Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 10 страница




Делают выводы, влияет ли игровой мотив на формирование навыков конструирования и как. Выясняют, происходит ли замена конструирования игрой, переход от мотивов конструирования к игровым.

Глава 7. РИСОВАНИЕ

Рисование как один из видов продуктивной деятельности имеет огромное значение для дошкольника. Оно зарождается к трем

Деятельность и общение. Рисование

годам, когда ребенок овладевает карандашом как орудием и впервые «открывает» наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях. Развитие рисования идет по определен­ным направлениям; ребенок постепенно усваивает: 1) собственно изобразительную функцию рисования: рисунок должен передавать существенные признаки предмета, 2) знаково-символическую функцию: рисунок является заместителем, знаком определенного предмета; 3) эстетическую функцию: рисунок передает отношение автора к изображенному. В процессе рисования совершенствуются рисовальные движения руки, а также «техника» восприятия и анализа изображаемого предмета.

В процессе развития рисования изменяются способы построения изображений, композиция и содержание детских рисунков. Рисование зависит от особенностей зрительного обследования предмета, от двигательно-осязательного опыта. На рисование существенное влияние оказывает слово, которое может затормозить дальнейший анализ предметов и привести к шаблонам.

Рисование зависит от мотивов и целей деятельности, от наличия самоконтроля и умения удерживать цель. Оно связано не только с восприятием, но с воображением и мышлением. Так, в рисунках дошкольников можно выделить особые схематические изображения, которые говорят не об отсутствии техники рисования, а о стремлении ребенка передать наиболее важные признаки предмета.

По особому ребенок относится к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально-эстетического отношения к действительности: красивое — всегда яркое, красочное, а некрасивое — темное, блеклое. В дошкольном возрасте закладываются некоторые изобразительные способности, например, способность подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его содержания.

Подготовка исследования. Подобрать темы для предметного и сюжетного рисования в соответствии с возрастом детей. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. С детьми 3-7 лет индивидуально

Деятельность и общение. Рисование

проводится 2 серии с интервалом в 2-3 дня.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать определенный предмет.

Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать сюжетную картинку на определенную тему.

Время рисования в каждой серии не ограничивается. Ребенок рисует самостоятельно. После окончания рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Данные протоколов анализируют по схеме1:

/. Содержание рисунка

II. Особенности изображения

1. Передача формы:

• простая или сложная;

• передана точно, немного искажена или не удалась.

2. Строение предмета (части расположены верно, немного искаженно, неверно).

3. Передача пропорций предмета (переданы верно, немного нарушены, не удались).

4. Композиция:

• вытянутое, окученное изображение или нет единства;

• пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений);

• симметричное или несимметричное построение;

• ритмичное или неритмичное построение;

• миниатюрное или увеличенное изображение;

• расположение отдельных изображений (по всему листу, по полосе — так называемое фризовое);

• количество событий, изображенных на одном листе бумаги.

5. Передача движений: статичное или динамичное изображение.

6. Цвет:

• передана реальная окраска предмета или есть отступления от нее;

• преобладают насыщенные или бледные тона;

• многоцветная раскраска или преобладание одного-двух цветов.

1 При составлении схемы анализа учитывались некоторые критерии, выделенные Т.С.Комаровой (Изобразительная деятельность в детском саду. — М., 1990. — С. 135-137).

Деятельность и общение. Рисование

III. Проявления творчества в рисунке

1. Замысел (для анализа второй серии):

• когда возникает: до начала рисования или в его процессе;

• изменяется ли по ходу рисования, в чем это проявляется и почему происходит;

• какова оригинальность замысла и готового рисунка.

2. Выразительные средства: какие выразительные средства использует (цвет, форма, ритм, композиция и т.д.

IV. Проявления самостоятельности

1. Требовалась ли в процессе рисования помощь взрослого и какая.

2. Обращался ли ребенок с вопросами (указать какими), просьбами о помощи к взрослому.

V. Отношение к процессу и результату рисования

1. Эмоциональная окрашенность процесса рисования.

2. Отношение к готовому рисунку.

3. Увлеченность процессом рисования, в чем он состоит. Определяют частоту каждого показателя у детей разного

возраста. Делают выводы об особенностях детских рисунков в разных возрастных группах.

Подготовка исследования. Приготовить набор из 6 цветных карандашей, листы бумаги форматом 21x29,8 см и образец — лист бумаги такого же формата с изображением расположенных в ряд 4 домиков, отличающихся величиной, пропорциями, цветом, деталями. Уровень сложности изображений зависит от возраста детей.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет. Ребенку показывают образец, предлагают выбрать домик и нарисовать такой же. Во время рисования образец находится перед ребенком.

Обработка данных. Главный критерий успешности выполнения задания — соответствие рисунка выбранному первоначально изображению. Определяют количество детей разного возраста, которые полностью справились с заданием, справились частично и не выполнили его, когда рисунок совсем не соответствует выбранному образцу, а также среднее число отступлений от него

Деятельность и общение. Рисование

(изменение цвета, добавление деталей и т.д.) и их причины.

Подготовка исследования. Приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии с интервалом в 5-7 дней.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать что он хочет.

Вторая серия. Перед началом рисования по замыслу ребенка просят назвать, что он будет рисовать.

Третья серия. Ребенка просят рассказать, что он нарисует, как расположит предметы на листе бумаги, и описать предметы, которые он собирается изобразить.

Время рисования во всех сериях не ограничивают. После завершения рисунка ребенка спрашивают: «Ты нарисовал то, что хотел?» Если он отвечает «Нет», его просят объяснить, почему рисунок получился не такой, какой задумывался.

Обработка данных. Анализируют соответствие рисунка первоначальному замыслу во второй и третьей сериях. Определяют среднее число детей, изменивших замысел в этих сериях. Сравнивают успешность рисования в первой серии с рисованием во второй и третьей сериях. Делают вывод о том, как влияет на удержание замысла его формулирование в развернутой речи.

рисовальных движений руки-

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, карандаши, краски, секундомер.

Проведение исследования. Определяют характер следующих движений у детей 3-7 лет:

1. Скорость удара: а) «Пошел дождь» (карандаш). Ребенку говорят: «Нарисуй, как пошел дождь» — и предлагают наносить точки на бумагу (экспериментатор показывает, ударяя один раз карандашом по бумаге); б) «Пошел снег» (краска). Экспериментатор

1 Комарова Т.С, Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М., 1984. - С. 60-63.

Деятельность и общение. Рисование

говорит ребенку: «Нарисуй, как идет снежок, будешь так прима — кивать кисточкой», показывая при этом один раз прикладывание кисти к бумаге всем ворсом.

Подсчитывают количество точек и пятен, нанесенных на бумагу краской в течение 1 мин.

2. Скорость при изображении формы: «Полетели мыльные пузыри» (карандаш). Экспериментатор предлагает нарисовать, как летят мыльные пузыри. Сначала ребенок показывает пальцем в воздухе, как он будет рисовать кругленькие пузыри.

Подсчитывают количество кругов, нарисованных за 30 с.

3. Характерный для ребенка размах рисовальных движений: «Красивые колечки» (карандаш и краска). Ребенку предлагают нарисовать колечки, какие он хочет.

Измеряют диаметр всех нарисованных колечек, подсчитывается его средняя величина.

4. Точность размаха рисовальных движений: «Лесенка». Детям предлагают нарисовать (карандашом и краской) ступеньки у лесенок разной ширины (4, 8, 12 см).

Ребенку показывают образец - нарисованную лесенку, подчеркивают, что ступеньки у лесенки нигде не выходят за линии и не кончаются раньше линии. Дают лист бумаги с нарисованными вертикальными опорными линиями: «Чтобы лесенка получилась красивой, я тебе нарисовала длинные палочки, а ты нарисуй между ними ступеньки так, чтобы они были точно от палочки до палочки, вот так» — и первую ступеньку рисуют рукой ребенка. При выполнении задания подчеркивают условие — доводить ступеньки точно до палочки, при этом способ действия не показывается.

Подсчитывают, сколько линий («ступенек») нарисовал ребенок в каждой лесенке, сколько из них правильных (доведенных до опорной линии, не переведенных за нее и не кончившихся раньше).

5. Точность направления движения при рисовании линий: «Заборчик» (карандаш и краска, высота линий 4 и 8 см). На листе, который дают ребенку, проводят горизонтальные линии. Экспериментатор говорит: «Нарисуй заборчик, а чтобы он получился красивый, я тебе помогу: буду показывать, где нужно рисовать палочки (постепенно ставит на верхней и нижней опорных линиях точки друг против друга), как будто я прибиваю гвоздики, а ты палочки». Первую линию экспериментатор рисует рукой ребенка.

Подсчитывают отношение количества линий, проведенных точно

Деятельность и общение. Рисование

через точки, к общему количеству линий.

6. Точность направления движений при рисовании форм: «Кубик». Ребенок рисует карандашом и краской сначала маленький «кубик» (квадрат) - 4 см, а затем большой - 8 см по точкам, заранее проставленным по углам будущего изображения. Вначале ребенку показывают «кубик», проводя его пальчиком по сторонам квадрата и подчеркивая, какой он ровный, прямой, красивый. Затем предлагают нарисовать его.

Подсчитывают, сколько линий ребенок провел через точки без коррекции - 2 очка, с коррекцией - 1 очко.

7. Ритмичность движений: а) «В доме зажглись огоньки». Ребенок получает вырезанный из бумаги дом. «В нем темно, - говорит экспериментатор, - давай зажжем в нем свет, огоньки». Показывает на отдельном листе, как это сделать (поставить пятнышко, прижав кисть с краской ворсом к бумаге); б) «По дорожке идут ножки, топ-топ-топ». При слове «топ» ребенок должен ставить пятнышко — «след». Первые 3 следа экспериментатор наносит рукой ребенка, действуя по слову «топ».

8. Плавность движений: а) «Снежные дорожки» (горизонтальные линии краской); б) «Красивые ниточки» (вертикальные линии карандашом); в) «Клетчатый платочек» (вертикальные и гори­зонтальные линии карандашом и краской). Перед рисованием ребенок проводит по линиям пальчиком в соответствующих направлениях. Во всех случаях фиксируют наличие остановок и перерывов в движении.

Обработка данных. Подсчитывают все показатели. Выявляют возрастные и индивидуальные особенности детей.

•■■Зядайие. &; Йаучекие тоев&но&нк р«рудац*ш,

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, карандаши, краски, секундомер, копировальную бумагу.

Проведение исследования. Чтобы выяснить уровень регуляции рисовальных движений руки по скорости у детей 3-6 лет, им предлагают 2 типа заданий: 1) на выяснение уровня регуляции при рисовании линий, 2) на определение этого уровня при рисовании

1 Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М., 1984. - С. 64-69.

Деятельность и общение. Рисование

форм.

Первая серия. Задания, предусматривающие регуляцию движений по скорости при рисовании линий, состоят в следующем: а) ребенку предлагают нарисовать, как течет вода из крана, когда он приходит в умывальную комнату мыть руки и открывает кран. Никаких указаний в отношении скорости рисования линий он не получает: б) затем ребенку предлагают нарисовать" как открывают кран немного и вода течет медленно-медленно; в) когда второй рисунок готов, экспериментатор говорит. «Надоело детям, что вода течет медленно, трудно мыть руки, и они открывают кран больше, чтобы вода текла быстро-быстро. Нарисуй, как вода течет быстро-быстро». На выполнение каждого задания отводится 30 с.

Показателем уровня регуляции является отношение количества линий, нарисованных ребенком при замедленном (задание б) и ускоренном (задание в) движении, к количеству линий, изображенных без указаний о скорости (задание а).

Вторая серия. Чтобы определить уровень регуляции движений по скорости при рисовании форм, детям предлагают нарисовать, как крутится карусель по кругу. При рисовании линий ребенок выполняет 3 задания по 30 с.

Вначале ребенок рисует с той скоростью, к какой привык. Если он успевает закончить кружок до истечения 30 с, экспериментатор предлагает нарисовать еще одну карусель. Затем детям дают другой лист и просят нарисовать, как карусель только начинает крутиться и крутится медленно. После этого предлагают передать быстрое движение карусели.

Показатель уровня регуляции здесь - отношение суммы диаметров всех нарисованных ребенком кругов при задании на замедление и ускорение движения к сумме диаметров кругов, нарисованных им в исходном задании.

Третья серия. Уровень регуляции движений по силе определяют при рисовании толстых и тонких ниточек. «Чтобы нарисовать тонкие ниточки, — объясняет экспериментатор, - нужно совсем легко нажимать на карандаш». Для выполнения задания детям дают 5 листов (вместе с первым) бумаги, проложенных копировальной бумагой. Всякий раз экспериментатор говорит, какую ниточку (толстую или тонкую) должен рисовать ребенок.

Подсчитывают, на скольких листах отчетливо видны слабые линии (тонкие ниточки), а на скольких - сильные (толстые ниточки),

Деятельность и общение. Рисование

затем выводится отношение первых ко вторым.

Четвертая серия. В конце эксперимента выявляют возможности детей в регуляции рисовальных движений с целью создания образного рисунка. Все дети рисуют иллюстрацию к хорошо знакомой сказке «Колобок». Конкретное содержание рисунка каждый ребенок определяет сам. Задача регуляции рисовальных движений не ставится.

Выясняют, могут ли дети разного возраста регулировать рисовальные движения в соответствии с замыслом рисунка, т.е. изменять их силу, скорость, размах без специальных указаний взрослого.

Обработка данных. По каждой серии подсчитывают соответствующие показатели. Выявляют возрастные и инди­видуальные различия по этим показателям.

Изучит»*: «яшэдия елова ва воепршгам* и

Подготовка исследования. Подобрать графические образцы — фигуры для изображения и их словесные обозначения.

Проведение исследования. / этап. Используются 4 фигуры (см. табл. 42).

Первая серия. Ребенку предлагают посмотреть на образцы и нарисовать так же: «Смотри, большой треугольник лежит на кубике» и т.д. После этого фигуры убирают, ребенку дают чистый лист бумаги и просят нарисовать то, что он увидел. Когда ребенок выполнит задание и отложит в сторону карандаш, экспериментатор забирает у него листок с рисунками и продолжает эксперимент.

Вторая серия. Ребенку показывают те же фигуры. Экс­периментатор называет их: «Гриб. Пирамида. Дерево. Шар.» Затем, убрав рисунки, ребенка просят нарисовать то, что он увидел. После того как он закончит рисование, переходят к следующему этапу.

Третья серия. Ребенку показывают те же фигуры. На этот раз экспериментатор дает им новые наименования: «Домик. Елочка. Лапка. Одуванчик.» Исходные фигуры убирают и ребенка просят нарисовать то, что он увидел.

1 Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М., 1981. — С. 130-134.

Деятельность и общение. Рисование

Таблица 42

ОЧЕРЕДНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ФИГУР И ИХ

НАИМЕНОВАНИЕ I этап

 

Предъяв­ляемые фигуры Словесное сопровождение предъявления фигур
1-е 2-е 3-е
Большой треугольник на кубике Друг на друге лежат 4 овала, они увеличиваются книзу Прямая линия идет сверху вниз, а от ее середины вверх расходятся 2 короткие линии Круг, а от него вниз идет прямая линия Гриб Пирамида Дерево Шар Домик Елочка Лапка Одуванчик

// этап

 

Предъяв­ляемые фигуры   Словесное сопровождение предъявления фигур
  1-е   2-е
Шляпа     Утюг
Окно Жук     Подарок, перевязанный ленточкой Телевизор с антенной
Горшок с цветами   Голова зайки

// этап. Первая серия. Здесь используются графические построения (см. табл. 42). Экспериментатор называет фигуры, предъявляя их ребенку: «Шляпа. Окно. Жук. Горшок с цветами.» Затем убирает фигуры и предлагает ребенку нарисовать то, что он

Деятельность и общение. Рисование

видел.

Вторая серия. После того как ребенок нарисовал фигуры, ему еще раз показывают те же фигуры, называя их: «Утюг. Подарок, перевязанный ленточкой. Телевизор с антенной. Голова зайки». Затем фигуры убирают и ребенку предлагают нарисовать то, что он видел.

Обработка данных. Выясняют, насколько соответствует созданный графический образ заданному эталону — изображенной фигуре и насколько слово тормозит анализ-образца, навязывая представление, роответствующее словесному наименованию. Анализируют особенности изображенных фигур в 3 сериях I этапа и в 2 сериях II этапа. В выводах указывают, действительно ли слово активизирует графический образ, соответствующий словесному наименованию, действительно ли образец как бы заслоняется обобщенным графическим образом-представлением, стоящим за словом. Прослеживают, отмечается ли эта тенденция у детей всех дошкольных возрастов.

роян едеяод яредоишжигюй взрослыми в

Подготовка исследования. Изготовить человечка из двух желудей: большой желудь — туловище, маленький — голова; шея, руки и ноги из спичек. (Первый раз человечка ребенку показывают без шеи.) Подготовить бумагу и карандаши.

Проведение исследования. Ребенку показывают человечка 5 раз; первый раз — без шеи, второй — с шеей 0,5 см, каждый последующий раз экспериментатор удлиняет шею человечка на 0,5 см, делая это незаметно для ребенка. При каждом показе ребенку предлагают посмотреть на человечка внимательно и нарисовать его.

Обработка данных. Подсчитывают число шаблонных рисунков в каждой возрастной группе. Выявляют, на что начинают ориентироваться дети — на шаблон или на зрительный образ натуры; когда ребенок начинает соотносить предмет с его графическим образом, т.е. переходит от стереотипного рисования

' Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. — С. 136-139.

- Деятельность и общение. Рисование

шаблона к рисованию со зрительным соотнесением частей предмета и графического построения изображения.

в

<> А.

Подготовка исследования. Подобрать 2 образные игрушки с ярко выраженными деталями, например, медвежонка и утенка (одну пластмассовую, а вторую мягкую); приготовить листы бумаги форматом 21x29,8 см, набор из 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перерыв между сериями — 7 дней.

Первая серия. Ребенку предлагают нарисовать утенка.

Вторая серия. Ребенку предлагают нарисовать медвежонка.

Третья серия. Ребенку показывают утенка и предлагают на него внимательно посмотреть, а потом нарисовать. Образец при этом не убирают.

Четвертая серия. Ребенок так же рисует медвежонка.

Пятая серия. Ребенок по вопросам экспериментатора выделяет части утенка, их форму, пространственное расположение, соотношение по величине, цвет, а потом рисует его. Образец не убирают.

Шестая серия. Ребенок так же рисует медвежонка.

Седьмая серия. Ребенку дают утенка, предлагают поиграть с ним, а затем нарисовать. Образец не убирают. Ребенок играет с утенком 5 мин. В протоколе фиксируют процесс обследования игрушки: какие стороны предмета ребенок выделяет, на что обращает внимание, как с ней действует.

Восьмая серия. Ребенок играет и рисует медвежонка.

Серии проводят через 5-7 дней.

Обработка данных. Определяют, на каком опыте (тактильном или зрительном) основаны графические образы, созданные детьми. Выясняют, совпадает ли отбор признаков у большинства испытуемых, каковы возрастные особенности выделения признаков. Выясняют, каким содержанием и числом деталей отличается рисование по памяти от рисования с натуры до и после обследования, т.е. как характер изображения зависит от опыта детей и анализа натуры.

Деятельность и общение. Рисование

Подготовка исследования. Подготовить бумагу ярких и блеклых тонов для рисования, кисточки, краски.

Проведение исследования. Проводят 2 серии эксперимента с детьми 4-7 лет. Каждый сидит за отдельным столом и не общается' с другими.

Первая серия. Детям говорят: «У каждого из вас есть набор бумаги разных цветов, кисточки, краски. Нарисуйте то, что кажется вам самым красивым».

По окончании рисования экспериментатор спрашивает каждого, почему именно изображенный предмет или явление он считает «самым красивым».

Вторая серия. Условия эксперимента те же. Дети рисуют самое некрасивое и объясняют свой рисунок.

Обработка данных. Выясняют для каждого возраста, какого цвета бумагу чаще выбирают дети, какие краски преобладают в рисунке, подсчитывают число предметов при изображении «красивого» и «некрасивого», число отказов от рисования.

Раскрывают, какими приемами дети пользуются, изображая «красивое» и «некрасивое». Прослеживают, как нарастает выразительность этик приемов с возрастом, как влияет эмоциональное отношение ребенка к изображаемому на характер изображения, с какого возраста увеличивается число изображаемых предметов.

10. Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его

Подготовка исследования. Подобрать контурный рисунок на сказочную тему (2 экз.), цветные карандаши или краски; 2 варианта

' Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. — С 136-139.

2 Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятель­ности детей // Вопросы психологии. — 1975. — №4; Мелик~Пашаее А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки.к творчеству. — М., 1987. — С. 60-70.

Деятельность и общение. Рисование

рассказа, кульминационный момент которого иллюстрирует рисунок. Ситуация в 2 вариантах описывается противоположная. Например, ребенок получает рисунок, изображающий фею и воина. Сюжет сказки таков: «Воин, странствующий по миру, попал в волшебный сад доброй феи. (Ее доброта подтверждается примерами различных ее дел, подобранными в зависимости от возраста детей, чтобы ребенок проникся самой искренней симпатией к волшебнице.) Фея вышла из замка, набрала из волшебного озера воды в чашу и подала ее воину. А вода в ее озере такая, что с тем, кто ее выпьет, никогда ничего плохого не случится». После этого подчеркивается: это ее сад, ее озеро с волшебной водой, ее замок, цветы в ее саду.

Противоположная ситуация по этому же рисунку описывается так: «Воин, странствующий по миру, забрел в сад злой колдуньи. (Примеры ее злых дел также подбираются в зависимости от возраста детей, чтобы сделать для них очевидной ее зловредность и опасность положения, в которое попал воин.) Она вышла из своего замка, набрала воды в своем озере и подала чашу воину. Если он эту воду выпьет, то превратится в камень». Можно подобрать 3-6 сюжетов, по психологическому содержанию тождественных описанным выше.

Проведение исследования. Эксперимент проводится коллективно с детьми 3-7 лет, но задания дети выполняют самостоятельно. В первой серии читают первый вариант рассказа и* дают контурный рисунок с предложением раскрасить его. Детей просят объяснить, почему они выбрали тот или иной цвет для раскрашивания. Вторую серию проводят через некоторое время с теми же детьми. Им читают второй вариант сказки, дают этот же нераскрашенный контурный рисунок и предлагают его раскрасить.

Обработка данных. Анализируют различие цветового решения 2 вариантов рисунка.

Низший балл «1» ставится, когда 2 рисунка с точки зрения выражения в цвете их содержания не отличимы. Не отличимы не только в том смысле, что без разъяснения ребенка экспериментатор не мог бы догадаться, где царство доброй волшебницы, где злой, а в том смысле, что в избранном самим ребенком цветовом решении контраст ситуаций не нашел отражения, т.е. он не отнесся к цвету как к средству выражения содержания. Балл «3» ставится, когда ребенок изменяет цвет отдельных предметов и персонажей, тех,

Деятельность и общение. Рисование

изменение роли и характера которых прямо указано в рассказе. Это прежде всего сама волшебница, затем ее чаша, замок, наконец, озеро с волшебной водой. Остальное окружение (небо с облаком, земля, цветы), не имеющее отношения к развитию фабулы, рассматривается как нейтральный фон и механически повторяется.

Изменение цвета тех объектов, перемена отношения к которым вызвана самим текстом рассказа, говорит о том, что в известных пределах цвет понимается и принимается детьми как средство выражения своего отношения.

Высший балл «5» ставится, когда в рисунках присутствуют 2 разных мира, цветовое решение полностью подчинено задаче выражения содержания: с изменением ситуации, вызвавшей у ребенка резко отличное переживание, изменяется и вся цветовая система изображения. Именно на этом уровне в наибольшей степени выступает яркое многообразие нескольких решений.

Оценки «2» и «4» соответствуют промежуточным уровням.

Задание It. Иаучеям* зависимости кадете»

изображения <п мотивов деятелыгости

Подготовка исследования. Приготовить листы бумаги, набор из 6 цветных карандашей. Подобрать тему для рисования в соответствии с возрастом детей.

Проведение исследования. С детьми 3-7 лет с интервалом в 5-7 дней проводится 5 серий индивидуально и 1, шестая — в парах.

Первая серия. Ребенка просят нарисовать картинку на заданную тему.

Вторая серия. Ребенка просят нарисовать картинку, чтобы потом подарить ее малышам.

Третья серия. Ребенка просят нарисовать картинку, объясняя, что если он нарисует ее хорошо, то ее поместят в альбом, который покажут родителям.

Четвертая серия. Ребенку показывают нарядную куклу, говорят, что у нее день рождения, и предлагают нарисовать ей подарок.

Пятая серия. Ребенку предлагают поиграть в «художника» и нарисовать картину.

Шестая серия. Двум детям предлагают посоревноваться: кто лучше нарисует картинку.

Деятельность и общение. Трудовая деятельность

Обработка данных. Выявляют, как изменились изображения в зависимости от разных мотивов. Для этого сравнивают рисунки каждого ребенка на заданную тему в первой серии с его же рисунками в последующих сериях по схеме задания 1. Определяют, как зависит действенность каждого мотива от возраста детей.

Глава 8. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Под трудовой деятельностью понимается деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов. Ее развитые формы не характерны для дошкольников, они формируются позднее. В детстве развиваются некоторые предпосылки участия в дальнейшем производительном труде по следующим направлениям: складываются определенные пред­ставления о труде и профессиях взрослых, формируются отдельные трудовые умения и навыки, усваиваются мотивы выполнения трудовых поручений, развивается способность удерживать и самостоятельно ставить цель деятельности, формируются некоторые личностные качества, обеспечивающие успешность трудовой деятельности, такие, как трудолюбие, настойчивость, целе­направленность и т.д.

Дошкольник выполняет различные трудовые поручения, например, моет кубики, стирает куклам белье, ухаживает за комнатными растениями, накрывает на стол. Нередко он выполняет поручения совместно с другими детьми и поэтому учится распределять обязанности, работать слаженно, помогать товарищам, постепенно он начинает осознавать взаимоотношения и зависимость друг от друга в совместной деятельности, понимать, что результат его труда включается в общее дело. Дети учатся планировать свою работу, разделять ее на составные звенья.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных