Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кинематограф Восточной Европы последних десятилетий. 8 страница




БЕНЕГАЛ Шьям (р. 1934), индийский режиссер. Кузен известного актера и режиссера Гуру Датта. Бенегал с детства мечтал о карьере кинорежиссера. Свой первый фильм снял любительской камерой в возрасте двенадцати лет. Получив высшее образование сначала в области экономики в Хайдарабадском университете, а затем и в институте кино и телевидения в Пуне, Бенегал, прежде чем снимать игровые картины много лет работал в рекламных агентствах, стажировался на телевидении Великобритании и США, делал документальные ленты. Дебют в игровом кино — «Росток» (1974), рассказ о нелегкой судьбе деревенской женщины, принес молодому режиссеру успех. Критики и зрители не могли не отметить профессионализм и высокий художественный уровень фильма. Динамично развивающийся сюжет, прекрасная игра актеров, острая социальная направленность лент становятся «визитной карточкой» Бенегала. В отличие от многих своих коллег по «новому индийскому кино», увлекшихся экспериментами в поисках новых выразительных средств, делая упор на актуальность и злободневность поднимаемых проблем, порой пренебрегая вкусами рядовых зрителей, Бенегал всегда стремился в своих картинах соединить значимость темы со зрелищностью и занимательностью киноматериала. Именно этим прежде всего и объясняется значительный коммерческий успех его лент. Такие фильмы режиссера, как «Конец ночи» (1975), «Век Кали» (1981), «Базар» (1983), «Сардари Бегам» (1996) и многие другие (Бенегал является постановщиком восемнадцати полнометражных игровых картин), привлекли к себе внимание тонкостью психологических портретов героев, интересными изобразительными решениями, выстроенностью сюжетов и продуманностью каждой мизансцены, широким использованием национальной музыки. Бенегал относится к тем режиссерам индийского кино, которые стремятся в своем творчестве соединить технические достижения Запада с углубленным миросозерцанием и философией Востока.

ГОПАЛАКРИШНАН (Gopalakrishnan) Адур (р. 1941), индийский режиссер, актер, сценарист, драматург, писатель. Выходец из богатой семьи, Гопалакришнан в кинематограф пришел не сразу. И хотя его родители слыли меценатами и покровительствовали театру Катхакали, а мальчик с детства был хорошо знаком с миром театра и в восемь лет выступал на сцене, прошел достаточно длительный срок, прежде чем Гопалакришнан сделал окончательный выбор. Сначала он окончил сельскохозяйственный факультет университета, затем работал режиссером в театре. В 1962 поступил на режиссерский факультет киноинститута в Пуне. А по его окончании в 1965 году организовал в Тривандруме производственный кинокооператив для создания авторских фильмов. Восхищаясь творчеством Сатьяджита Рея, многие свои ленты Гопалакришнан делал, находясь под сильным влиянием этого художника. И уже его первая картина «По своей воле» (1972) заставила критиков обратить внимание на творчество Гопалакришнана. Умение режиссера создать особую психологическую атмосферу, убедительно объяснить мотивацию поступков героев, выстроить интересный сюжет отличает большинство его работ. Такие фильмы режиссера, как «Крысоловка» (1983), «Лицом к лицу» (1984), «Монолог» (приз ФИПРЕССИ в Венеции—88), «Стены» (1989), «Человек истории» (1996) неизменно привлекают зрителей остротой поднимаемых вопросов, необычайной убедительностью и достоверностью характеров. Свои взгляды на кинематограф как средство воспитания общества Гопалакришнан изложил в книге «Мир кино»(1983). Также пишет сценарии, статьи, ставит спектакли в театре.

КАПУР Шекхар (Shekhar Kapur) (р. 1945), индийский кинорежиссер. Племянник актеров Виджая Ананда и Дева Ананда. В начале 1970-х годов Шекхар Капур обучался менеджменту в Великобритании. Однако вскоре он вернулся на родину и стал актером в Болливуде. В течение семи лет он состоял в близких отношениях с Шабаной Азми. Больших успехов на актерском попроще Шекхар не достиг и занялся режиссурой. Как постановщик он дебютировал картиной «Невиновный» в 1983 году. Известность ему принесла биографическая лента «Бандитская королева» (1994). Она рассказывала о реальной преступнице Пула Деви, происходящей из низшей касты индийского общества. Этот фильм был замечен на международном уровне и Шекхар Капур получил приглашение поработать в Голливуде. В 1998 году на экраны вышла его историческая картина «Елизавета». Роль английской королевы Елизаветы I в ней сыграла Кейт Бланшетт. Лента снискала большой успех у зрителей и была выдвинута номинантом на приз «Оскар» как лучший фильм года. После этого триумфа режиссер несколько лет работал в Индии, а в 2002 году поставил батально-историческую драму «Четыре пера».

МЕХТА (Mehta) Кетан (р. 1953), индийский режиссер. Относится к числу самых интересных и неординарных режиссеров Индии. Получил образование сначала в Дели в колледже св. Стефана, затем окончил режиссерский факультет киноинститута в Пуне. Некоторое время занимался исключительно документальным кино, затем работал на телевидении, сделал несколько постановок в театре. Внимание к себе привлек документальным фильмом «Опыт Индии» (1979). Дебют Мехты в игровом кино состоялся в 1980, и сразу же его картина «Бхавни Бхаваи» получила две национальные премии, и была отправлена на фестиваль в Нью-Йорк, где также не осталась незамеченной. Последующие работы режиссера, среди которых следует выделить «Праздник Холи» (1984), «Народный театр» (1980), «Рыночная площадь», «Горький перец» (1987) чрезвычайно интересны, прежде всего, тем, что в них автор сумел показать жизнь штата Гуджарат во всем многообразии проявлений, где традиции прошлого смешиваются с нововведениями, а грустное зачастую соседствует со смешным. Яркие человеческие образы этих лент запоминаются надолго. Необходимо отметить и еще одну заслугу Кетана Мехты перед национальным кино — именно в его фильмах впервые по-настоящему раскрылся драматический талант таких интересных индийских актеров, как Смита Патиль, Ом Пури, Нисируддин Шах.

НАИР Мира (р. 1957), индийский кинорежиссер, первая женщина, получившая «Золотого льва» — главную награду Венецианского кинофестиваля. Мира Наир родилась в семье служащего. Образование она получила в ирландской католической школе в Симле и университете в Дели. Как актриса Мира дебютировала на сцене профессионального театра в Дели. В 1976-1979 года она училась в Гарварде и получила ученую степень по социологии. Тогда же Наир начала делать документальные фильмы, которые были отмечены призами на международных кинофестивалях. Режиссер постоянно живет и работает в США. В 1988 году картина «Салям, Бомбей» была удостоена премии Каннского кинофестиваля «Золотая камера» за лучший дебют и номинировалась на приз «Оскар». Коммерческим успехом пользовался фильм Миры Наир «Камасутра - история любви». В лентах «Индийское кабаре», «Семья Перес», «Моя родина» режиссеру удалось соединить традиционный образ Индии и ее новый эмансипированный имидж. Действие картины «Миссисипи-Массала» происходит внутри колонии индийских иммигрантов в Америке. В 2001 году фильм «Свадьба в дождливый сезон» получил премию «Золотой лев».

Актеры:

Азми Шабана (Azmi) (р. 1950), индийская актриса. Дочь поэта Кейфи Азми и театральной актрисы Шаукат. Стройная гибкая красавица с тонким одухотворенным лицом и огромными выразительными глазами, Шабана уже при поступлении на актерский факультет Института кино и телевидения в Пуне привлекла к себе внимание режиссеров и продюсеров. Ее первое появление на экране в картине Шьяма Бенегала «Росток» (1972) заставило критиков заговорить о появлении неординарной актрисы, внешняя привлекательность которой сочетается с большим талантом, серьезным и требовательным отношением к работе. За свою актерскую карьеру Азми сыграла множество ролей, став одной из самых любимых и популярных актрис Индии. Ей довелось работать с лучшими режиссерами страны — С. Реем в фильме «Шахматисты» (1977), Ш. Бенегалом в фильмах «Конец ночи», «Базар», «Безумие», М. Сеном в фильмах «Генезис» (1986), «Однажды». Не раз она с успехом снималась в американских и европейских фильмах, таких как: «Мадам Сузацкая» (1988), «Город радости» (1992), «Божья коровка, божья коровка» (1993). Азми несвойственны излишняя жестикуляция и преувеличенная мимика, которыми часто грешат индийские актрисы; она умеет через скупой жест, изменившееся выражение глаз, почти неприметный поворот головы передать чувства и эмоции, испытываемые ее героинями.

Капур (Kapoor) Шаши (р. 1938), индийский актер, режиссер, продюсер. Младший брат «короля индийского экрана» Раджа Капура впервые появился на сцене в возрасте шести лет, а на экране — в десять, снявшись в эпизодической роли подростка в фильме брата «Огонь» (1948). Затем много лет работал в труппе Шекспировского театра Джозефа Кендалла, а через некоторое время женился на его дочери Дженнифер, актрисе того же театра. В кино вернулся в 1960 и вскоре стал одним из самых популярных индийских актеров. Высокий, стройный, с красивыми вьющимися волосами и тонкими чертами лица, он идеально подходил для ролей героев-любовников. За свою творческую карьеру Шаши Капур переиграл огромное множество подобных образов. «Любовь — это жизнь», «Стена», «По закону чести» (1967) — уже по названиям можно судить о содержании этих лент. Но мягкая, «интеллигентная» манера игры, профессионализм, приобретенный в театре, сделали его фигуру привлекательной и для западного кино. С успехом снялся в нескольких картинах Дж. Айвори, включая «Домовладелец» (1963) и «Жара и пыль» (1983), а также в фильмах «Сиддхартха» (1968) К. Рукса, «Сэмми и Рози ложатся в постель» (1987) С. Фрирза, «Божья коровка, божья коровка» (1993) К. Лоуча. Не меньших успехов Шаши Капур добился и в качестве продюсера серьезных и интересных лент «Чоуринги Лейн 36» (1992, А. Сен), «Безумие» и «Век Кали» Ш. Бенегала.

Баччан (Bachchan) Амитабх (р. 1942), индийский актер. Сын известного поэта Хариваншрая Баччана с детства мечтал о карьере артиста. У него для этого были все данные — высокий, красивый брюнет с правильными чертами лица и удивительно приятным, бархатным баритоном. Последнее позволило Баччану сначала работать диктором на радио. Первая роль в фильме «Семь индийцев» (1968) Х. А. Аббаса хотя и не принесла особого успеха, но не прошла незамеченной. Актера все чаще начинают приглашать на главные роли в развлекательных лентах. И уже к середине 70-х годов он становится самым кассовым актером и «звездой №1» в индийском коммерческом кино. Складывается также и постоянный имидж — рыцарь без страха и упрека, всегда готовый прийти на помощь слабому. Но огромный успех актера был обусловлен и значимостью личности самого Баччана, его неповторимым человеческим и мужским обаянием, стремлением привнести в предлагаемый образ жизненность и правдоподобие. Фильмы с участием этого актера пользовались беспрецедентным успехом, многие из них демонстрировались и в нашей стране: «Амар, Акбар, Антоний», «По закону чести», «Затянувшаяся расплата» и другие. Баччан в глазах индийцев стал символом нации, и когда во время съемок ленты «Кули» получил травму, вся страна с волнением ждала ежедневных сообщений о его здоровье. Будучи другом и соратником семьи Ганди, актер успешно совмещал актерскую деятельность с политической — несколько лет был членом Индийского парламента.

Чакраборти Митхун (р. 1947), индийский актер. Высокий, стройный, смуглый брюнет с большими печальными глазами и выразительной мимикой, Митхун Чакраборти не сразу стал «звездой» индийского коммерческого кино. Честь его открытия как актера принадлежит Мриналу Сену, который пригласил тогда еще никому не известного юношу на главную роль в своем фильме «Королевская охота», суровую реалистическую картину. Да и самому Чакраборти в то время больше по душе приходились социальные картины, в которых была резкая критика правительства страны, но политические ленты с его участием, такие, как «Наксалиты», Мы впятером» не принесли кассовых доходов. Однако продюсеры успели заметить и оценить темпераментную и выразительную игру актера и поспешили предложить ему роли в коммерческих боевиках. Индийскому развлекательному кино 80-х годов был необходим новый герой — прежний кумир публики Амитаббх Баччан по возрасту уже не мог играть роли молодых искателей приключений, и в лице Митхуна он был найден. Ошеломляющий успех картин «Танцор Диско» и «Танцуй, танцуй» сделали актера «звездой № 1» индийского кино. Теперь только упоминание в титрах картины его имени гарантировало ее создателям огромные прибыли. И хотя творческий диапазон актера гораздо шире, чем рамки коммерческого кино, о чем свидетельствует национальная премия за актерское мастерство в серьезном социальном фильме «Их история» режиссера Дасгупты, поклонникам индийского кино он известен, прежде всего, по ролям в бесконечных развлекательных лентах.

Шах (Shah) Насируддин (р. 1950), индийский актер. Получил образование в театральной школе в Дели и киноинституте в Пуне. Его имя в ранге звезд стоит особняком. С одной стороны, Шах бесспорно принадлежит к числу самых популярных и высокооплачиваемых актеров индийского кино, с другой, едва ли не единственный артист, не имеющий определенного амплуа. В отличие от своих коллег, которые на протяжении всей творческой карьеры эксплуатируют один и тот же образ, Шах с одинаковой легкостью и блеском справляется с ролями самого разного плана. Невысокого роста, худощавый, с узко поставленными небольшими глазами и крючковатым носом, он отнюдь не блещет красотой. Но стоит актеру улыбнуться, как сразу же преображается его лицо, и обаяние этого человека делает его крайне привлекательным. Творческий диапазон Шаха поистине неисчерпаем. Он великолепен в трагедийных ролях («Крик раненого» Г. Нихалани), убедителен в серьезных драматических произведениях («Трудная роль» Ш. Бенегала), бесконечно обаятелен в лирических фильмах («Прикосновение» С. Паранжпе), способен вызвать гнев и отвращение к своему отрицательному персонажу («Базар» Ш. Бенегала) и, наконец, может рассмешить аудиторию, выступая в комедийной роли («Горький перец» К. Мехты). Более того, Шах — один из немногих актеров, который одинаково успешно работает и в коммерческом развлекательном кино («Трое разгневанных мужчин» Р. Рая), и в фильмах режиссеров, представляющих «новое кино». Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Актер» за 1984 год.

 

Китай.

Первый кинопоказ в Китае произошел в 1896 году. Один французский предприниматель в шанхайской чайной показал китайским зрителям пюмьеровские короткометражки. И до 1917 года в стране демонстрировались исключительно иностранные фильмы. В 1905 году был снят первый китайский документальный фильм о пекинской опере «Динцзюншань». Но киноработы периода до 1919 снимались исключительно в угоду власть имущим. После 4 мая 1919 года появились фильмы, посвященные борьбе с угнетателями. К лучшим фильмам того периода относятся «Песня рыбаков», «Украденная молодость», «Перекресток», «Реки текут на восток» и «Огни большого города». 1921 году был снят первый китайский полнометражный игровой фильм «Ян Жуйшен». Чуть позднее режиссер Чжен Чженцю поставил фильм «Несчастные супруги», положивший начало фильмам о семейной морали. Всего до 1931 года в Китае было выпущено около 300 фильмов. К этому моменту в стране насчитывалось 596 кинотеатров, преимущественно показывавших английскую и американскую продукцию (в год демонстрировалось 200-300 иностранных фильмов). Большое влияние на развитие китайского кинематографа оказала борьба против японских захватчиков, начавшаяся в 1931 году. В этом же году ба создана первая независимая киностудия «Ляньхуа», а на ней поставлен первый китайский звуковой фильм «Певица Красный пион». В 1935 году на Московском кинофестивале китайский фильм «Рыбацкая песня» был удостоен почетного диплома. Эта была первая международная награда, полученная китайскими кинематографистами. В 1941 году вышел первый китайский анимационный фильм «Принцесса железного веера», который сразу же получил заслуженное признание. В 1953 году был снят первый цветной игровой фильм «Лян Шаньбо и Чжу Иньтай». В 1956 китайский кукольный фильм «Волшебная кисть» получил главную премию на 8-ом международном фестивале детский фильмов. В 1962 году в Китае первый цветной широкоэкранный стереофильм «Приключения фокусника». Одним из первых фильмов, получившем всеобщее признание был «Красный гаолян» режиссера Чжан Имоу (1987, «Золотой медведь» на 38-м Берлинском фестивале). Нельзя не отметить также фильм «Старый колодец» режиссера У Таньмина, получивший в 1987 году Гран-при 2-го Токийского международного кинофестиваля. Фильм «Прощай, моя наложница» режиссера Чан Кайгэ в 1993 году получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а в 1994 был признан лучшим зарубежным фильмом на фестивале «Золотой глобус». Трудно даже перечислить все призы и награды, полученные китайскими кинематографистами за последние 15-20 лет, другими словами, за эти годы гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, в одного из лидеров мирового кинематографа.

ВУ (Woo) Джон (р. 1946), гонконгский и американский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Настоящие имя и фамилия — У Юйсен. Выступал также под псевдонимами У Сянфэй, У Юйшен и др. Родился в семье университетского преподавателя, перебравшейся в 1949 году из Гуанчжоу в Гонконг. Обучаясь в колледже «Маттео Риччи», стал играть в любительском театре, а в 19 лет снял свой первый короткометражный фильм. В 1969 году был принят ассистентом режиссера на киностудию «Шоу Бразерс», где 4 года спустя поставил первую полнометражную картину «Молодые драконы». Работал в различных жанрах — комедия, экранизация китайской оперы, фильмы кун-фу, причем в последних снимал еще начинающих в то время Джекки Чана и Само Хуна («В лапах смерти»/«Шаолиньцы», 1976). Переломным в карьере Ву стал 1986 год, когда его гангстерские боевики «Лучшее завтра» (1986) и «Лучшее завтра—2» были с интересом восприняты за пределами Гонконга. Удачно найденный актер (Чоу Юнь Фат) и ряд характерных режиссерских приемов (стоп-кадр, замедленное и покадровое воспроизведение, «танцевальная» пластика) превратили картины Ву в «культовое кино», лучшими образцами которого стали «Наемный убийца» (1989), «Пуля в голову»(1990), «Крутые»(1992). В 1993 году Ву был приглашен в Голливуд. Здесь его боевики «Трудная мишень» (1993, с Жан-Клодом Ван Даммом) и «Сломанная стрела» (1996, с Джоном Траволтой) явно потеряли в своеобразии, но, тем не менее, заняли заметное место в американском «мэйнстриме». Продолжает снимать рассчитанные на коммерческий успех боевики, среди наиболее удачных «Без лица» (1997), в котором сыграли Джон Траволта и Николас Кейдж, и сиквел «Миссия невыполнима—2» (2000), с Томом Крузом в главной роли.

ЯНГ (Yang) Эдвард (Edward) (р. 1947), тайваньский режиссер. Родился в Шанхае. Вырос в Тайбее. Получив инженерное образование, перебрался в США, где работал в Сиэтле в области информационных технологий. Вернувшись на Тайвань в начале 1980-х годов, окунулся с головой в мир кино, занялся кинорежиссурой. На Каннском кинофестивале 2000 фильм Янга «И раз, и два» был отмечен призом за лучшую режиссерскую работу. Высоко был оценен критиками и следующий фильм режиссера «Любовное настроение» (2000).

ХОУ Сяосянь (р. 1947), тайваньский режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился в Китае, но с раннего детства жил на Тайване. После службы в армии закончил Национальную академию искусств, работал на киностудии сценаристом, ассистентом режиссера. Один из первых опытов самостоятельной постановки — новелла «Кукла сына» в фильме «Человек-сэндвич» (1984). Взяв на вооружение эстетику классиков мирового кино 50-60-х годов (Бергман, Висконти, Куросава), Хоу Сяосянь стал обращаться к социально-острым, психологически-рельефным сюжетным конструкциям. Его «Город печали» (1991, «Золотой лев» МКФ в Венеции) стал первой частью своеобразного триптиха, посвященного драматическим эпизодам недавней истории Тайваня на примере различных представителей тайваньского общества. Две другие картины этого цикла «Кукловод» (1993) и «Хорошие мужчины, хорошие женщины», 1995 были проникнуты уважением к национальной традиции в сочетании с либерализмом, но страдали чрезмерной монотонностью и тяжеловесностью формальных решений. Те же упреки вызвала и лента Хоу «До свиданья, юг, до свиданья!» (1996), в центре которой проблема душевной опустошенности молодых тайваньцев.

ВАН Уэйн (р. 1949), гонконгский и американский режиссер, сценарист, продюсер. Китаец по происхождению. Закончил художественный колледж в Окленде. В 1970-х годах работал на телевидении и киностудиях Гонконга, с 1980-х — в США. Удачно выступал в жанре иронической драмы, героями которой были китайцы, обосновавшиеся в США — «Дим Сум: частица сердца» (1984), «Откушай чашку чая» (1989). Громадным успехом пользовалась его картина «Клуб радости и удачи» (1993) о судьбах нескольких эмигранток из Китая. Благодаря сотрудничеству с писателем Полом Остером успешно преодолел рамки «этнической» темы и дал любопытный срез жизни американского среднего класса в фильмах 1995 года «Дым» (специальная премия МКФ в Берлине) и «Синева перед глазами». В 1997 г. снял фильм «Китайская коробка» с участием звезд западного и китайского кино (Дж. Айронс, Гун Ли, М. Чун). В 1999 снял мелодраму «Где угодно только не здесь» с Натали Портман в главной роли.

ЧЖАН Имоу (р. 1950), китайский режиссер. Родился в семье бывшего подполковника гоминьдановской армии, долгие годы сохранявшего верность прежним устоям и традициям. Работать начал в годы «культурной революции» (1968), сначала в сельхозкоммуне, затем — на прядильной фабрике, где, наряду с тяжелым физическим трудом, выполнял обязанности художника-оформителя и фотографа. Его репортажные фотографии не раз публиковала провинциальная газета. В 1978 году Чжан поступил в Пекинский киноинститут, а через четыре года закончил его с дипломом оператора. Попав по распределению на киностудию Гуанси-Чжуанского автономного района, он уже в первой своей работе («Один и восемь», режиссер Чжан Цзюньчжао) обратил на себя внимание нетипичным для кино КНР использованием естественного освещения. Будучи оператором на фильмах своего однокурсника Чэнь Кайгэ «Желтая земля» (1984), «Большой парад» (1985), он внес серьезный вклад в эстетику кино «пятого поколения», отошедшего от архаичных канонов построения кадра и светописи. В 1985 перешел в штат более крупной Сианьской киностудии, где проявил себя не только как оператор, но и актер «Старый колодец» (1987, приз Токийского МКФ за лучшую мужскую роль). Здесь он дебютировал и как режиссер-постановщик, сумев одним фильмом «Красный гаолян» (1987) снискать признание элитарного зрителя за рубежом («Золотой медведь» МКФ в Берлине) и массового зрителя на родине в Китае. Однако последовавшие за тем «Цзюйдоу»(1990) и «Подними красный фонарь» (1991, «Серебряный лев» МКФ в Венеции) упрочили его репутацию режиссера для элиты, мастера цветовой символики, певца «мятежного эроса», воплощенного в облике молодой непокорной героини (ее постоянно играла китайская актриса Гун Ли, на тот момент возлюбленная режиссера). Снятая «под документ» социальная комедия «Цюцзю обращается в суд» (1992, «Золотой лев» МКФ в Венеции) была любопытной и успешной попыткой Чжана приблизиться к проблемам современного Китая. Вместе с тем, сдержанное одобрение, с которым властные структуры КНР встретили «Цюцзю», быстро сменилось раздраженной реакцией на фильм «Жить» (1994, специальный приз жюри МКФ в Канне) — горьковато-ироничную повесть о жизни пекинской семьи в годы «культурной революции». Изысканно снятый и озвученный, но лишенный динамизма триллер о китайской мафии 1930-х годов «Шанхайская триада» (1995) был прохладно встречен и в КНР, и за ее пределами. Такая же печальная судьба постигла и фильм «Сохраняй спокойствие» (1997), который был отозван китайскими властями с конкурса МКФ в Канне, где считался одним из фаворитов (позднее фильм отправили на фестиваль в Венецию, но там он остался без призов). Позднее режиссер отказался от чрезмерной социальной заостренности. В драме «Ни одним меньше» (1999) — гран-при Венецианского фестиваля — рассказал трогательную историю 13-летней девочки, которая, заменяя сельскую учительницу, пытается вернуть в школу сбежавшего ребенка. Фильм, снятый на государственные деньги, не подвергался цензурным ограничениям, как предыдущие работы режиссера. Его новый фильм «Дорога домой» (1999) — сага о жизни простых китайцев, охватывающая четыре десятилетия. Картина получила гран-при Берлинского фестиваля, председателем жюри которого являлась Гун Ли, бывшая возлюбленная режиссера.

ЧЭНЬ Кайгэ (р. 1952), китайский режиссер, сценарист. Сын известного китайского кинорежиссера Чен Хуайкая, Чен Кайге после окончания школы работал в сельхозкоммуне на юге Китая, служил в армии. В 1978 году он поступил в Пекинский киноинститут, где в то время формировался костяк «пятого поколения» китайского кино. Первая же полнометражная картина Чэня — «Желтая земля» (1984) — стала примером творческого переосмысления идей европейского модернизма и была воспринята за рубежами КНР как начало «нового китайского кино» (главный приз МКФ в Локарно). Фильм «Большой парад»(1986) подогрел интерес к Чен Кайге как к «нонконформисту» и мастеру психологического портрета, а «Король детей» (1987), хотя и встретил прохладный прием в Канне, закрепил за ним репутацию «режиссера-философа». Два года Чень Кайге стажировался в Нью-Йоркском университете и вынашивал замысел своей новой картины. К сожалению, поэтическая притча «Жизнь на струне» («Иди и пой», 1991) событием киногода не стала: в сравнении с фильмами других китайских режиссеров (Чжан Имоу, Хоу Сяосянь) она выглядела художественно и социально анемичной. Вскоре, однако, Чен Кайге смог в полной мере реабилитировать себя фильмом «Прощай, моя наложница» (1992). Повесть о жизни двух актеров китайской оперы, фоном которой стали важнейшие события истории Китая 20 века, была рассказана увлекательно, ярко и, с точки зрения обращения к «запретным» для кино КНР темам, смело («Золотая ветвь» МКФ в Канне). За этим успехом последовал длительный перерыв. «Луна-соблазнительница» (1996) — драма из жизни «сливок» китайского общества 1920-х годов — снималась мучительно, тяжело, но новым достижением в творчестве Чена Кайге не стала. В 1999 году режиссер снял костюмную эпическую драму «Император и убийца» о жизни средневекового Китая. В 2001 году в Великобритании Чен Кайге снял триллер «Убей меня нежно».

ХУН (Hung) Само (р. 1952), гонконгский актер, режиссер, сценарист, продюсер, постановщик трюков и боевых поединков. Другие имена — Хун Цзянбао, Хун Кам Бо. Учился в Пекинской опере вместе с Дж. Чаном и Юэнем Бяо. Позже они будут играть в новом для гонконгского кино жанре «комедий кунфу» и эксцентрических лентах со сложными трюками: «Закусочная на колесах» (1984), «Мои «Счастливые звезды» (1985), «С огоньком, поддайте жару, «Счастливые звезды» (1985) и «Первое задание» (1985) — все поставлены Хуном. А начинал он как координатор боевых поединков в фильмах с участием самого Брюса Ли, «короля кунфу». С 1972 снимался в небольших ролях (в том числе вместе с Чаном в «Обратном отсчете перед кунфу», 1976). Но только после успеха Чана в конце 70-х годов в новом амплуа «кунфуиста-недоумка» толстяк Хун, способный выделывать невероятные акробатические номера и участвовать в драках, преподанных с комической точки зрения, тоже оказался очень популярным. Одна из его первых режиссерских работ — «Входит толстый дракон» (1978), иронический парафраз знаменитой ленты с Ли. Играл вместе с Чаном в картинах «Операция А» (1983, режиссер Чан), «Пять счастливых звезд» / «Победители и грешники» (1983, режиссер Хун), «Драконы навсегда» (1988, режиссер Хун), «Чудеса» (1989, режиссер Чан), «Остров огня» (1991), «Супершеф» (1996, режиссер Хун), и сам Чан называл Хуна своим «старшим братом в кино». В 1987 Хун поставил картину «Восточные кондоры», навеянную американским военным боевиком «Грязная дюжина» и вызвавшую интерес за пределами Гонконга. Среди других работ Хуна (всего — свыше 60 актерских и более 30 режиссерских) — «Шанхайский экспресс» (1986, актер, режиссер, продюсер), «Фиктивный брак» (1988, актер и режиссер), «Лунные воины» (1993, режиссер), «Женщина-трюкач» (1997, актер).

ЧАН (Chan) Джекки (р. 1954), гонконгский актер, режиссер, продюсер, сценарист, постановщик трюковых эпизодов. Настоящие имя и фамилия Чань Кунсун. Родился в малообеспеченной семье и в возрасте 6 лет был отдан в школу китайской оперы. В кино, в эпизодических ролях, стал сниматься еще подростком. Его имя фигурирует среди участников трюковой массовки фильма «Яростный кулак» «Китайский связной» (1972) с участием Брюса Ли. Уверенно владея кун-фу, акробатикой, обладая хорошей пластикой и навыками сценического мастерства, Чан с середины 1970-х начинает играть более крупные роли, а также ставить сложные трюковые эпизоды в фильмах кун-фу: «В лапах смерти», «Шаолиньцы» (1976), «Искусство Шаолиня: техника змеи и журавля», «Змея в тени орла» (1978). Отказавшись от копирования экранного образа Брюса Ли, Чан уже с конца 1970-х формирует имидж своего героя — «рыцаря кун-фу комического образа», добродушного, но отважного бойца, обладающего неподражаемой техникой и находчивостью в фильмах «Пьяный мастер» (1979), «Большая драка» (1980, в США). В 1980-е и 1990-е часто выступал как режиссер и сценарист своих картин: «Проект «А» (1983), «Полицейская история» (1985), «Доспехи бога» 1, 2 (1986, 1991), хотя делал это не всегда успешно. Важным достоинством и отличительной особенностью творчества Чана стало его превращение из виртуозного трюкача в своеобразного, «культового» актера. Его чувство юмора, умение работать с партнером и реквизитом «Полицейская история-4» (1993), «Разборки в Бронксе» (1995) позволили критикам без особых натяжек называть его современным Бастером Китоном. В настоящее время Чан активно пытается закрепиться в американском «мэйнстриме». Кроме проката своих фильмов в США, он снялся в картине «Гори, Голливуд, гори» (1997), «Час пик» (1998) и «Шанхайский полдень» (2000). Фильмы 1990-х годов: «Мистер крутой» (1998), «Полиция будущего» (1999), «Великолепный» (1999).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных