ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 3 страницаОсобенности исследования в детской психологии
Особенности исследования в детской психологии
Особенности исследования в детской психологии
ПРИМЕЧАНИЕ: В конце каждого дня оформляется отчетная документация — протокол, анализ данных, педагогические рекомендации по всем методикам, прилагается материал, использованный при исследовании. По окончании практики пишется характеристика на ребенка. По окончании непрерывной психологической практики, кроме протоколов и их анализа,студенты пишут характеристику на изученного ребенка. В ней обобщаются все полученные результаты, прослеживаются особенности развития личности, деятельности, познавательных процессов, определяются перспективы развития психики испытуемого и средства управления этим развитием. Приводим примерную схему характеристики ребенка. I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя Дата рождения Общее физическое развитие Состояние здоровья Состав семьи П. Особенности личностного развития Развитие самосознания ' — уровень притязаний и самооценки, — развитие самоконтроля, — осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера III. Особенности развития видов деятельности Изобра зит ельна я Конструктивная 2-220 Особенности исследования в детской психологии Игровая Трудовая Учебная Общение с родителями, воспитателями, сверстниками IV. Особенности развития речи: диалогической монологической (связной) V. Особенности развития познавательной сферы личности Внимание Восприятие Память Воображение Мышление VI. Основные направления в развитии психики ребенка VII. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода Приведем пример характеристики. Миша Н., 1987 года рождения. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья. Семья неполная' мама, бабушка и Миша. Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка. Миша не всегда правильно оценивает свои возможности Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно. Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми. Причем это зависит от отношения к сверстнику: Особенности исследования в детской психологии дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается. Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом. Планирование деятельности вызывает затруднения. В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми' Аней Г. и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы. Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать вйимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции. Личность. Самосознание и самооценка Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую. Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу. Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится. Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны. Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками. Тип общения со взрослым — внеситуативно-познавательный. Главный мотив — получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения. Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения. Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью. Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко. Несмотря на большой запас знаний, воображение, как Особенности исследования в детской психологии произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок. Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует. Педагогические рекомендации: 1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения. 2. Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.п. 3. Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других. 4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами. 5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для поддержания познавательного интереса. Методики практикума можно использовать и для написания курсовых работ. Рекомендуется сделать большую выборку испытуемых для получения статистически значимых данных и применения математических методов их обработки. Раздел 1 ЛИЧНОСТЬ Глава 1. САМОСОЗНАНИЕМ САМООЦЕНКА На протяжении дошкольного детства существенные изменения претерпевает самосознание — образ «Я» как аффективно-когнитивное образование (М.И.Лисина). Под аффективной стороной понимается отношение человека к себе, а под когнитивной — представление или знание о себе. Источниками построения образа «Я» у дошкольников выступают опыт индивидуальной деятельности и опыт общения со взрослыми и сверстниками. Первый оказывает существенное влияние на постррение~когнитивного отношения к себе, а второй — аффективного. Самые ранние проявления самосознания наблюдаются в конце младенчества, когда ребенок начинает выделять свое тело из окружающего пространства. Важнейший этап в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда формируется личностное новообразование — «гордость за собственные достижения». Оно говорит о том, что ребенок начинает сознавать свои желания, действия, осознавать себя субъектом деятельности и отделять действие от предмета, с которым оно было жестко связано. Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Подуровнем притязаний понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям: 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок; 2) самооценка от общей переходит к Лифференцированной; 3) возникает оценка себя во "времени; проявляющаяся в указаниях на будущее. Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе. Особенности исследования в детской психологии Подготовка исследования. Приготовить зеркало, пеленальный столик, бусы, цветной платок, яркую игрушку, комок ваты. Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4 возрастных групп 2,5-4 мес, 4-6 мес, 6-9 мес, 9-14 мес. Состоит из 2 серий, каждая из которых содержит 5 разных экспериментальных ситуаций. Первая серия. Ребенок находится перед зеркалом, на пеленальном столике. I ситуация — регистрируют свободное поведение ребенка. Я ситуация — на лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см. III ситуация — перед началом опыта на голову ребенка надевают цветной платочек, под которым над левым ухом помещают комок ваты диаметром 5 см. IV ситуация — ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый). V ситуация — позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале. Вторая серия. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери (знакомого взрослого). I-IV ситуации те же, что и в первой серии. V ситуация — мать незаметно для ребенка надевает на себя яркие бусы, незнакомые ему. Мать (знакомый взрослый) смотрит в зеркало на свое отражение. В зеркале должны отражаться голова и туловище ребенка, голова и верхняя часть туловища матери. Расстояние между зеркалом и ребенком 20-30 см. Эксперимент проводится в период активного бодрствования детей после еды и сна. Продолжительность одного опыта (ситуации) — 2,5 мин. Регистрируются психические проявления детей по следующим показателям: 1. Характеристика взгляда: направление, длительность (кодируется в баллах: взгляд длительностью до 5 с считается быстрым, от 5 до 15 с — продолжительным, от 15 с и более — 1 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - М., 1990. - С. 58-59. Личность. Самосознание и самооценка долгим). 2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и интенсивность. 3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, интенсивность. 4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отражение, совершает действия перед зеркалом, глядя в него (ритмические, мимические, игровые). Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотрагивается, лижет и др. Поведение, направленное на мать (знакомого взрослого): вокализации, обращения, действия и т.д. Обработка данных. Показатели экспрессивных проявлений и поведения оформляют в таблицы (табл. 2, 3). Таблица 2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ, АДРЕСОВАННЫХ СОБСТВЕННОМУ ЗЕРКАЛЬНОМУ ОТРАЖЕНИЮ (средний балл за 5 ситуаций первой и второй серий)
Сравнивают количественные показатели экспрессивных проявлений и поведения детей 2-6 мес. и 6-12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени появления образа себя. Личность. Самосознание и самооценка Таблица 3 ПОКАЗАТЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СЕБЯ, СОБСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, НА ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И НА ЗЕРКАЛО
2» Иаучеиие ироявлйвия чувства гордости йа совст&евдЫв ДостХжеяда у д*до>Л 3 Подготовка исследования. Приготовить пирамидку и ее изображение (образец), конструктор. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2 лет 6 мес. - 3 лет 6 мес. Эксперимент состоит из 5 серий, каждая из которых включает 3 задачи. Например, первая серия включает задачи: 1) собрать пирамидку, используя картинку-образец; 2) построить домик из деталей конструктора (без образца); 3) сложить грузовичок из деталей конструктора (без образца). Четыре другие серии строят аналогично, чтобы выявить устойчивые характеристики поведения ребенка по отношению к предметному миру и взрослым. За 1-ю задачу, независимо от качества исполнения, ребенок получает похвалу, за 2-ю - оценку «сделал» или «не сделал» соответственно своему результату, решение 3-й задачи не оценивается. При затруднениях экспериментатор предлагает 1 Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 пет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. Личность. Самосознание и самооценка ребенку помощь. Обработка данных. Анализируют активность детей в ходе выполнения заданий по 2 параметрам: 1) связь ребенка с предметным миром отражает ценность достижений в осуществляемой деятельности (принятие задачи, свидетельствующее об интересе и мотивационной обеспеченности деятельности, целеустремленность в выполнении задачи), включенность в решение задачи (глубина включенности в сам процесс деятельности), оценку ребенком продуктивности своей деятельности; 2) связь ребенка со взрослым отражает самостоятельность в выполнении заданий (отношение ребенка к помощи взрослого, его эмоциональные проявления); поиск оценки взрослого и отношение к ней. Показатели активности оценивают по следующей шкале: при максимальной выраженности показателя ребенку дается 3 балла, при средней - 2 балла, при низкой — 1 балл. Таким образом, I уровень проявления активности — 0-7 баллов, II уровень — 7-14 баллов, III уровень — 14-21 балл. Результаты подсчетов в сумме для всей выборки показателей оформляют в таблицу (табл. 4). Таблица 4 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Отмечают изменение количественных показателей от одной возрастной подгруппы к другой. Анализируют, как возрастает активность детей в поиске оценки взрослого. Прослеживают эмоциональные реакции при получении или отсутствии оценки в каждой возрастной подгруппе. Выясняют, Личность. Самосознание и самооценка появляются ли аффективные формы поведения (преувеличение своих достижений, попытки обесценить неудачу) при неуспехе или отсутствии оценки взрослым успеха ребенка. Обобщая полученные результаты, делают вывод о том, характерно ли для периода кризиса 3 лет появление такого личностного новообразования, как «гордость за собственные достижения» (оно интегрирует предметное отношение к действительности, отношение к взрослому как к образцу, отношение к себе, опосредованное достижением). Задание 3. Изучение отношения ребенка к себе в период кризиса 3 лет1
Подготовка исследования. Подобрать картинки с изображением животных, растений, предметов, составить вопросы для беседы с ребенком по их содержанию. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-3 лет. Состоит из рассматривания картинок с изображением животных, растений, предметов и ответов ребенка на вопросы взрослого по их содержанию. Отношение взрослого к ребенку и его ответам должно пройти в двух указанных ниже ситуациях через 3 фазы: I фаза - общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку перед рассматриванием картинки. II фаза — во время беседы по картинкам экспериментатор правильный ответ оценивает: «Хорошо, ты это знаешь», неправильный ответ: «Плохо, ты не знаешь этого». III фаза — общее доброжелательное и заинтересованное отношение к ребенку после рассматривания картинок. ' Каждый ребенок встречается с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях: I ситуация — отмечают и соответственно оценивают только удачные ответы; II ситуация — отмечают и оценивают только неудачные ответы, за них ребенок получает отрицательную оценку. При проведении эксперимента фиксируют поведенческие реакции в I и II ситуациях (табл. 5). 1 Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 пет // Вопросы психологии. — 1987. — № 5. Личность. Самосознание и самооценка Таблица 5
ПРИМЕЧАНИЕ: О — ориентировочные, Д — двигательные, Э — эмоциональные, Р — рабочие. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|