Пятеро с улицы Барской» (1954, Лютек), «Поколение» (1955, Стах), «Невинные чародеи» (1961, Анджей), «Первый день свободы» (1964, Ян) «Пан Володыевский» (1968, премия за лучшую мужскую роль на МКФ в Москве—69) и «Потоп» (1974, Михал Володыевский), «Человек из мрамора» (1976, Бурский), «…где бы ты ни был, господин президент» (1978, Стажиньский), «Ключник» (1981, князь), «Случай» (1987, Вернер), «Фердидурка» (1991). Автор нескольких пьес, шедших на сценах краковских и варшавских театров.

Микульский (Mikulski) Станислав (р. 1929), польский актер. Начав с 1950 выступать в театре, обратил на себя внимание фактурностью облика — мужественного, открытого, честного парня с волевым и располагающим лицом. Дебютировал в кино в фильме «Первый старт» (1951). В дальнейшем использовал свою внешность, играя современных «рыцарей без страха и упрека» в приключенческих и патриотических лентах, часто о Второй мировой войне («Покушение», 1959; «Крещенные огнем», 1964; «Цвета борьбы», 1965, и др.). Невероятную популярность завоевал (в том числе в СССР) ролью польского разведчика капитана Клосса, действующего в фашистской Германии, снявшись в телесериале «Ставка больше, чем жизнь» (1967—1968). Судьба Микульского весьма показательна — пик его популярности пришелся на 60-е годы, когда герой, соответствующий его фактурности, был востребован логикой развития социалистических стран. В то же время серьезное кино «польской школы», с большим трудом пытавшееся поставить и решить сложнейшие философские и общечеловеческие проблемы в условиях «невостребованности временем», не обратило на талант и фактуру Микульского никакого внимания.

Новицкий (Nowicki) Ян (р. 1939), польский актер. В 1965 окончил актерский факультет Театральной школы в Кракове и был принят в труппу Старого театра, где работает до сих пор. Тогда же дебютировал небольшой ролью капитана Выгановского в фильме А. Вайды «Пепел». Первую крупную роль сыграл в ленте Е. Сколимовского «Барьер» (1966), продемонстрировав редкую пластичность и обаяние, трагическую беззащитность своего персонажа. Герои Новицкого кажутся, на первый взгляд, людьми мужественными, но, по сути, являются неприспособленными к жизненным обстоятельствам. С начала 1970-х он становится одним из самых популярных киноактеров Польши, снимаясь у К. Занусси («Семейная жизнь», 1970; «Спираль», 1978), Р. Залуского («Анатомия любви», 1972), В. Е. Хаса («Санаторий «Под песочными часами», 1973). С середины того же десятилетия, после женитьбы на венгерке Марте Месарош, регулярно снимается в поставленных ею фильмах: «Они вдвоем» (1977), «Почти как дома» (1978), «В пути» (1979), «Наследство»/«Вторая жена» (1980), «Мать, дочь» (1981), «Дневник для моих детей» (1982, выпуск 1984), «Седьмая комната» (1995), «A Szerencse lanyai» (1998), «Маленький Вильно: последний дневник» (2000) и др. Актер продолжает, хотя и с меньшей интенсивностью, работать и в польском кино — «Великий Шу» (1983) С. Хенциньского, «Зигфрид» (1987) А. Домалика, «Лава» (1989) Т. Конвицкого, «Барышни и вдовы» (1991) Я. Заорского. Из театральных ролей наиболее значительны те, которые созданы Новицким в спектаклях А. Вайды — Ставрогин в «Бесах», Великий князь Константин в «Ноябрьской ночи», Рогожин в «Настасье Филипповне».

Пшоняк (Pszoniak) Bойцех (р. 1942), польский актер. Один из любимейших актеров знаменитого режиссера Анджея Вайды с 1972, когда он сыграл роль Иешуа Га-Ноцри в его фильме «Пилат и другие» (по мотивам Булгакова). Снялся в нескольких других фильмах мастера: «Свадьба» (1972, по Выспяньскому), «Земля обетованная» (1975, по Реймонту), и недюжинный актерский талант, проявленный в этих работах, заблистал в полную силу в роли Робеспьера в фильме Вайды «Дантон» (Франция, 1980, по Пшибышевскому). Заявив о себе как о серьезном актере классического польского репертуара, Пшоняк продолжал и далее играть серьезные психологические роли («Горькая жатва», 1985; «Убить священника», 1988, оба А. Холланда; «Завещание убитого еврейского поэта», 1987, Ф. Кассенти); снимался в биографических кинодрамах («Франц Шуберт», 1988, Лехнер; «Корчак», А. Вайда, 1990). В 90-е годы снимается за границей, в основном в фильмах французских режиссеров, в большинстве не очень значительных. У критики пользуется репутацией одного из самых талантливых актеров последней четверти 20 века.

Ольбрыхский (Olbrychski) Даниэль (р. 1945), крупнейший польский актер. Дебютировал в кино еще первокурсником театрального училища в 1964 («Раненый» Я. Насфетера). В 1965 сыграл сложнейшую роль в экранизации романа Ст. Жеромского «Пепел», осуществленной Анджеем Вайдой, и явный успех этой трудной работы послужил началом великолепного взлета карьеры актера. До конца 60-х годов определилось разностороннее дарование Ольбрыхского, способного и на сложные психологические роли современников, например, в фильме «Структура кристалла» (1968) К. Занусси, и на фактурные исторические роли, сыгранные в фильмах «Графиня Коссель» Е. Антчака (1968), «Пан Володыевский» (1969) Гофмана, и острохарактерные комедийные — ср. «Охота на мух» (1969) А. Вайды. Становится любимым актером Анджея Вайды, появляясь во многих его знаменитых фильмах: «Все на продажу» (1969); «Пейзаж после битвы» (1969); «Березняк» (1970); «Свадьба» (1973) по Выспяньскому; «Земля обетованная» (1974) по Реймонту; «Барышни из Вилько» (1979), «Пан Тадеуш» (1999). 70-е годы отмечены обилием крупных ролей в фильмах других режиссеров: «Потоп» по Сенкевичу (1974, Гофман), «Семейная жизнь» (1971, Занусси) и др. Особое место в творчестве Ольбрыхского занимают фильмы венгерского режиссера Миклоша Янчо «Агнец божий» (1970); «Пацифистка» (1971), в прихотливую творческую манеру которого актер сумел органично вписаться. Интернациональная карьера Ольбрыхского получает бурное развитие в 80-е годы, когда он играет сложные роли в фильмах крупных западноевропейских режиссеров: К. Лелуша — «Одни и другие» (1980), Дж. Лоузи — «Форель» (1982), Маргарете фон Тротта — «Роза Люксембург» (1985), а также М. Болоньини, М. Андерсона, Ж. Руффио. Исполнил небольшие, но выразительные роли в фильмах «Невыносимая легкость бытия» (по Кундере, 1987, Ф.Кауфман) и «Я — Иван, ты — Абрам» (1992, И. Зоберман). Мастер польского кино, чрезвычайно известный во всем мире. Впрочем, роль в одной из новелл «Декалога» К. Кесьлевского (1989) — сложная психологическая роль современного польского интеллигента — доказала, что Ольбрыхский нисколько не отдалился и от трудных национальных проблем современной Польши.

Лукашевич (Lukaszewicz) Ольгерд (р. 1946), польский актер. В 1968 окончил Театральную школу в Кракове. Дебютировал на экране студентом в эпизодической роли в фильме «Йовита» (1967). Первую серьезную роль — молодого шахтера — сыграл в ленте «Соль черной земли» (1970) К. Куца, а спустя год последовало как бы продолжение этой роли в картине «Жемчужина в короне». В эти годы Лукашевич все чаще выступает в амплуа болезненно романтических молодых людей «не от мира сего», не пытающихся совладать с жизненными сложностями, смиренно принимающих все удары судьбы. Таковы его Станислав в фильме А. Вайды «Березняк» (1970), Щербиц в ленте В. Боровчика «История греха» (1975), Кекеритц в картине Я. Маевского «Урок мертвого языка» (1979). С возрастом, в начале 80-х годов амплуа Лукашевича меняется — он начинает играть людей взрослых, умудренных жизнью («Лихорадка» А. Холланда, 1980; «Голоса» Я. Киевского, 1982), не стесняется ролей в комедиях (Альберт в «Секс-миссии»/«Новых амазонках» Ю. Махульского, 1984), в костюмных лентах («Верная река» Т. Хмелевского, 1987; «Алхимик» Я. Копровича, 1988), мелодрамах («Дебора» Р. Брыльского, 1994; «Искушение» Б. Сасс-Здорт, 1995). В последние годы часто работает на театральных сценах ФРГ.

Северин (Seweryn) Анджей (р. 1946), польский актер театра и кино. Славу ему принесло участие в фильме Анджея Вайды «Земля обетованная» (1975, по Реймонту). Затем Северин с успехом сыграл еще в нескольких фильмах Вайды («Без обезболивания», 1978; «Дирижер», 1980; «Человек из железа», 1981; «Дантон», 1982, во Франции, по Пшибышевскому). Играя у Вайды не главные, но заметные и концептуально важные роли, он, начав сниматься в 80-е годы на Западе, получил серьезные роли в фильмах крупных западных режиссеров: Режи Варнье («Женщина моей жизни», 1986; «Индокитай», 1991), Питера Брука («Махабхарата», 1990), Марко Беллоккио («Вокруг желания», 1990) и др. Снялся в фильме польского режиссера А. Жулавского «На серебряном глобусе» (1976—1987), разделив трудную судьбу этого фильма, снимавшегося много лет. В 1989 сыграл значительнейшую роль Робеспьера в сериале «Французская революция», сделанный телевидением Франции, однако практически повторив рисунок роли, воплощенный в фильме Вайды «Дантон» другим польским актером — Войцехом Пшоняком, партнером Северина по многим фильмам Вайды рубежа 70 — 80-х годов.

Штур (Stuhr) Ежи (р. 1947), польский актер, сценарист, режиссер. В 1970 окончил филологический факультет Ягеллонского университета в родном Кракове, а два года спустя — актерский факультет Государственной театральной школы. Играл в театре, в том числе в нескольких известных постановках А. Вайды («Бесы», «Ноябрьская ночь», «Преступление и наказание»). В 1971 дебютировал в кино в непритязательной комедии «Миллион за Лауру» и в экзистенциальной драме «Третья часть ночи» А. Жулавского. И в дальнейшем сочетал участие в более коммерческих проектах (включая популярные комедии «Секс-миссия»/«Новые амазонки», 1983; «Кингсайз», 1987; и «Дежа вю», 1989, все — режиссера Ю. Махульского) с игрой в социальных трагикомедиях молодых режиссеров «третьего поколения», впервые прославившись в роли некоего Людвика Данеляка, авантюриста и проходимца в мире шоу-бизнеса, одержимо рвущегося наверх в фильме «Распорядитель бала» (1977, и соавтор диалогов) Ф. Фалька, о котором почти через десять лет была сделана более горькая лента «Герой года» (1986, и соавтор диалогов). Эта же отчасти сатирическая и «морально беспокойная» линия была развита Штуром в картинах К. Кесьлевского («Покой», 1976, выпуск — 1980, и соавтор диалогов; «Шрам», 1976; «Любитель»/«Кинолюбитель», 1979, и соавтор диалогов; «Случай», 1981, выпуск — 1987; десятая новелла в «Декалоге», 1988; «Три цвета: белый», 1993), кроме того, в фильмах: «Провинциальные актеры» (1978) А. Холланд, «Шанс» (1979) Ф. Фалька, «Война миров — следующее столетие» (1981, выпуск — 1983), «О-би, о-ба — конец цивилизации» (1984) и «Га, га, слава героям» (1985) П. Шулькина, «Поезд в Голливуд» (1987) Р. Пивоварского. Однако со сменой общественного строя в Польше прежние персонажи Штура могут быть восприняты не без сарказма и в отношении «новых поляков», но, к сожалению, в связи со сложной ситуацией в кинематографе всех бывших соцстран этот актер лишен возможности реализовать в полной мере свой редкий талант. С 1995 по 2000 год поставил как режиссер 4 фильма, но ленты типа «Список любовниц» (1995, режиссер и автор сценария) не делают ему чести.

Линда (Linda) Богуслав (р. 1952), польский актер, режиссер. В 1974 окончил Театральную школу в Кракове. Выступал на сцене Старого театра в Кракове, затем Театра польского во Вроцлаве. С 1984 работает в Варшаве. На экране дебютировал небольшой ролью в фильме «Дагни» (1977). Первые значительные роли — анархист Грызяк в политической драме А. Холланд «Лихорадка» (1980) и Сен-Жюст в не менее политическом «Дантоне» А. Вайды (1982). После этих лент Линда интенсивно снимается и становится одним из самых популярных актеров молодого поколения. К сожалению, большинство фильмов с его участием во время военного положения в Польше были запрещены цензурой, и имя Линды надолго исчезает из титров польских картин. Перелом происходит лишь в 1987, когда снимаются «с полки» такие ленты, как «Случай» К. Кесьлевского, «Мать Королей» Я. Заорского, «Одинокая женщина» А. Холланд, «Магнат» Ф. Байона. В последующие годы актер активно снимается в Польше, Венгрии, Дании. Наиболее известные фильмы 90-х годов — «Кроль» (1991), «Сауна» и «Псы» (1992), «Приватный город» (1993), «Псы—2» (1995). Во многих из них Линда играет в нервной, подчеркнуто «американской» манере остронегативные роли «новых хозяев жизни»: гангстеров, полицейских, бизнесменов, людей одиноких, жестоких, безжалостных, но, в сущности говоря, психологически беззащитных. Исключение — лирическая роль в картине «Папа» (1995). В 1990 он дебютировал как режиссер фильмом «Сейшелы», в центре которого — судьба нового «потерянного поколения» в нынешней Польше.

Даменецки (Damienecki) Матеуш (Mateusz) (р. 1981), польский актер. Снимался в фильмах «WOW» (1991), «Сорокалетний мужчина» (1992), «Охотник» (1993), «Рождественские песни» (1993), «Кордиан» (1994), «Матери, жены, любовницы» (телесериал, 1995—1997), в российском фильме «Русский бунт» (2000).

Кинематограф Азии.

Япония.

 

Кино как вид искусства появилось в Японии в конце позапрошлого столетия. С «движущимися фотографиями» японцы впервые познакомились в 1896 г., а в 1899 г. уже делали фильмы сами. В 1900 г. появились первые хроникальные ленты. В 1903 г. в Токио открылся первый стационарный кинотеатр, в 1908-м – первая киностудия. В Японии кино во многом развивалось под влиянием театра, театральными были и манера игры актеров (как и в традиционном театре Кабуки, женские роли исполняли мужчины - оннагата), и костюмы, и декорации. До появления звукового кино показ фильмов сопровождал бэнси – живой исполнитель, сидевший рядом с экраном и пояснявший, что происходит на экране. Один из родоначальников японского кино режиссер Макино Сёдзо (1878 – 1929), стал постепенно исключать из кино театральные элементы, его поддержали молодые режиссеры Г.Котани, К.Усихара, Я.Симадзу, Д.Ито, Х.Госе, Я. Одзу и др. Макино Сёдзо приводит на экран первую звезду японского кино – М.Оноэ. Постепенно главным направлением японского кино становится реализм. Возникает новое название кино – эйга. Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были 30-е годы. На экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров, сложилась творческая манера ведущих режиссеров и актеров. Именно тогда сформировались основные черты своеобразия всего японского кино, которые и сегодня отличают национальный кинематограф страны: японским лентам свойственна некоторая замедленность действия и созерцательность, неторопливый монтаж общих и средних планов, повторяемость сюжетов и героев, но главное – лаконизм и простота, столь свойственные вообще художественной культуре Японии. Вторая мировая война дала новый толчок бурному развитию документального кино. Самым значительным в этом жанре стал фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссера К.Ямамото. После войны, во времена американской оккупации первой стала возрождаться именно кинодокументалистика, где проявили себя такие талантливые режиссеры как С.Ямамото, К. Синдо, Т.Имаи. «Золотым веком» для японского кино стали 50-е годы, к этому времени в стране сформировалась «большая шестерка» ведущих японских кинокомпаний - «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо» (обанкротилась в 1961 г.), страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов: 1958 г. - 504 картины; число зрителей, а точнее кинопосещений - почти 1,2 млрд. Именно в 50-е годы благодаря Акире Куросаве мировой зритель узнал и полюбил японское кино. Его фильм «Расёмон» завоевал «Золотого льва» на престижном международном киноконкурсе в Венеции. Наиболее япкими деятелями кинематографа в эти годы были режиссеры Т.Фурукава, К. Итикава и актеры Ю.Исихара, К.Ацуми, К.Курихара, С.Есинага. Интересным явлением в кинематографе Японии и России отмечены 70-е годы, было снято несколько совместных лент: «Дэрсу Узала» с Юрием Соломиным в главной роли, режиссер – Акира Куросава; «Москва – любовь моя», «Шаг» Александра Митты, «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева. Ленты были встречены с интересом в обеих странах. В 80-90-е годы японское кино переживает серьезный кризис, которому способствовали стремительное развитие ТВ и видео, увеличение в прокате доли зарубежного кино, особенно американского, катастрофическое снижение количества зрителей в кинотеатрах. Несмотря на это, японское кино, несколько сдав свои позиции, все-таки продолжало «выживать». На киногоризонте появляются «независимые» молодые режиссеры Т.Морикава, А.Такэда, С. Кояма, Е.Морита, Д.Итами, К.Огури. В центре их внимания современные проблемы. Больших успехов добились японские кинодокументалисты, мастера научно-популярного кино. Развивается мультипликационное кино, появившееся в Японии еще в 20-е годы, сейчас японские полнометражные «мультики», пожалуй, самые популярные в мире. Своей известностью они во многом обязаны выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого называют японским Диснеем. Начиная с 80-х годов, в Японии ежегодно проводятся кинофестивали - Токийский международный фестиваль, фестиваль «Юфуин» (префектура Ойта) и др. Там демонстрируются самые последние работы современных режиссеров. В России ежегодный показ японских фильмов проводится вот уже более 30 лет в рамках фестиваля японской культуры «Японская осень». Одно из последних достижений японского кинематографа – «Гран-при» на международном ХХI Московском международном кинофестивале (1999 г.) получил фильм патриарха японского кино Канэто Синдо «Жажда жизни».

КИНУГАСА Тэйноскэ (1896 — 1982), японский режиссер. Настоящее имя — Когамэ. С 15 лет выступал в труппе кабуки в амплуа оннагата (женские роли), с 1917 года в этом же качестве в кино (в 1919 сыграл роль Лизы в экранизации пьесы Л. Толстого «Живой труп»). Режиссерский дебют Кинугасы — «Смерть младшей сестры» (1920). Под влиянием немецкого экспрессионизма поставил фильмы «Безумная страница» (1926) и «Перекресток» (1928). В жанре «дзидайгэки» снял ленты «Ребенок-фехтовальщик», «Чертополох» и «Звезда мужа и жены» (1927). В 1928 — 31 годы жил в СССР и Германии, встречался с Сергеем Эйзенштейном. Поставил социально-проблемную картину «Перед рассветом» (1931), в которой сказалось влияние приемов монтажа Эйзенштейна. В фильме «Повесть о верности» («Тюсингура») экспериментировал со звуком. Кинугаса снял ряд талантливых «дзидайгэки»: «Летняя осада Осакского замка» (1937), «Принцесса-змея» (1940), «Сражение у Каванакадзима» (1941). Среди множества лент Кинугасы, посвященных эпохе Мэйдзи (конец 19 — начало 20 века) выделяется фильм «Господин на одну ночь» (1946). Международную известность приобрела картина «Врата ада» (1954, главный приз на МКФ в Канне, премия «Оскар» и др.). Вместе с Эдуардом Бочаровым поставил первую советско-японскую ленту «Маленький беглец» (1966, главный приз в конкурсе детских фильмов на МКФ в Москве, 1967). Всего поставил более 100 фильмов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных