Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зачем и как перерабатывать нефтяные остатки в моторные топлива




В наступившем XXI в. актуальнейшей проблемой мировой экономики будет исчерпание запасов нефти. Извлекаемых ее за-


пасов в мире (~140 млрд т) при сохранении нынешнего уровня до­бычи (~3,2 млрд т) хватит примерно на 40 лет. А запасов нефти в России (< 7 млрд т) при нынешнем уровне добычи - 300 млн т/год -хватит лишь на 22 года. Запасы ее в последнее десятилетие прак­тически не восполнялись новыми геологическими открытиями ме­сторождений типа Самотлора и к тому же они истощались в ре­зультате неэффективной разработки и неглубокой переработки. Так, за период с 1991 по 1999 год темпы прироста извлекаемых запасов нефти по отношению к объему ее добычи уменьшились с 1,81 до 0,42. К тому же в ближайшие два-три десятилетия мы об­речены работать с трудно извлекаемыми низко рентабельными запасами, малодебитными месторождениями с высокой степенью выработанности начальных запасов нефти. Так, степень вырабо-танности начальных запасов нефти по разрабатываемым место­рождениям Западной Сибири составляет ныне 38,7 %, по Волго-Уральскому региону - 68,8 %, Северному Кавказу - 82 %. (Выра-ботанность наиболее крупных месторождений превысила: Само-тлорского - 68 %, Федоровского - 63, Мамонтовсого - 74, Ро-машкинского - 86 и Арланского - 84 %). С ростом выработаннос­ти естественно растет обводненность добываемой нефти, снижа­ются дебиты скважин и темпы отбора запасов. Обводненность из­влекаемой нефти в среднем по России в настоящее время состав­ляет 82 %. Дебиты добывающих нефтяных скважин снизились за последние 20 лет более чем в 5 раз, при этом в некоторых регио­нах (Татнефть, Башнефть, Пермьнефть) их уровень составляет около 5 т/сутки.

Таким образом, проблема дефицита дешевой нефти для России становится исключительно актуальной. Но тем не менее Россия, как и в годы «нефтяного бума», продолжает экспортировать нефти в боль­ших объемах (около половины добычи). Не исключено, что если сво­евременно не покончить с ошибочными представлениями о «неисся­каемости, неисчерпаемости и дешевизне нашей нефти», то через не­сколько десятилетий придется внести ее в «Красную книгу» природ­ных ресурсов, и последующее поколение россиян будет вынуждено синтезировать ее из твердых горючих ископаемых.

Эффективность переработки добываемой нефти в России, США и странах Западной Европы в 1999 г. показана в табл. 11.5.


Таблица 11.5

Показатели нефтеперерабатывающего комплекса мира, США, Западной Европы и России (за 1999 г.)

 

Показатели США Западная Европа Россия Мир
Добыто нефти, млн т Переработка, млн т Глубина переработки нефти, % масс. Произведено моторных топлив, млнт/год (%) бензинов дизельных топляв реактивных топлив 93,0 569(72,3) 330 (42,0) 168 (21,9) 71(9,0) 87 294,5(42,9) 130(19,0) 132 (19,2) 32,5 (4,7) 64,7 74(44,1) 24 (14,3) 43 (25,6) 7(4,2)  

Из нее следует, что нефтепереработка России существенно от­стает не только по объему и глубине переработки нефти, но и по пре­вращению ее в моторные виды топлива.

В условиях реально наступающего дефицита нефти и возра­стающих сложностей по ее извлечению из недр земли, а также при наличии в достаточных количествах газового и угольного топлива для сжигания в топках котлов существующая практика нерационального расходования нефтяных ресурсов не может быть оправдана. Нефть должна полностью и без остатка перера­батываться с получением только высококачественных и эколо­гически чистых продуктов, прежде всего моторных топлив, вы­сокоиндексных смазочных масел и сырья для нефтехимического синтеза. Стратегическим направлением развития нефтеперера­ботки следует считать (узаконить) глубокую и безостаточную пе­реработку нефти и значительное сокращение объемов экспорта. При этом тепло- и электроэнергетику России, обладающей боль­шими запасами газа (более трети мировых) целесообразно пере­вести на более экологически чистые и ресурсообеспеченные «го­лубое» и ядерное топлива.

Глубина отечественной переработки нефти за последние 30 лет, несмотря на многократное принятие государственных программ по


этой проблеме, практически не повышалась и «застыла» на уровне 64-65 %. Остальная ее треть в виде сернистого и высокосернистого котельных топлив сжигалась и продолжает сжигаться на тепло- и электростанциях, выбрасывая в воздушный бассейн россиян огром­ные количества токсичных оксидов серы и азота. В настоящее вре­мя и в перспективе нет альтернативы рациональному и комплекс­ному использованию нефти и глубокой «безостаточной» ее перера­ботке.

При нынешнем состоянии техники и технологии нефтеперера­ботки отечественные НПЗ способны превратить в моторное топливо лишь дистиллятные фракции нефти, выкипающие до 500 °С (~ 2/3 ее части) Остальная треть нефти в виде гудрона традиционно ис­пользуется как котельное топливо, битум, нефтяные пеки, сырье кок­сования и т.д.

Непреодолимым до сих пор техническим барьером для глубокой и безостаточной ее переработки являлись проблемы, связанные, во-первых, с избытком углерода и, во-вторых, с повышенным содержа­нием в нефтяных остатках металлов, являющихся необратимыми яда­ми для катализаторов.

Известно, что нефть, особенно тяжелая типа арланской, содер­жит меньше водорода (и больше углерода), чем моторные топлива. Усредненная нефть (как товарная западно-сибирская) содержит 86 % углерода, 12,7 % водорода и 1,3 % гетероатомов (преимуще­ственно серы). Содержание водорода в бензине (с суммарным содер­жанием ароматики 25%) и дизельном топливе составляет соответ­ственно 14 и 13,3 % масс. При соотношении бензин:дизельное топли­во 1:1,5 (характерном для России) содержание Н2 в усредненном мо­торном топливе составит 13,6 %. Следовательно, для превращения нефти в моторные топлива и удаления гетероатомов теоретически потребуется введение Н2 извне в количестве 1 % масс, на исходную нефть. При этом теоретический выход моторных топлив можно до­вести до 98-99 %. Однако гидрирование высокомолекулярных состав­ляющих нефти (типа мазутов и гудронов) с низким содержанием водорода (в гудроне его ~ 10-11 %) потребует проведения гидроката­литических процессов при температурах ~450 °С и чрезвычайно высоких давлениях (20-30 МПа) и с исключительно большими рас­ходами дорогих катализаторов из-за быстрого их отравления метал-


лами, сконцентрированными в нефтяных остатках. Следовательно, гидрокаталитические варианты глубокой переработки нефтяных ос­татков экономически и технически бесперспективны для отечествен­ной нефтепереработки. Гидрокаталитические процессы (например, гидрокрекинг) могут быть использованы лишь для углубленной пе­реработки деасфальтизированных и деметаллизированных нефтя­ных остатков или высококипящих дистиллятных фракций нефти типа вакуумных и глубоковакуумных газойлей

В мировой нефтепереработке преобладают технологические про­цессы, основанные на удалении из нефтяных остатков избытка уг­лерода и перераспределении содержащегося в исходной нефти водо­рода. Расчеты по балансам водорода показывают, что для производ­ства моторных топлив теоретически потребуется удалить из усред­ненной нефти 5,3% стопроцентного углерода или 5,5% углерода в виде нефтяного кокса, кокса на катализаторе, адсорбенте или кон­такте. Таким образом, предельный выход моторных топлив из ус­редненной нефти составит -93 %.

Фактический выход моторных топлив будет обусловливать­ся качеством перерабатываемой нефти, прежде всего элемент­ным, фракционным и химическим ее составом. Разумеется, при переработке легких нефтей или газоконденсатов этот показатель будет выше 93 %, а из тяжелых сернистых и высокосернистых нефтей (типа арланской) выход моторных топлив составит не более 90 %

Наибольшую трудность в нефтепереработке представляет ква­лифицированная переработка гудронов (остатков вакуумной, а в последние годы - глубоковакуумной перегонки) с высоким содер­жанием асфальтосмолистых веществ, металлов и гетеросоединений, требующая значительных капитальных и эксплуатационных зат­рат. В этой связи на ряде НПЗ страны и за рубежом часто ограни­чиваются неглубокой переработкой гудронов с получением таких нетопливных нефтепродуктов, как битум, нефтяной пек и котель­ное топливо.

Из процессов глубокой химической переработки гудронов, осно­ванных на удалении избытка углерода, в мировой практике наиболь­шее распространение получили следующие:

1) замедленное коксование (ЗК), предназначенное для производ­ства кускового нефтяного кокса, используемого как углеродистое


сырье для последующего изготовления анодов, графитированных электродов для черной и цветной металлургии, а также низкокаче­ственных дистиллятных фракций моторных топлив и углеводород­ных газов;

2) термоконтактное коксование (ТКК), так называемый непре­рывный процесс коксования в кипящем слое (за рубежом - флюид-крекинг, целевым назначением которого является получение дистил­лятных фракций, газов и побочного порошкообразного кокса, исполь­зуемого как малоценное энергетическое топливо;

3) комбинированный процесс ТКК с последующей парокисло-родной (воздушной) газификацией порошкообразного кокса (про­цесс «Флексикокинг» с получением кроме дистиллятов синтез-га­зов;

4) процессы каталитического крекинга или гидрокрекинга нефтя­ных остатков после их предварительной деасфальтизации и деме-таллизации (ДА и ДМ) посредством следующих некаталитических процессов:

 

- сольвентной ДА и ДМ (процесс «Демекс» фирмы «ЮОП», «Розе» фирмы «Керр-Макги» и др) с получением деасфальтизатов с низкой коксуемостью и пониженным содержанием металлов и трудноутили-зируемого остатка - асфальтита; они характеризуются высокой энер­гоемкостью, повышенными капитальными и эксплуатационными зат­ратами; - процессы термоадсорбционной ДА и ДМ (процессы «APT» США, в Японии «НОТ» и «ККИ» и др.) с получением облагороженно­го сырья для последующей каталитической переработки;

- высокотемпературные процессы парокислородной газифика­ции тяжелых нефтяных остатков с получением энергетических или технологических газов, пригодных для синтеза моторных топлив, производства водорода, аммиака, метанола и др. Эти процессы ха­рактеризуются исключительно высокими капитальными и эксплуа­тационными затратами.

Перечисленные выше процессы, за исключением замедленного коксования, не предусматриваются в государственных программах строительства и развития нефтепереработки России на ближайшую перспективу. В то же время на многих НПЗ страны осуществляется строительство бесперспективного процесса висбрекинг. Надо отме­тить, что в этом процессе не происходит удаление избыточного угле­рода гудрона, осуществляется лишь незначительное снижение вяз-


кости остатка, что позволяет несколько уменьшить расход дистил-лятного разбавителя при получении котельного топлива.

Для безостаточной переработки тяжелых нефтяных остатков в моторные топлива наиболее приемлемы, по мнению автора кни­ги, термоконтактные процессы, осуществляемые при повышен­ных температурах крекинга и малом времени контакта на по­верхности дешевого природного адсорбента в реакторах нового поколения и регенераторах-котлах с получением дистиллятных полупродуктов, направляемых на облагораживание и каталити­ческую переработку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных