Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения




Конспект лекций

МОСКВА 2004

Автор-составитель: Якушев А. В.

Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

ISBN 5-9512-0192-6

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь сту­денту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисцип­линам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".

Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.

Данная книга не является альтернативой учебникам для полу­чения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор — А. Г. Буланова Корректор — Д.М. Кирсанова Верстка — С.А. Симончук

ООО "Приор-издат" совместно с ООО "Концепт" 119071, г. Москва, Ленинский проспект, д.25, стр.1 http://www.xlibris.ra, e-mail prior@knigotorg.ra Оптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00 http://www.knigotorg.ra, e-mail: sales@knigotorg.ra Бумага газетная Гарнитура Times. Формат 70x100/32 Подписано в печать 24.03.2004 Заказ 3886. Тираж 5000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов издательства. ОАО "Тверской полиграфический комбинат" 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822)44-42-15 Интернет/Home page - www.tverpk.ru. Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru.

ISBN 5-9512-0192-6

© Приор, 2004

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения. 3

Вопрос 2. Специфика философского знания. 5

Вопрос 3. Предмет и методы философии. 6

Вопрос 4. Функции философии. 7

Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии. 8

Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии. 11

Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии. 12

Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философское учение Китая. 13

Вопрос 9. Социально-философские школы Древнего Китая -конфуцианство и легизм.. 14

Вопрос 10. Древнеиндийская философия. 15

Вопрос 11. Буддизм и его основные идеи. 16

Вопрос 12. Древнегреческая философия: 17

Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции. 19

Вопрос 14. Философия софистов и Сократа. 21

Вопрос 15. Философия киников и стоиков. 23

Вопрос 16. Философия Платона. 25

Вопрос 17. Философия Аристотеля. 28

Вопрос 18. Философия Эпикура. 30

Вопрос 19. Теологическая философия средних веков. 30

Вопрос 20. Философия Августина Блаженного. 33

Вопрос 21. Философия Фомы Аквинского (томизм) 34

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения. 35

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения. 36

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков. 42

Вопрос 26. Рационализм и эмпиризм как направления в философии. 44

Вопрос 27. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции. 45

Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени. 47

Вопрос 29. Английская философия нового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическая направленность) 50

Вопрос 30. Философия Лейбница. Учение о монадах. 53

Вопрос 31. Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика. 54

Вопрос 32. Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 55

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в. 57

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французской философии. 58

Вопрос 35. Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, ее основные направления и идеи. 60

Вопрос 36. Философия Иммануила Канта. 62

Вопрос 37. Философия Гегеля. 65

Вопрос 38. Философия субъективного идеализма. 68

Вопрос 39. Философия Шеллинга. 70

Вопрос 40. Философия Людвига Фейербаха -завершение периода немецкой классической философии, начало перехода к материализму 71

Вопрос 41. Философия вульгарных материалистов. 73

Вопрос 42. Философия марксизма. 73

Вопрос 43. Философия позитивизма Огюста Конта. 75

Вопрос 44. Неклассическая идеалистическая философия Шопенгауэра, Ницше, Дильтея. 76

Вопрос 45. Бытие. 78

Вопрос 46. Материя (материальное бытие) 79

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение. 82

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения. 83

Вопрос 49. Диалектика. 85

Вопрос 50. Альтернативы диалектики. 88

Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека. 90

Вопрос 52. Общество. 93

Вопрос 53. Общество и природа. 96

Вопрос 54. Познание (гносеология) 100

Вопрос 55. Философия истории. 101

Вопрос 56. Будущее. 104

Вопрос 57. Общая характеристика русской философии. 105

Вопрос 58. Русская философия XIX в. 108

Вопрос 59. Русская философия ХХ в. 111

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи. 114

Вопрос 61. Психоанализ. 117

Вопрос 62. Современная теологическая философия. 119

Вопрос 63. Основные направления современной позитивистской философии. 120

Вопрос 64. Герменевтика. 122

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера) 123

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 125

СОДЕРЖАНИЕ. 127

 

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

мифология;

религия;

философия.

2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие

основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются:

христианство;

ислам;

буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:

синтоизм;

индуизм;

иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не-

объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных