Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 20 страница




творчестве

Подготовка исследования. Придумать начало сказки про зайчонка.

Проведение исследования. Проводят 4 серии эксперимента индивидуально с детьми 6-7 лет.

Первая серия. Предлагают придумать сказку по началу (про зайчонка).

Вторая серия. Предлагают придумать сказку по теме (о приключениях маленького щенка).

Третья серия. Предлагают придумать сказку по названию: «Неразлучные друзья».

Четвертая серия. Предлагают придумать сказку на свободную тему.

Во всех сериях участвуют одни и те же дети. Серии проводятся с интервалом в 7-10 дней.

Обработка данных. Данные протоколов оформляют в таблицы (табл. 114, 115, 116) по каждой серии отдельно и для каждого ребенка.

Отмечают выразительность речи детей, определяют источники воображения (знакомые сказки, личный опыт, мультфильмы и т.д.),

Познавательные процессы. Воображение

Таблица 114 КОМПОЗИЦИЯ СКАЗОК

Фамилия, Зачин Завязка Развитие Кульми- Развязка Концовка
имя,     сюжета нация    
возраст            
детей            

Таблица 115 СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК

 

Фамилия, имя, возраст детей Сюжет Персонажи
бытовой приклю­ченческий сказоч­ный главные второсте­пенные
           

Таблица 116 РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СКАЗОК

Фамилия, имя, возраст Описание Диалоги Прямая Косвенная Использо-
детей ситуации,   речь речь вание
  героев       образных
          выраже-
          ний

а также операции построения образов, используемые детьми.

Подготовка исследования. Приготовить рассказ Я.Тайца «Зверь» и английскую народную песенку в переводе С.Маршака «Кораблик»; листы бумаги, набор из цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5-7 лет. Ребенку неторопливо и выразительно читают текст и говорят: «Опиши зверя, которого сложил Миша» (после чтения рассказа Я.Тайца) или «Опиши кораблик и его команду» (после чтения английской народной песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя, которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик и его команду». По окончании рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Определяют соответствие описаний и рисунков тексту, анализируют внесенные ребенком дополнения.

Познавательные процессы. Воображение

На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.

Задание 8, Изучение знаково-символической функции

Подготовка исследования. Подобрать несколько кукол; формочки разной величины и цвета (большая красная, средняя синяя, маленькая желтая); 2 картинки: на одной изображена кукла с оторванной рукой, на второй - целая кукла, но сама картинка разорвана; 3 ластика одинаковой формы и конфету такой же формы.

Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 серий индивидуально с детьми 2-7 лет.

Первая серия. Выясняют, может ли признак, часто Встречающийся в жизни ребенка, служить для него знаком, указывающим на определенное содержание Ребенку показывают несколько кукол, у одной из них рот и щеки испачканы вареньем. Ребенок должен определить, какая кукла ела варенье.

Вторая серия. Выясняют, может ли ребенок перенести на изображение куклы отношения и свойства куклы настоящей. Ему дают бант и просят нарядить куклу. Затем задание повторяется, но куклу предлагают нарисованную.

Третья серия. Выясняют, различает ли ребенок изображение предмета и реальный предмет, как анализирует изображение. Ему предъявляют 2 картинки; на одной нарисована кукла с оторванной рукой, на второй - целая кукла, но сама картинка с краю порвана. Ребенка просят показать сломанную куклу.

Четвертая серия. Выясняют, может ли ребенок регулировать свои действия, опираясь: а) на реальные отношения, б) на схему. Ребенку дают 3 формочки разной величины и цвета. Экспе­риментатор ставит точно такие же формочки в определенной последовательности и предлагает испытуемому построить такой же «паровозик». Затем последовательность задают на рисунке.

Пятая серия. Выясняют, может ли ребенок обозначать объект меткой и, опираясь на эту искусственно созданную им связь, регулировать свое поведение. Перед ним выкладывают 3 ластика и конфету такой же формы, заворачивают их в одинаковые фантики.

Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М.,1988. — С. 131 — 134.

Познавательные процессы. Мышление

Ребенка просят на фантике с конфетой поставить метку, затем конфету переворачивают меткой вниз и перемешивают с ластиками. Ребенка просят найти конфету.

В каждой серии эксперимента после ответа испытуемого его спрашивают, почему он думает именно так.

Обработка данных. Подсчитывают число верных и неверных ответов по возрастным группам. Результаты заносят в таблицу (табл. 117).

Таблица 117 УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

 

 

Возраст детей Серии
I II III IV V
+ - от­каз + - от­каз + - от­каз + - от­каз + - от­каз
2 -- 3 года 3 — 4 года 4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6 -- 7 лет          

Делают выводы о возрастных особенностях развития знаково-символической функции, под которой понимается возможность использовать один объект в качестве заместителя другого.

Глава 16. МЫШЛЕНИЕ

В раннем детстве мышление развивается в процессе овладения орудийными действиями и решения практических задач, когда необходимо установить отношения между предметами, прямо не данные в наглядной ситуации. На протяжении дошкольного детства генезис мышления идет в двух направлениях: развиваются формы мышления и мыслительные операции. Для дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). В это время закладывается образный фундамент интеллекта. Начинает развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированное™ мыслительных операций

Познавательны? процессы. Мышление

внутри каждой из них, а также от характера задачи, подлежащей решению. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умения оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются Мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Так, ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на рснове общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.

%, Пщчшт

чи я ршмеж

Подготовка исследования. Подобрать шарики небольшого размера, прозрачную трубку, палочки (одна - с кольцом на конце), тесьму, колечки диаметром 5-8 см, тележку с вертикально закрепленным на ней стержнем, тазик, банку, черпачок, сачок, матрешку, куклу, прямоугольный кубик с отверстиями, втулки, молоток.

Проведение исследования. Детям 1-3 лет предлагают ряд заданий со вспомогательными предметами, с простейшими орудиями, со специализарованными орудиями и с игрушками-орудиями, имитирующими орудия труда. Ход эксперимента указан в таблице (табл. 118).

1 Новоселова С.Н. Развитие мышления в раннем возрасте. — М.,1978. — С. 147 - 154.

Познавательные процессы. Мышление

Таблица 118

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НАГЛЯДНОЙ ЗАДАЧИ

Возраст Используе- Описание практи- Обработка данных
  мые пред­меты ческих задач Мыслитель- Сенсорные
      ные процес­сы процессы
         
1 год -- 1 год Вспомога- 1. «Найди колечко». Наблюдают, Оценивают,
6 мвс. тельные В ряд лежат парал- способен ли развито ли
  предметы лельно друг другу ребенок об- восприятие
    тесемки (толстые наружить и соперемеще-
    нити, веревочки) оди- использо- ния предме-
    наковой длины, к од- вать готовые тов, как ре-
    ной из которых при- межпредмет- бенок эмоци-
    вязано кольцо. Пред- ные связи онально реа-
    лагаеют ребенку до-   гирует на при-
    стать кольцо.   ближение
    2. «Прокати матреш-   предмета-
    ку». На тележке сто-   цели
    ит матрешка. Вокруг    
    вертикального шты-    
    ря, находящегося на    
    краю тележки, пере-    
    кинута тесьма, кон-    
    цы которой поверну-    
    ты к ребенку и идут    
    параллельно друг    
    другу.    
1 год 6 мвс. Простейшие 1. «Достань колеч- Выясняют, Определяют
-- 2 года орудия ко». На противопо- удается ли доступность
    ложной от ребенка ребенку уста- восприятия
    стороне стола лежит новить взаи- предметов в
    колечко, рядом -- м о с в я з ь динамике их
    палочка. Ребенку между пред- соперемеще-
    предлагают достать метом и ору- ния, учиты-
    колечко, не трогая его дием вает ли ребе-
    руками.   нок форму,
    2. «Что в трубке ле-   простран-
    жит?» В прозрачной   ственное пол-
    трубке лежат шари-   ожение пред-
    ки или другие мел-   метов
    кие игрушки. Рядом    
    находится палочка.    
    Предлагают ребенку    
    достать шарики    

Познавательные процессы. Мышление

         
1 год 6 мес. Специализи- 1. «Поехала кукла в Анализируют, Отмечают,
-- 2 года 6 рованные гости». На столе сто- способен ли способен ли
мес. орудия ит тележка с куклой. ребенок до- ребенок ис-
    На тележке имеется стичь резуль- пользовать
    вертикально закреп- тат, учитывая орудие, кото-
    ленный стержень. особенности рое переме-
    Рядом лежит палоч- орудия, фор- щается в раз-
    ка с кольцом на кон- му и положе- ных направ-
    це. Предлагают ре- ние предме- лениях, учи-
    бенку прокатить кук- та тывая форму
    лу, не трогая тележ-   предметов
    ку руками.    
    2. «Ловись рыбка».    
    В тазу с водой пла-    
    вают пластмассовые    
    рыбки, рядом лежит    
    сачок. Предлагают    
    ребенку поймать    
    рыбок.    
    3. «Достань шари-    
    ки». В высокой про-    
    зрачной банке пла-    
    вают шарики, рядом    
    лежит черпачок.    
    Предлагают ребенку    
    достать шарики    
2 -- 3 года То же Перед ребенком сто- Выявляют, Оценивают,
    ит одноцветный пря- как ребенок как ребенок
    моугольный кубик с устанавлива- воспринима-
    отверстиями. В от- ет связь меж- ет предметы
    верстия кубика нуж- ду нескал ьки- в динамике
    но вставить втулки с ми предмета- со перемеще-
    плоскими шляпками ми для объ- ний, воздей-
    (рукой втулки до са- единения их в ствий и изме-
    мой ШЛЯПКИ ПЛОТНО целое пос- нений, а так-
    вставить в отверс- редством ору- же особен-
    тие трудно и нужно дия ности выде-
    забить молотком).   ления частей
    Предлагают детям   и целого
    вставить втулки    

2§2

Познавательные процессы. Мышление

Задавим» 2. Изуякаше

Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7x7 см по 5 шт. для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты.

Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи, что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если испытуемый раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко - это.фрукт?» еслы ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его опрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?»

Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей разного возраста: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение. Делают вывод о том, какие классификационные группы ребенку легче выделить и мотивировать объединение, а также, как зависит процесс классификации от возраста.

Подготовка исследования. Подготовить 10 таблиц размером 12x12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них - лишний, например: кукла, пирамидка, матрешка и платье.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый - лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?»

Познавательные процессы. Мышление

Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщения на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также, как зависит процесс обобщения от возраста детей.

4ч.

Подготовка исследования. Приготовить сказку Г.Цыферова «Ежик».

Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с детьми 4-7 лет. Ребенку читают сказку и задают вопросы: «Про что эта сказка? О чем в ней говорится? Почему смеялся ежик? Почему в луже утром вместо звезды он нашел солнышко?»

Обработка данных. Анализируют ответы ребенка с точки зрения того, умеет ли он понять идею произведения, абстрагироваться от внешнего в сюжете и увидеть его скрытый смысл, установить причинно-следственные связи.

Подготовка исследования. Подобрать несколько картинок со скрытым смыслом, соответствующих возрасту ребенка, например, нарисована сцена с разбитым окном: мальчик, его мама, женщина с мячом. Подобрать несколько картинок с нелепым, бессмысленным сюжетом, например, у петуха хвост, как у кошки.

Проанализировать картинки до показа ребенку, выделить главные причинно-следственные связи, составить вопросы, выясняющие их понимание.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 3-7 лет индивидуально в 2 вариантах: 1) с помощью картинок со скрытым смыслом; 2) с помощью картинок с нелепым сюжетом. В обоих вариантах ребенка просят рассказать, что изображено на

Познавательные процессы. Мышление

картинке. В первом случае добавляют, что надо рассказать, что произошло, т.е. просят раскрыть смысл картинки. Если ребенок затрудняется, ему можно задавать наводящие вопросы.

Обработка данных. Определяют связи, которые выделяет ребенок, анализируют, способен ли он понимать мысли и чувства людей на основании их мимики и жестов, как дошкольник воспринимает помощь взрослого.

Выясняют, как дети понимают нелепость, изображенную на картинках, выделяют ли они ее. Прослеживают, как они реагируют на нелепости эмоционально - с улыбкой, смехом, удивлением, какие они подают реплики, какие задают вопросы.

Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Можно использовать «Рисунки в картинках» Л.Радлова или «Забавные истории» С.Сутеева.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 4-7 лет. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные карточки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело кончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - третью, сюда - последнюю».

После того как ребенок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых - установить противоречие в рассуждениях, выявить допущенные ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагают разложить остальные снова.

Познавательные процессы. Мышление

Таким образом делается вторая попытка выполнить задание Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий Затем, вновь перемешав все карточки, предлагают ребенку разложить их.

Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждений на новую ситуацию

Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию картинок.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок Такая способность должна быть хорошо развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; какбй объем последовательности событий понимает, удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора - считается ли с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает ее Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий" связность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многословность, лаконичность или тенденция к излишней детализации, эмоциональность, влияние прошлого опыта

Познавательные процессы. Мышление

Подготовка исследования. Подготовить таз с водой и разнообразные предметы, сделанные из металла, целлулоида, дерева и т.п.

Проведение исследования. Эксперимент проводится с детьми 3-7 лет индивидуально в форме игры в отгадывание. Ребенку показывают какой-либо предмет и спрашивают, будет ли он плавать или утонет, если его опустить в воду.

После того как ребенок ответит на вопрос, ему предлагают самому бросить этот предмет в воду. Таким образом выясняют, угадал ребенок или ошибся. Эксперимент продолжается с использованием множества вещей. Поскольку. среди них есть сходные между собой или по величине, или по форме, или по материалу, создается возможность образовать обобщение и руководствоваться им в последующих суждениях. В процессе эксперимента ребенку задают дополнительные вопросы: «Почему ты думаешь, что это будет плавать?» «Почему это потонет?», чтобы выяснить, насколько он способен обосновать свои суждения.

Обработка данных. Анализируют процесс обобщения, рассуждения ребенка; как он приходит к соответствующему обобщению; какие признаки в предметах выделяет; как принимает задачу; как осознает процесс решения. Затем детей распределяют по уровням развития рассуждения:

/ уровень - ребенок выделяет единичные, несущественные признаки предметов, вначале не осознает своих суждений; суждения начинают связываться на основе простейшего обобщения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных