Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реформы Н.С.Хрущева.




 

Государственное развитие СССР. В связи с окончанием Великой Отечественной войны была осуществлена перестройка органов государственной власти и управления в соответствии с требованиями мирного времени. В сентябре 1945 г. Государственный Комитет Обороны как чрезвычайный орган руководства государством в военное время был упразднен. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы преобразованы в министерства. Соответствующие изменения произошли с Совнаркомами союзных республик.

В феврале 1946 г. прошли выборы в Верховный Совет СССР. На первой сессии Верховного Совета был избран Президиум в составе 15 человек во главе с Н.М.Шверником. Были избраны также судьи Верховного Суда СССР, утвержден Генеральный прокурор. Сталин был назначен Председателем Совета Министров СССР. Одновременно он сохранял за собой пост Генерального секретаря ЦК ВКП(б) и руководителя оборонного ведомства.

В феврале 1947 г. при обеих палатах Верховного Совета СССР создаются комиссии законодательных предположений. Подготовленные ими законопроекты о сельскохозяйственном налоге, о государственных пенсиях, о расширении прав республик в составе СССР были одобрены Верховным Советом и обрели статус законов.

В целом государственный строй не претерпел существенных изменений, КПСС по-прежнему оставалась руководящей силой Советского государства.

В сфере правового регулирования экономикой в послевоенный период делаются попытки сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял Постановление «О заключении хозяйственных договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные – между предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений: количество, ассортимент, качество, цену, порядок и сроки исполнения, формы ответственности сторон. Договор вновь становился одним из важнейших инструментов хозяйственной деятельности.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское 1946 г. Постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих земель в индивидуальное пользование. Для контроля за исполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В апреле 1948 г. принимается Постановление правительства «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве основной формы организации труда в колхозе.

Новые сталинские репрессии. Атмосфера в обществе в начале 50-х годов ХХ в. чем-то напоминала атмосферу в российском государстве начала ХIХ в., когда в Россию вернулись войска из Европы после победы над Наполеоном.

Советские фронтовики, прошагавшие пол-Европы и вернувшиеся в Россию с новыми взглядами на жизнь, вновь оказались в атмосфере тотальной слежки и доносительства. Победа в Великой Отечественной войне породила у поко­ления победителей надежды на изменение обстановки в стра­не. Люди верили, что страшные годы репрессий остались в прошлом. Но уже первые послевоенные месяцы развеяли эти мечты. Власть возвращалась к методам 30-х годов. В сознании людей усиленно насаждался образ врага. За плен, за насильственный угон в Германию советские люди получали длительные сроки заключения – до 25 лет лишения свободы. Многие советские граждане, освобожденные из фашистского плена, по возвращении на родину оказались в сталинских лагерях. Из 5 млн. репатриантов, угнанных в Германию в период оккупации, многие по ложным обвинениям в предательстве как враги народа оказались в системе сталинского ГУЛАГа. Опасаясь оппозиции со стороны военных, Сталин бросил в тюрьмы некоторых боевых генералов. Готовился арест национального героя маршала Г.К. Жукова. Однако в послед­ний момент диктатор ограничился его перемещением на должность командующего второстепенным военным округом. Репрессии коснулись ученых, композиторов, историков, писателей, ин­женеров. 26 мая 1947 г. в СССР была предпринята попытка отмены смертной казни. Высшая мера была заменена 25-летним лишением свободы. Мораторий на смертную казнь просуществовал почти три года. Большего срока тоталитарное государство не могло себе позволить. В 1947 г. были приняты законодательные акты, усиливавшие уголовную ответственность за хищение государственного и общественного имущества «в целях усиления охраны социалистической собственности». В 1948 г. издаются указы об усилении уголовной ответственности за изнасилование, самогоноварение и другие преступления.

На территориях, вновь присоединенных к СССР, насаждались советские порядки, которые вызывали вооруженное сопротивление. Особенно сильным оно было в Западной Украине и Прибал­тике. За поддержку националистов в отдаленные места Сиби­ри было выслано 300 тыс. украинцев, 400 тыс. литовцев, 150 тыс. В 1948-1952 гг. был организован процесс по делу Антифашистского еврейского комитета, в 1952-1953 гг. сфабриковано «дело врачей», сотрудников Кремлевской боль­ницы, которых обвинили в «неправильном лечении» руково­дителей страны.

Удар был нанесен и по отечественной культуре. Поста­новления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946), о журналах «Крокодил» (1948), «Огонек» (1948), «Знамя» (1949) фактически запрещали подвергать критике негативные явления в жизни страны. В результате был за­крыт ряд периодических изданий. Анна Ахматова, Михаил Зощенко были обвинены в безыдейности и аполитичности. За «формализм» и «антинародность» преследованиям подверглись художники, композиторы. Трудные времена переживала наука, особенно генетика. Любимец Сталина, Т.Д. Лысенко, руково­дивший биологической наукой, объявил «крестовый поход» против генетики растений. Во вреди­тельстве были обвинены многие талантливые ученые, выводившие новые сорта пшеницы, других сельскохозяйственных культур. Кибернетика также была объявлена лженаукой, и это на многие годы затормозило исследования в этой области. Стране был нанесен гигантский материальный урон.

Авторитетом для ученых, «гением всех времен и на­родов» считался «великий Сталин». Его мне­ние по любому вопросу было непререкаемым. Именно на 40-е годы приходит­ся апогей его возвеличивания. Празднование 70-летнего юбилея Сталина в декабре 1949 г. превратилось в непрекра­щающееся славословие мудрости и прозорливости вождя. Свои поздравления вождю прислал даже патриарх русской православной церкви.

Сталин занимал посты Генерального секретаря ЦК и Председа­теля Совета Министров и мог провести в Верховном Совете любой закон, даже самый драконовский: никто не смел ему возражать. Демокра­тические процедуры по выборам в ЦК ВКП (б) и Верховный Совет СССР соблюдались формально, так как действовал номенклатурный принцип подбора кадров в партийные и советские органы. Без санкции Сталина никто не мог занять высокий пост ни в правящей Коммунистической партии, ни в государственных органах.

Сталин подменил коллегиальное руководство совещания­ми с доверенными лицами. В конце 40-х — начале 50-х гг. его ближайшими помощниками были Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев. Но абсолютного доверия вождя они не имели: к концу жизни Сталин стал чрезмерно подозрительным.

Жесткая карательно-репрессивная система власти и управления страной, «драконовские» законы в отношении населения и особенно солдат-победителей, существовавшие при Сталине, не отвечали послевоенному развитию советского общества. Недовольство сталинскими методами управления в верхних эшелонах власти заметно возросло после победы в Великой Отечественной войне.

Борьба за власть. После смерти Сталина 5 марта 1953 г. во главе демократического обновления Советского государства и общества оказался Н.С.Хрущев. Находясь в сталинском окружении, Хрущев был причастен к сталинским репрессиям, но открыто против вождя при его жизни не выступал. Во время войны с немецко-фашистскими захватчиками Н.С.Хрущеву как члену Военного совета одного из фронтов было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант». После окончания войны Хрущев руководил Украиной будучи Председателем Совета Министров УССР и в качестве первого секретаря ЦК Компартии Украины. С декабря 1949 по март 1953 г. Никита Сергеевич работал первым секретарем Московского горкома партии и одновременно исполнял обязанности секретаря ЦК партии.

Кроме Н.С.Хрущева на высший государственный пост после смерти вождя претендовали представители так называемой «старой сталинской гвардии». Они считали себя продолжателями дела Сталина. Г.М.Маленков, ставший после смерти вождя Председателем Совета Министров СССР, занимал по советской «Табели о рангах» более высокую ступень, чем Н.С.Хрущев. К.Е.Ворошилов после смерти Сталина занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, возглавляя законодательную ветвь власти. Л.П.Берия, занимая пост силового министра, сохранил свое руководство органами внутренних дел. Кроме того, Берия считал себя личным другом Сталина, то есть был его единомышленником и особо приближенным к «императору». Н.А.Булганин занял пост Министра Обороны и как силовой министр обладал значительным весом в Правительстве. В.М.Молотов – ближайший соратник Сталина, непосредственный участник репрессий. После его смерти остался министром иностранных дел. (Молотов – псевдоним, настоящее имя – Скрябин Вячеслав Михайлович).

Н.С.Хрущев после смерти Сталина не получилникаких высоких государственных должностей и оставался «рядовым» секретарем ЦК партии. Чтобы возглавить государство, он должен был отстранить других сталинских выдвиженцев от руководства страной. Для этого требовалась большая подковерная борьба и многочисленные интриги. Хрущев оказался мастером аппаратных игр. Ему удалось вытеснить наследников Сталина сначала из Президиума ЦК КПСС (Политбюро), а затем из других властных структур. Так, 14 марта 1953 г. Хрущеву удалось провести решение Пленума ЦК о нецелесообразности совмещения функций Председателя Совмина и секретаря ЦК, которые исполнял Маленков. В результате Маленков остался только главой исполнительной власти, а Хрущеву досталась вся партийная власть. (Кстати, именно через аппарат ЦК в апреле 1922 г. Сталин захватил власть сначала в партии, а затем и в государстве. История повторилась).

Арест Берии. Возросшая активность Берии заставила объединиться всех членов высшего руководства Советского государства, включая Маленкова, Булганина, Молотова, которые стали опасаться за свою жизнь. Они хорошо знали методы Берии, поэтому сплотились вокруг Хрущева, чтобы не допустить его прихода к высшей государственной власти. Хрущев организовал самый настоящий заговор, ему удалось убедить маршала Г.К.Жукова в случае необходимости применить военную силу и нейтрализовать попытки подразделений госбезопасности вступиться за своего министра.

Хрущев не сомневался в том, что Л. Берия готовит заговор с целью захвата власти в стране, и поэтому он действовал осторожно, соблюдая конспирацию. Булганина он склонил на свою сторону еще в марте, сразу после смерти Сталина. Нетрудно было заручиться и поддержкой Жукова. Но невозможно было осуществить смещение и арест Берии без поддержки Маленкова. Хрущев, однако, рискнул переговорить с ним без свидетелей и склонить его на свою сторону. Маленков, который стоял тогда во главе правительства СССР, уже имел возможность убедиться, что Берия мало считается с его мнением, стремясь восстановить прежнее положение органов МВД, стоявших еще недавно над партийным и правительственным аппаратом. Лишь перед самым заседанием Маленков обсудил вопрос об аресте Берии с Ворошиловым и заручившись еще раз поддержкой Хрущева.26 июня 1953 г. на заседании Президиума ЦК КПСС Хрущев заявил, что Берия не коммунист, а карьерист, которому не место в партии. Хрущева поддержали в своих выступлениях Молотов, Булганин и другие. Когда дело дошло до конкретных решений, Хрущев предложил немедленно освободить Берию от всех занимаемых им постов. Члены Президиума еще не успели проголосовать, как в зал заседаний вошли десять военных во главе с маршалом Жуковым, которые ранее находились в смежной комнате. Берию поместили в комнату близ кабинета Маленкова. Опасались, что охрана Кремля или работники МВД предпримут попытку освободить своего «шефа». По приказу Г.К.Жукова в Москву на всякий случай вошли танковая Кантемировская и мотострелковая Таманская дивизии. В машине одного из маршалов Берия был вывезен из Кремля. Тюрьмой для него стало одно из бомбоубежищ при штабе командующего войсками Московского округа ПВО генерала К. Москаленко. Комната, куда был помещен Берия, охранялась днем и ночью не только снаружи, но и изнутри. 17 декабря 1953 года Прокуратура СССР объявила об окончании следствия по делу Л. Берии и группы его соучастников. Сообщалось также, что дело Берии рассмотрит Специальное Судебное присутствие Верховного суда СССР на основе закона от 1 декабря 1934 года. Этот закон был принят в день убийства С. М. Кирова и предусматривал упрощенное и ускоренное судопроизводство, проводимое без участия сторон. Приговор приводился в исполнение немедленно.Поэтому суд над Берией был недолгий, и вскоре он был расстрелян как английский шпион и враг народа. Хрущев назначил Г.К.Жукова Министром Обороны СССР вместо К.Е.Ворошилова.

Хрущевская «оттепель». В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.Началась «хрущевская оттепель», его государственно-правовые реформы. С приходом к власти Н.С. Хрущева начался медленный, но неизбежный развал советской тоталитарной системы. При Хрущеве командно-бюрократические методы руководства страной и экономикой не утратились, но видоизменились.

Были упразднены сталинские репрессивные органы – Особое совещание и внесудебные «тройки». Деятельность органов безопасности была поставлена под партийный контроль, началось их кадровое укрепление. От руководящих постов были отстранены последователи и бывшие соратники Сталина. Это были первые шаги по борьбе с культом личности.

По распоряжению Хрущева был прекращен выпуск книг и брошюр Сталина. Пресса получила указание больше не возвеличивать имя вождя, а в кабинетах со стен сняли его портреты.

Развенчание культа личности Сталина. Культ Сталина был развенчан Н.С.Хрущевым на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 г. Откровения Н.С.Хрущева на ночном заседании съезда, как вспоминали очевидцы, шокировалимногих партийно-советских работников и рядовых членов партии. Потрясенные делегаты и немногие гости молча слушали этот доклад, лишь изредка прерывая Хрущева возгласами изумления и возмущения. Хрущев говорил о массовых незаконных репрессиях, санкционированных Сталиным, о конфликте между Лениным и Сталиным в последние месяцы жизни вождя Октябрьской революции и о его предложении сместить Сталина с поста Генсека. Хрущев говорил о многих сомнительных обстоятельствах убийства Кирова и недвусмысленно намекал на возможную причастность Сталина к этому убийству. Хрущев пролил свет на грубые просчеты Сталина в предвоенный период, подчеркнув его растерянность в первые дни войны и фактическое дезертирство со своих постов в самое трудное время. На Сталина докладчик возлагал ответственность за поражения Красной Армии в 1941-1942 гг. и оккупацию громадных территорий Советского Союза, а также за глубокий кризис советского сельского хозяйства, за грубые ошибки в советской внешней политике и проч. «Сталин ввел понятие «враг народа», - отмечалось в докладе Н.С.Хрущева ХХ съезду партии. – Этот термин… давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был просто оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности… Основным и, по сути дела, единственным доказательством вины делалось, вопреки всем нормам современной юридической науки, «признание» самого обвиняемого, причем это «признание», как показала затем проверка, получалось путем физических мер воздействия на обвиняемого».1 В секретном докладе Хрущев разоблачил также деятельность Ежова, Берии, Маленкова, Кагановича, Молотова. Устранение последствий сталинизма. После ХХ съезда упразднялось само понятие «враг народа»,дававшее основание для сталинских репрессий. По предложению Хрущева было создано более 90 специальных комиссий, которые имели право рассматривать дела заключенных непосредственно на местах. Комиссии временно наделялись правами Президиума Верховного Совета СССР и могли производить реабилитацию, помилование, снижение сроков заключения. В результате деятельности этих комиссий из тюрем и лагерей были выпущены десятки тысяч советских людей, которые были при Сталине незаконно осуждены. В основном это были политзаключенные. Получили свободу даже оставшиеся в живых меньшевики, анархисты, эсеры, которые находились в тюрьмах, лагерях и ссылке по 25-30 лет.

В феврале 1957 г. были реабилитированы народности, депортированные со своих мест в годы Великой Отечественной войны: чеченцы, ингуши, балкарцы, калмыки, карачаевцы. Была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, образованы Кабардино-Балкарская АССР, Карачаево-Черкесская автономная область, Калмыцкая автономная область. Остались нерешенными вопросы с расселением немцев Поволжья и крымских татар. По распоряжению Н.С.Хрущева от 19 февраля 1954 г. из состава РСФСР была выведена Крымская область и передана в состав Украины.

Н.С.Хрущев в докладе на XX съезде КПСС не только развенчал культ личности Сталина, но и провозгласил необходимость демократизации государственной жизни, преодоления чрезмерного централизма, сложившегося в годы упрочения административно-командной системы.

В январе 1957 г. по инициативе реформатора ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами». В результате принятых мер по реализации партийного постановления деятельность Советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий, созданных при местных органах власти.

5 июня 1957 года Н.С.Хрущев и Н.А.Булганин отбыли в Финляндию с официальным визитом. Это отсутствие Хрущева в столице использовали Молотов, Маленков и Каганович для подготовки заседания Президиума ЦК с вопросом о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Главное обвинение, которое ставилось реформатору в вину, состояло в том, что он подорвал авторитет КПСС в международном коммунистическом движении. Речь, по сути, шла о пересмотре решений ХХ съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина. Президиум ЦК КПСС вынес решение о смещении Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Но тот, поддержанный своими сторонниками, отказался подчиниться решению Президиума. Он потребовал созыва Пленума, но Президиум ЦК отверг это требование. Бывшие соратники Сталина и противники Хрущева не учли одного: Никиту Сергеевича поддерживали и армия, и КГБ. Он продолжал оставаться главой Секретариата ЦК КПСС, и в руках Хрущева сохранялась реальная власть в стране и партии. Стало очевидным, что сговор против Хрущева потерпел провал, и Президиум был вынужден согласиться на созыв пленума. Подавляющее большинство участников открывшегося Пленума безоговорочно поддержали реформатора. В сложившихся условиях оппозиция решила выступить с покаянными речами, после которых большая часть оппозиции была снята со своих высоких постов, уволена на пенсию или переведена с понижением.

Начиная со второй половины 50-х годов, стали осуществляться мероприятия, которые внешне носили демократический характер, а по сути являлись показными, декоративными, не оказывавшими реального воздействия на практику (например, всенародные обсуждения законопроектов, имевшие только рекомендательный характер).

Некоторые административные реформы, проведенные в рассматриваемый период, находились на грани отсутствия здравого смысла. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 г. краевых, областных, районных Советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские.

Преобразования Н.С.Хрущева. Отраслевой принцип управления промышленностью в 1957 г. был заменен территориальным принципом управления. Для этого на периферии были образованы совнархозы – Советы народного хозяйства. Они подчинялись непосредственно Совминам союзных республик. Совнархозы получили право руководить местной промышленностью. Однако их местнические интересы мешали производственным связям «по горизонтали», то есть с соседними регионами.

Курс на демократизацию государственной жизни затронул и союзные республики, которые получили больше прав в области планирования, капитального строительства, бюджетной политики, оплаты труда. Они могли теперь осуществлять также судебное законодательство и непосредственное руководство органами внутренних дел, расположенными на их территории. К их ведению было отнесено принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов. За Союзом ССР осталось право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия. Одновременно были расширены права союзных республик в области решения вопросов областного, краевого административно-территориального деления. Все это – признак децентрализации управления. Здесь сказался, видимо, опыт Н.С.Хрущева по руководству союзной республикой – УССР.

Во второй половине 50-х годов по инициативе Н.С.Хрущева произошло значительное расширение прав союзных и автономных республик в руководстве экономикой. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров союзной республики создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками. В их ведение из центра было передано свыше 11.000 промышленных, строительных и транспортных организаций. В руководстве предприятиями местные партийные и советские органы опирались на территориальные органы управления экономикой – Совнархозы. Однако эта мера не привела к радикальным изменениям в развитии промышленности и строительства. Обнаружились новые недостатки – местничество. Видимо, по этой причине централизованная система управления была восстановлена самим же Н.С.Хрущевым к марту 1963 г.

Реорганизации подверглись и правоохранительные органы. В марте 1954 г. был выделен из МВД СССР и образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Был восстановлен принцип двойного подчинения в организационном построении органов внутренних дел: по вертикали вплоть до союзного МВД и по горизонтали – местным органам власти.

Широкое распространение получили добровольные народные дружины (ДНД) по охране общественного порядка. Они создавались из местного населения и в свободное от работы время совместно с подразделениями милиции участвовали в поддержании порядка на улицах городов и поселков городского типа.

Постепенно восстанавливались принципы организации и деятельности органов прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности Сталина. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре, в котором высший надзор за точным исполнением Законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР.

В конце 50-х и в 60-е годы произошел пересмотр почти всего законодательства Союза ССР. Были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы уголовного судопроизводства, Основы законодательства о судопроизводстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. Одновременно были переработаны Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского законодательства, Основы гражданского судопроизводства, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Вслед за этим в союзных республиках были приняты кодексы по этим отраслям законодательства. В РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960 г., а в 1961-1964 гг. - гражданские и гражданско-процессуальные кодексы.

В сельском хозяйствепо указанию Н.С.Хрущева произошло списание долгов за прошлые годы. Одновременно колхозам и совхозам была передана техника из МТС на условиях ее последующего выкупа. Это значительно укрепило их материально-техническую базу. В августе 1953 г. принимается Закон о сельскохозяйственном налоге; были значительно уменьшены налоги, которыми были обложены не только колхозы и совхозы, но и личные подсобные хозяйства. В тот период государство повысило закупочные цены на зерно, молоко, мясо и другие сельскохозяйственные продукты.

В феврале 1954 г. Н.С.Хрущев выступил инициатором освоения целинных и залежных земель. Для руководства освоением целины в Казахстан направляется Л.И.Брежнев. Пахотный клин страны вскоре был увеличен на 60 млн. га.

В марте 1955 г. новым постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в колхозах. По новым правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок, а более детальное планирование своего производства стали осуществлять сами колхозы.

В марте 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели. Сами колхозы могли теперь определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава (неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе.Однако одновременно, в марте 1956 г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и СМ СССР, запрещавшее увеличивать приусадебные участки селян за счет общественных земель. Оно рекомендовало местным органам власти урезать уже имевшиеся земельные участки до 15-25 сотокна семью. Рекомендовалось также ограничить количество домашнего скота на сельском частном (вернее, личном) подворье. Это якобы отвлекает селян от основной работы в колхозе или совхозе.

3 мая 1956 г. принимается решение о преобразовании колхозов, то есть коллективных хозяйств в совхозы, в сельскохозяйственные государственные предприятия. Совхозы и колхозы, уцелевшие после преобразования, длительное время существовали независимо друг от друга, являясь самостоятельными сельскохозяйственными единицами.

С 1958 г. были отменены обязательные поставки сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы оплаты труда в коллективных хозяйствах: вводились ежемесячное авансирование и денежная форма оплаты труда колхозников. Все эти реформы, без сомнения, улучшили жизнь тружеников села.

Перечисляя положительные сдвиги в сельскохозяйственной сфере, нельзя не отметить и целый ряд недостатков при ее реформировании. Так, 20 августа 1958 г. было издано одно из самых нелепых и вредных постановлений Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках». Казалось бы, постановление правящей партии касается разведения скота только в городах и поселках городского типа. Каждый разумный человек подумает, а зачем, собственно, держать в городе скотину? Для этого есть колхозы, совхозы, личные подворья в сельской местности, наконец. Но надо знать советского бюрократа, его постоянное желание выслужиться, отрапортовать, блеснуть цифрами по выполнению указаний партии и правительства. В результате активных действий «головотяпов» по данному постановлению в СССР произошло резкое сокращение поголовья скота. Как следствие этой печальной статистики, миллионы семей, прежде сами обеспечивавших себя молоком и мясом, были вынуждены перейти на снабжение из государственных магазинов. Разумеется, это сильно ударило по карману советских граждан, уменьшило их семейные бюджеты.

Или другой пример волюнтаристского подхода к государственному управлению. Н.С.Хрущев пытался лично внедрить в отсталое сельское хозяйство Советского Союза, пострадавшее от Великой Отечественной войны, новые агротехнические приемы, удобрения, теплолюбивые культуры, не считаясь ни с мнением специалистов, ни с климатическими условиями. По указанию реформатора-«агронома» кукурузу сеяли не только на Кубани и Ставрополье, то есть в южных регионах, где она давала стабильно высокие урожаи и считалась «королевой полей», но и в Тульской, Вологодской, Архангельской и других северных областях, где эта культура просто не успевала вызревать, принося сельским труженикам одни убытки.

Когда реформатору пытались объяснить всю нелепость замены кукурузой зерновых культур, Хрущев упорствовал. «Кукуруза, товарищи, - пояснял он, - это танк в руках бойцов, я имею в виду колхозников; это танк, который дает возможность преодолевать барьеры, преодолевать преграды на пути к созданию изобилия продуктов для нашего народа».1 Из этих слов реформатора видно, что он хотел, как лучше, а в результате получилось, «как всегда». Из-за кукурузы, посеянной вместо пшеницы и ржи, советские граждане в начале 60-х были вынуждены есть непривычный для них кукурузный хлеб.

Нельзя не сказать и о грандиозных планах Н.С.Хрущева «догнать и перегнать Америку». На первый взгляд, задача, поставленная реформатором, должна только приветствоваться, так как предполагала значительное увеличение производства мяса, молока, масла, хлеба и других продуктов питания. Однако на деле это привело к зачислению в государственную отчетность сотни тысяч тонн невыращенного хлеба, неоднократной сдаче различным государственным органам одного и того же скота. Подобные случаи явного очковтирательства зафиксированы в Омской, Воронежской, Свердловской, Новгородской, Тюменской, Рязанской областях, Ставропольском, Краснодарском, Хабаровском краях, Татарии и других регионах страны.

На наш взгляд, сельскохозяйственным реформам Н.С.Хрущева не хватило последовательности, научной взвешенности, контроля за исполнением принимаемых решений, достаточного финансирования. Поэтому они не были доведены до конца. С 1962 г. началась массовая закупка зерна за границей, в основном в США и Канаде. На эти цели было израсходовано 372200 килограммов золота.1

Важнейшей заслугой руководителя государства явилось всестороннее развитие и укрепление Вооруженных Сил СССР. В этот период благодаря усилиям советских ученых, конструкторов, рабочих и специалистов создаются межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными и водородными зарядами, атомные подводные лодки и другое современное вооружение и боевая техника.

Появление оружия стратегического сдерживания позволило не только укрепить обороноспособность государства, но и более чем на 2 млн. человек сократить численность армии и флота. Это сокращение снизило неоправданные государственные расходы, высвободило дополнительные кадры для различных отраслей экономики, в том числе развивающихся радиоэлектроники, нефтехимии, авиастроения, приборостроения и др.

Реформы Н.С.Хрущева в социальной сфере.

1. В апреле 1956 г. издается указ Президиума Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной ответственностью. 2. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

3. Созданный при Правительстве СССР Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществил в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.

4. С 1956 г. сокращается на 2 часа продолжительность рабочего дня в субботние и предпраздничные дни; для работающих подростков был установлен 6-часовой рабочий день; увеличивается продолжительность отпусков по беременности и родам.

5. В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На профкомы возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия профсоюзов.

6. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший единые критерии для назначения пенсий. Пенсионный возраст для мужчин был определен в 60 лет, для женщин – в 55 лет. Важное значение для назначения трудовой пенсии стал играть общий трудовой стаж гражданина. Для мужчин он был установлен в 25 лет, для женщин – в 20 лет. При назначении пенсий по инвалидности, вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и стаж работы не учитывались. Закон установил минимум и максимум пенсионных выплат. Для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки повышались в 2 раза и более.

7. Была отменена плата за обучение в школах и вузах.

8. Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовали индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона, панельных домов с малогабаритными квартирами. Одновременно были разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов наподобие известного в Москве микрорайона «Черемушки», где жилые дома сочетались с учреждениями и заведениями культурно-бытового назначения: школами, больницами, детскими садами, магазинами, парикмахерскими и т.п. Жилищная программа, разработанная и осуществленная в Советском Союзе при активном участии Н.С.Хрущева, позволила всего за несколько лет, уже во второй половине 50-х годов, переселить почти четверть населения страны в новые благоустроенные квартиры.1 Причем ордера на вселение в панельные «хрущевки» выдавались нуждающимся гражданам СССР бесплатно. И это спустя всего одно десятилетие после окончания разрушительной Великой Отечественной войны, уничтожившей почти треть всего экономического потенциала огромной страны, когда почти 2.000 городов и 70.000 сел и деревень лежало в руинах.

В эпоху реформ Хрущева получили бурное развитие наукоемкие отрасли промышленности: электроника, авиастроение, космонавтика и другие. При Хрущеве был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первый в мире полет человека в космос. Причем полет Ю.А.Гагарина в космос 12 апреля 1961 стал триумфом не только советской науки и техники, но на какое-то время и всей страны Советов, возглавляемой Н.С.Хрущевым, автором многих реформ того периода.

Таким образом, осуществление Хрущевым государственно-правовых реформ, прогрессивные начинания в промышленности, сельском хозяйстве, освоение целинных и залежных земель, новая успешная социальная политика, ликвидация им репрессивного режима Сталина, развенчание культа личности вождя всех народов, - все это является проявлениями нового подхода к государственному управлению. Хрущевский период управления страной стал крупным шагом в развитии нашего государства.

Определенные успехи в государственно-правовых реформах, экономике, социальной сфере, обещания Н.С.Хрущева, сделанные на ХХП съезде партии о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», породили слишком много иллюзий в обществе о возможностях социалистической системы хозяйствования. Прожектам реформатора не суждено было сбыться: построение за два десятка лет материально-технической базы коммунизма, которая позволила бы осуществить принцип – от каждого по способности, каждому по потребности, было явной утопией очередного кремлевского мечтателя.

Волюнтаризм Н.С.Хрущева, постепенный его отход от принципов коллективного руководства, концентрация партийной и государственной власти в одних руках и другие ошибки привели к тому, что ближайшее окружение оказалось недовольным его правлением и приняло меры по устранению лидера от власти.

По инициативе Л.И.Брежнева и его сторонников 13 октября 1964 г. был созвано внеочередное заседание Президиума ЦК якобы для обсуждения вопросов по сельскому хозяйству. Н.С.Хрущев в это время был на юге, в отпуске, но встречался с министром сельского хозяйства Франции. Поэтому он не сразу принял настойчивое предложение Брежнева срочно прибыть в Москву.Для Хрущева и его спутника А.И.Микояна, прилетевших в Москву, уже на аэродроме, где их встречал только сотрудник КГБ, стало ясно, что на пленуме ЦК речь будет идти отнюдь не о сельском хозяйстве.На заседание Президиума ЦК КПСС собрались 22 человека, присутствовали министры СССР, несколько секретарей обкомов. Обсуждение было бурным, резким, откровенным. Хрущев решительно отвергал почти все обвинения в свой адрес и сам выдвигал несколько обвинений в адрес присутствующих членов Президиума ЦК. В защиту Хрущева выступал один А.И.Микоян, который заявил, что деятельность Хрущева - большой политический капитал партии, который она не в праве так легко растрачивать. Но Микояна не поддержал никто из присутствующих. Было очевидно, что пленум ЦК КПСС на этот раз окажется не на стороне первого секретаря. Однако убедить Хрущева добровольно уйти в отставку не удалось, и заседание, начавшееся днем 13 октября, пришлось прервать поздно ночью для отдыха. Все разошлись по домам, условившись собраться утром 14 октября. Однако ночью Хрущев решил: «Если они не хотят меня, то пусть так и будет», и на следующий день заседание Президиума ЦК продолжалось не более полутора часов. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев, а председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгин.14 октября в Кремле открылся очередной пленум ЦК КПСС, члены которого уже заранее прибыли в Москву со всех концов страны. Заседание открыл Л.И. Брежнев, председательствовал А. Микоян. Присутствовал на заседании пленума и Н.С.Хрущев, который не проронил ни слова. М.С. Суслов зачитал на пленуме доклад, в котором не было объективного анализа деятельности Хрущева за 11 лет, но были замечания в основном личного характера, связанного с его волюнтаризмом в последнее время. Пленум ЦК КПСС освободил Н.С.Хрущева от всех занимаемых постов. Первым секретарем ЦК КПСС был утвержден Л.И.Брежнев. Этот пленум ЦК напоминает чем-то дворцовый переворот XVIII века: заговор – смещение – назначение нового монарха. 13.3. Социально-экономическое развитие страны в «эпоху Брежнева»

 

Леонид Ильич Брежнев, пришедший к власти в результате партийного «дворцового переворота», был типичным представителем номенклатурной коммунистической элиты 50-60-х годов ХХ века. В годы Великой Отечественной войны был полковником, начальником политотдела дивизии, воевавшей на Малой земле под Новороссийском. После войны возглавлял Запорожский, затем Днепропетровский обкомы Компартии Украины. В период освоения целины руководил Казахстаном, в 1950-1952 гг. – Молдавией. В заговоре против Н.С.Хрущева Л.И.Брежнев участвовал в должности секретаря ЦК КПСС.

В целом

После устранения Н.С.Хрущева от власти, Л.И.Брежнев, тогда еще полный сил и энергии, проводит целый комплекс государственно-правовых, экономических и социальных реформ, которые значительно изменили облик нашей страны. Фундамент экономики, заложенный в эпоху Брежнева, позволил пережить неудачи перестройки М.С.Горбачева и почти полтора десятка лет системного кризиса, связанного с шоковой терапией Б.Н.Ельцина.

Госуправление в эпоху Брежнева. Л.И.Брежнев в начале руководства страной не имел четкой программы управления Советским государством, проведения необходимых государственно-правовых реформ. Не имел он и своей команды профессионалов- единомышленников для осуществления задуманных изменений. Но он, как опытный аппаратчик, укрепил позиции партийной номенклатуры, расширил ее полномочия в управлении страной и регионами. Несколько позже появилась и команда для проведения реформ. Разумеется, ее основу составляла партийная элита, члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС, аппарат Центрального Комитета партии.

В брежневский период насчитывалось около 100 различных министерств и ведомств, рекордное число за все годы советской власти. Их функции во многом дублировались партийными органами. Только аппарат ЦК КПСС насчитывал более 4000 человек, которые работали в двух десятках всевозможных отделов, которые в свою очередь подразделялись на сотню секторов.1 Структура аппарата ЦК, по сути, детально отражала систему союзных министерств и ведомств, управлявших промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством. Так, в отдел химической промышленности ЦК КПСС входили сектора промышленности органического синтеза, промышленности синтетического каучука, шин и резинотехнических изделий, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Чем не союзное министерство химической промышленности?

В отделе административных органов ЦК были секторы Сухопутных и Ракетных войск, ВВС, ВМФ, ПВО, гражданской обороны. Получалось, как в известном задании: найдите 10 отличий от Министерства Обороны СССР. Разумеется, найти такое количество различий между партийным аппаратом и «профильным» министерством было крайне сложно. Но главное отличие все-таки было. Оно заключалось в главенстве партийного аппарата, его вездесущности. Ни одно, сколько-нибудь важное решение министерство, ведомство, другой орган государственного управления не могли принять без санкции (резолюции, одобрения) соответствующего сектора или отдела ЦК КПСС, а в некоторых случаях – Секретариата или Политбюро.2 Через отделы Секретариата ЦК КПСС осуществлялось так называемое политическое, за­частую прямое руководство отраслями народного хозяйства.

Ана­логичное положение сложилось и на местах, где местные ЦК, крайкомы и обкомы монополизировали принятие всех полити­ческих решений и контролировали деятельность советских и комсомольских организаций, местных судов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Одним из действенных способов партийного руководства всем и вся являлась работа по подбору и расстановке кадров по принципу пресловутой партийной номенклатуры.

Партийная номенклатура похожа на колоду карт, в которой вместо картинок – фотографии из личных дел партийных функционеров. И эту колоду карт Брежнев, партийные комитеты могли тасовать по своему усмотрению: не справился со здравоохранением в областном масштабе? – переводим тебя на руководство банно-прачечным комбинатом в город N; поднял показатели по сельскому хозяйству в районе – заберем в область секретарем обкома партии по сельскому хозяйству.

Огромный бюрократический аппарат, общая численность которого в стране в тот период достигала 18 млн. человек, похоронил в своих недрах не одну прогрессивную идею. Вместо реальных дел бюрократы выдвигали никому не нужные лозунги типа «Экономика должна быть экономной».

Правление Брежнева явилось периодом утверждения кон­сервативного политического режима, в деятельности партийно-государственного аппарата господствовал принцип бюрократического централизма. На XXIII съезде КПСС были отменены ограничения на занятие руководящих должностей в партийной иерархии, восстановлено название «ге­неральный секретарь ЦК КПСС». Позднее Брежнев совместил эту должность с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Председателя Совета Обороны.

Первоначально Брежнев про­являл себя как энергичный и достаточно компетентный руково­дитель, хотя и тяготевший к консерватизму, но осуществляв­ший грамотное руководство в интересах страны. Однако в конце правления он потерял возможность критическо­го мышления и даже попытался при поддержке своего окруже­ния организовать подобие нового коммунистического культа своей личности.

Целям создания культа личности Л.И.Брежнева служили его многочисленные портреты в кабинетах руководителей и многочисленных чиновников рангом меньше, неоправданно частые выступления главы государства по радио и телевидению, его многочисленные награждения. По числу полученных правительственных наград Брежнев был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. «На его парадном мундире Маршала Советского Союза, - отмечалось в ее статье «Наибольшее количество наград», - с трудом могли уместиться четыре медали «Золотая Звезда» (знак отличия Героя Советского Союза – прим. авт.) и одна «Серп и Молот» (знак отличия Героя Социалистического Труда – прим. авт.), высший военный орден «Победа» (украшенный бриллиантами – прим. авт.), 8 орденов Ленина, 2 ордена Октябрьской Революции, 2 ордена Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого 2-й степени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Красной Звезды, 18 медалей СССР, две маршальские звезды (генерала армии и Маршала Советского Союза) с бриллиантами, 42 ордена и 29 медалей иностранных государств (среди них три Золотые звезды Героя НРБ, три Золотые звезды Героя ЧССР, орден «Золотая Звезда» СРВ)». Кроме того, руководитель партии и государства был награжден Почетным оружием с золотым изображением Государственного герба СССР. В ноябре 1986 г. все награды были сданы родственниками Брежнева на хранение в Орденскую кладовую Президиума Верховного Совета СССР. 1

Начиная с середины 70-х гг. реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. В рамках этого органа образовалась узкая группа партийных «олигархов» в составе Ю.В. Андропова, А.Н. Громыко, Д.Ф. Устинова, М.И. Суслова, К.У. Черненко, которая вместе с Брежневым фактически реша­ла все принципиальнейшие вопросы. Так, узкий круг членов Политбюро на даче у Брежнева 12 декабря 1979 г. принял решение о вводе советских войск в Афганистан.2 Как выяснилось позже, это было серьезной политической ошибкой. Ее итогом стали не только бесцельная потеря сотен и тысяч солдат и офицеров, но и снижение международного авторитета Советского Союза.

Л.И.Брежнев провел некоторые контрреформы государственного управления. Вместо хрущевских совнархозов Брежнев возвратил отраслевые министерства. Вместе с ними был осуществлен возврат к отраслевому принципу планирования и управления промышленностью. Однако была сохранена некоторая самостоятельность союзных республик.

Планирование развития народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей осуществлял Госплан СССР через союзные и союзно-республиканские министерства. Как представляется некоторым специалистам, именно плановая экономика во главе с Госпланом сдерживала научно-технический прогресс в Советском Союзе. В начале 70-х гг. Запад всту­пил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение робо­тов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуа­лизацию процесса труда, превращение его в свободную творче­скую деятельность.

Партийные лидеры, понимая важность развития науки и техники, призывали советских людей «соединить достижения научно-технического прогресса с преиму­ществами социализма». Однако именно эти «преимущества» как раз и тормозили развитие науки и техники, внедрение их дости­жений в производство. Не была решена проблема стимулов развития науки и техники. Экономические стимулы подменялись социалистическим соревнованием в научно-исследовательских институтах и научно-производственных объединениях. Время от времени появлялись, правда, сообщения о новых крупных открытиях и разработках, но если они не имели военного значения, то чаще всего так и не внедрялись в массовое производство то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у раз­работчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

До середины 70-х гг. в руководстве страны существовало противоборство главы государства Л.И.Брежнева Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина по вопросам реформирования экономики. К сожалению, это противостояние закончилось поражением Косыгина, и Брежнев предпринимает политические акции, которые закрепляют отказ Советского государства от рыночных реформ.

Одновременно в стране насаждаются отношения личной преданности, семейственности в подборе и расстановке кадров. Например, сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС. Те люди, которые раньше работали с Брежневым на Украине, в Молдавии или Казахстане и были ему бесконечно преданы, оказались на высоких руководящих должностях.

Замкнутость властной элиты, ее практическая несменяемость и неподконтрольность, «непотопляемость» партийной номенклатуры и высших чиновников, какие бы промахи они не допускали в руководстве, в том числе отказ от насущных реформ, - все это вызывало недовольство в обществе, социальную апатию граждан.

Росла социальная дифференциация, основанная не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефи­циту. Она усугублялась увеличением незаслужен­ных и незаконных привилегий для некоторых категорий граждан, в основном партийных работников и другой номенклатуры.

Основная заслуга в развитии экономики в 60-80-х годах принадлежит Председателю Совета Министров СССР, автору реформ в промышленности и сельском хозяйстве Алексею Николаевичу Косыгину. Л.И.Брежнев в середине 60-х годов был горячим сторонником экономических преобразований и поддерживал руководителя правительства в его начинаниях, как в области реформирования промышленности, так и в аграрной реформе.

Аграрная реформа. Аграрная реформа была провозглашена на мартовском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС. Она включала меры по решению социальных проблем села, использование экономических стимулов в сельском хозяйстве, увеличение финансирования производства сельскохозяйственной продукции. В ходе реализации аграрной реформы были произведены следующие изменения.

1. Крестьяне получили дополнительную землю в личное пользование для развития приусадебного хозяйства, а «лишнюю» землю уже не отрез а ли.

2. Крестьяне получили право на пенсию.

3. В колхозах гарантировалась минимальная зарплата деньгами, а остальную часть составляла натуроплата (зерном, овощами и т.п.).

4. Снова увеличивалась закупочная цена на сельхозпродукты при снижении норм обязательных поставок в «закрома Родины». За их сверхплановую продажу вводилась дополнительная надбавка к цене в размере 50 процентов.

5. Твердый план государственных закупок зерна и других сельхозпродуктов устанавливался сроком на 6 лет. Это повышало стабильность и заинтересованность крестьян в результатах своего труда.

6. Кукурузной эпопее был положен конец: насильственно не заставляли теперь сеять «царицу полей» и подсолнечник на землях, близких к Северному полюсу.

Все это привело к повышению производительности труда в сельском хозяйстве. Уже к концу восьмой пятилетки совокупная рентабельность совхозного производства составила 22%, а колхозного еще выше – 34%. Благодаря сельскохозяйственной реформе снабжение страны продукцией сельского хозяйства значительно улучшилось.

Курс на увеличение сельскохозяйственного производства был продолжен и при утверждении девятого и десятого пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. Всего за три пятилетки с 1966 по 1980 г. на развитие сельского хозяйства страны было направлено почти 400 млрд. рублей.1 Если принять во внимание тот факт, что рубль в то время по обменному курсу был больше доллара США, станет ясно, какие гигантские суммы выделялись при Л.И.Брежневе на реализацию аграрных реформ. Однако эти средства использовались крайне неэффективно. Они вкладывались в строительство гигантских дорогостоящих комплексов, непродуманную мелиорацию и химизацию полей, не приносящих реальной отдачи.

Реформы в промышленности. В ноябре 1965 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором был заслушан доклад А.Н.Косыгина с обоснованием экономической реформы в промышленности. Руководитель правительства предложил ввести рыночные категории и понятия в хозяйственную деятельность предприятий: прибыль, рентабельность, хозрасчет, себестоимость продукции и т.п. Реформа значительно сокращала перечень плановых показателей, введенных ранее государством. Одним из главных показателей работы промышленных предприятий устанавливался объем реализованной, а не всей произведенной продукции. Это был шаг вперед к современному понятию «конъюнктуры рынка», то есть производить то, что требуется потребителю.

Для экономического стимулирования труда и выпуска товаров было принято решение оставлять в распоряжении предприятий часть прибыли. За счет отчислений от прибыли на заводах и фабриках происходило формирование специальных фондов: 1)материального поощрения, 2) развития производства (самофинансирование) и 3) социально-культурного и бытового развития (деньги направлялись на строительство жилья, санаториев, домов культуры и т.д.). Это был существенный шаг к самостоятельности предприятий, стимулированию производительности труда.

Косыгинская экономическая реформа 1965 г. дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству. На новых условиях хозяйствования уже в 1966 г. приступили к работе свыше 700 производственных коллективов. В соответствии с реформой стали создаваться производственные объединения с целью кооперации по выпуску сложной продукции. Примером такой кооперации может служить объединение Московского автомобильного завода имени И.А.Лихачева с профильными предприятиями в Рославле и Мценске, выпускавшими комплектующие и запасные части для автомобилей. Это способствовало укреплению хозяйственных связей, устраняло дублирующие производственные мощности.

В Советском Союзе в этот период с целью развития науки и техники создавались новые наукоемкие отрасли промышленности: микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д., возни­кали научно-производственные объединения, отвечавшие требованиям времени.

О прогрессивном значении экономических реформ в эпоху Брежнева, особенно на начальном этапе, свидетельствуют следующие цифры и факты. Только за восьмую пятилетку (1966-1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза, производительность труда - на 33%. Восьмая пятилетка стала одной из самых успешных для экономики страны. Было построено 1900 новых промышленных предприятий, завершилось сооружение первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти, начали действовать Западно-Сибирский металлургический комбинат, тепловые электростанции в Конакове и Криворожье, окончилась прокладка газопровода Средняя Азия – Центр протяженностью 2750 км. Полным ходом шло строительство знаменитого нефтепровода «Дружба», пропускная способность которого в настоящее время достигла 70 млн. тонн нефти в год.1 Общая длина построенных в СССР нефте- и газопроводов превысила 35 тысяч километров.2

Таким образом, реформы в сельском хозяйстве и промышленности дали положительные результаты. Темпы роста экономики в СССР в 60-70-х года были значительно выше, чем в развитых странах Европы. Среднегодовые темпы прироста национального дохода в годы восьмой пятилетки достигали 7,7 процента. Этот показатель превышает нынешние темпы развития российской экономики. Однако к началу 80-х годов реформы в экономике были практически свернуты. Темпы увеличения национального дохода в годы одиннад­цатой пятилетки (1981-1985 гг.) упали до 3,5%, а темпы роста производительности труда по сравнению с восьмой пятилеткой снизились с 6,8 до 3 процентов, то есть, более чем в два раза.1

Руководство страны объясняло все это объективными причи­нами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижени­ем удельного веса трудоспособного населения (что делало невоз­можным в условиях продолжения экстенсивного развития эконо­мики обеспечивать ее потребности в рабочей силе); истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи по­лезных ископаемых; физическим износом и моральным старени­ем оборудования; значительным ростом военных расходов и т. д. Все эти факторы действительно имели место и негативно сказывались на развитии экономики. Однако главным обстоятельством, объясняющим неудачи реформ, было то, что сама директивная модель экономики, исчерпала свой ресурс. Она могла еще какое-то время развиваться по инерции, но в историческом плане была обречена.

Существовавшие условия организации и управления производства не могли уже обеспечить решения объективно сто­ящих перед экономикой задач.

Положение спасали только нефть, газ и другие энергоносители. Обнаруженные с помощью космических спутников круп­нейшие запасы «черного золота» стали мощным источником получения дополнительной валюты, волшебной палочкой для решения острых социально-экономических проблем.

За счет нефтедолларов государство стало закупать западное оборудова­ние и технологии и на этой экстенсивной основе решать назрев­шие проблемы. Вместо того чтобы добиваться повышения каче­ства продукции, интенсификации производства, получения при­были, внедряя достижения научно-технического прогресса в про­изводство, бюрократия сделала ставку на импортные накачки. Основная задача заключалась в сохранении до­стигнутых темпов производства и экстенсивном расширении про­изводственных мощностей. В результате СССР фактически «про­спал» информационную революцию - компьютеризацию. Вто­рой космический прорыв в науке и производстве не удался. В то время как США, Западная Европа и Япония развивались на пост­индустриальных направлениях модернизации, советская эконо­мика традиционно и инерционно развивалась в рамках индустри­ального этапа.

Буквального застоя в экономике в конце 1960-х — первой по­ловине 1970-х гг. не было и близко, до системного социально-по­литического кризиса было еще далеко, но негативная тенденция замедления социально-экономического развития уже обозначи­лась.

Несмотря на отдельные уникальные разработки советских ученых в фундаментальной науке, в народном хозяйстве прогресс науки и техники практически не ощущался. Даже к началу 1980-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства.

Об отсталости Советского Союза свидетельствует тот факт, что к 1985 г. у него было в тысячу раз меньше персональных компьютеров и ЭВМ, чем, например, в США. 1 Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкций в отношении СССР после начала афганской войны, когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологий фактически прекратился.

Период брежневского руководства страной некоторые политики, историки и экономисты окрестили периодом «застоя и стагнации». Это не совсем корректно по отношению ко всей брежневской эпохе. Застой, стагнация, замедление темпов роста экономики, особенно в конце правления Брежнева, в период болезни главы государства, действительно имели место. Но если брать в целом брежневский период развития огромной страны, занимавшую площадь в 22,4 миллиона квадратных километров, на которой проживало почти 280 млн. человек, общая картина будет несколько иная.

Факты свидетельствуют: к началу перестройки 80-х годов в Советском Союзе был создан мощный промышленный потенциал. За 18 лет с 1970 по 1988 г. промышленное производство в СССР возросло в 2,38 раза. Развитые страны Европы за те же 18 лет дали значительно меньший прирост промышленного производства. В Англии оно возросло всего в 1,32 раза или почти в 2 раза хуже, чем в Советском Союзе; в ФРГ – в 1,33; во Франции – в 1,48 раза, то есть значительно меньше, чем в СССР в «период застоя и стагнации». Даже США отстали от СССР, дав прирост промышленного производства всего в 1,68 раза.1 Поэтому, по меньшей мере, не научно вешать ярлык «застоя» на экономику, опережавшую по главным экономическим показателям не только развитые страны Западной Европы, но и США.

Объем внутреннего валового продукта в период с 1960 по 1988 год в СССР увеличился почти в 5 раз! Причем темпы роста законченного общественного продукта сохранялись почти во весь брежневский период. По сравнению с 1960 г. его объем в 1970 г. был превышен в 2,1 раза, в 1980 г. – в 3,5 раза, а в 1988 г. – в 4,7 раза.2 Эти показатели были бы гораздо выше, если бы реформатор не так сильно болел в последнее время, либо вовремя уступил место более энергичному руководителю государства.

Успехи в социальной сфере. Успехи в экономической области позволили социалистическому государству решить многие социальные проблемы. На это была нацелена и Конституция СССР, принятая в 1977 г., и специальные законы, регулировавшие социальную политику государства.

При всех недостатках и пороках политической системы, неповоротливости бюрократического аппарата управления экономика при Л.И.Брежневе обеспечивала сравнительно высокий уровень благосостояния населения. Росла заработная плата основных категорий трудящихся, увеличивались общественные фонды потребления, делались серьезные финансовые вложения в государственную медицину, образование, спорт, отдых. В брежневский период реформ снабжение населения продуктами питания и товарами народного потребления достигло самого высокого уровня по сравнению с другими периодами социалистического развития страны. Причем цены на товары и услуги были сравнительно не высокими, доступными среднему потребителю. Например, при зарплате в 200 рублей можно было купить четыре путевки в санаторий на Черном море (с лечением, питанием и проживанием в обустроенных номерах) сроком на 24 дня.

Образование в высших и других учебных заведениях при Л.И.Брежневе было бесплатным. (В 2007 г. стоимость в МГУ составляла 191200 рублей, в Высшей школе экономики – 234800 рублей, в МГИМО – 249400 рублей в год.1 За последние три года количество бесплатных бюджетных мест в вузах, по словам Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сократилось на 25%. Это означает, что курс на платное высшее образование в ближайшие годы будет продолжен.).

Здравоохранение позволяло успешно бороться с детской смертностью, эпидемиями и другими заболеваниями. Операции, даже самые сложные, были для людей бесплатными.

Пенсионное обеспечение в целом отвечало потребностям людей, ушедших на заслуженный отдых. Ряд существенных изменений был внесенв пенсионноезаконодательство. В частности, были повышены пенсии работникам черной металлургии, шахтерам, другим категориям со сложными условиями трудовой деятельности. Закон вводил надбавки за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении или организации. Заметно повышались пенсии инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, пенсионное обеспечение семей военнослужащих, погибших на фронте.

Максимальная пенсия для простых граждан (учителей, врачей, инженеров, и т.д.) составляла 132 рубля и позволяла жить практически безбедно. Буханка хлеба стоила чуть больше 10 копеек, колбаса - 2 руб. 20 коп. за 1 кг, мясо – не более 2 руб. за кг, 1 квт/час электроэнергии – 4 коп., бензин – 7 коп. за 1 литр, квартплата взималась не более 5 руб. в месяц и т.д.2 При таких ценах стоимость жизни была невелика, и пенсионеры могли позволить себе кое-что откладывать «на черный день». Никаких задержек с выплатой пенсий, зарплат не было и в помине. «Действительно, так было раньше, - пишет пенсионерка Лидия Куликова в августовском номере за 2007 г. общественно-политического журнала Федерального Собрания «Российская Федерация». – 132 рубля советской трудовой пенсии в переводе на натуральные продукты, как то: хлеб, молоко, мясо и т.д. – были несомненно весомее, чем сегодняшняя моя пенсия. Что можно было тогда купить, заплатив 16 рублей 39 копеек за квартиру и свет: 730 буханок хлеба, 60 кг вареной колбасы, 32 кг швейцарского сыра. Сегодняшние мои 3500 рублей пенсии, остающиеся от уплаты коммунальных платежей, позволяют купить 290 буханок хлеба. 17 кг колбасы, 23 кг российского сыра, то есть по всем статьям в три раза меньше».1 Таким образом, социальная защищенность пенсионеров в брежневский период правления была значительно выше, чем в современной России.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных