Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Феодальная раздробленность Руси.




Одним из самых сложных периодовразвития Древнерусского государства, осуществления государственного управления является период феодальной раздробленности - середина ХI - начало ХII в. Он наполнен междуусобными войнами, в основе которых лежала военная борьба за киевский престол, за главную власть. Междуусобицы ослабляли государство и, в конечном счете, привели к его распаду, периоду феодальной раздробленности. Ослабление Древнерусского государства, несомненно, привело к захвату его территории татаро-монголами и другими интервентами. Всего за период после смерти Ярослава Мудрого до вторжения татаро-монгольских войск историки зафиксировали почти 150 битв и военных столкновений за право владения княжествами и их богатствами.

Каковы же причины распада Киевской Руси, некогда сильного государства, с которым вынуждены были считаться могучая Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария и другие государства древности?

1. Изменение порядка наследования княжеской власти и связанных с ней богатств. Ярослав Мудрый, умирая, разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и старшим племянником. Он завещал наследникам жить в мире и любви, во всем слушаться своего старшего брата Изяслава, который на тот момент был старшим в роду, и ему передавалась власть в Древнерусском государстве.

Сыновья умершего правителя, мечтавшие занять киевский престол, стать во главе огромной державы, получили в наследство только маленькие княжества. Они теряли власть и очень большие деньги, которые приносила эта власть. Не смирившись с такими порядками после смерти Ярослава Мудрого, когда престол занял их дядя, сыновья Я.Мудрого повели междуусобную тяжбу. Вскоре эти недовольства переросли в открытую вооруженную борьбу против их двоюродного племянника, а затем против внуков Ярослава Мудрого.

2. Местные князья и бояре стали более независимыми экономически от киевского князя; их мощные дружины и ополчения были надежной защитой от редких набегов кочевников. Государство было призвано защищать интересы прежде всего появившейся знати (князей, бояр), держать в страхе и повиновении низшие слои раннефеодального общества. К такой функции первоначально пришли почти все племена Восточной Европы, а не только славяне.

3. Развитие производительных сил (появление плуга, бороны) привело к тому, что каждое княжество полностью обеспечивало себя натуральным хозяйством и в помощи центральной власти не нуждалось.

4. Феодальная верхушка отдельных княжеств (Ростово-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского, Новгородской земли) стремилась к политической самостоятельности.

5. Ослабление централизованной власти в результате непродуманных реформ. Киевский князь посредством «Жалованных грамот» передал своим вассалам (местным князьям) целый ряд прав и полномочий:

= на исполнение судебной власти (судебная самостоятельность);

= на сбор налогов и пошлин (экономическая самостоятельность);

= на проведение местных съездов князей.

На съезде в Любече в 1097 г. князья провозгласили вполне легально принцип: «каждый да держит вотчину свою», что означало: теперь власть на местах полностью принадлежала удельным (вотчинным) князьям, а киевский князь признавался первым, но среди равных.

6. Феодальной раздробленности способствовало юридическое закрепление частной собственности на землю в форме вотчины. Вотчину можно было продать, передать по наследству, разделить, заложить и т.д. Таким образом, землевладелец получал юридическую независимость от центральной власти. Владея основным земельным фондом, крупные феодалы обогащались за счет эксплуатации крестьян. Они могли содержать собственные дружины и жить вне зависимости от киевского князя.

7. Причиной распада Киевской Руси является отсутствие внешней военной угрозы со стороны общего врага. Как известно, в ХII в. угроза нападения на Русь кочевников значительно ослабла. «Неразумных хазар» в этот период уже не стало (Хазария прекратила по существу свое существование как сильное государство после ее разгрома князем Святославом в Х в.), а монголо-татар у границ Руси еще не было видно.

Другими словами, не было внешней угрозы военного нападения, способной затормозить процессы распада единого государства.

8. Из-за участившихся междуусобиц, борьбы за власть, за владение киевским престолом, из-за неспособности центральной власти повлиять на негативный ход развития страны стремительно падал авторитет киевских князей, авторитет государственной власти.

Местные князья, получив юридическую самостоятельность, устанавливали свои законы, вводили по своему усмотрению новую систему управления подданными, чеканили собственную монету, проводили самостоятельную внешнюю политику. Это означало де-факто распад централизованного, единого государства.

Киевское княжество, сильно пострадавшее от монголо-татарского нашествия, утратило в XIII в. свое значение государственного центра Руси. Но еще в предыдущем веке образовались Смоленское, Муромское, Рязанское, Черниговское, Галицко-Волынское, Ростово-Суздальское (ранее это было Владимиро-Суздальское) и другие княжества. Причем внутри этих княжеств складывались более мелкие государственные образования. Шел процесс измельчения уделов, число которых зачастую зависело от количества прямых наследников князей, ранее принадлежавших к династии Рюриковичей.

В результате распада Древнерусского государства в ХII веке образовалось 15 мелких самостоятельных государств. В начале ХIII века их стало 50, а в ХIV веке государственных образований насчитывалось в 5 раз больше - 250! Это почти в 4 раза больше, чем сейчас в России регионов. Получается, что некоторые государственные образования по территории не превышали границы современного муниципального района. Иногда государство было в границах одного города, например Новгородская республика, Псковская республика.

Для феодальных удельных княжеств, образовавшихся после распада Древнерусского государства, характерен ряд общих черт:

= раздробленность верховной власти и утрата государственного управления из единого центра;

= тесное слияние княжеской власти и землевладения;

= образование собственных аппаратов государственного управления.

Удельные князья руководили своими землями через бояр и наместников, которым они передавали в управление города, волости, села с правом осуществлять там административные, судебные, налоговые функции. Основным способом вознаграждения за государственную службу при господствовавшем натуральном хозяйстве становится «кормление», то есть разрешение забирать себе определенную часть налогов и сборов (чаще в натуральном выражении) для прокорма. Наряду с этим было распространено в тот период пожалование доходных административно-судебных должностей, на которых пышным цветом расцветали коррупция и взятки. Так что бюрократический аппарат со своими родимыми пятнами оказался неистребим и после распада Древнерусского государства.

Владимирские, суздальские, ростовские и другие князья отказывались от Великого киевского княжения вдали от родных мест. Князь Ростово-Суздальский Андрей Боголюбский, например, неоднократно отказывался принять киевский престол. Он не хотел менять свое собственное землевладение, свою вотчину на проблемы, связанные с киевским престолом в то время.

Заметим интересный факт: почти все 250 княжеств и республик жили по кодексу «Русская Правда», то есть ни одно из новых государственных образований не отменило этот первый свод законов. Княжества только дополнили этот кодекс некоторыми новыми нормами.

Новгородская республика. В период феодальной раздробленности Новгородская республика отличалась определенными особенностями государственного управления и правовой системы. Просуществовавшая 340 лет, она стала прообразом демократического устройства государства. По своей сути Новгородская республика – это феодальная боярская республика. Высший орган государственной власти - городское вече – состояло из свободных граждан этого города. Новгородская республика в отличие от княжества принимала основные решения не одним государственным лицом, а в результате всестороннего обсуждения на общем городском народном собрании. Новгородское вече должно было решать важнейшие вопросы государственной жизни: заключать договор с князем, приглашенным в. Новгород, выбирать высших должностных лиц города, утверждать законы, регулировать отношения с иностранными государствами, назначать посольства, решать вопросы войны и мира, устанавливать повинности горожан и т.п. Вот такой средневековый вариант демократии. Народные вече в средних веках проходили и в Киевском, и Владимиро-Суздальском, и в некоторых других княжествах.1

Высшими должностными лицами Новгородской республики были князь, имевший ограниченные вечем права, посадник (городской голова), а также тысяцкий и воеводы, руководившие народным ополчением в период обороны города и других военных действий. Вместе с посадником князь выполнял важную административную функцию - назначение местной администрации и контроль за ее действиями.

Собиралось вече по мере необходимости. Оно созывалось по решению боярского совета, князя, посадника, иногда - по инициативе жителей города. Но, несмотря на регулярность созыва вече и довольно четкую организацию его деятельности, реальная власть в Новгороде принадлежала боярскому совету. Этот совет формировался из бояр и высших чинов администрации: посадника, тысяцкого, «старых» (т.е. бывших) посадников и тысяцких, старост городских концов. Возглавлял совет «владыка» - архиепископ Софийского собора. Его мог заменять архимандрит - настоятель крупнейшего в Новгороде Юрьевского монастыря. Боярский совет собирался по мере надобности и решал основные вопросы государственной значимости: подбирал кандидатуры князя, посадника, других должностных лиц, готовил вечевые собрания, необходимые документы, решал вопросы внешней политики.

Победа республиканского строя не привела к ликвидации князя как политической фигуры в Новгороде. Но местное боярство использовало вече в борьбе с княжеской властью, стараясь не допустить ее усиления. Князья приглашались в Новгород после того, как их кандидатура предварительно обсуждалась на боярском совете. Только после одобрения боярским советом кандидатура князя предлагалась вечевому собранию. Князь, согласившись княжить в Новгороде, должен был подписать договорную грамоту, в которой подробно регламентировались его права и обязанности (известно около 80 таких договоров).

В качестве примера приведем выдержки из «Договорной грамоты Новгорода с великим князем Тверским Ярославом Ярославичем», датированной 1270 г.: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не раздавать, грамот не давать… тиунов тебе держать на своей части, а новгородцам на своей части… Без вины тебе, князь, мужа не лишать волости и грамот не отменять… Дворянам твоим у купцов подводы не брать, за исключением военных вестей… А на Низу, князь, тебе новгородцев не судить и даней не раздавать».1

Новгородское боярство, верно понимая основу могущества княжеской власти, зорко следило за тем, чтобы князья не создали своего домена в республике. Так, в одном из договоров говорилось: «…а сел тебе не ставить по Новгородской волости не твоей княгине, не твоим боярам, не твоим дворянам. А если есть села, князь, на новгородской земле твои, или княгинены, или бояр твоих, от тех сел тебе отказаться».

Князь не мог отнимать землю у их владельцев по своему произволу. Он не имел права судить без посадника (тяжбы по торговым делам между боярами и купцами были изъяты из княжеской юрисдикции), не имел права ставить «белые» слободы (т.е. свободные поселения, население которых не платило подати в пользу Новгорода) и место для сбора мыта (торговой пошлины).

Каждая территориальная единица Новгородской республики (пятина, округ, волость) управлялась из соответствующей части Новгорода – конца (квартал города). Статус волости имели в тот период Псков, Волоколамск, Торжок, Ржев, Великие Луки. Их автономия выражалась в наличии у них собственных вечевых собраний, а их зависимость определялась властью наместника, назначенного Новгородом.

Судебную власть в Новгородской земле осуществляли: вече, князь совместно с посадником, тысяцкий и некоторые другие должностные лица. В отправлении правосудия они руководствовались нормами права, содержащимися в «Русской Правде», Новгородской судной грамоте. Они представляли собой зачатки гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права. Примечательно, что в Новгородской республике впервые появились такие новации в праве, как:

= оформление сделки в присутствии священника;

= наследование имущества по завещанию;

= наложение долговых обязательств на имущество должника;

= наказание за взятку или «посул» судье, а также насильственное

вторжение в помещение суда и насилие в отношении судей;

= введение смертной казни за тяжкие имущественные преступления и др.

Впервые в судопроизводстве в Новгородской республике вводится рассмотрение сложных дел в присутствии 10 присяжных, в основном бояр и других знатных жителей города. Вызов в суд стал осуществляться по «позовнице» (повестке) или через судебного исполнителя («позовника»).

Споры купцов, ремесленников рассматривали корпоративные общественные суды – суды старост и так называемой братчины. Для судебных систем Новгорода и Пскова, который выделился из Новгородской республики в самостоятельное государство с теми же традициями, характерно широкое участие в правосудии веча, которое осуществляло суд по наиболее опасным для государства делам. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели права судить единолично - только вместе с посадниками или представителями бояр и «житьих» (посадских, городских) людей. На местах дела также рассматривались коллегиально княжьими людьми вместе с представителями городских общин.

Тысяцкий и два купеческих старосты председательствовали в торговом суде. Споры между духовенством, церковными людьми, а также другие дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом. Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая - светской, рассматривались судом со смешанным составом (совместно представителями духовенства и городских властей). Был в ходу и суд братчины - суд соседской территориальной общины сельчан и уличан, совпадающей с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи во время пира и т.п.

К правовым источникам Господина Великого Новгорода следует отнести также договоры на княжение, международные договоры, решения вечевых собраний, писцовые книги.

Распад Древнерусского государства не следует относить к абсолютно негативному явлению. В эпоху феодальной раздробленности, как ни странно, наблюдался не общий упадок, а поступательное развитие системы права, феодальной аграрной экономики, культуры средневекового русского общества. Летописи тех лет и археологические находки свидетельствуют, что Смоленская земля, Новгородская республика, Ростово-Суздальское княжество и другие новые государственные образования выдвинули на арену и новых государственных деятелей: Юрия Долгорукого, основателя Москвы, Ивана Калиту, собирателя русских земель, выстроили новые города и крепости.

В этот период создаются знаменитые летописи:«Повесть временных лет» (1113 г), «Слово о полку Игореве» (конец ХII в.). строятся Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, которые были расписаны не виданными по красоте фресками. Сегодня эти шедевры архитектуры украшают часть «Золотого кольца России». Таким образом, интенсивный культурный подъем русских земель, их экономическое развитие лишний раз подтверждают, что в истории государства Российского не все так однозначно и прямолинейно. В каждом историческом явлении или событии есть как положительные, так и отрицательные стороны. Из этого складывается мозаика российского общества, история страны.

В качестве выводов, следует отметить следующее.

1. Образование Древнерусского государства имело важное значение для развития русской нации, как в экономическом, так и правовом отношении.

2. В Древнерусском государстве впервые появляются признаки государственного управления: князь – бояре – дружина. Как следствие укрепления государственного образования возникают государственные институты и должности: наместничество, суды, воеводы, тысяцкие, старосты, мытники и другие.

3. В Киевской Руси, других государственных образованиях в период феодальной раздробленности появляются первые правовые акты, обязательные для всего населения. К ним относятся «Русская Правда», Новгородская и Псковская судные грамоты, уставные грамоты великих князей и т.д. Правовые системы того времени защищали устои государства, имущественное неравенство, предусматривали наказания для тех, кто нарушал законы. Определенный вклад в развитие русского права, в управлении государством внесли Новгородская республика и Псковская земля, существовавшие самостоятельно довольно длительное время. В Новгородской республике возникли зачатки демократии, когда городское собрание или вече выбирало себе руководителей и имело право смещать их, если они не справлялись со своими обязанностями. Новгородская республика выработала другие приемы и способы коллективного решения государственных проблем.

4. С приходом христианства появляются зачатки европейской культуры, что ставило Киевскую Русь вровень с другими европейскими государствами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных