Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Субтест 5. Составление изображений.




Задача. Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого.

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.
Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа. Время выполнения всех рисунков — 8 минут.
Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).

Оценивание.

Оценивание производится по двум показателям.

1) Беглость — гибкость. В данном показателе учитываются:

n 1 — число изображенных элементов (деталей);

n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных),

n 2 изменяется от 0 до 4. Одна деталь — 0,1 балла. Один класс фигур — 1 балл.

n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). Одна ошибка — 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i )

Б — беглость, i — номер рисунка (от 1 до 4). Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность.

k 1 — число оригинальных элементов рисунка. Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент — 3 балла.
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.
k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек.
k 2 может принимать значения 0 или 1. За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

0 р 4 i=1 = 5 k + k 1i .

Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 — суммарный показатель пятого субтеста, Б — беглость,
0р — оригинальность.

Субтест 6. Эскизы.

Задача. Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), приводимые в квадратах.

Инструкция для испытуемого.

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку. Время выполнения задания — 10 минут. Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.

Оценивание.

Проводится по трем показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.
Один рисунок — 1 балл.

Б = n

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость — число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.
Одна категория — 3 балла.

Г = 3m.

m — число категорий.

Категории ответов

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).

5. Игрушки, игры (любые).

6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

7. Лицо (любое человеческое лицо).

8. Люди (человек).

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда.

11. Предметы домашнего обихода.

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

14. Спортивные снаряды.

15. Съедобные продукты (еда).

16. Узоры, орнаменты.

17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность

Оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке в 30—40 человек). Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k.

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 — суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет.

Субтест 7. Спрятанная форма.

Задача. Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого.

Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? Время выполнения субтеста — 3 минуты.
Тестовые стимульные: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание.

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов (n).
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек. Один оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k.

Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. М, 2003.

2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1965.

3. Карне М. Одарённость: выявление и развитие // Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. С. 149-370.

4. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко. Под. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985

5. Кульчицкая Е. И., Моляко В. А. Психологические вопросы выявления одаренности. Киев, 1992.

6. Лезина С.В. Личностные факторы в становлении одаренности
младших школьников и подростков // www. PsiProj

7. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. М., 1997.

8. Лосева А.А. Психологическая диагностика одарённости. М., 2004.

9. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. 1989. № 6.

10. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.-Воронеж, 2003.

11. Матюшкин А.М. Одарённость и творчество // Учителю об одарённых детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И.Панова. М., 1997.

12. Моляко В. А. Творческая одаренность и воспитание творческой личности. Киев, 1991.

13. Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991.

14. Панов В.И. Одарённость как проблема современного образования // Материалы I Всероссийской конференции «Психология сознания: современное состояние и перспективы. Самара, 2007.

15. Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие. / Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. М., 1995.

16. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтес. - М., 1996.

17. Рабочая концепция одарённости / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1998.

18. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. М., 2000.

19. Сизанов А.И. Психологические игры: какие мы на работе и дома. Минск, 1995.

20. Тест Гилфорда (модифицированный) //www. azps.ru

21. Тэкэкс К. Счастливые родители одарённых детей // Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. С.15-148.

22. Шведел А., Стоунбернер Р. Поиск и выявление одарённых детей // Одарённые дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М., 1991. С. 169-204.

23. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М., 2003.

24. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок и игра для учителей и родителей. М., 1996.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Как определяется одарённость в психологическом словаре?

2. Как определяет одарённость Д. Рензулли?

3. В чём специфика подхода к одарённости А.М. Матюшкина?

4. Какие три фактора выделяет в креативности Е.П. Торренс?

5. Какие личностные проблемы существуют у одарённых детей?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Дж. Рензулли выделяет следующие факторы в структуре одарённости. Исключите лишнее:

А. Креативность.

Б. Настойчивость;

В. Высокий уровень способностей.

Г. Саморегуляция.

2. Конвергентное мышление – это:

А. Мышление, которое развивается в задачах, имеющих жесткую структуру и предполагающих единственно правильный ответ.

Б. Мышление, которое позволяет видеть различные аспекты проблемы и находить различные пути решения задачи.

В. Мышление с помощью реального преобразования конкретных ситуаций.

Г. Мышление, направленное на познание теорий, законов и закономерностей.

3. Дж. Гилфорд выделил основные факторы дивергентного мышления. Исключите лишнее:

А. Устойчивость.

Б. Оригинальность.

В. Гибкость.

Г. Беглость.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных