Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3 страница




Особенности исследования в детской психологии

 

 

 

         
5-й Изучение восприятия цвета Эксперимент Кружки разных  
      цветов и коро-  
      бочки, соответ-  
      ствующие им по  
      цвету  
  Изучение диалогической речи Наблюдение за Протоколы пре-  
    свободной дея- дыдущих наблю-  
    тельностью дений  
  Изучение склонностей То же То же  
6-й Изучение осознания нравствен- Беседа с ребен- Нравственные  
  ных норм и нравственных ка- ком ситуации, кар-  
  честв   тинки, изобража-  
      ющие положи-  
      тельные и отри-  
      цательные пос-  
      тупки, произве-  
      дение художес-  
      твенной литера-  
      туры и вопросы  
      для его анализа  
  Изучение представлений роди- Беседы с роди- Вопросы для бе-  
  телей и воспитателей о нрав- телями, воспита- седы о нрав-  
  ственных качествах ребенка телями ственных качес-  
      твах  
  Изучение восприятия формы Эксперимент Рамки с отвер-  
    стиями и вкла-  
    дыши разных  
    геометрических  
      форм  
  Изучение индивидуальных осо- Наблюдение за Протоколы пред-  
  бенностей поведения свободной дея- ыдущих наблю-  
    тельностью и дений  
    сюжетно-роле-    
    вой игрой    

Особенности исследования в детской психологии

       
7-й Изучение механической памяти Эксперимент 10 односложных
      слов 2 пары
      цветных картинок
      «Найди разли-
      чия»
  Изучение произвольности по- То же Подвижная игра
  ведения    
8-Й Изучение связной речи и вооб- То же 3 предметные
  ражения   картинки с изо-
      бражением лю-
      дей или живот-
      ных, начало сказ-
      ки
  Изучение осознания мотиваци- То же Изображение
  онных предпочтений   золотой рыбки
      или игрушечная
      рыбка
  Изучение уровня притязаний в Эксперимент Узоры трех сте-
  изобразительной деятельности   пеней трудности,
      бумага и каран-
      даши"
  Изучение мобилизации волевых То же Подвижная и фа
  усилий    
9-й Изучение мыслительной опера- То же Таблицы «Чет-
С» ¥1 ции обобщения   вертый лишний»
  Изучение переключения внима- То же Подвижная игра
  ния    
  Изучение самостоятельной тру- Беседа с ребен- Вопросы для бе-
  довой деятельности ребенка в ком и родителя- седы
  семье ми  
  Изучение особенностей внима- Наблюдение за  
  ния организованной  
    деятельностью  
    (занятия и пр.)  

Особенности исследования в детской психологии

       
10-й Составление характеристики на ребенка и Наблюдение Эксперимент Беседа Протоколы, про­дукты деятель­ности и анализ всех выполнен­ных заданий

ПРИМЕЧАНИЕ: В конце каждого дня оформляется отчетная докумен­тация — протокол, анализ данных, педагогические рекомендации по всем методикам, прилагается материал, использованный при исследо­вании. По окончании практики пишется характеристика на ребенка.

По окончании непрерывной психологической практики, кроме протоколов и их анализа,студенты пишут характеристику на изученного ребенка. В ней обобщаются все полученные результаты, прослеживаются особенности развития личности, деятельности, познавательных процессов, определяются перспективы развития психики испытуемого и средства управления этим развитием. Приводим примерную схему характеристики ребенка.

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

П. Особенности личностного развития

Развитие самосознания '

— уровень притязаний и самооценки,

— развитие самоконтроля,

— осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера

III. Особенности развития видов деятельности

Изобра зит ельна я

Конструктивная

2-220

Особенности исследования в детской психологии

Игровая

Трудовая

Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками

IV. Особенности развития речи: диалогической монологической (связной)

V. Особенности развития познавательной сферы личности Внимание

Восприятие Память Воображение Мышление

VI. Основные направления в развитии психики ребенка

VII. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода

Приведем пример характеристики.

Миша Н., 1987 года рождения. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная' мама, бабушка и Миша.

Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка.

Миша не всегда правильно оценивает свои возможности Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми. Причем это зависит от отношения к сверстнику:

Особенности исследования в детской психологии

дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать не­посредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом. Планирование деятельности вызывает затруднения.

В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми' Аней Г. и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать вйимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Личность. Самосознание и самооценка

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу.

Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны.

Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослым — внеситуативно-познавательный. Главный мотив — получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов.

Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.

Несмотря на большой запас знаний, воображение, как

Особенности исследования в детской психологии

произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок.

Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

Педагогические рекомендации:

1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.

2. Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.п.

3. Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других.

4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для поддержания познавательного интереса.

Методики практикума можно использовать и для написания курсовых работ. Рекомендуется сделать большую выборку испытуемых для получения статистически значимых данных и применения математических методов их обработки.

Раздел 1 ЛИЧНОСТЬ

Глава 1. САМОСОЗНАНИЕМ САМООЦЕНКА

На протяжении дошкольного детства существенные изменения претерпевает самосознание — образ «Я» как аффективно-когнитивное образование (М.И.Лисина). Под аффективной стороной понимается отношение человека к себе, а под когнитивной — представление или знание о себе. Источниками построения образа «Я» у дошкольников выступают опыт индивидуальной деятельности и опыт общения со взрослыми и сверстниками. Первый оказывает существенное влияние на постррение~когнитивного отношения к себе, а второй — аффективного. Самые ранние проявления самосознания наблюдаются в конце младенчества, когда ребенок начинает выделять свое тело из окружающего пространства. Важнейший этап в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения». Оно говорит о том, что ребенок начинает сознавать свои желания, действия, осознавать себя субъектом деятельности и отделять действие от предмета, с которым оно было жестко связано.

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Подуровнем притязаний понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к Лифференцированной; 3) возникает оценка себя во "времени; проявляющаяся в указаниях на будущее. Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

Особенности исследования в детской психологии

Подготовка исследования. Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной платок, яркую игрушку, комок ваты.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 возрастных групп 2,5-4 мес, 4-6 мес, 6-9 мес, 9-14 мес. Состоит из 2 серий, каждая из которых содержит 5 разных экспериментальных ситуаций.

Первая серия. Ребенок находится перед зеркалом, на пеленальном столике.

I ситуация — регистрируют свободное поведение ребенка.

Я ситуация — на лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см.

III ситуация — перед началом опыта на голову ребенка надевают цветной платочек, под которым над левым ухом помещают комок ваты диаметром 5 см.

IV ситуация — ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).

V ситуация — позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.

Вторая серия. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери (знакомого взрослого).

I-IV ситуации те же, что и в первой серии.

V ситуация — мать незаметно для ребенка надевает на себя яркие бусы, незнакомые ему.

Мать (знакомый взрослый) смотрит в зеркало на свое отражение. В зеркале должны отражаться голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком 20-30 см. Эксперимент проводится в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта (ситуации) — 2,5 мин. Регистрируются психические проявления детей по следующим показателям:

1. Характеристика взгляда: направление, длительность (кодируется в баллах: взгляд длительностью до 5 с считается быстрым, от 5 до 15 с — продолжительным, от 15 с и более —

1 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990. - С. 58-59.

Личность. Самосознание и самооценка

долгим).

2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и интенсивность.

3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, интенсивность.

4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отражение, совершает действия перед зеркалом, глядя в него (ритмические, мимические, игровые).

Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотрагивается, лижет и др.

Поведение, направленное на мать (знакомого взрослого): вокализации, обращения, действия и т.д.

Обработка данных. Показатели экспрессивных проявлений и поведения оформляют в таблицы (табл. 2, 3).

Таблица 2

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ, АДРЕСОВАННЫХ СОБСТВЕННОМУ ЗЕРКАЛЬНОМУ

ОТРАЖЕНИЮ (средний балл за 5 ситуаций первой и второй серий)

 

 

Возраст детей Серия Характеристика экспрессии
радостная улыбка робость, смущение тревога, неприятное удивление недовольство, испуг
2-6 мес. 6-12 мес. I II I II        
В среднем I II        

Сравнивают количественные показатели экспрессивных проявлений и поведения детей 2-6 мес. и 6-12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени появления образа себя.

Личность. Самосознание и самооценка

Таблица 3

ПОКАЗАТЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СЕБЯ, СОБСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, НА ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

И НА ЗЕРКАЛО

 

Возраст детей Серия Рассматрива­ет собствен­ное отраже­ние Действия, направленные на.
себя зеркальное отражение зеркало
2-6 мес. 6-12 мес. I II I II        
В среднем I II        

2» Иаучеиие ироявлйвия чувства гордости йа совст&евдЫв ДостХжеяда у д*до>Л 3

Подготовка исследования. Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструктор.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. - 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи.

Например, первая серия включает задачи:

1) собрать пирамидку, используя картинку-образец;

2) построить домик из деталей конструктора (без образца);

3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца). Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить

устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым.

За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю - оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает

1 Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 пет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.

Личность. Самосознание и самооценка

ребенку помощь.

Обработка данных. Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам: 1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осу­ществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности; 2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней.

Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней - 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл.

Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (табл. 4).

Таблица 4 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

Показатели активности Оценка активности детей разного возраста (в условных баллах)
2 г. 6 мес -2 г. 10 мес. 2 г. 10 мес -3 г. 2 мес. 3 г. 2 мес. -3 г. 6 мес.
Принятие задачи Настойчивость Включенность Самостоятельность Оценка своего результата Поиск оценки взрослого Отношение к оценке взрослого      

Отмечают изменение количественных показателей от одной возрастной подгруппы к другой.

Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруппе. Выясняют,

Личность. Самосознание и самооценка

появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка.

Обобщая полученные результаты, делают вывод о том, характерно ли для периода кризиса 3 лет появление такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения» (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением).

Задание 3. Изучение отношения ребенка к себе

в период кризиса 3 лет1

 

Подготовка исследования. Подобрать картинки с изобра­жением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Состоит из рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через 3 фазы:

I фаза - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки.

II фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого».

III фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок. '

Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях:

I ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы;

II ситуация — отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку.

При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в I и II ситуациях (табл. 5).

1 Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 пет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5.

Личность. Самосознание и самооценка

Таблица 5

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка Вид оценки
положительная   отрицательная
Компоненты поведения
  Д Э Р   Д Э Р
  2 года -2 года 5 мес 2 года 3 мес. -3 года                

ПРИМЕЧАНИЕ: О — ориентировочные, Д — двигательные, Э — эмоциональные, Р — рабочие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных