Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. При формировании правильного произношения у детей с ринолалией и дизартрией наряду с развитием артикуляционной моторики проводится работа по развитию речевого дыхания. 1 страница




Дыхание в процессе речи отличается от обычного (физио­логического) более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объёма, преимуще­ственно ротовым типом дыхания.


 




 


При ринолалии и дизартрии отмечаются особенности не только речевого дыхания, но и физиологического. Физиоло­гическое дыхание таких детей, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа. Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагруз­ке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафраг­мы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Характерным является недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и не­рационально используемый речевой выдох. Произнесение от­дельных слов происходит в разные фазы дыхания — как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с ринолалией и дизартрией прежде всего необходимо развивать объём легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте — формировать грудобрюш­ной (диафрагмально-рёберный) тип дыхания, который явля­ется базой для речевого дыхания. Система последовательной работы по формированию дыхательной функции и речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи представлена в методике Л. И. Беляковой, Н. Н. Гончаровой, Т. Г. Шиш­ковой [1]. Обучение проводится с дошкольниками (индивиду­ально или с группой до 7 человек) и предполагает поэтапную отработку грудобрюшного типа дыхания, развитие фонацион­ного (озвученного) выдоха и собственно речевого дыхания.

Общую последовательность работы по формированию ре­чевого дыхания (на основе сформированного оптимального для речи диафрагмального типа физиологического дыхания) можно представить в следующем виде:

1. Обучение умению выполнять спокойный короткий вдох (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Ко­раблики», «Бабочка летит», «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Снежинки» и др.).

2. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) с речевым сопровождением на материале5:

5 С учётом года обучения и этапа коррекционной работы.


 

• гласных звуков и их сочетаний;

• изолированных глухих щелевых звуков ф, х, с, ш, щ;

• слогов с этими согласными;

• слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сна­чала с ударением на первом слоге, затем с изменением места ударения);

• постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (напри­мер: Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы летят высоко в небе).

В процессе логопедической работы по формированию ре­чевого дыхания важно придерживаться следующих методи­ческих рекомендаций:

• заниматься только в хорошо проветренном помещении, до еды;

• следить за осанкой ребёнка (чтобы он не напрягал пле­чи, шею);

• не переутомлять ребёнка (так как дыхательные упраж­нения быстро утомляют его и могут вызвать головокружение, дыхательные упражнения следует чередовать с другими);

• не делать слишком большой вдох, так как гипервенти­ляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть голово­кружение;

• движения необходимо производить равномерно, под счёт.

В системе работы по формированию речевого дыхания особое значение имеет выработка воздушной струи, которая является одним из необходимых и значимых условий поста­новки звуков наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные нзрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи. Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направлен­ной воздушной струи разного типа:


 




• воздушная струя направлена по центру языка, что ха­рактерно для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в, ф, ф'), заднеязычных (к, к, г, г, х, х'), переднеязыч­ных (т, т', д, д'), свистящих (с, с, з, з', ц), шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков и вибрантов (р, р');

• воздушная струя направлена по боковым краям языка, что характерно для произнесения смычно-проходных (л, л) звуков.

На логопедических занятиях выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык. При­мерами артикуляционных упражнений, выполняемых на вы­дохе, являются: «Индюшата» (на выдохе произносится «Бл-бл-бл»), «Наказать непослушный язык» (на выдохе произно­сится «П-п-п»), «Пулемёт» (на выдохе произносится «Т-т-т»), «Моторчик» (на выдохе произносится «Р-р-р»), «Жук» (на выдохе произносится «Ж-ж-ж»).

Логопедическая работа по формированию воздушной струи проводится по следующим направлениям:

1. Дутьё при сомкнутых губах.
Подготовительными упражнениями для укрепления мышц

щёк являются: «Надуть два шарика» (надувать щёки и удер­живать в них воздух), «Перекатывание шаров» (щёки наду­ваются поочерёдно), «Худенький Петя» (втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте).

2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.

Ребёнку предлагается, не надувая щёк, дуть сквозь сбли­женные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие по-] середине круглое «окошечко». Примерами упражнений на подобное дутьё являются:

• сдувание с поднесённой ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной снежинки и т. п.);

• дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке;

• дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);

• дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.;

• дутьё на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы тот покатился;


 

• задувание свечи;

• надувание воздушных шаров, резиновых игрушек;

• пускание мыльных пузырей;

• дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губ­ной гармошки;

• гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»: детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой;

• сильное дутьё на воду до образования брызг;

• дутьё-катание по желобку лёгких деревянных или цел­лулоидных шариков.

3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
Примерами упражнений на подобное дутьё являются:

• «Пропеллер»: ребёнку предлагают образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными гу­бами; углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направлен­ную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правиль­но и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.

• Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыб­ке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка и подуть на него.

• Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпать» язык губами, произнося на выдохе звуки пя-пя-пя.

4. Дутьё на язык.

Примерами упражнений на подобное дутьё являются:

• Посередине языка вдоль его переднего края «сделать до­рожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить иетерок, сдувая бумажные листочки.

• Широкий язык положить на нижнюю губу. Края язы­ка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.

• «Сдуй снежинки с горки». Инструкция: «Улыбнись. По­кажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижни­ми зубами. Приподними язык горкой. Подуй на язык».


В процессе работы, направленной на выработку сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи могут быть использованы следующие приёмы:

Тактильный контроль. Тыльная сторона ладони одной руки ребёнка удерживается перед собственным ртом. Тыль­ная сторона ладони другой руки ребёнка подносится ко рту учителя-логопеда. Тем самым ребёнок ощущает производи­мую им воздушную струю и имеет возможность сравнить е" с образцом. Тот же приём можно выполнять с закрытым глазами с целью концентрации внимания на тактильны ощущениях.

Упражнение «Наматываем нитку на клубок». Дуя, ре­бёнок изображает руками наматывание нитки на клубок.

Использование графических изображений «волн», «го рок». В процессе дутья ребёнок проводит пальцем ведуще" руки по изображённым дорожкам. Направление движени пальца слева направо.

Использование графического изображения «спирали». В процессе дутья ребёнок ведёт пальцем ведущей руки по изо­бражению спирали. Направление движения пальца по часовой стрелке и в обратном направлении.

Игровые упражнения «Фокусы». Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2—2,5 см прикрепляют на нитку длиной 10—12 см.

О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. По­кажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ».

О Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается (под углом), если сила воздушной струи не ослабевает».

6 Следует учитывать этап логопедической работы. Например, до ура­нопластики нецелесообразно применять упражнения на дутьё, требующие усилий (дуть на карандаш и катать его по столу, надувать резиновые игрушки и т. п.), так как они увеличивают напряжение мускулатуры, уси­ливают гримасы, ускоряют выдох. На этом этапе работы главным является выработка направленной лёгкой воздушной струи (пусть даже слабой).


О Инструкция: «Держи шарик у носа. Улыбнись. Пока­жи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки it верхней губе. Подуй резко на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетает вверх».

О Инструкция: «Положи ватку на кончик носа. Улыб­нись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Сдуй ватку с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Нужно следить, чтобы нижняя челюсть была непод-нижнойг губы не натягивались на зубы, ватка летела строго 1шерх.

Упражнение «Шторм в стакане». Посередине языка
кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается
в стакан с водой.

О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы 1юда в стакане забурлила».

Упражнение «Идёт охотник по болоту». Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Слегка прикуси кончик языка. Подуй». Воздушная струя будет проходить по боковым краям языка. Для контроля направления воздушной струи указательными пальцами легко постукивать по щекам. В результате слышится звук, напоминающий хлюпанье воды под сапогами охотника. Щёки расслаблены.

Упражнение «Чей пароход лучше гудит?». Заготавли­ваются чистые стеклянные пузырьки высотой примерно 7 см диаметром горлышка 1—1,5 см. Учитель-логопед: «Послу­шайте, как гудит пузырёк, если я в него подую. (Гудит.) Загудел, как пароход. А как у тебя загудит пароход?» Дети гудят по очереди, а затем гудят все вместе.

О Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Дотронься кончиком языка до края горлышка пузырька. Подуй. Погуди». Чтобы погудеть в пузырёк, надо слегка вы­сунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка.


В процессе логопедической работы по формированию воз-| душной струи важно придерживаться следующих методичеЛ ских рекомендаций:

• Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.

• Следить за точностью направления воздушной струи.

• Нельзя надувать щёки. ■

• На начальных этапах можно использовать зеркало для I привлечения зрительного контроля.

• Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется! с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражне-1 ние выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

• Упражнения могут выполняться под счёт.

IV. Важнейшим направлением логопедической работы при I ринолалии и дизартрии является развитие слухового воспри­ятия, а именно формирование у детей слухового восприятия неречевых звуков по громкости, высоте, длительности, коли­честву звучаний, пространственной разнесённости; развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха.

При организации и определении содержания логопедиче­ских занятий при формировании слухового восприятия не­речевых звуков следует учитывать следующие методические рекомендации [8]:

1. Так как в результате действия шума, писка, звона, шурша­
ния, гудения у ребёнка наступает «слуховая усталость» (приту­
пление слуховой чувствительности), в помещении, где проводят­
ся занятия, перед занятиями и во время занятий, недопустимы
различные шумовые помехи (шумные ремонтные работы, гром­
кая речь, крики, клетка с птицами, проведение музыкальных
занятий непосредственно перед логопедическими и т. д.).

2. Используемый звуковой материал соотносится с кон­кретным предметом, действием или их изображением и дол­жен быть интересен для ребёнка.

3. Виды работ для развития слухового восприятия (выпол­нение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидак­тические игры и др.), а также наглядные средства обучения


(натуральные звучащие предметы, технические средства — магнитофоны, диктофоны и др. — для воспроизведения раз­личных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей.

4. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестным; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим высокочастотным (шарманка).

5. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.

Е. Л. Черкасова [8, с. 134—135] систематизировала зву­чания по степени контрастности, которые могут быть ис­пользованы при планировании коррекционной работы по формированию слухового восприятия. Выделены три группы лвуков и звучаний, которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шумы», «голоса», «музыкальные стимулы». Внутри каждой группы в подгруппы объединены менее контрастные звуки.

1. Шумы:

1.1. Звучащие игрушки: игрушки, издающие писк; «пла­чущие» куклы; погремушки.

1.2. Бытовые шумы: бытовая техника (пылесос, телефон, стиральная машина, холодильник); звуки часов (тиканье,:шон будильника, бой настенных часов); «деревянные» звуки (стук деревянных ложек, стук в дверь, рубят дерево); «сте­клянные» звуки (стеклянный звон, хрустальный звон, звук бьющегося стекла); «металлические» звуки (стук молотка по металлу, звон монет, забивание гвоздя); «шуршащие» звуки (шуршание смятой бумаги, разрывание газеты, вытирание бумагой стола, подметание пола щёткой); «сыпучие» звуки (пересыпание камешков, песка, различных круп).

1.3. Эмоциональные и физиологические проявления чело­века: смех, плач, чихание, кашель, вздохи, топот, шаги.

1.4. Городские шумы: шумы транспорта, «шумная улица днём», «спокойная улица вечером».

1.5. Шумы, связанные с явлениями природы: звуки во­ды (дождь, ливень, капель, журчание ручья, плеск морских


волн, шторм); звуки ветра (завывание ветра, ветер шелестит j листвой); осенние звуки (сильный ветер, тихий дождь, дождь I стучит в стекло); зимние звуки (зимняя буря, вьюга); весен- I ние звуки (капель, гром, ливень, раскаты грома).

2. Голоса:

2.1. Голоса животных домашних (кошка, котята, собака, | щенок, лошадь, корова, свинья, овца, коза; животные на фер­ме) и диких (лягушка, волк, медведь, лев, слон).

2.2. Голоса птиц домашних (петух, куры, цыплята, утки, утята, гуси, индюк, голуби; птичий двор) и диких (воробьи, сова, дятел, вороны, чайки, соловьи, журавли, цапли, жаво­ронок, ласточка, павлин; птицы в саду; раннее утро в лесу).

2.3. Голоса насекомых (пчела, комар; улей).

3. Музыкальные стимулы:

3.1. Отдельные звучания музыкальных инструментов (ба- | рабан, бубен, свисток, дудка, шарманка, гармошка, колоколь­чик, пианино, металлофон, гитара, скрипка).

3.2. Музыка: музыкальные фрагменты (соло, оркестр), му­зыкальные мелодии различного темпа, ритма, тембра.

Работа по развитию слухового восприятия заключается в последовательном формировании следующих умений:

• определять звучащий предмет (например, с использова­нием игры «Покажи, что звучит»);

• соотносить характер звучания с дифференцированными движениями (например, на звук барабана — поднять руки вверх, на звук дудочки — развести их в стороны);

• запоминать и воспроизводить ряд звучаний (например, дети с закрытыми глазами прослушивают несколько звучаний (от 2 до 5) — звон колокольчика, мяуканье кошки и т. д.; затем они указывают на звучащие предметы или их изображения);

• узнавать и различать неречевые звучания по громкости (например, дети-«зайчики» при громких звуках (барабана) разбегаются, а при тихих звуках спокойно играют);

• узнавать и различать неречевые звучания по длитель­
ности (например, дети показывают одну из двух карточек
с изображённой короткой или длинной полоской), соответ­
ствующей длительности звука (учитель-логопед бубном издаёт
длинные и короткие звучания);


 

• узнавать и различать неречевые звучания по высоте (напри­мер, учитель-логопед воспроизводит на металлофоне, гармонике, пианино) высокие и низкие звуки, а дети, услышав высокие зву­ки, поднимаются на носочки, а на низкие звуки приседают);

• определять количество (1—2, 2—3) звучаний и звуча­щих предметов (с помощью палочек, фишек и т. д.);

• различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребён­ка (например, с использованием игры «Покажи, где звук).

При выполнении заданий на узнавание и различение звуков используется невербальное и вербальное реагирование детей на звучание, причём характер заданий, предлагаемый детям более старшего возраста, значительно усложняется [8, с. 137—139]:

 

 

  Тип упражнений на развитие Виды заданий, основанных на:  
  слухового восприятия неречевых звуков невербальной реакции вербальной реакции  
         
  Соотнесение раз- Выполнение условных движений Называние  
  личных по ха- (поворот головы, хлопки, подпры- предмета (с  
  рактеру акусти- гивание, выкладывание фишки и 3—4 лет)  
  ческих сигналов т. п.) на звучание конкретного    
  с конкретными предмета (с 3—4 лет).    
  предметами Показывание звучащего предмета    
    (с 3—4 лет).    
    Выполнение дифференцирован-    
    ных движений на звучания раз­личных предметов (с 4—5 лет).    
  Выбор звучащего предмета из мно-    
    жества предметов (с 4—5 лет). Раскладывание предметов по поряд­ку следования звучания (с 5—6 лет)    
Соотнесение раз- Указание на изображение звуча- Называние  
  личных по ха- щего предмета (с 3—4 лет). изображе-  
  рактеру акусти- Указание на изображение услы- ния звучаще-  
  ческих сигналов шанного природного явления (с го предмета  
  с изображениями 4—5 лет). (с 3—4 лет).  
         

     
  Окончание таблицы
     
предметов и при- Выбор из нескольких картинок Называние
родных явлений изображения, соответствующего изображе-
на картинках звучащему предмету или явле- ния звуча-
  нию (с 4—5 лет). щего предме-
  Подбор картинок к звучаниям (с та или при-
  4—5 лет), родного яв-
  Раскладывание картинок по по- ления (с
  рядку звучаний (с 5—6 лет). Подбор контурного изображения 4—5 лет)
  к звучанию (с 5—6 лет).  
  Складывание разрезанной кар-  
  тинки, отражающей звучание (с 5—6 лет)  
Соотнесение Воспроизведение звучаний по Имитация
звучаний с дей- демонстрации действий (с 3—4 звучания —
ствиями и сю­жетными кар- лет). Самостоятельное воспроизведе- звукоподра­жание (с
тинками ние звучания по заданию (с 4—5 3—4 лет).
  лет). Называние
  Выбор картинки с изображением действий (с
  ситуации, передающей опреде­лённое звучание (с 4—5 лет). 4—5 лет). Составление
  Подбор картинок к определённым простых не-
  звучаниям (с 4—5 лет). распрост-
  Складывание разрезанной сюжет- ранённых
  ной картинки, отражающей зву­чание (с 6 лет). предложе­ний (с 4—5
  Рисование услышанного (с 6 лет) лет). Составление простых распростра-н ё н н ы х предложе­ний (с 5—6 лет)
     

Важным разделом работы по развитию слухового восприя­тия является формирование чувства ритма и темпа. Как подчёркивает Е. Л. Черкасова, темпо-ритмические упражне­ния способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координации, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Задания, проводимые без музыкального сопровождения и под музыку, направлены на формирование умений:

• различать (воспринимать и воспроизводить) простые и усложнённые ритмы с помощью хлопков, отстукивания, зву­чания музыкальных игрушек и других предметов;

• определять музыкальные темпы (замедленный, умерен­ный, быстрый) и отражать их в движениях.

Учитель-логопед использует показ и словесное объяснение (восприятие слухо-зрительное и только слуховое).

С детьми среднего дошкольного возраста (с 4—4, 5 лет) проводятся упражнения по восприятию и воспроизведению по образцу и по словесной инструкции простых ритмов (до 5 рит­мических сигналов), например: //, ///, ////. Также форми­руется умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры типа // //, / //, // /, /// /. С этой целью исполь­зуются игры типа «А ну-ка, повтори!», «Телефон» и др.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится рабо­та по развитию умений воспринимать и воспроизводить про­стые ритмы (до 6 ритмических сигналов) преимущественно по словесной инструкции, а также различать неакцентированные и акцентированные ритмические рисунки и воспроизводить их по образцу и по словесной инструкции, например: /// ///,

// lilt I ~t - I, II >■■//,-/-/(/ — громкий удар,-------------

тихий звук).

Помимо различения ритмов дети обучаются определять музыкальный темп. С этой целью под медленную или рит­мичную музыку выполняются игровые движения (в задан­ном темпе), например: «красим кисточкой», «солим салат», «ключом открываем дверь». Полезным является выполнение движений головой, плечами, руками под музыкальное со­провождение. Так, под плавную музыку могут выполняться медленные движения головой (вправо — прямо, вправо —


вниз, вперёд — прямо и т. п.), плечами — двумя и поочерё но левым и правым (вверх — вниз, назад — прямо и т. п. руками — двумя и поочерёдно левой и правой (поднимать и опускать). Под ритмичную музыку выполняются движе­ния кистями рук (вращение, поднимание вверх — опускание вниз, сжимание в кулак — разжимание, «игра на пианино» и др.), хлопки ладонями в ладоши, по коленям и плечам, от­стукивание ритма ногами. Выполнение комплекса движен~ под музыку (плавную — ритмичную — затем вновь медле ную) направлено на синхронизацию общих тонких движени и музыкального темпа и ритма.

Работа по формированию речевого слуха предполагает раз­витие фонетического, интонационного и фонематического слу­ха [8, с. 20—21]. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический — смыслоразличительных (по­нимание различной речевой информации). Фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и предполагает формирова­ние умений различать звукокомплексы, слоги по таким акустиче­ским характеристикам, как громкость, высота, длительность.

Для развития восприятия и умения определять различ­ную громкость речевых стимулов могут использоваться такие

упражнения:

• хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», услышав громкие звуки;

• повторить звукокомплексы различным по силе голосом

(игра «Эхо» и др.).

Для формирования умения различать высоту звуков речи

используются:

• движения руки, соответствующие понижению или повы­шению голоса учителя-логопеда;

• отгадывание принадлежности звучания без зрительной

опоры;

• раскладывание предметов и картинок в соответствии с

повышением высоты голоса; 58


 

• голосовые упражнения (пропевание гласных звуков низ­ким и высоким голосом) по показу и по инструкции;

• «озвучивание» предметов и т. д.

Примерами упражнений для формирования умения опре­делять длительность речевых сигналов являются:

• показ длительности и краткости услышанных звуков, звукокомплексов движениями руки;

• показ одной из двух карточек (с изображённой корот­кой или длинной полоской), соответствующей длительности звуков и их сочетаний.

Развитие интонационного слуха заключается в различе­нии и воспроизведении [8]: речевого темпа:

• выполнение быстрых и медленных движений в соответ­ствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом;

• воспроизведение ребёнком слогов и коротких слов в раз­личном темпе, скоординированных с темпом собственных дви­жений или демонстрацией движений с помощью движений;

• воспроизведение в различном темпе доступного для пра­вильного произнесения речевого материала;

тембра речевых звучаний:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных