Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АМУЛЕТЫ ПРОТИВ ЯДОВИТЫХ ЗМЕЙ И СКОРПИОНОВ




Чтобы предотвратить несчастье — ядовитый и часто смертельный (особенно для ребенка) укус змеи или скорпиона, надо было иметь нужные амулеты, лучше всего с изображением Ока Уаджет — Ока Хора и Ока Ра: ведь солнечный бог, как известно, в свое время сам пострадал от укуса ядовитой змеи, а Хора-Харпократа ужалил скорпион, когда бог-малыш спал в папирусном гнезде в болотах Дельты Нила, но оба они благополучно исцелились от яда. Перед тем как надеть амулет на себя, украсить им свое

ожерелье или браслет либо просто поставить дома, следовало отдать этот амулет лекарю или жрецу, чтобы тот прочел над ним волшебное заклинание, — тогда амулет вовеки не потеряет своей силы.

Хорошо защищали от ядовитых укусов и перстень с изображением скарабея, и фигурки Бэсов, и изваяние бога Шэду — мальчика с «локоном юности» на правом виске. Шэду — «Спаситель»: в одной руке он держит изогнутый дугой лук, а у ног его лежит поверженный, бездыханный, пронзенный стрелами скорпион.

Защищали от змей и священные зверьки: еж и ихневмон (мангуста), а также Хемсут (для женщин) и Ка (для мужчин) — воплощение покровительства и спасения от бед, причем не только от укусов скорпионов и змей, но и от всех прочих несчастий (рис. 29).

Рис. 29. Ка фараона Тутанхамона. Деревянная статуэтка, инкрустированная листовым золотом. Гробница Тутанхамона; XVIII династия; Египетский музей, Каир

Необходимо было, чтобы на всех дорогах, в полях; в рощах были установлены охранные стелы. На каменной плите следовало высечь текст, рассказываю

щий какой-нибудь случай о том, как силой магии были разрушены злые чары демона — повелителя змей и скорпионов. Можно было, например, записать историю об исцелении Харпократа или бога Ра, ужаленного коброй. Очутившись в поле или на дороге и прочитав текст, демон вспомнит свое былое поражение и придет в неописуемый ужас. Ему ничего не останется делать, как покинуть эти места подобру- поздорову.

А чтобы еще больше напугать демона, надо было убедить его, что если он все-таки решит здесь остаться, то ему предстоит иметь дело не с людьми, а с самими богами. Поэтому текст такой охранной стелы следовало писать от имени кого-нибудь из богов. Вот что было написано на так называемой «Стеле Меттерниха» (примерно 378—360 г. до нашей эры; музей Метрополитен, Нью-Йорк):

«Я — Исида, вышла из дома рабынь, куда меня поместил брат мой Сет. И сказал мне Тот, великий бог, владыка истины на небе и на земле:

— Приди, о божественная Исида... Укройся с юным сыном, пришедшим к нам. Когда же окрепнет тело его и достигнет он полной силы, да поможешь [ты] возвести его на престол отца и завладеть саном владыки Обеих Земель [Египта].

И вот вышла я в вечернюю пору. И вышли вслед за мною семь скорпионов, дабы защищать меня своими жалами. Тефен и Бефен были позади меня, Мас- тет и Местетеф — под моими носилками, Петет, Че- тет и Матет освобождали мне путь. Я повелела им строго-настрого, и речь моя достигла их слуха:

— Не знайте Черного (Осирис), не говорите с Красным (Сет), не делайте различий между сыном знатного и бедняком. Да обратятся ваши лица [только] на дорогу. Остерегайтесь указать путь тому, кто ищет меня (Сету), прежде чем мы дойдем до... болот Дельты [Нила].

Потом подошла я к домам замужних женщин. Увидела меня издали одна из знатных женщин и захлопнула передо мною дверь. Она показалась злой моим спутникам. Тогда они посовещались и собрали яд в жале Тефена. [Зато бедная] девушка из Дельты открыла мне дверь своего убогого дома, Тефен [тем временем) прополз под створками двери и ужалил сына богатой женщины. И [словно] вспыхнул пожар в ее доме, и не было воды, чтобы его погасить: не пришло еще время пролить небу дождь в доме ее. Опечалилось сердце той, что не открыла мне дверь, ибо не знала она, будет ли жив ее сын. С плачем бежала она по городу своему, но никто не вышел на ее рыдания.

И тогда сердце мое опечалилось из-за [судьбы ее] маленького сына, и захотелось мне сохранить жизнь невинному. Я крикнула ей:

— Приди ко мне, приблизься ко мне, ибо мои уста владеют [тайной возвращения] к жизни. Я — дочь [бога], известная в своем городе тем, что могу заставить отступить ядовитую змею. Меня научил этому заклинанию мой отец, ибо я его родная, любимая дочь.

[Я возложила руки на умирающего ребенка и сказала:]

— Уйди, яд Тефена, сойди на землю, не продвигайся далее... Я Исида божественная, Владычица Чар, творящая чары превосходными речами. Послушна мне всякая ядовитая тварь... Отступи, уйди, поверни вспять, яд!

О, живо дитя! И мертв яд! Жив Ра! И мертв яд! Как был исцелен Хор для матери своей Исиды, так исцелится и тот, кто страдает!.. Ячменный хлеб уничтожил яд, и он ушел. Соль же, [смешанная] с чесноком, отвратила жар и изгнала его из тела».

От укусов ядовитых змей и скорпионов помогало также написанное на куске полотна и повешенное на шею как амулет следующее заклинание:

«Уходи, яд, выйди из Ра. Пусть Око Хора, выходящее из бога, засияет золотом на его устах. Я делаю так, чтобы яд упал на землю, ибо он побежден... Да будет жить Ра, и да погибнет яд. Пусть погибнет яд и будет жить Ра».

АМУЛЕТЫ И ТАЛИСМАНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ВОЙНЕ

С другим талисманом — головой Медузы горгоны, предотвращающим опасность (главным образом в бою), связан греческий миф о Медузе горгоне и Персее.

По преданию, царь Полидект замыслил насильно взять себе в жены прекрасную Данаю, но Даная ненавидела сурового Полидекта. Персей заступился за свою мать. Полидект разгневался и задумал погубить Персея. В конце концов, жестокий Полидект решил послать Персея за головой Медузы горгоны. Он призвал Персея и сказал ему:

— Если ты действительно сын громовержца Зевса, то не откажешься совершить великий подвиг. Сердце твое не дрогнет ни перед какой опасностью. Докажи, Что Зевс — твой отец, и принеси мне голову Медузы горгоны. О, верю я, Зевс поможет своему сыну!

Гордо взглянул Персей на Полидекта и спокойно ответил:

— Хорошо, я добуду тебе голову Медузы.

Персей отправился в путь. Ему нужно было достигнуть западного края земли, той страны, где царили богиня Ночь и бог смерти Танат. В этой стране жили ужасные женщины-чудовища горгоны — дочери морских божеств Форкиса и Кето, внучки Геи и Понта. Все тело их покрывала блестящая и крепкая чешуя. Только меч Гермеса, посланника

Зевса, мог разрубить эту чешую. У горгон были громадные медные руки с острыми когтями. На головах у них вместо волос двигались, шипя, ядовитые змеи. Лица горгон, с их острыми, как кинжалы, клыками, с губами, красными как кровь, с горящими яростью глазами, были исполнены злобы и так ужасны, что обращали всякого в камень, кто встречался с ними взглядом. На крыльях с золотыми сверкающими перьями горгоны быстро носились по воздуху. Человека, которого они встречали, они разрывали на части своими медными руками и пили его кровь.

Зевс прислал на помощь Персею Гермеса и Афину. Афина дала Персею медный щит, такой блестящий, что в нем, как в зеркале, все отражалось; Гермес же дал Персею свой острый меч, он же указал юноше, как найти горгон.

Наконец, после долгих похождений, достиг Персей мрачной страны, где жили три грайи — сестры горгон. Грайи («старухи») были богинями старости, седые от рождения и имевшие на всех один зуб и один глаз, которым они пользовались по очереди. Они охраняли путь к горгонам. Когда, вынув глаз, одна из грай передавала его другой, все сестры были слепы. Персей подкрался к ним во тьме и вырвал из рук у одной их них глаз как раз в тот момент, когда она передавала его своей сестре. Грайи вскрикнули от ужаса. Теперь они были слепы. Они стали умолять Персея, заклиная его всеми богами, отдать им глаз. Тогда Персей потребовал, чтобы грайи указали ему путь к горгонам. Долго колебались грайи, но пришлось им, чтобы вернуть себе зрение, указать Персею дорогу.

Повстречавшись далее с нимфами, Персей получил от них три подарка: шлем властителя подземного царства Аида, который делал невидимым всякого, кто его надевал, сандалии с крыльями, с помощью которых можно было быстро носиться по воздуху, и волшебную сумку. Эта сумка расширялась или сжималась в зависимости от величины того, что в ней лежало. Персей надел крылатые сандалии, шлем Аида, перекинул через плечо сумку и полетел к острову горгон.

Подлетев к острову горгон, Персей увидел их трех — совершенно одинаковых. Из трех горгон только одна была смертна — Медуза, только ее можно было убить мечом Гермеса. Гермес подсказал Персею:

— Вон та, крайняя к морю, Медуза. Отруби ей голову. Помни: не смотри на нее. Один взгляд — и ты погиб. Спеши, пока не проснулись горгоны!

Чтобы нанести смертельный удар и не смотреть на горгону, Персей глянул в свой блестящий щит, как в зеркало. Одним ударом отрубил Персей голову Медузе. Ее темная кровь потоком хлынула на скалу, а из тела Медузы взвился к небу крылатый конь Пегас и на нем великан Хрисаор. Быстро схватил Персей голову Медузы и сунул ее в сумку. Извиваясь в смертельных судорогах, тело Медузы упало со скалы в море. От шума его падения проснулись сестры Медузы — Стейно и Эвриала. Взмахнув крыльями, они поднялись над островом и горящими от ярости глазами огляделись кругом, но не увидели Персея, невидимого в шлеме Аида.

При полете над Ливией сквозь сумку Персея просочилась кровь из головы Медузы и упала тяжелыми каплями на землю. Из этих капель родились ядовитые змеи. Все вокруг кишело ими, все живое спасалось бегством; змеи обратили Ливию в пустыню.

Отрубленную голову Персей передал Афине, которая прикрепила ее к своей эгиде — щиту, обтянутому козьей шкурой. В память об этом голову Медузы горгоны часто изображали на щитах, воротах, дверях. Изображение этой головы (рис. 30) служит талисманом, предотвращающим опасность, а само выражение «под эгидой» означает «быть под защитой».


 

КРЕСТ

Крест с глубокой древности является талисманом, эмблемой, принадлежащей мифическим героям и богам. Все небесные властелины отмечались крестом.

Крест часто присутствует в пентаклях Соломона и оригинальных графических амулетах, наделенных силой, способной приносить удачу во всех добрых начинаниях. Особенно выделяются пентакли для благополучных путешествий. В описании свойств и действия одного из таких амулетов записано: «Он одаряет свойством сохранять здравым и невредимым носящих его путешественников. После должного освящения его вешают на шею на шелковом шнурке».

Рис. 31. Крест: 1 — греческий; 2 — латинский (crux immis- sa); 3 — крест в форме буквы Т («тау»), или антониевский крест; 4 — андреевский крест; 5 — крест с ушком (crux ansa- ta); 6 — крест в круге; 7 — гаммированный крест, или свастика (crux gammata); 8 — монограмма имени Христа, состоящая из первых букв — «хи» и «ро»

Египетский крест с ушком (рис. 31, 5) — иероглиф «anch» — обозначает понятие «жизнь». Мудрый египетский бог Тот, почитавшийся как основатель письменности и счета, изображался с этим крестом. В равной степени магией креста владела его жена — богиня истины и порядка Маат.

Еще одна форма креста, известная во всей Европе и в части Северной Америки, — загнутый Солнечный крест, крест Филфо, Молот Тора, гаммированный крест, или свастика (рис. 31, 7).

Символика свастики очень сложная, поскольку она представляет собой синтез двух обладающих независимой силой символов: креста с концами равной длины (греческого) и четырехконечного креста, который кажется катящимся. Свастика называется еще «гам- мадион» (гаммированный крест), поскольку ее можно образовать, соединив четыре буквы «гамма».

Правосторонняя свастика (рис. 31, 7) всегда изображалась горизонтально-вертикально с концами, загнутыми по ходу солнца, или по часовой стрелке. Такая форма интерпретировалась как солнечное колесо с лучами и ступнями, прорисованными на оконечностях.

К сожалению, этот символ был искажен Ложей Черной Магии в Германии, членом которой был Гитлер. Нацистская свастика изображалась повернутой, с концами, загнутыми в обратную сторону (левосторонняя свастика с наклоном).

Трехконечные кресты обнаружены на барельефах древнего города майя Паленке. Один крест-иероглиф высечен под сидящей фигурой, что подчеркивает ее значимость в иерархии майя. Чем именитее была особа, тем больше крестов было в ее изображении. Первый по значению бог южноамериканских индейцев Катцаль-Коатль изображался, например, с целой связкой крестиков. Он создал культуру индейцев, покровительствовал жречеству и науке, научил людей искать драгоценные камни.

На стенах одного из храмов древнеегипетского города Фивы запечатлен священный бык Апис, шкуру которого в знак особой божественности покрывает россыпь крестиков. Одежды всемогущественного бога Гора также испещрены крестообразными знаками.

На древнейшем изображении одного из жрецов города Мемфиса насчитывается восемь крестиков, размещенных у него на груди. Барельеф могущественного царя Ассирии Шамши-Адада украшен одним большим крестом.

В Передней Азии крест наряду с другими симвр- лами был прежде всего знаком счастья и сакральным знаком. Крест в форме древнегреческой буквы Т («тау») считался знаком причастности к Богу и символом самого Бога (рис. 31, 3). В греческом (особенно в произведениях геометрического стиля) и римском искусстве крест был элементом различных орнаментов, например, меандров (рис. 32), изначально заключавших в себе символику жизни.

На надгробиях в Аркадии (горная область в Центральной части Пелопоннеса, заселенная в конце II тысячелетия до нашей эры; позднее спартанская, а затем римская область) крест выступает, напротив, как символ смерти.

 

Рис. 32. Греческие меандры с изображениями креста

Позже, в христианстве, крест получил совсем новый смысл: смерть на кресте Иисуса Христа, римская пытка на кресте, общая символика жизни, связанная с крестом, — все это слилось воедино, и крест стал священным знаком вечной жизни и избавления от страданий.

Крест издавна служил одновременно признаком глубоких знаний и чистой совести, честности и праведности. Носившему крест всегда доверяли. Клятва, скрепленная крестным знамением, считалась нерушимой.

Иоанн Златоуст — христианский священнослужитель, бывший в 397 г. патриархом Константинопольским, говорил о значении креста: «Если так с верой и упованием изображать крест на лице своем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен». Согласно преданию, византийский император Константин только тогда пошел войной на несметные полчища Максенция, когда увидел на небе знамение — крест и слова: «Сим победиши». Победа была Действительно исторической — ведь после нее прекратились гонения на христианство.

Наиболее полно значение креста воплотилось в образе Иисуса Христа. В раннем христианстве

 

Христос изображается не распятым мучеником, а в образе агнца, держащего крест или знамя с распятием.

 

Как вид казни распятие на кресте появилось за­долго до рождества Христова. Согласно греческой мифологии, превращение креста в орудие жестокой пытки — на совести Прокруста. Прокрустово ложе имело Т-образную форму.

В некоторых древнеперуанских селениях посреди квадратной площади устанавливались шесты с пере­кладиной наверху, своим видом напоминающие ко­рабельные мачты с реями. Во время священного об­ряда, к «рее» привязывали жертву, которую затем убивали стрелами. У других индейских племен в хо-

ду было ритуальное распятие на квадратной раме, устанавливаемой напротив входа в святилище. До середины нашего века у индейцев кечуа сохранялись элементы обряда жертвоприношений с символом распятия.

Распятие служило самой жестокой и вместе с тем самой позорной смертной казнью. Римляне осуждали на распятие только изменников и самых опасных преступников (Евангелие от Луки 23:2). Распятие рассматривалось в древности как проклятая смерть (Второзаконие 21:22, 23, Послание к Галатам святого апостола Павла 3:13). Апостол Павел говорил: «Ибо написано: проклят всяк, висящий на древе».

Осужденного на распятие раздевали, оставляя только узкую повязку вокруг бедер, привязывали до груди к кресту, долго били прутьями или бичами, сделанными из кожаных полос (Книга пророка Исайи 53:5), что одно уже нередко приводило к смерти. После бичевания осужденного заставляли нести весь крест или часть его к месту казни. Местом казни служило обычно какое-нибудь возвышение за городом, близкое к проезжей дороге.

Формы крестов, применявшиеся для распятия в древности, показаны на рис. 31, 1—4. Крест чаще всего делали из кипариса или кедра. Крест вкапывали в землю; в высоту он мог быть от 4 до 6 метров, так что ноги осужденного далеко не доставали до земли. В середине или около середины креста была перекладина до 3 метров, на которую осужденного поднимали веревками. Привязав к кресту, казнимого прибивали к перекладине за руки и за ноги острыми железными гвоздями. По римскому обычаю, о преступлении распятого кратко писалось на дощечке, которая прикреплялась сверху к кресту.

Смерть на кресте была долгой и мучительной. Растяжение конечностей после только что перенесенного мучительного бичевания, невозможность сделать малейшего движения без страшной боли, прободение рук и ног острыми гвоздями, и притом в самых восприимчивых к боли частях тела, длительное нахождение на кресте с язвами на руках и ногах под палящими лучами солнца, потеря крови и осознание незаслуженной позорной казни, — все это усиливало страдания, которые нередко продолжались до 3 дней и даже более. Вот почему Понтий Пилат удивился, узнав, что Иисус Христос предал свой дух раньше означенного времени (Евангелие от Марка 15:44).

У римлян осужденный на крестную смерть нередко оставался на кресте до тех пор, пока тело его не падало на землю под собственной тяжестью. В Иудейской провинции иудеям было позволено по закону Моисея (Второзаконие 21:22, 23) заканчивать страдания осужденных на крестную казнь до солнечного заката. Это производилось различными способами: иногда зажигали огонь у подножия креста, а иногда перебивали конечности жертвы молотом или протыкали бок копьем (Евангелие от Иоанна 19:31, 37).

 

Значение креста для христиан

Крест часто упоминается в Новом Завете иносказательно для обозначения крестной жертвы Господа Иисуса Христа и его повиновения Своему Отцу даже до смерти (Послание к Филиппийцам святого апостола Павла 2:8). Из этого священнослужители делали заключение, что истинные христиане как последователи Господа Иисуса Христа должны распинать свою плоть со страстями и похотями (Послание к Галатам святого апостола Павла 5:24), т. е. воздерживаться от страстей и похотей, например, когда гнев побуждает злословить врагу и творить ему зло, нужно противиться своему желанию.

 

КАМЕНЬ И ОПРАВА

Различные оправы служат для закрепления драгоценных камней при использовании их в качестве ювелирного изделия.

Различают несколько основных типов оправ.

В глухой оправе камень удерживается в гнезде вертикальными стенками, придавленными к нему. Такая оправа используется для крепления непрозрачных камней с гладкой нижней поверхностью.

В ободковой оправе камень лежит на опорном пояске. Так как свет в этом случае может падать на камень и сверху, и снизу, данная оправа применяется для крепления прозрачных камней.

Шатон — разновидность ободковой оправы, при которой металлическая опора камня вырезается в виде короны, что обеспечивает доступ света со всех сторон. Этот вид оправы наиболее часто используется для бриллиантов.

Крапановая оправа — тоже разновидность ободковой, при этом камень крепится отдельными выступающими металлическими полосками — крапанами. Такая оправа менее надежная, но дает возможность камню быть лучше освещенным.

В корнеровой оправе драгоценный камень удерживают маленькие столбики — корнеры.

В кармезиновой оправе вокруг большого камня размещается венок из более мелких.

В оправе «каре» камень вставляется в квадратную пластинку и удерживается четырьмя корнерами, что дает красивое сочетание камня с металлом. Благодаря скошенным плоскостям металла камень дополнительно освещается.

Разрезной называется оправа, на поверхность которой наносится сквозной узорчатый орнамент. Это помогает осветить камень сбоку.

Секционная оправа позволяет закрепить несколько прямоугольных камней сразу.

В тактовой оправе камни устанавливаются как можно плотнее друг к другу. При этом создается впечатление, что они соединены вместе.

В фаденовой оправе камни закрепляют в длинной полоске металла таким образом, что они почти соприкасаются с руднистами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных