Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 19 страница




Подготовка исследования. Подобрать сюжет игры «Путешествие» и 10 предметов для запоминания, необходимых по ходу игры. Разработать занятие по труду, например, починка детских игрушек, приготовить 10 инструментов и материалов, необходимых по ходу занятия и для запоминания. Подобрать рассказ для прослушивания, например «В зоопарке» К.Д.Ушинского, в котором говорится о 10 животных. Подобрать 10 слов, не связанных по содержанию.

Проведение исследования. Первая серия. Запоминание осуществляется в сюжетной игре. По ходу игры у детей возникает необходимость в тех или иных предметах, которые они в этот момент не имеют. Эти 10 предметов отчетливо называют одному из играющих (каждый раз другому). Названия вещей ребенок должен вспомнить, придя к воспитателю группы, находящемуся в другой комнате.

Вторая серия. Запоминание включается в занятие по труду. При подготовке к работе и в ее процессе у детей появляется потребность в простейших инструментах и материалах, которых в группе нет, но которые хранятся у< заведующего детским садом. Одного из детей просят получить у заведующего 10 предметов,

' Возрастные и. индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А.Смирнова. — М.,1967. - С.48 - 49.

Познавательные процессы. Память

необходимых для работы.

- Третья серия. Детям читают рассказ. По окончании одному из детей предлагается без предварительного предупреждения назвать 10 животных и птиц, о которых говорилось в рассказе.

Четвертая серия. Ребенку читают с интервалом в 3 с 10 слов, не связанных друг с другом, и предлагают запомнить их, чтобы потом назвать.

Обработка данных. Подсчитывают количество слов, воспроизведенных детьми каждой возрастной группы, по всем сериям эксперимента. Результаты заносят в таблицу (табл. 105).

Таблица 105

ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ В РАЗНЫХ ВИДАХ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Возраст детей Вид деятельности
игра занятие по труду прослушива­ние рассказа лаборатор­ный опыт
3 -- 4 года 4 -- 5 лет 5 — 6 лет 6 -- 7 лет        

Таблица Ю6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО УРОВНЯМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Уровень воспроиз- Количество детей
ведения 3 -- 4 года 4 -- 5 лет 5-6 лет 6-7 лет
  Серии
  I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV
I II III                                

Выявляют особенности запоминания материала детьми разного возраста в зависимости от вида выполняемой ими деятельности.

Познавательные процессы. Память

При этом учитывают, насколько дошкольники стремятся запомнить слова, используют ли приемы запоминания и какие.

Выделяют 3 уровня процесса запоминания. I уровень — отсутствие цели запоминания; II уровень — наличие цели, но отсутствие приемов запоминания; III уровень — наличие цели и приемов запоминания. Результаты сводят в таблицу (табл. 106).

Зэддаше 4. Изучении» эффектндоости aammuntmwa

Подготовка исследования. Подобрать 10 слов, хорошо знакомых ребенку, и 10 слов, мало знакомых; составить ряд из 10 бессмысленных слогов. Подобрать 3 ряда из 10 слов в каждом: легкий, более трудный и совсем трудный для наименования обобщающим словом. Подобрать 3 группы предметов: легкую, более трудную и совсем трудную для наименования обобщающим словом.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенку зачитывают слова, объясняя предварительно, что он должен постараться запомнить их как можно более точно.

Первая серия включает 3 подсерии, когда ребенок должен запомнить: 1)10 хорошо знакомых ему слов; 2) 10 мало знакомых ему слов; 3)10 бессмысленных слогов.

Вторая серия включает 2 подсерии с вариациями материала для запоминания. Подсерия 1 проводится на словесном материале, когда предлагают запомнить: 1) 10 слов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 слов, более трудных для наименования обобщающим словом; 3) 10 слов, совсем трудных для наименования обобщающим словом.

Подсерия 2 проводится так же, как и первая, но на материале с предметами, когда предлагается запомнить: 1) 10 предметов, легких для наименования обобщающим словом; 2) 10 предметов, более.трудных для наименования обобщающим словом, 3) 10 предметов, совсем трудных для наименования обобщающим словом. Подсерии проводят с одними и теми же детьми с интервалом не менее 15 мин.

Обработка данных. По всем сериям и подсериям подсчитывают процент запомнившихся слов, результаты оформляют в таблицы (табл. 107, 108).

Познавательные процессы. Память

Таблица 107

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВЕСНОГО

МАТЕРИАЛА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ЕГО

ОСМЫСЛЕННОСТИ (первая серия)

 

Возраст детей Среднее количество воспроизведенного материала
хорошо знакомых слов незнакомых слов бессмысленных слов
3 -- 4 года 4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет      

Таблица 108

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ И ПРЕДМЕТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПОСРЕДОВАНИЯ СЛОВОМ

(вторая серия)

 

 

 

Характер материала Количество детей
4 -- 5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Подсерии
I II I II I II
Легкий для наименования обоб­щающим СЛОВОМ Более трудный для наименования обобщающим словом Совсем трудный для наименова­ния обобщающим словом            

Делают выводы, как зависит запоминание от степени осмысленности, понятности для ребенка материала, называний обобщающим словом предметов и понятий.

Познавательные процессы. Память

Подготовка исследования. Подготовить листы картона и маленькие карточки с изображением знакомых и легких для называния предметов (мяч, корабль, утка, медведь и т.д.), карточки с изображением мало знакомых ребенку музыкальных инструментов и ничего не изображающие «чертежи». Подготовить листы картона с рисунками, соответствующими рисункам на карточках.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4-7 лет. Первая серия. Перед ребенком кладут чистые листы картона и дают маленькие карточки с изображениями предметов. Просят разложить карточки на листах картона так, чтобы закрыть ими эти листы. В этой серии нет заданий в отношении предметов, нарисованных на карточках, поэтому необходимость сознательного восприятия этих предметов не создается. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках.

Вторая серия. Используются те же карточки, листы картона с рисунками. Ребенка просят закрыть листы картона карточками так, как в игре в лото, например, лодку — лодкой, мяч — мячом и т.д. В этой серии необходимо осознать, что нарисовано на карточках, чтобы найти соответствующую карточку на большом листе. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках. -

Третья серия. Используют карточки и листы картона с рисунками. Опыты проводят так же, как и во второй серии, но громко называют предмет, изображенный на карточке. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках.

Опыты второй серии проводят в 3 вариантах (картинки, музыкальные инструменты и «чертежи»), а опыты третьей серии — в 2 вариантах (картинки, «чертежи»).

Обработка данных. Подсчитывают число запомнившихся карточек по возрастам во всех сериях эксперимента. Результаты в процентах оформляют в таблицу (табл. 109).

Анализируют особенности процесса непроизвольного запо­минания и называния. В случае ничего не изображающих «чертежей»

1 Кжерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка // Вопросы психологии —1960. — № 1.

Познавательные процессы. Память

Таблица 109

 

 

Возраст детей Серии
I II III
  I вари­ант II вари­ант III вари­ант I вари­ант II вари­ант
4 — 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет            

выясняют, случайно ли называние, как приходит ребенок к нему, на какие признаки предмета он ориентируется при этом, как объясняет данное название. Делают выводы о возрастных изменениях непроизвольного запоминания, связанных с наименованием предметов: какова эффективность запоминания при условии называния предметов словом.

Подготовка исследования. Подобрать 6 хорошо знакомых ребенку предметов, без смысловых связей между ними; 6 картинок размером 7,5x7,5 см, например, с изображением петуха, матрешки, лошади, свиньи, троллейбуса, корабля; сделать 6 карточек размером 6x6 см, на каждой из которых нарисована цветным контуром геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, пятиугольник; приготовить листы бумаги, 6 цветных карандашей.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет и включает 3 серии, различаюидиеся между собой содержанием запоминаемого материала; предметы; картинки; геометрические фигуры. Материал для эксперимента всегда располагают хаотично на некотором расстоянии друг от друга. Время экспозиции — 20 с. Ребенка просят: «Внимательно посмотри на предметы, лежащие на столе, запомни их, а потом назови». Время для воспроизведения — не более 5 мин. При

10-220

Познавательные процессы. Память

воспроизведении геометрических фигур ребенка просят нарисовать их, предлагая бумагу и цветные карандаши. Ейли ребенок изображает фигуры несоответствующим цветом, его можно спросить: «Какого цвета были фигуры? Почему ты взял карандаш другого цвета?»

Обработка данных. Подсчитывают число воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты оформляют в таблицу (табл. 110).

Таблица 110

 

Возраст детей Материал для запоминания
предметы картинки геометричес­кие фигуры
5 — 6 лет 6 -- 7 лет      

Выясняют, какой материал лучше всего запоминается детьми.

Особо следует проанализировать результаты запоминания геометрических фигур, выясняя, соответствует ли цвет, выбранный ребенком для их изображения, образцу. Необходимо отметить, есть ли закрашенные или частично закрашенные фигуры, изобразил ли ребенок новые фигуры.

Ч,

Подготовка исследования. Сделать 8 карточек размером 4,5x5 см с изображениями чайника, пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карту размером 20x27,5 см, разделенную на 24 клетки (размер каждой клетки 4,5x5 см) (рис. 12).

Каждому изображению на карточке должны соответствовать 3 изображения на карте: одно - идентичное, второе - отличающееся какой-нибудь деталью, третье - схожее лишь общим силуэтом и назначением. Соотношение цветов в этих 3 изображениях должно быть одинаковое.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Перед ребенком кладут карту и говорят: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни,

Познавательные процессы. Память

Рис. 12. Материал для запоминания

10*

Познавательные процессы. Память

что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте». Ребенку по одной показывают карточки (время экспозиции - 1 с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

Обработка данных. Если ребенок показал идентичное изображение, он получает 3 балла, если схожее общим силуэтом и назначением - 2 балла, если совершенно другое изображение - О баллов.

Подсчитывают сумму баллов. Если ребенок получил меньше 16 баллов, его относят к низкому уровню развития произвольной образной памяти, от 17 до 20 баллов - к среднему, от 21 до 24 баллов - к высокому.

Задание &.

Подготовка исследования. Подобрать сказку, например, русскую народную «Медведь - липовая нога».

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4-6 лет. Сначала ребенку читают сказку с просьбой запомнить ее. Затем он рассказывает то, что помнит.

Обработка данных. Полученные результаты анализируют с точки зрения активности процессов воспроизведения. Показателем этого являются самопоправки, которые делает ребенок при воспроизведении текста. Самопоправки выступают как деятельность внутреннего самоконтроля. Выделяют следующие виды само­поправок-

/. Замена одного слова другим

1. Замена синонимов словами, точно соответствующими выражениям оригинала, как установка на точность воспроизведения (вслед за произнесением слова).

2. Замена личных местоимений существительными (для обозначения действующих лиц сказки) как установка на контекстную речь, на то, чтобы передать сказку слушателю в понятной для него форме (вслед за произнесением слова-местоимения либо через 1-2 слова, но в пределах одной и той же фразы).

1 Кормам Т.А. К характеристике активного воспроизведения у дошкольника // Сов.педагогика. -^1945. — № 9.

Познавательные процессы. Память

II Возврат к пропущенным сюжетным моментам

1. Возврат к пропущенным суждениям, характеризующим некоторые детали ситуации, как установка на подробность, полноту изложения.

2. Возврат к эпизодам, не связанным по смыслу с фактами, во время описания которых совершается этот «отход», как установка на обстоятельное и полное воспроизведение оригинала.

3. Возврат к эпизодам, стоящим в прямой логической связи с фактами, во время описания которых совершен этот «отход», как установка на осмысленный, связный рассказ.

4. Самопоправка как средство раскрыть слушателю картину, которую, безусловно, ребенок представляет себе, но которая первоначально не была описана им в рассказе и поэтому фигурировала лишь в виде «потенциального образа», понятного только для самого рассказчика, как установка на логичность рассказа, на контекстность речи, на то, чтобы сделать повествование понятным для слушателя.

По видам самопоправок детей распределяют на группы. Полученные данные заносят в таблицу (табл. 111).

Таблица 111

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЧАЕВ САМОПОПРАВОК ПО ГРУППАМ (в % к общему числу воспроизведений)

 

Возраст детей I Замены II Возврат
           
4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет            

Делают выводы об индивидуальных и возрастных особенностях самоконтроля, о преобладании того или иного его вида в разные периоды дошкольного детства.

Глава 15. ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем

Познавательные процессы. Воображение

переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок научается замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям. Во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совер­шенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления. Во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насы­щенностью, эмоциональностью. В-третьих, развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, например, гиперболу, метафору, но само­стоятельно их применяет. В-четвертых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

Первоначально воображение ребенка целиком зависит и опирается на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает, происходит интериоризация. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности дошкольника,и в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра.

Задание 1, Изучение «ригияальвости решения

Подготовка исследования. Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей

1 Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития вообра­жения // Вопросы психологии. —1980. — № 2.

Познавательные процессы. Воображение

предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготовить цветные карандаши, бумагу.

Проведение исследования. Ребенка 6-7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Подсчитывают коэффициент ориги­нальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

/ тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

// тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

/// тип - изображая отдельный объект,ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

IV тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

V тип г заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I-IV типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Подготовка исследования. Выбрать несколько картинок доступного для ребенка содержания. Подобрать материал для словесного творчества (тема сказки, ее план, начало, персонажи, причем начало, тема должны быть эмоционально насыщенными,

Познавательные процессы. Воображение

доступными, содержать проблемную ситуацию).

Проведение исследования. / вариант. Ребенка (4-7 лет) просят сочинить сказку на заданную тему, на свободно выбранную тему, по заданному началу, по заданному плану, по заданным персонажам.

// вариант. Ребенку последовательно показывают одну или несколько картинок и просят придумать по ним сказку.

Обработка данных. Оценивают оригинальность каждой сказки по следующим показателям:

1. Наличие сюжета, замысла сказки, соответствие его названию, плану или картинке, героям.

2. Характер переработки и преобразования образов восприятия или памяти, особенности их комбинирования при воссоздании образов и образных ситуаций.

3. Полнота и детализация изложения.

4. Количество воссоздаваемых и создаваемых образов и образных ситуаций.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6.Словесное обозначение внешнего облика персонажей, обстановки, обстоятельств совершения действий.

Подготовка исследования. Подобрать литературные тексты в соответствии с возрастом детей, им не знакомые. Разбить тексты на смысловые единицы, подготовить вопросы для беседы по текстам, материал для рисования.

Проведение исследования. Экспериментатор выразительно читает (наизусть) подобранный текст 2 раза, затем предлагает ребенку (5-7 лет) пересказать его. Рассказ и действия дошкольника не прерывают до тех пор, пока он не выскажет все сам. Только после этого можно задать вопросы, целенаправленно выявляющие понимание текста ребенком: основную идею произведения, его сюжет, образы героев, окружающую их обстановку. Если ребенок затрудняется начать рассказ, можно его спросить: «Про что этот рассказ?»

Затем испытуемого просят составить «словесную картинку»

Познавательные процессы. Воображение

героя, описать внешность, одежду, характер. Предлагают описать какой-нибудь эпизод.

Потом дети иллюстрируют текст, рисуют персонажей или эпизоды.

Протокол содержит пересказ, вопросы экспериментатора, ответы ребенка. А также фиксируют эмоциональную выразительность речи (интонации, паузы, ударения и т.д.), поведение при рассказывании: сосредоточенность на воспроизведении текста, отвлекаемость, мимику, выразительные движения. (Пометы делают в самом тексте пересказа.)

Обработка данных. Воссоздающее воображение оценивают по показателям:

1) степень соответствия воссозданных образов и их систем (описания и рисунки) образам произведения;

2) оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);

3) эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций;

4) степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;

5) степень отличия созданных образов отданных в тексте. Выявляют возрастные особенности образов воссоздающего

воображения.

&'

Подготовка исследования. Подобрать сказку для чтения, например, «Петушок-Золотой гребешок и чудо-меленка», составить вопросы, помогающие ребенку при пересказе сказки в случаях, затруднения. Подготовить бумагу, цветные карандаши для рисования, материал для игры по содержанию сказки.

Проведение исследования. Детям 4-7 лет выразительно читают сказку. После чтения проводят 3 серии эксперимента.

Первая серия. Ребенка просят пересказать сказку. Выясняют,

1 Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. —М.,1964. — С. 252 — 253.

Познавательные процессы. Воображение

насколько он понял сюжет и образы главных героев сказки. Если ребенок затрудняется в пересказе самостоятельно, то ему задают подготовленные вопросы.

Вторая серия. Детей просят нарисовать главных персонажей сказки (Петушка - Золотого Гребешка, чудо-меленку, горох). Эксперимент может проводиться коллективно, но при этом необходимо следить, чтобы каждый ребенок выполнял задание индивидуально.

Третья серия. Проводится 2 подсерии эксперимента в виде игры по сюжету сказки.

Подсерия 1 - детям предлагают различный игровой материал (как соответствующий, так и не соответствующий) для замещения главных героев сказки.

Подсерия 2 - детям предлагают самим изобразить героев сказки.и описывают особенности передачи характера героев в игровой ситуации.

Обработка данных. По каждой серии эксперимента определяют степень соответствия оригиналу созданного-детьми образа (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение созданного образа). Описывают возрастные изменения в понимании-воссоздании сказочных образов. Результаты оформляют в таблицу (табл. 112).

Таблица 112

ОСОБЕННОСТИ СООТВЕТСТВИЯ ВОССОЗДАННЫХ ОБРАЗОВ

ОРИГИНАЛУ

Возраст детей Отсутствие Полное Усложнение Обогащение
  соответствия соответствие образа образа
  образов образов    
3 -- 4 года        
4 -- 5 лет        
5 — 6 лет        
6 -- 7 лет        

Таблица заполняется отдельно по результатам первой и второй серий.

По материалам подсерии 1 третьей серии эксперимента делают анализ отбора игрового материала, выясняют, по каким признакам он ведется. Эти признаки следующие: 1) отобранный объект может

Познавательные процессы. Воображение

заменить по функции изображаемый предмет или персонаж; 2) отобранный предмет имеет хотя бы какие-нибудь признаки внешнего сходства с изображаемым объектом; 3) соотношение в размерах между игровыми объектами в какой-то степени отражает отношение между изображаемыми объектами. Результаты оформляют в таблицу (табл. 113).

Таблица 113 ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА

 

 

Возраст детей Нет критического анализа Выполнение требований к материалу игры
     
3 -- 4 года 4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет        

Сравнивают результаты 3 серий с целью выяснения, в какой форме детям легче воспроизвести образы сказки: в словесной, в рисунке или в игре, в какой форме воссозданные образы наиболее полно соответствуют оригиналу и в какой форме они получают наибольшее обогащение и развитие.

5.

Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или краски. Подобрать сказочные образы, существенно отличающиеся от реальных, например, Кащей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.; волшебные превращения сказочных героев, например, Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в кукушку и т.д.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 2 ситуациях с дошкольниками 3-7 лет коллективно, но при этом необходимо проследить, чтобы дети выполняли задания самостоятельно. Вначале их знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно

1 Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эпьконина. —М.,1964. — С. 255.

Познавательные процессы. Воображение

соответствующие произведения или отрывки из них.

/ ситуация - детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержании изображенного;

// ситуация - детей просят рассказать об образах и превращениях.

Обработка данных. По каждой ситуации анализируют степень соответствия образа оригиналу (количество соответствующих деталей, усложнение и обогащение образа), особенности изображения волшебных превращений, перехода из одного состояния в другое. Результаты оформляют в таблицу (см. табл. 112 к заданию 4).

Выясняют возрастные изменения в воссоздании сказочных персонажей и волшебных превращений, анализируют трудности при воссоздании, устанавливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме; как легче передать ребенку образ и превращение - при помощи слов или при помощи рисунка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных