Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 9 страница




        5 I
------------— метами-замес- ности. хорошо ■ - ■------------.—-^ Действия с пред- метами-замес-
  тителями, со- владеют дей- метами. Хорошо тителями, приро-
  общают другим ствиями с сю- освоены пред- дным материа-
  предполагае- жетно— образ- метно-игровые лом, игрушками,
  мое содержа- ными игрушка- действия; сво- собственными
  ние своих дей- ми, начинают бодно играют с самоделками.
  ствий с ними. свободно при- игрушками, Широко исполь-
  Они восприни- менять в игре предметами-за- зуют в игре под-
  мают вообра- предметы-за- местителями, собный матери-
  жаемую ситуа- местители, воображаемыми ал. По ходу игры
  цию, играют с адаптируются к предметами, лег- они подбирают
  воображаемы- воображаемым ко дают Им сло- или заменяют
  ми предмета- предметным весные обозна- необходимые
  ми, переходят к ситуациям, пе- чения предметы
  активной заме- реходят на    
  не хорошо ос- обозначение и    
  военных дейст- замену пред-    
  вий словом метов и дейст-    
  («Куклы уже по- вий словом. Во    
  ели»). Им ста- второй полови-    
  новится до- не 4-го года    
  ступна услов- жизни дети при-    
  ность игры думывают раз-    
  «Это понарош- нообразные    
  ку»). Дети пе- замещения, из-    
  реходят к обоб- меняют перво-    
  щенным дей- начальное иг-    
  ствиям. В со- ровое назначе-    
  вместных играх ние предмета.    
  они сначала Они избира-    
  выполняют оди- ельно отно-    
  наковые дейст- ятся к предме-    
  ия, затем фун- там-замести-    
  ции играющих елям, часто    
  >азделяются редлагают    
  один причесы- вой вариант    
  ает другого), к верстникам.   I
  -мугодупояв- ети заменяют    
  яются первые едостающие    
  одлинно кол- ематические    
  ективныеигры игрушки други-    
    ми предметами ______________    

Деятельность и общение. Игра

         
Правила Детей привле- Правила регу- Правила регули- Дети осознают,
игры кает само дей- лируют после- руют ролевые что соблюдение
  ствие. Правила довательность взаимоотноше- правил является
  игры не выпол- действий ния. Дети выпол- условием реали-
  няют функцию   няют правила в зации роли
  ее регулятора   соответствии со  
      взятой на себя  
      ролью. Следят за  
      выполнением  
      правил игры дру-  
      гими детьми  

Заданий & Изучение взаиаиоотвошений между рвлеввй игр*'

Подготовка исследования. Подобрать предметы (кубик, коробочка, мячик, автомобиль, собачка, кукла, карандаш, бумага), обладающие разной степенью функциональной определенности.

Проведение исследования. Экспермент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия. «Переименование без действия с предметом.» Перед ребенком на столике стоят предметы, и он по предложению экспериментатора дает им другие названия, переименовывает их. Чтобы быть уверенным в том, что предмет действительно воспринимается и именно этот предмет переименовывается, ребенок держит его в руках и смотрит на него во время переименования. В качестве новых предлагаются названия самых различных предметов, например, карандаш назвать ножом или ложкой, коробку — домом, мячик — яблоком и т.д. Экспериментатор дает в руки ребенку предмет и спрашивает: «Что это?» После ответа говорит: «Скажи, это...» После того как испытуемый называет предмет в первый раз другим названием, его просят повторить новое название несколько раз, затем ребенку предлагают другой предмет, игра продолжается.

Вторая серия. «Переименование и действие с предметом». Ребенку предлагается 4 предмета и их игровые наименования:

' Эльконин Д.Б. Психологические игры. — М., 1978. — С. 232-243.

Деятельность и общение. Игра

карандаш становится ножом, мяч — яблоком, автомобиль — домиком, кубик - собачкой. После тоге» как ребенок повторит наименования предметов, ему предлагают произвести ряд действий с ними: «Дай собачке яблоко», «Отрежь кусочек яблока», «Поставь собачку в домик». Игровые наименования подбирают таким образом, чтобы с одними предметами (карандаш - нож, мяч — яблоко) заданные действия произвести было легко, а у других (кубик — собака, автомобиль — дом) несоответствие между предметом и его игровым упо-треблением было бы более значительным и резким.

Если ребенок действует с предметами не в соответствии с игровым наименованием или вообще отказывается это делать, то экспериментатор напоминает ему об игровом значении предметов и вторично предлагает произвести действие.

Третья серия. «Конфликтное переименование и действие с предметом». Аналогична второй, но с более расходящимся доигровым и игровым употреблением предметов. Для игры предлагают куклу и бумагу, сохраняющие свое реальное значение на протяжении всей игры. В дополнение к этим предметам даются карандаш в качестве ножа и нож в качестве карандаша, а также молоток в качестве колбасы. Ребенка просят: отрезать кусочек колбасы и дать кукле; нарисовать шарик и домик кукле; отрезать кусочек бумаги и завернуть в нее колбасу. Усложнение в этой серии заключается в том, что игровое употребление предмета происходит в конфликтной ситуации, при наличии реального предмета (резать карандашом при наличии ножа, рисовать ножом при наличии карандаша).

Если ребенок действует с предметом, не руководствуясь его игровым переименованием, экспериментатор спрашивает, чем он осуществляет действие и напоминает об игровом значении предметов.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей во всех возрастных группах, принявших и не принявшиж задачу на переименование в 3 сериях эксперимента. Результаты оформляют в таблицу (табл. 36).

Выявляют возрастные различия при переименовании и выясняют, как успешность переименования зависит от сложности ситуации (отсутствие и наличие действия с предметом). Особо

Деятельность и общение. Игра

Таблица 36

УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ НА

ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ

Возраст 1 серия || серия III серия
детей Задачи на переименование
  Прини­мают Не прини­мают Прини­мают Не прини­мают Прини­мают Не прини­мают
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет            

анализируют данные о возрастных различиях при принятии задачи в третьей серии. Выясняют, как действие взаимосвязано со словом.

*

Подготовка исследования. Подобрать 4 сказки (например, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и др.). Подготовить ифовой материал для сказок: игрушки (волк, Красная Шапочка, козлята и т.д.); фигурки, вырезанные из бумаги, очень условные (если это волк, то главное — зубастая пасть, колобок -просто круг, без глаз, рта и т.д.); различный бросовый материал (кусочки материи, искусственного меха, картона и т д.); шахматные фигуры.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с группой детей одного возраста (4-7 лет). Группа сначала слушает сказку, когда ее выразительно читает экспериментатор, затем само­стоятельно разыгрывает ее с помощью предлагаемого набора игрушек. С каждой группой проводят 4 серии эксперимента с интервалом в несколько дней по четырем сказкам и с четырьмя наборами игрушек, когда уровень условности игрушек возрастает

Обработка данных. Анализируют, как дети принимают задачу на замещение в зависимости от возраста и условности предмета-заместителя. Сравнивают уровень развития игры (см. табл. 33) и

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении^ — М., 1988. — С. 147.

Деятельность и общение. Конструирование

эффективность замещения (полное — «+», частичное — «+/-», отказ — «-»). Результаты оформляют в таблицу (табл. 37).

Таблица 37

 

 

Возраст детей Эффективность решения задачи на замещение
1-я сказка 2-я сказка 3-я сказка 4-я сказка
+ +/- - + +/- - + +/- - + +/- -
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет                        

Глава 6. КОНСТР* ИРОВАНИЕ

Конструирование — это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части — детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом — со всех сторон, спереди, сбоку; особенно трудно представлять невидимые детали. Выделяют такие виды конструирования: 1) конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок); 2) кон­струирование по замыслу; 3) конструирование по условиям — требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрешки, а матрешка имеет определенные размеры). Особую трудность представляет для детей самостоятельное построение схемы, чертежа будущего предмета, выбор необходимого для него строительного материала.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности, воли. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно ее ставить, от способности

Деятельность и общение. Конструирование

контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Развитие конструирования в дошкольном возрасте составляет основу для конструктивно-технических способностей и технического мышления.

Подготовка исследования. Подобрать 4 бруска одинакового цвета; 3 бруска отличаются длиной грани на 2 см (для детей 4-5 лет) и на 1 см (для детей 6-7 лет), 4-й брусок равен любому из них; 2 одинаковых кубика.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4-7 лет.

Первая серия. Перед ребенком кладут 3 разных по величине бруска, показывают брусок, равный по величине одному из них, просят найти такой же брусок среди лежащих на столе. Предлагают проверить правильность выполнения задания.

Вторая серия. Перед ребенком кладут 2 кубика, предлагают их рассмотреть. Затем показывают брусок: «Поставь два кубика на таком расстоянии друг от друга, чтобы брусок лег на эти кубики». После выполнения задания предлагают ребенку проверить себя.

Обработка данных. Подсчитывают количество детей, правильно и неправильно определивших величину бруска. Сопоставляют данные первой и второй серий эксперимента и представляют в таблице (табл. 38).

Таблица 38 УСПЕШНОСТЬ ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ

 

 

Серия Правильность выполнения задания
Верно Неверно
4-5 лет 6-7 лет 4-5 лет 6-7 лет
I II        

1 Сенсорное воспитание ■ детском саду / Под ред. Н.Н.Поддъякова, В.Н.Аванесовой. - М., 1981. - С. 77-98.

Деятельность и общение. Конструирование

Выясняют причины неверного выполнения задания. Сопоставляют особенности поведения детей в 2 сериях при успешном и неуспешном сравнении величины.

Подготовка исследования. Научить детей конструировать домик из строительного материала (образец выбирается в зависимости от возраста). Подготовить детали строительного материала, расчлененные чертежи домиков — показано членение постройки на отдельные детали (рис. 2).

Рис. 2. Расчлененные черетежи домикоШ: а) для детей 4-5 лет; б) для детей 5-7 лет

Проведение исследования. Эксперимент проводится с парами детей 4-7 лет. Дети садятся за стол друг против друга, перед ними кладут расчлененный чертеж так, чтобы к одному он был повернут «вверх ногами», и предлагают построить такой же домик.

Обработка данных. Подсчитывают число ошибок в прос­транственном расположении деталей (по возрастам). Устанавливают соответствие конструкции чертежу. Особое внимание обращают на их соответствие при положении чертежа «вверх ногами».

Деятельность и общение. Конструирование

Подготовка исследования. Подобрать 18 брусков из строительного материала (они понадобятся для оснований 2 одинаковых домиков). Заранее построить в виде буквы Г домик-образец (одна часть длинная и узкая, в конце ее вход, другая пристройка шире, короче и без входа). К домику сделать цельную крышу, укрепить маленький флажок. Когда домик покрывается крышей, то флажок располагается точно над входом (рис. 3).

Рис. 3. Домнк для конструирования:

а) общий вид;

б) вид сверху

Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977. — С. 193-199.

Деятельность и общение. Конструирование

Подготовить фигурки: зайчик, уточка, мишка и слон.

Проведение исследования. Ребенку показывают домик-образец. Перед дверью ставят фигурку зайца, которая указывает направление постройки дома. Фигурки остальных зверей — возле других сторон. Внимание ребенка обращают на то, как крыша покрывает домик: длинная часть ее приходится точно на длинную часть домика, а короткая и широкая — на короткую и широкую его часть. Вначале ребенок строит домик точно так же, как и на образце. Затем ему говорят: «Теперь ты построй домик так, чтобы дверь его была обращена к медведю» (потом к слону, к утке). Чтобы облегчить постройку по образцу, экспериментатор снимает крышу с домика, и ребенок может видеть, как расположены отдельные его детали. Если ребенок построит домик неправильно, то он не сможет накрыть его крышей. Крыша здесь является контрольной меркой.

Обработка данных. Подсчитывают число правильных решений и ошибок в пространственном расположении частей домика относительно друг друга, правильных решений и ошибок при расположении объекта в различных пространственных положениях.

Определяют, сформировано ли у ребенка умение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту (домику), а также умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

& Цзукмпш эффектов»вето

Подготовка исследования. Подобрать 12 брусков, одинаковых по величине и цвету, сделать 6 карточек размером 29,5x20 см с изображениями домика (рис. 4) Сделать образец домика из 6 брусков.

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми 4-6 лет.

- Первая серия. Ребенку показывают готовый образец домика из брусков и говорят: «Построй такой же домик».

Вторая серия. Ребенку показывают рисунок — объемное изображение домика (рис. 4, а) и говорят: «Построй такой же домик».

Третья серия. Ребенку показывают расчлененный план домика

Деятельность и общение. Конструирование

Рис. 4. Домик для конструирования:

а) общий вид; 6) расчлененный план; в) нерасчлененный план;

г) расчлененный чертеж (вид спереди); д) нерасчлененный чертеж

(вид спереди); е) схематичный чертеж (вид спереди)

(рис. 4, б) и говорят: «Здесь нарисован домик сверху. Построй такой же домик».

Четвертая серия. Ребенку в качестве образца показывают нерасчлененный план домика (рис. 4, в) и просят построить такой же.

Пятая серия. Ребенку показывают расчлененный чертеж (рис. 4, г) и говорят: «На этом рисунке изображен домик спереди. Построй такой же».

Шестая серия. Ребенку предлагают нерасчлененный чертеж ■ (рис. 4, д) и просят построить такой же домик.

Седьмая серия. Ребенку показывают схематичный чертеж домика (рис. 4, е) и говорят: «Построй такой же домик, как на рисунке».

Все серии эксперимента проводят через 5-7 дней.

Обработка данных. Во всех сериях подсчитывают количество детей (отдельно по каждому возрасту), выполнивших и не выполнивших задание, а также допустивших 1-2 ошибки.

Данные заносят в таблицу (табл. 39).

Анализируют поведение детей в процессе конструирования: рассматривание образца, уверенность действий, самостоятельное

Деятельность и общение. Конструирование

Таблица 39 УСПЕШНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ, %

Серия Количество детей, выполнивших задание Количество детей, допустивших 1-2 ошибки Количество детей, не выполнивших задание
  4-5 5-6 6-7 4-5 5-6 6-7 4-5 5-6 6-7
  лет лет лет лет лет лет лет лет лет

исправление ошибок и речь.

Делают выводы о том, какой образец обеспечивает максимальную эффективность конструирования.

& йзучгеиие умения делать

Подготовка исследования. Научить ребенка делать модель машины из строительного материала (2 цилиндра, пластина, кубик и бруски) (рис. 5). Приготовить 3 листа бумаги форматом 12,5x19,5 см, карандаш.

Проведение исследования. Экс­перимент проводят индивидуально с детьми 5-7 лет.

Первая серия. Ребенку показывают машину, собранную из строительного

материала,и говорят:

«Нарисуй точно так же, как это получится из строительного материала». Затем ребенок_конструирует машину с опорой только на свой «чертеж».

Вторая серия. Проводится аналогично первой, но ребенку предлагают другую инструкцию: «Нарисуй, какие у машины будут части. Если у нас детали будут иной формы, это не важно. Главное не забыть про какую-то важную часть».

Третья серия. ■ Используется инструкция: «Давай нарисуем машину так, чтобы было видно форму каждой детали. А из каких

58.

ВенгерЛ.А., Вен rep А. Л. Домашняя школа мышления. — М., 1984. — С. 56-

5-220

Деятельность и общение. Конструирование

деталей это можно сделать, мы решим потом».

Каждая серия проводится через 1-2 дня.

Обработка данных. В каждой серии подсчитывают количество детей: выполнивших рисунок правильно, допустивших 1-2 ошибки и не выполнивших задание, т.е. успешность выполнения чертежа в зависимости-, от инструкции. Данные сводят в таблицу.

Анализируют взаимосвязь качества изображения и постройки.

Подготовка исследования. Подобрать 6 брусков, 4 призмы, 12 кубиков одинакового цвета.

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми 3-7 лет.

Ребенку показывают домик из 6 брусков, 2 призм, даются 12 кубиков, 2 призмы и предлагают построить такой же домик.

Обработка дынных. Подсчитывают количество детей, выполнивших и не выполнивших задание, результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет. Делают вывод о том, как изменяется с возрастом умение заменять детали, недостающие в постройке.

Подготовка исследования. Подобрать разные детали строительного материала, отличающиеся формой, величиной, цветом.

Проведение исследования. Эксперимент проводят индивидуально с детьми 4-7 лет.

Первая серия. Ребенку дают образец домика, предлагают рассмотреть его и построить домик, какой он хочет.

Вторая серия. Проводится аналогично первой, но во время самостоятельного конструирования образец убирают.

Обработка данных. По 2 сериям подсчитывают количество детей каждого возраста, относящихся к определенной группе проявления творчества в конструировании: I группа — постройка идентична образцу; II группа — постройка незначительно отличается от образца, например цветом деталей; III группа — в постройке

Деятельность и общение. Конструирование

использованы детали другой формы, величины или внесены дополнительные детали; TV группа — постройка полностью отличается от образца. Результаты оформляют в таблицу (табл. 40). Анализируют поведение детей, речь по 2 сериям.

Таблица 40

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО ГРУППАМ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРИ КОНСТРУИРОВАНИИ

Возраст детей Наличие наглядной опоры Без наглядной опоры
  Группа
    II III IV   II III IV
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет                

Выясняют зависимость проявлений творчества от наличия наглядной опоры во время конструирования и возраста детей.

ш

Подготовка исследования. Приготовить небольшие образные ифушки по числу детей, листы бумаги форматом 29,5x20 см, цветную бумагу, выкройки для конвертов, образцы конверта и домика из бумаги, выбранные с учетом возраста детей, клей, кисточки и ножницы.

Проведение исследования. Участвуют разные подгруппы детей 4-7 лет.

Первая серия. Экспериментатор раздает детям по игрушке и предлагает сделать для нее домик. Затем он показывает и объясняет способ изготовления домика из бумаги. После этого дети самостоятельно выполняют задание.

Вторая серия. Экспериментатор предлагает детям научиться делать домик, показывает и объясняет способ действия.

Третья серия. Экспериментатор предлагает детям научиться делать конверты, показывает и объясняет способ действия. Затем

Деятельность и общение. Конструирование

дети работают самостоятельно.

Четвертая серия. Детям предлагают поиграть в «почту». Говорят, что для этого нужно сделать конверты, показывают и объясняют способ действия, после чего дети самостоятельно выполняют задание.

Обработка данных. В каждой серии подсчитывают количество детей, выполнивших и не выполнивших задание, результаты оформляют в таблицу (табл. 41). Подсчитывают число игровых мотивов в каждой серии и заносят данные в таблицу по возрастам: 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Таблица 41 УСПЕШНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ ВО ВСЕХ СЕРИЯХ

 

 

 

Серии экспери­мента Количество детей, выполнивших задание, % Количество детей, не выполнивших задание, %
не усвоен способ действия преобладают игровые действия
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
I II III IV                  

Анализируют речь и поведение детей (наличие эмоционально окрашенных переживаний, интереса к конструктивной деятельности, соотношения игровых и конструктивных действий), составляется таблица на каждого ребенка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных