Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 18 страница




Вторая серия. Проводится аналогично первой после ее окончания. Используются бутылочки разного цвета.

Обработка данных. Количественные данные оформляют в таблицу (табл. 92).

Таблица 92

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВЫРАБОТКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВОЧНО

УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

 

 

 

Возраст детей Длительность выработки условного рефлекса
на форму на цвет
Число бутылочек
           
             

Делают выводы о том, как зависит скорость выработки дифференцировочного условного рефлекса от возраста ребенка и от признака объекта.

Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4 геометрических форм: квадратной, треугольной, прямоугольной и трапециевидной, каждая из которых моди­фицируется в 3 вариантах (путем изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с одними и теми же детьми 4-7 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой.

1 Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной. - М.,1966. - С.

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

Ребенку в течение 10 с показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия, а затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей серии. Фиксируют движения глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа из зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного восприятия.

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности узнавания фигур во всех возрастных группах, а также время ознакомления с фигурами. Результаты оформляют в таблицу (табл. 93).

Таблица 93

СООТНОШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И ОСЯЗАТЕЛЬНОГО

ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ

Возраст детей Успешность выполнения задания
  правильное неправильное отказ
  Серия
  I II III | IV I II III IV I II III IV

Сопоставляют количественные данные по сериям эксперимента, выявляя возрастные особенности восприятия формы. Делают выводы о соотношении зрительного и осязательного восприятия формы; об особенностях переноса образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот, для этого анализируют характер ошибок, допущенных детьми в третьей и четвертой сериях.

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

Подготовка исследования. Приготовить одноцветную пирамидку из 4 колец.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-4 лет. Ребенок сидит за столом. Ему показывают пирамидку, затем у него на глазах снимают одно кольцо за другим, раскладывая их последовательно. После этого нарушают порядок и предлагают ребенку собрать пирамидку самостоятельно. Инструкцию можно повторить дважды. Расположение колец варьируется в следующем порядке: I вариант — 3,1,2,4 (в ряд); II вариант — 3,2,4,1 (в ряд); III вариант — 3,1,2,4 (в шахматном порядке); IV вариант - 3,2,4,1 (в шахматном порядка). (Цифра 4 — самое большое кольцо, цифра 1 — самое маленькое.)

Обработка данных. Задача считается выполненной, если ребенок справился с одним из вариантов (отметить, с каким). Анализируют способ действия (подбор колец путем «проб и ошибок», сравнение колец путем наложения или на основе зрительного соотнесения) и его зависимость от возраста детей.

Подготовка исследования. Подобрать 2 набора картинок: первый — 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением действий ребенка, характерных для разных частей суток (мальчик делает зарядку, обедает, смотрит телевизор, спит); второй - 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток (утро — голубое небо, из-за горизонта видна верхняя часть солнечного круга с рас­ходящимися лучами светло-желтого цвета; день — светлое голубое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца; вечер — серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей; ночь — черное небо с месяцем и звездами).

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия. С ребенком беседуют, чтобы выяснить, какие действия он относит к определенной части суток, например: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

делаешь утром в детском саду?» и т.д.

Вторая серия. Выясняют, как дети определяют время хорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Сначала ребенка просят рассказать «Когда это бывает?», показывая в случайном порядке картинки первого набора. Через 1-2 дня ему предлагают разложить эти же картинки в соответствии с последовательностью частей суток.

Третья серия. Проводится аналогично предыдущей серии с использованием второго набора картинок. Выясняют, как дети определяют время по природным явлениям.

Обработка данных. По первой серии выясняют, какие виды деятельности дети разного возраста относят к определенной части суток. Данные второй и третьей серий оформляют в таблицы (табл. 94, 95).

Таблица 94 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТЕЙ СУТОК ПО КАРТИНКАМ

 

Возраст детей Правильно назвали, %
Утро День Вечер Ночь
3 — 4 года 4 -- 5 лет 5 — 6 лет 6-7 лет        

Таблица 95

ПРАВИЛЬНОСТЬ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

ЧАСТЕЙ СУТОК

 

Правильно назвали, % Возраст детей
3 -- 4 года 4 — 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет

Делают выводы о возрастных особенностях представлений о частях суток.

Задашмее & Изучение восприятия данюреяьяоеги

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги, расчерченные на полоски, ножницы, 100 палочек, коробку, любые

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

узоры на бумаге в клеточку, бумагу и карандаши, секундомер. i

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Вначале ребенку предлагают посидеть в течение 1 мин и сказать,, когда она кончится. Затем ему предлагают выполнить последовательно 3 задания, каждое в течение 1 мин (причем он должен сам прекратить работу, когда, по его мнению, минута истечет): 1) разрезать бумагу на полоски; 2) нарисовать узоры по образцу; 3) перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробку. Засекают время по секундомеру так, чтобы ребенок не видел.

Обработка данных. Подсчитывают отклонения от временного интервала в сторону его уменьшения и увеличения. Выясняют, как зависит правильность определения длительности временного интервала от содержания совершаемой деятельности. Опре­деляются возрастные и индивидуальные особенности восприятия временного интервала.

Задание & Иаучеаие арщстшжяжй «шръмтаж; года

Подготовка исследования. Подобрать 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением явлений природы в четырех временах года; по 8 картинок размером 6x4 см на каждое время года (всего 24 картинки). Например, осень: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками; деревья с желтыми, красными и оранжевыми листьями; убранное поле; астра.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. В предварительной беседе «Когда это бывает?» выясняют представления ребенка о временах года с помощью вопросов: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы строят гнезда?» и т.д. Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 большие картинки с изображением времен года, просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает. Затем он раскладывает 24 маленькие картинки по временам года. Через 1 -2 дня перед ребенком выкладывают 4 большие картинки и предлагают подобрать маленькие картинки к большим; обращают внимание на объяснения ребенка и на те случаи, когда он относит какую-либо картинку сразу к двум временам года.

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

Обработка данных. Анализируют полноту представлений ребенка о явлениях природы и временах года. Результаты оформляют в таблицу (табл. 96).

Таблица 96

ПРАВИЛЬНОСТЬ ОТНЕСЕНИЯ КАРТИНОК ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА, %

 

Возраст детей Времена года
Зима Весна Лето Осень
5 -- 6 лет 6 -- 7 лет        

1% П$учеят едмэдкзрвмев»

Подготовка исследования. Приготовить 10 палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка должна отличаться от последующей на 2 см.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Перед ребенком хаотично раскладывают 10 палочек и предлагают выполнить задание: «Разложи палочки в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Если ребенок затрудняется, то ему объясняют способ построения сериационного ряда: «Выбирай каждый раз самую длинную палочку из тех, которые не разложены в ряд»

Обработка данных. Вычисляют показатели успешности и неуспешности построения сериационного ряда в процентах. Задание считается выполненным правильно, если ребенок не допустил ни одной ошибки

Испытуемого относят к одному из 4 уровней в зависимости от способа выполнения задания:

/ уровень — дети выполняют задание на основе зрительного анализа длины палочек;

// уровень — дети выполняют задание, сравнивая палочки путем прикладывания их друг к другу;

/// уровень — дети выполняют задание путем проб

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

(перестановкой палочек);

IVуровень — дети осуществляют нецеленаправленные действия.

if.

Подготовка исследования. Подобрать 5 игрушек (например, кукла, зайчик, мишка, уточка, лиса); картинку с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Ребенку предлагают выполнить следующие задания:

1. Показать правую, левую руку, ногу, ухо.

2. На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре — мишка, справа — уточка, слева — заяц, впереди — кукла, сзади — лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: «Какая игрушка между уточкой и зайцем? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?»

3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов' «Какая игрушка нарисована в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?»

4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре — круг, слева - квадрат, выше круга — треугольник, ниже — прямоугольник, над треугольником — 2 маленьких кружка, под треугольником — маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно

5. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 см от него, предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

6. Ребенку предлагают встать в центре групповой комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

7. Задание аналогично предыдущему, но выполняется на улице. Обработка данных. Подсчитывают показатели правильности

выполнения заданий в процентах. Результаты оформляют в таблицы (табл. 97, 98).

Определяют, как зависят особенности восприятия пространства

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

от точки отсчета, удаленности объектов и возраста детей.

Таблица 97

Возраст детей Ориентировка на собственном теле Ориентировка относительно себя Ориентировка относительно предмета
5 -- 6 лет 6-7 лет      

Таблица 98

Определение пространственного расположения

разноудаленных предметов

Возраст детей Ориентировка среди близко расположенных игрушек Ориентировка в групповой комнате Ориентировка на улица
5 -- 6 лет 6 -- 7 лет      

Ш

Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка незнакомые ему 3 репродукции картин трех жанров: сюжетную, пейзаж, натюрморт. Они должны быть цветными и не очень мелкими.

Проанализировать репродукции по следующей схеме:

— особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать содержание);

— особенности структурного центра (отметить, совпадают ли смысловой и структурный центр);

— главные и второстепенные предметы, перечислить все;

— причинные связи между предметами, указать все. Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми

4-7 лет индивидуально.

Протокол содержит инструкцию и вопросы экспериментатора, время рассматривания репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка (наличие указательных

Познавательные процессы. Ощущение и восприятие

жестов, эмоциональные реакции).

Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и просят описать их: «Посмотри хорошенько на эту картинку и расскажи о том, что здесь нарисовано». В случае затруднений задают наводящие вопросы. Ребенок может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он рассматривает.

Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше нравится. Ребенок выбирает картину и объясняет свои выбор.

Третья серия. Эстетическая оценка картины. Ребенку показывают несколько репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят выбрать ту, которая ему нравится. Последовательно показывают картины всех трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее эстетическую оценку ребенком, для этого его просят объяснить причину выбора.

Обработка данных. Данные первой серии оформляют в таблицу (табл. 99).

Таблица 99 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КАРТИНЫ ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

 

Возраст детей Жанр картины Особенности восприятия
целос­тность описания вычлене­ние деталей понима­ние настрое­ния картины эмоцио­нальная реакция на изобрази­тельные средства
3 -- 4 года 4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт Сюжет Пейзаж Натюрморт        

Познавательные процессы. Память

Детей распределяют по 3 группам в зависимости от уровня эстетической оценки: I группа — отсутствие оценки; II группа — малоосознанная оценка (когда на вопрос о том, нравится или не нравится картина, ребенок отвечает, но затрудняется объяс-нить.почему); III группа — осознанная оценка, когда ребенок мотивирует свой выбор, отмечая особенности содержания и выразительных средств картины.

Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 3-6 лет, 6-7 лет.

Делают выводы о возрастных особенностях восприятия и уровнях осознанности эстетической оценки картины. Выясняют, какой тип ответа наиболее характерен для той или иной возрастной группы. Анализируют индивидуальные особенности детей.

Глава 14. ПАМЯТЬ

Память как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме — запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Малыш не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в активную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать анемические средства и приемы, (например, прием логической группировки материала. В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают

Познавательные процессы. Память

все виды деятельности ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

Один из важных путей генезиса памяти дошкольника — развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности, символических, когда малыш начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания.

г- f

Задавите 1. Изучение еоотаюшения яещкнттяьт(з& ж ■

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5x7 см (по 16-25 в каждом) так, чтобы каждый можно было по тематике разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Проводится 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3-7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.

Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые ты запомнил».

Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить второй набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: «Что к чему подходит?». После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Третья серия. Изучение произвольной памяти. Детям, участвовавшим в первых двух сериях, показывают третий набор

1 Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А.Смирнова. М.,1967. - С.19 - 20.

Познавательные прюцессы. Память

картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для Того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывают. Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После показа всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них.

1 Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов в каждой возрастной группе. Полученные данные оформляют в таблицу (табл. 100). Сопоставляют средние показатели объема памяти по каждой серии эксперимента и возраста детей. Устанавливают продук­тивность разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания. Выявляют, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.

Таблица 100 ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ

Возраст Коли- I серия -- II серия -- III серия --
детей чество непроизвольное непроизвольное произвольное
  детей пассивное активное запо- запоминание
    запоминание минание  
3 -- 4 года        
4 — 5 лет        
5-6 лет        
6 -- 7 лет        

л,

Подготовка исследования. Эксперимент проводится в 2 серии индивидуально с детьми 3-7 лет.

Первая серия — ребенку предлагают запомнить 5 слов.

Вторая серия — эксперимент проводится в игре, которая создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, взяв на себя роль покупателя, должен пойти в «магазин» (в другую комнату к воспитателю) и «купить» у него предметы

1 Истомина З.М. Развитие памяти. — М.,1978.

Познавательные процессы. Память

(называется 5 слов). Все особенности поведения при запоминании и воспроизведении тщательно фиксируют в протоколе: как входит в роль, как выслушивает поручение, повторяет ли, как воспроизводит то, что запомнил.

Обработка данных. Подсчитывают число правильно воспроизведенных слов по возрастным группам в 2 сериях. Результаты оформляют в таблицу (табл. 101).

Таблица 101

 

Возраст детей Среднее число правильно воспроизведенных слов
I серия II серия
3 -- 4 года 4 — 5 лет 5 -- 6 пет 6 -- 7 лет    

Таблица 102

УРОВНИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ЗАПОМИНАНИИ

ПОРУЧЕНИЯ

Уровень Отношение к Характеристика Основные признаки
поведения поручению запоминания поведения данного
      уровня
I Понимает роль по- Не выслушивает по- Цель -- запомнить
  купателя, но не при- ручение до конца, не поручение — не вы-
  нимает поручение делает попыток вос- полняет
    произвести его тут  
    же  
II Принимает задачу Поручение внима- Вычленяет цель за-
  запомнить поручение тельно выслушива- помнить (наличие'
    ет, стремится ско- мнемической цели),
    рее выполнить его но специальные спо-
      собы запоминания
      не применяет
III Принимает - задачу Повторяетто, чтоему Применяет те или
  запомнить поручение сказано, просит иные способы запо-
    взрослого повторить минания (наличие
    поручение еще раз мнемических опера-
      ций)

Познавательные процессы. Память

В зависимости от поведения детей при запоминании и воспроизведении поручения выделяют три уровня (см. табл. 102, 103).

Таблица 103

УРОВНИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ

ПОРУЧЕНИЯ

Уровень Отношение к Характеристика Основные признаки
поведения заданию передать воспроизведения поведения данного
  поручение   уровня
I Задача -- передать Цель — припомнить, Называет предмет,
  поручение отсутству- что было поручено, воспринимаемый в
  ет — не возникает данный момент,
      вместо того чтобы
      воспроизвести, что
      было поручено
II Старается передать Возникает цель -- Называет то, что
  поручение припомнить содер- само воспроизводит-
    жание поручения ся, не делает актив-
      ных попыток припом-
      нить содержание по-
      ручения
III Старается передать Применяет те или Делает активные по-
  поручение другие способы при- пытки припомнить
    поминания (мнеми- поручение
    ческие приемы)  

Детей распределяют на группы по уровням поведения при запоминании и воспроизведении в игре и лабораторном опыте. Данные оформляют в таблицу (табл. 104).

Сопоставляют показатели объема памяти по возрастам в зависимости от условий запоминания (в игре или в лабораторном опыте). Выявляют зависимость уровня поведения ребенка от возраста. Делают выводы о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие произвольной памяти.

Познавательные процессы. Память

Таблица 104

 

 

Уровень поведения Возраст детей
3 — 4 года 4 — 5 лет 5 -- 6 лет 6-7 лет
Лабо­ратор­ный опыт Игра Лабо­ратор­ный ОПЫТ Игра Лабо­ратор­ный ОПЫТ Игра Лабо­ратор­ный ОПЫТ Игра
I II III                

мшшмшш






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных