Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В первой половине Х I Х в.




Николай I был напуган восстанием декабристов, поэтому много внимания уделял мерам по предотвращению новых революционных потрясений. «Революция на пороге России, - оценил он выступление декабристов на Сенатской площади.- Но клянусь, она не проникнет в Россию, пока во мне сохранится дыхание жизни». Этим высокопарным высказыванием было определено главное направление его государственной деятельности.

Канцелярия Николая I. Николай I начал государственно-правовые реформы с укрепления системы государственного управления. Прежде всего им была создана Собственная его Императорского Величества канцелярия. По замыслу монарха, эта канцелярия должна была возглавить все органы государственного управления. Собственная его Императорского Величества канцелярия структурно состояла из шести отделений.

Первое отделение готовило бумаги для доклада государю, контролировало исполнение его повелений, ведало назначением и увольнением высших чиновников (с одобрения царя), а также готовило материалы для награждения орденами и других поощрений по службе.

Второе отделение занималось кодификацией законов. Работало фактически под руководством М.М.Сперанского, возвращенного из ссылки.

Третье отделение было создано по именному указу императора одним из первых. В его состав вошла Особая канцелярия министерства внутренних дел. Возглавил Ш отделение граф А.Х.Бенкендорф, безгранично преданный императору. Третье отделение занималось политическим сыском, следило за иностранными подданными в России, высылало из страны политически неблагонадежных; занималось народными выступлениями и бунтами, рассматривало жалобы крестьян на помещиков и т.д.

Четвертое отделение ведало учебными, воспитательными, лечебными, благотворительными и богоугодными заведениями.

Пятое отделение готовило реформы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение занималось разработкой административной реформы на Кавказе.

Все шесть отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед монархом.

Собственная Его Императорского Величества канцелярия по своему статусу была выше Комитета министров, который утратил свое былое предназначение высшего органа государственного управления. Постепенно Собственная Его Императорского Величества канцелярия становится одним из важнейших органов личной власти и управления российского монарха. Поэтому в ее состав монарх подбирал людей не только преданных, но и профессионально подготовленных, способных решать общегосударственные проблемы. Благодаря такой кадровой политике в этом учреждении работали люди весьма неглупые. Начальник Ш отделения граф А.Х. Бехкендорф, например, на основе анализа сведений, поступавших с мест, докладывал императору, что «крепостное состояние есть пороховой погреб под государством».

Третье отделение и предупреждение революции. Николай I поставил перед новой государственной структурой задачи по упреждению революции, борьбе с инакомыслием и т.п.

В соответствии с этими задачами и строился аппарат Третьего отделения. Он состоял из пяти экспедиций. Первая (секретная) экспедиция боролась с революционным движением в стране, вела следствие по политическим делам. Она располагала многочисленной агентурной сетью, следившей за студенческими кружками, революционно настроенной интеллигенцией и отдельными революционерами. Вторая экспедиция вела борьбу с религиозными и крупными должностными преступлениями чиновников. Она управляла политическими тюрьмами, в том числе Петропавловской и Шлиссельбургской крепостями. Третья экспедиция вела наблюдение за иностранцами, проживавшими в России. Четвертая боролась с антикрепостническими и другими крестьянскими выступлениями. Пятая экспедиция осуществляла цензуру.

Третье отделение подчинялось непосредственно императору. Это придавало царской охранке не только нужный вес, но и большие полномочия. Оно могло затребовать нужные сведения у любого министра, губернатора, и те были обязаны предоставить их «незамедлительно». Более того, генерал-губернаторы и другие государственные чиновники, что-либо знавшие о готовящихся антиправительственных выступлениях, обязаны были доносить об этом на имя императора.

В помощь Третьему отделению по императорскому указу от 1827 г. был создан специальный жандармский корпус численностью до 6000 человек. Жандармский корпус в соответствии с положением имел свое управление в каждой губернии и в 7 генерал-губернаторских округах. Оперативное управление силами и средствами осуществляло главное жандармское управление, подчинявшееся графу А.Х.Бенкендорфу. В непосредственном подчинении окружных и губернских управлений находились жандармские команды и дивизионы, созданные в каждом губернском центре, крупных крепостях и портовых городах.

Таким образом, Третье отделение имело широко разветвленную сеть специальных органов, располагавших силами и средствами для борьбы с инакомыслящими. Оно осуществило расправу над декабристами, руководило разгоном крестьянских антиправительственных выступлений, прекращало деятельность революционно настроенных кружков и организаций. Его стараниями был ликвидирован студенческий кружок Московского университета во главе с А.И.Герценом. В стране не было ни одного демократически настроенного писателя, который не находился бы у Третьего отделения под колпаком. Сформированная отечественная жандармерия являлась специальным карательным органом, который ставился императором выше полиции.

«Наведение должного порядка в империи». На укрепление феодально-крепостнического строя, личной власти императора были направлены многочисленные изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Как отмечалось в одном из указов монарха, они отвечали интересам «наведения должного порядка в империи». Делу устрашения подданных способствовала тюремная политика. Согласно законодательству того периода политические заключенные содержались отдельно от уголовников. Для них учреждались «политические» темницы. Мрачную известность приобрела в народе Петропавловская крепость, особенно ее Алексеевские казематы, где арестанты гибли от недостатка воздуха, воды и пищи. Узниками Петропавловской крепости в разное время были А.Н.Радищев, другие революционеры. В тюрьмы Соловецкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей заточались россияне, выступавшие против государственного строя и христианской веры.

Кодификация права Сперанским. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах. Работа по систематизации российского законодательства начиналась еще при Александре I, но ее работа не увенчалась успехом.

Новый этап кодификации законов, изданных в России, начался с приходом к власти нового императора. Повелением Николая I в состав второго отделения «Собственной его Императорского Величества канцелярии», занимавшегося кодификацией, был включен М.М.Сперанский, возвращенный из ссылки. Вскоре талантливый чиновник фактически возглавлял его работу, хотя начальником числился другой сановник.

В 1826-1828 гг. коллективом Сперанского из архивов органов государственной власти было отобрано более 53 тыс. законов и других правовых актов. Император лично контролировал ход подготовки Свода законов. Он дал Сперанскому установку ничего не менять в праве, не создавать новое современное законодательство, но лишь привести в порядок существующие правовые нормы.

Когда Свод законов был подготовлен, император распорядился учредить семь ревизионных комиссий с целью проверки правильности выполненной задачи. М.М.Сперанский и его коллеги выдержали испытание.

В 1830 г.Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ) было издано. Оно состояло из 40 томов, включавших почти 31 тыс. нормативно-правовых актов, и 6 томов приложений. Среди них было множество законов, которые устарели и не применялись в деятельности судей и чиновников разного уровня. Разумеется, таким массивом нормативных правовых актов руководствоваться было весьма сложно, поэтому Государственный совет в январе 1832 г. принял решение о подготовке Свода действующих законов.

При его составлении исключались законы и нормы, утратившие силу, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Когда огромная и кропотливая работа была завершена, Сперанский передал многотомный труд на рассмотрение Государственного совета. Свод законов в 15 томах, куда вошли только действовавшие на тот период правовые акты, был признан Госсоветом единственным официальным руководством в деятельности центральных и местных органов государственного управления и правосудия. Чиновники, получившие в свое распоряжение свод действующих законов империи, смогли лучше ориентироваться в огромном законодательном массиве, который ранее содержал более трехсот тысяч правовых актов. Издание Свода законов способствовало также устранению правовой неграмотности многих сословий и групп населения, живших в Российской империи.

Правовые изменения в аграрном вопросе. В связи с развитием капиталистических отношений царское правительство было вынуждено пойти на некоторые послабления в аграрной политике. В силу новых веяний в законодательство о правовом положении крестьянства был внесен целый ряд существенных изменений. Подсчитано, что с 1825 по 1860 г. было издано свыше 100 законодательных актов, в той или иной мере касавшихся крепостных крестьян. Вот основные из них:

1828 г. - ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь;

1833 г. - запрещено продавать крестьян на публичных торгах и разлучать членов крестьянских семей при продаже;

1844 г. - разрешено отпускать крестьян на волю с согласия помещиков;

1847 г. - крестьяне получили право выкупать себя вместе со своей землей на волю при продаже с торгов имений своих бывших помещиков;

1848 г. помещичьим крестьянам предоставлено право покупать земельные наделы;

1853 г.- ограничено право сдачи крепостных крестьян феодалами в посессию (аренду) не дворянам;

Решение крестьянского вопроса постепенно подводилось к главной черте – отмене крепостного права. Наиболее значимым государственным учреждением, занимавшимся разработкой системы мер по отмене крепостного права, был Особый секретный комитет, образованный монархом в 1826 г. Во главе его был поставлен граф В.П.Кочубей - председатель Госсовета. Его ближайшим помощником стал правовед М.М.Сперанский. Предложения особого комитета хотя и были одобрены императором, но до конкретных мер дело так и не дошло. Прозаседав без особых результатов до 1837 г., комитет был распущен.

Руководителем нового комитета по выработке новых мер по раскрепощению крестьян Николай I назначил генерала П.Д. Киселева, назвав его своим «начальником штаба по крестьянской реформе».

Первоначально Киселеву в порядке эксперимента удалось осуществить реформирование крестьянства в автономных княжествах Молдавии и Валахии, где положение государственных крестьян значительно улучшилось. Затем этот опыт был распространен на государственных крестьян части Украины, Литвы, Белоруссии и Прибалтики. Но дальше дело опять не пошло. Причина лежала на поверхности: сам Николай I был против отмены крепостного права, поэтому все предложения умных чиновников: Киселева, Сперанского, Бенкендорфа об отмене крепостного права монарх категорически отвергал. Разрушение основ крепостничества, ослабление класса феодалов он считал для государства б о льшим злом, чем само крепостничество.

Создание правовой основы капитализма. Развитие капиталистических отношений в первой половине XIX в. повлекло за собой принятие новых правовых актов, совершенствование правовой системы империи. В этот период издаются законы и указы, направленные на совершенствование банковского и обязательственного права, залогового права. Законодательством разрешалось получать заем у частных лиц, оставляя им в залог движимое и недвижимое имущество. Благодаря новому законотворчеству стали появляться акционерные общества, всевозможные товарищества (полное, на вере, товарищество «по участкам»), которые способствовали развитию капитализма в России. Законодательство регулировало эти процессы, устанавливало ответственность за не соблюдение «правил игры». Гражданским правом было установлено, например, что полное товарищество отвечает по обязательствам всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым, а акционерные компании несут ответственность только в пределах «складочного капитала».

Коррупция. В период правленияНиколая I значительно расширяется штат бюрократов, чиновников, разного рода «столоначальников». Если при Павле I численность чиновников не превышала 16 тыс. человек, то к концу царствования его сына, Николая I, это число перевалило за 74 тысячи человек.1 Рост почти в 5 раз. На особо важные посты Николай I, как и большинство его предшественников, назначал людей, лично ему преданных. А на большинство постов среднего управленческого уровня (в губернии) царь назначал военных, считая, что именно военные с их армейской дисциплиной, верностью государю, могут быть еще и неподкупными. Но и бывшие военные, становясь руководителями, занимались казнокрадством и мздоимством.

В годы правления Николая I коррупция, взятки расцвели пышным цветом и приняли невиданные ранее масштабы. Несмотря на то, что по распоряжению императора чиновникам были значительно увеличены должностные оклады, по сведениям, поступавшим главе государства, из 55 российских губернаторов не брали взяток только трое:

· очень богатый землевладелец Н.Е.Писарев;

· бывший декабрист А.Н.Муравьев;

· сын А.Н.Радищева - А.А.Радищев.

Остальные 52 губернатора честностью и неподкупностью не отличались. Заметных успехов в борьбе с коррупцией в этот период достигнуто не было.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных