Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 21 страница




// уровень - у ребенка есть первоначальные обобщения, он начинает аргументировать свои суждения, но не делает обобщение предметом анализа, а пользуется им лишь как средством угадывания в игре; а если это средство оказывается негодным, то отбрасывает его и отыскивает другое.

Ill уровень - у ребенка параллельно с суждениями об отдельных явлениях идет сознательная работа над самими понятиями, он не просто активно создает обобщения, но исправляет и совершенствует их. Образование обобщений становится особой задачей.

1 Запорожец А.В. Развитие рассуждений в дошкольном возрасте // Дошк. воспитание. — 1947. — № 8.

Познавательные процессы. Мышление

Подготовка исследования. Приготовить шарик, кубик, гвоздь; четырехугольный кукольный столик с одной ножкой; мяч и наклонную плоскость; таз или ванну с водой; ряд предметов (деревянных и железных), тонущих и плавающих в воде. Составить словесные описания и изображения физических явлений (падение шарика с кубика при наклоне кубика; отсутствие падения шарика с кубика, если прикрепить шарик к кубику гвоздем; падение столика без одной ножки; скатывание мяча с наклонной плоскости).

Проведение исследования. Ребенку (3-7 лет) предлагают задачи, в которых он должен объяснить причину физического явления. Проводится 4 серии, отличающихся содержанием задач. Каждая серия (кроме 4-й) включает 3 подсерии: 1) возможность действия ребенка с предметами и непосредственного восприятия соответствующего явления (наглядно-действенная форма задачи); 2) словесное описание (словесная); 3) показ физического явления на рисунке (изобразительная).

Первая серия. Объяснить падение шарика при наклоне кубика; затем отсутствие падения в том случае, если шарик прикреплен к кубику при помощи гвоздя.

Вторая серия. Объяснить падение четырехугольного столика без одной ножки.

Третья серия. Объяснить падение мяча с наклонной плоскости.

Четвертая серия. Объяснить, почему определенный предмет плавает или тонет в воде.

Обработка данных. По первым 3 сериям подсчитывают число верных и неверных объяснений в каждой возрастной группе детей. Результаты оформляют в таблицу (табл. 119). Данные четвертой серии сводят в таблицу 120.

Делают выводы о возрастных изменениях в понимании причинности физических явлений; выясняют, насколько понимание причинности зависит от особенностей самих этих явлений (от содержания задач в первой-четвертой сериях), а также от способа знакомства с явлением (наглядно-действенный, словесный, изобразительно-наглядный).

1 Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 1964. — С. 238 — 242.

Познавательные процессы. Мышление

Таблица 119

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

 

 

Возраст Отсутствие объяснения Неадекватное объяснение Удовлетворительное объяснение
Форма задачи
на-гляд-но-дей-ствен-ная сло-зесная иЗо-брази-тель-ная на­гляд­но -дей­ствен­ная сло-зесная изо­брази-тель­ная на­гляд­но -дей­ствен­ная сло­весная изо­брази-тель­ная
3 — 4 года 4 -- 5 лет 5 -- 6 лет 6-7 лет                  

Таблица 120

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИНЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Возраст Отсутствие объяснения Неадекватное объяснение Удовлетворительное объяснение
3 — 4 года 4 — 5 лет 5 — 6 лет 6 — 7 лет      

Оглавление

/

От авторов..........................-..................................................... 3

Особенности исследования в детской психологии................5

Раздел I. Личность.............................................. 38

Глава 1. Самосознание и самооценка.....................................36

Глава 2. Мотивы поведения и деятельности..........................62

Глава 3. Воля......................................г....................................74

Глава 4. Эмоции и чувства......................................................88

Раздел II. Деятельность и общение........................ 104

Глава 5. Игра...........................................................................104

Глава 6. Конструирование.......................................................123

Глава 7. Рисование..................................................................132

Глава 8. Трудовая деятельность.............................................147

^ Глава(9. Учебная деятельность и отношение к школе............163

*\ Глава |[Юобщение со взрослыми и сверстниками...............182

Раздел III. Познавательные процессы..................... 206

Глава 11. Внимание.................................................................206

Глава 12. Речь..........................................................................215

Глава 13. Ощущение и восприятие.........................................241

Глава 14. Память.....................................................................255

Глава 15. Воображение...........................................................269

Глава 16. Мышление................................................................279

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Урунтаева Галина Анатольевна Афонькина Юлия Алесандровна

ПРАКТИКУМ ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Зав. редакцией Л.А.Соколова

Редактор С.В.Степанова

Художественный редактор Е.А.Михайлова

Компьютерная верстка А.Н.Шатилов

Корректор Л.ЕХазеннова

ИБ N> 15891

Лицензия ЛР № 010001 от 10.10.91.

Сдано в набор 12.10.94. Подписано к печати 16.11.94. Формат 60x90'/,s

Бумага кн.-журн. Печать офсетная. Усл. печ. л.18,5.

Тираж 50000 экз. Заказ №220

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Комитета Российской Федерации по печати. 127521 Москва,3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

117571 Москва, проспект Вернадского, 88.

Московский педагогический государственный университет,

комната 452, тел.(095) 437-34-53, т/факс(095) 437-99-98.

АО «Чертановская типография». 113545 Москва, Варшавское шоссе, 129а.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных