Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №1. Специальная психология как отрасль психологической науки

Специальная психология (от греч. specialis — особенный, своеобразный) — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Изучает особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов – органической или функциональной природы, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

На основании такого изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система воспитания и обучения людей, имеющих нарушения психического развития.

По Л.С. Выготскому: «Как для современной медицины важна не болезнь, а больной, так для специальной психологии объектом является не недостаток сам по себе, но человек, отягощенный недостатком». Иными словами, усилия специальной психологии направлены не на сам дефект, как правило, органического происхождения, а социальные последствия дефекта, мешающие самореализации и самоактуализации ребенка с нарушениями развития в обществе.

 

Структура специальной психологии.

Специальная психология подразделяется на:

1. психологию детей с нарушениями зрения (тифлопсихология);

2. психологию детей с нарушениями слуха (сурдопсихология);

3. психологию умственно отсталых (олигофренопсихология);

4. психологию детей с нарушениями речи;

5. детей с задержкой психического развития (ЗПР);

6. других категорий детей с отклонениями в развитии:

· с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

· с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы;

· с нарушениями поведения;

· со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Являясь составляющей научного знания, специальная психология тесно взаимодействует с рядом смежных научных областей и использует их данные при разработке теории и практической реализации.

Философскую и нравственно-этическую основу специальной психологии составляет аксиологическая концепция, базирующаяся на идее гуманизма, самоценности человеческой личности, уважении ее прав и достоинств, свободы, потребностей и признании ее высшей ценностью общества.

Связь специальной психологии с физиологией, невропатологией, психиатрией позволяет понять особенности высшей нервной деятельности, закономерности физиологических процессов, своеобразие психики ребенка с различной патологией, и, опираясь на клинико-психические особенности детей, дидактически правильно выстроить психокоррекционный процесс.

Также специальная психология связана с общей и возрастной психологией. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразование знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, установки, мотивация, характер, воля. Знания общей психологии позволяют нам выявить своеобразие развития познавательных процессов и личностных свойств детей с нарушениями развития.

Возрастная психология дает нам знания закономерностей психического развития детей при их переходе от одного возраста в другой, разносторонних содержательных характеристик детей, относящихся к различным возрастным группам, знание понятий «зона актуального» и «зона ближайшего развития», дает возможность понять своеобразие психического развития детей на каждом возрастном этапе, имеющих проблемы в развитии. Возрастная психология дает нам знания о медленных, но основательных количественных и качественных изменениях, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе от одной возрастной группы в другую.

Специальную психологию постоянно сопровождают смежные отрасли психологического знания – генетическая психология, дифференциальная психология, социальная и педагогическая психология, гуманистическая психология, юридическая психология, психологическая диагностика и психологическая коррекция.

Также важна взаимосвязь специальной психологии с целым рядом отраслей медицины, такими как детская психиатрия, анатомия, физиология патология высшей нервной деятельности, офтальмологией, оториноларингологией, невропатологией и другими.

Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики, определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и другими. Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах.

Так, например, выявлено, что первичный дефект, например глухота, вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими (третичные отклонения).

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

 

Основные группы задач специальной психологии:

1. Первая группа задач – общенаучные теоретические задачи, касающиеся проблем развития психики детей с нарушениями развития:

· раскрытие закономерностей развития и проявления психики, общих для нормальных и аномальных детей (норма – аномалия);

· раскрытие общих закономерностей развития, присущих всем аномальным детям;

· раскрытие специфических закономерностей развития и проявления психики разных групп детей с проблемами в развитии;

· установление зависимости развития и проявления психики от характера, механизма и степени выраженности дефекта.

2. Вторая группа задач – это изучение аномального формирования и развития конкретных форм психической деятельности и ее психических процессов у различных групп детей с проблемами в развитии, то есть изучение закономерностей формирования личности, умственной деятельности, речи, восприятия, памяти.

3. Третья группа задач – выявление путей компенсации дефекта развитии психики в целом и различных психических процессов.

4. Четвёртая группа задач – разработка научных основ методов и средств обучения и воспитания различных групп детей с проблемами в развитии, теоретическое обоснование конкретных путей коррекционной работы.

Решение этих основных задач возможно в ходе исследования целого ряда частных проблем в отдельных областях специальной психологии. Выяснение того, например, какова зависимость отдельного психического процесса от состояния анализатора, определение роли сохранных морфофункциональных систем, выявление влияния различных дефектов психического развития на становление личности - определяет решение общих вопросов специальной психологии.

Для всех предметных областей специальной педагогики как науки, объединяющим началом является та специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX века. В то время начали складываться предметные области современной специальной педагогики. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли:

1. Тифлопедагогика является частью специальной педагогики, это наука об обучении и воспитании лиц с нарушениями зрения. Основными задачами тифлопедагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2. Сурдопедагогика – предметная область специальной педагогики, изучающая обучение и воспитание лиц с различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопедагогики являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овладения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической работы, направленной на социальную адаптацию и социально-профессиональную реабилитацию.

3. Олигофренопедагогика – предметная область специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об обучении и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться но­вые отрасли олигофренопедагогики, такие как дошкольная олигофренопедагогика и ряд других.

4. Логопедия – область научных знаний о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средствами специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролингвистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы развития, исправления и восстановления речи.

5. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социальной адаптации.

6. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам со сложными нарушениями в развитии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурной адаптации.

Каждая из перечисленных выше предметных областей организована по такому же принципу, как и общая педагогика. Таким образом, педагогика каждой предметной области имеет свою историю, теорию и практику воспитания, методики, а также внутреннюю дифференциацию по возрастным периодам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Изменение силы тонов сердца.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных