Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИМВОЛЫ: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ 10 страница




На Мадагаскаре в случае любой болезни обращаются к колдуну, и тот лечит посредством «фадитры». «Фадитрой» может быть любой предмет: травинка, кусок дерева, камень и т. д. Когда жрец упомянет над этим талисманом всех злых духов, причинивших болезнь, он поручает ему взять болезнь навсегда. Затем «фадитра» выбрасывается вон, а вместе с ней и хворь. В Центральной Африке существовал похожий обычай: призванный для излечения колдун «мганга» заставляет дух болезни перейти в какой-нибудь неодушевленный предмет, называемый «кети». Такими предметами могли быть, например, бусы, когти леопарда или другие амулеты.

В древности у некоторых европейских народов существовал обычай прогонять болезнь, вбивая или вколачивая ее в деревянный обрубок или зарывая в землю обрезки волос или ногтей больного. В Англии бородавки сводили тем, что к каждой из них прикасались отдельным камешком, которые затем складывали в мешочек. Мешочек оставляли на дороге в церковь, чтобы передать их злополучному человеку, который его найдет. В Тюрингии существовало поверье, что если больной дотронется до ожерелья, сделанного из рябиновых ягод, привешенного затем к дереву при лесной дороге, то болезнь передается прохожему, который до него дотронется.

Каждому юноше одного из североамериканских племен во сне или в видении является его «лекарство». Таким лекарством может быть целое животное или часть его, кожа, когти, перо, раковина, камень, нож, трубка. Юноша должен добыть себе этот предмет, который станет на всю жизнь его покровителем. Характер фетиша обнаруживается в этом предмете, если воспринимать его как оболочку или вместилище духа. Обладатель должен чтить его, справлять в его честь или в честь духа праздники, приносить ему в жертву животных, ценности, поститься, чтобы искупить непочтительное отношение к нему. Фетиш кладут на могилу его обладателя после смерти, чтобы дух-хранитель провел человека в счастливую загробную жизнь.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОСТАНКИ КАК ФЕТИШ ИЛИ ТАЛИСМАН

Духами, входящими в предметы или связанными с ними, могут быть человеческие души. Женщины племени мандан, населявшего бассейн реки Миссури, ежегодно приносили пищу черепам своих родственников и по целым часам шутили и болтали с ними. Люди африканских племен Гвинеи, сохраняя черепа и кости своих умерших родственников в специальных ящиках, приходили с ними беседовать. Жители Марианских островов оставляли в своих хижинах высушенные трупы предков в качестве домашних богов и обращались за прорицанием к их черепам. Караибы считали, что душа умершего живет в одной из его костей. Взятую из могилы кость тщательно заворачивали в ткань и обращались к ней, например, чтобы заколдовать врага. Для этого надо было вместе с костью умершего завернуть предмет, принадлежащий врагу. Известно, что обычай сохранять некоторые части тела после смерти или мумифицировать весь труп как вместилище сверхъестественных сил существовал в Египте и Перу.

В 1925 г. на полуострове Паракас в Перу были начаты раскопки, при которых найдено захоронение, получившее название «город мертвых», или «Некрополь Паракаса». Только на одном участке побережья извлекли 429 мумий. Мумии лежали в склепах, выложенных сырцовым кирпичом, и благодаря сухому климату и песчаной сухой почве отлично сохранились. Кожа у покойников была темная, иногда черная — результат окуривания благовониями, лица выкрашены красной краской, символизирующей жизнь. Для того чтобы увидеть эти лица, пришлось разматывать двадцатиметровые широкие бинты из ткани, пропитанной всякого рода снадобьями. Каждая мумия находилась в большом плетеном коробе. Покойник сидел с согнутыми в коленях ногами, нагой. Глаза, рот и другие отверстия человеческого тела были прикрыты золотыми пластинами, чтобы внутрь не проникли злые духи. Одежда усопшего — рубахи, накидки, сандалии — были положены сверху. Сам покойник, короб и одежда были обмотаны бинтами так, что получилась своего рода погребальная урна, напоминавшая по форме тыкву. К свертку с мумией сверху была прикреплена искусственная, разукрашенная перьями, камнями и другими украшениями голова. Пальцы рук и ног мумии были обвязаны шнурами из хлопчатобумажной нити.

Усопшего снабжали корнями маниоки и хлебными злаками — они лежали неподалеку, чтобы душе покойного легко было дотянуться. О том, как заботились о покойнике, говорит неполный список предметов, найденных лишь в одном захоронении: двадцать два погребальных платка; одна каменная булава; тридцать семь пращей из волокон агавы; два веера из перьев; двадцать три маленькие золотые миски; пакетики с пудрой; браслеты из раковин; куски дубленой кожи и, наконец, изготовленный из человеческих волос парик. Было также много сосудов. Тонкостенные, небольшие, они своей формой напоминали тропические фрукты.

Во время своих путешествий Чарльз Дарвин видел на острове Келинг двух малайских женщин, одна из которых держала в руках деревянную ложку, одетую как кукла. Эта ложка была положена на могилу умершего и, одухотворившись в полнолуние, начала судорожно вертеться и плясать. У индейцев салиш заклинатели возвращают души умерших в виде маленьких камешков или костей и вводят их в сердца родственников. При этом нужно соблюдать особенную осторожность, так как если возвращенная душа принадлежала человеку, который умер по предначертанию судьбы, то введение этой души в сердце живущего убьет его. Китайцы в древности считали, что одна из трех душ человека поселяется в табличках предков, где принимает просьбы и поклонения живых. В то же время дух остается возле тела. Поэтому они долгое время сохраняли позолоченный и лакированный гроб умершего.

Особое место культ мертвых занимал в Древнем Египте. Египтянин умирал после того, как его покидала душа Ба (рис. 49). Оплакав умершего, родственники относили его тело в «Дом золота» или «Добрый дом» — к бальзамировщикам, которые в течение семидесяти дней изготовляли мумию. Мертвое тело становилось священным после того, как его омывали священной водой Нила перед бальзамированием. Омытое тело называлось Сах. Мумию хоронили в гробнице. Каждый, кто причинял увечье телу Сах, подлежал презрению, даже «парасхит», — вскрыва- тель трупов перед мумифицированием. В его обязанность входило делать на мертвом теле умершего надрез кремневым ножом. Сделав такой надрез, парасхит сразу же обращался в бегство, а все присутствующие — жрецы-бальзамировщики и родственники покойного — преследовали парасхита, осыпая его проклятиями и швыряя в него камни. Дом парасхита считался «нечистым местом»; всякий, кто туда входил по какой-либо причине, должен был после этого пройти «обряд очищения» и принести богам жертву.

Родственникам покойного бальзамировщики показывали на выбор деревянные раскрашенные доски с изображением процесса бальзамирования. При этом мастера расхваливали самый лучший способ бальзамирования, затем они предлагали второй способ, более простой и дешевый, и, наконец, третий — самый дешевый. Потом опрашивали родных, за какую цену и каким способом те желают бальзамировать покойника. Если цена была сходная, то родственники возвращались домой, а мастера немедленно принимались за работу.

Сначала они извлекали через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляли только часть мозга, остальное — путем впрыскивания растворяющих растворов. Затем делали острым кремнем разрез в паху и очищали всю брюшную полость от внутренностей. Сделав это и промыв брюшную полость пальмовым вином, мастера вновь прочищали ее растертыми благовониями. Наконец, наполняли тело чистой растертой миррой (смирной) — ароматической смолой аравийского мирта, касией — ароматическим и целебным растением (дикой корицей) и другими снадобьями и снова зашивали. После этого тело на 70 дней клали в натриевый раствор. По истечении срока, обмыв тело, обвивали его повязкой из разрезанного на ленты полотна и намазывали камедью — смолой растения Acacia arabica L., которую употребляли вместо клея.

Родственники забирали тело-мумию назад, изготовляли деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещали в него покойника. Положив в гроб, мумию хранили в семейной усыпальнице, где ставили гроб стоймя к стене.

Таким способом бальзамировали своих покойных родственников состоятельные египтяне. Если из-за дороговизны первого способа бальзамирования

приходилось выбирать второй, мастера делали по- другому.

С помощью трубки для промывания они впрыскивали в брюшную полость покойника кедровое масло, которое предохраняло внутренности от гниения до введения щелочи. При этом пах не разрезался и внутренности не извлекались. Масло впрыскивали через задний проход, который затем затыкали, чтобы масло не вытекало. Тело помещали в натриевый щелок на определенное обычаем число дней. В последний день выпускали из кишечника влитое туда масло. Масло действовало настолько сильно, что разлагало желудок и внутренности, которые выходили наружу вместе с маслом. Натриевый щелок разлагал мясо, так что от покойника оставались лишь кожа да кости. Затем мумифицированное тело возвращали родным.

При третьем способе, которым бальзамировали бедняков, в брюшную полость вливали сок редьки и помещали тело в натриевый щелок на 70 дней. Затем тело отдавали родным.

Если египтянина или чужеземца хватал крокодил или человек тонул в реке, то жители того места, где труп прибивало к берегу, непременно должны были бальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволялось касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога Хапи (бог реки Нил) своими руками погребали покойника как некое высшее, чем человек, существо.

Извлеченные из тела покойника внутренности опускали в погребальные сосуды — канопы, заполненные отварами из трав и другими снадобьями.

Канопы изготовлялись в виде богов — сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсенуфа (рис. 86).

 

Рис. 86. Канопы — сосуды для бальзамированных внутренностей, изготовленные в виде богов — сыновей Хора. Слева направо: Луамутеф, Кебехсенуф, Имеет, Хапи. XIX династия

Эти боги родились из цветка лотоса; они — участники Суда Осириса и хранители сосудов с мумифицированными внутренностями покойных: Имеет — хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф — с желудком, Кебехсенуф — с кишками и Хапи — с легкими.

Родные и близкие усопшего должны были следить, чтобы все обряды были надлежащим образом соблюдены. В противном случае Ка покойного будет оскорблен. Он не простит обиды за пренебрежение к себе со стороны живых, превратится в злого демона и будет вечно преследовать свой род, насылая беды на головы потомков.

Если умерший был беден, его мумию клали в простой гроб. На стенках гроба с внутренней стороны должны были быть написаны имена богов, которые проводят покойного в Дуат (Загробный Мир), а на крышке гроба — обращение к Осирису: «О ты, Ун- нефер, дай этому человеку в твоем Царстве тысячу хлебов, тысячу быков, тысячу кружек пива». Иногда даже делали маленький гробик, в который вкладыва

ли деревянное подобие мумии, и закапывали поблизости от богатого погребения, чтобы Ка бедняка имел возможность питаться жертвенными дарами богатого.

Гроб богача роскошно отделывали и в гробнице опускали еще в каменный саркофаг.

Погребальная процессия, оглашая окрестности плачем и стонами, переплывала Нил и высаживалась на западном берегу. Здесь их встречали жрецы, облаченные в одежды и маски богов Дуата. Жрецы приводили процессию к гробнице, вырубленной в скале; у входа в это последнее, вечное пристанище гроб ставили на землю, и боги Дуата совершали над мумией обряд «отверзания уст».


Этот обряд символизировал визит Хора к Осирису и воскресение великого бога после того, как Хор дал отцу проглотить свой глаз, вырванный Сетом и отвоеванный у него обратно, — Око Уаджет. Жрец в маске сокола — Хор — касался волшебным жезлом (рис. 87) губ изображенного на деревянном гробе лица и тем самым символически давал покойному, отождествляемому с Осирисом, проглотить Око.


На сердце покойного клали амулет с изображени­ем скарабея — это обеспечивало воскресение. Мно­гочисленные амулеты заматывали в пелены мумии, раскладывали в гробу, гробнице и погребальной ка­мере. В гроб также клали деревянные фигурки бога Шу (рис. 88).

На мумии фараона Тутанхамона, гробницу ко­торого обнаружил Говард Картер в конце 1922 г.,

Это действие возвращало умершему жизненную силу Ба, изображаемую в обряде наконечником жезла — головой барана (слово «баран» и «Ба» звучали одинаково). Умерший вновь обретал способность есть, пить и, главное, говорить: ведь по пути в Великий Чертог Двух Истин ему придется заклинать стражей Дуата — произносить вслух их имена.

Закончив обряд, жрецы относили гроб в усыпальницу и ставили его в каменный саркофаг. У южной стены погребальной камеры ставилась канопа, изображающая Имсета (рис. 86), у северной — Хапи, у восточной — Дуамутефа и у западной — Кебехсе- нуфа. Вход в гробницу тщательно заваливали глыбами камней и щебенкой и маскировали, предварительно опечатав дверь некрополя.

 

было найдено 143 различных культовых предмета. Между слоями покровов мумии находились украшения, амулеты, всевозможные магические символы.

Голову Тутанхамона, скрытую несколькими слоями повязок, обхватывала диадема —; золотой обруч, украшенный кружками из сердолика, в центре каждого — золотая шишечка. Сзади к диадеме прикреплены золотые ленты и бант, а спереди — головы змеи и коршуна, символы богинь Буто и Нехбет. Такие диадемы — один из древнейших символов власти царя.

Под следующим слоем повязок лоб обвивала широкая, свисающая до ушей лента из полированного золота, на затылке находились те же эмблемы — коршун и кобра, составленные из золотых пластинок. Еще один слой повязок скрывал шапочку, надетую на выбритую голову фараона. На ней золотым и фаянсовым бисером был вышит узор из уреев. В середине каждого из них вписано в картуше (см. рис. 48) имя Атона. Эту вышивку археологам пришлось оставить на месте, настолько плотно она приклеилась к макушке.

На шее фараона располагались ожерелья-воротники двух типов и двадцать амулетов в шесть слоев. Один из воротников из чеканного листового золота изображал сокола с распростертыми крыльями, т. е. бога Гора, и, согласно предписанию «Книги Мертвых», надевался на шею или на грудь умершему.

Другая группа предметов — общим числом 35 — располагалась в тринадцать слоев среди повязок на груди — от шеи до живота. Среди них были еще четыре золотых воротника, изображающих коршунов, змею и сокола. Их крылья достигали ключиц и завязывались на шее проволокой. Крылатый большой скарабей, закрепленный на золотой пластине (он должен был заменить вынутое при бальзамировании сердце), свешивался до живота на золотой проволоке. Далее находились одно за другим два больших ожерелья-пектораля, называемые в ритуальных текстах «ожерельями Гора». На этих ожерельях крылья сокола составлены из золотых пластинок, инкрустированных способом, близким к перегородчатой эмали. Далее, под бинтами, размещались еще три ожерелья и три золотых браслета. К одному из них было прикреплено сделанное из железа Око Гора — священный символ солнечного божества.

Следует заметить, что гробницы очень часто подвергались разорительным опустошениям, причем воры не только забирали все драгоценности, но и уничтожали мумию, дабы она не ожила и не отомстила, когда вернется душа в образе Ба. Телу покойного наносился страшный вред: Ба лишался своей обители, своего тела Сах! Поэтому, застраховываясь от уничтожения мумии, египтяне ставили в гробнице еще и подобие мумии — статую из «вечного» материала — камня. А чтобы душа Ба узнала свою статую, та должна была иметь сходство с умершим человеком. Это поверье египтян считают истоками появления скульптурного портрета, впервые появившегося в изобразительном искусстве Древнего Египта.

Что касается грабителей, то их сурово наказывали: бросали на съедение крокодилам или львам, тем самым лишая их вечной жизни в Загробном Царстве: их Ба не получала ни мумии, ни скульптуры.

Настенные рельефы в гробницах тоже оживали после возвращения Ба. Поэтому иероглифы, изображающие птиц, часто рисовались без лапок и крыльев, чтобы они не улетели, а змеи — без головы: чтобы не укусили.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ И МАГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

Физические свойства металлов, такие, как плотность, удельное сопротивление и электропроводность, тесно связаны с их таинственными свойствами.

Большинство металлов, используемых в ювелирном деле, имеют плотность, соответствующую плотности камня.

В ювелирном изделии с каким-либо минералом металл служит проводником энергии камня непосредственно в физическое тело человека, и, таким образом, влияние минерала становится более ощутимым. Это качество металлов подтверждается и их основным химическим свойством — электропроводностью.

Металл восстанавливает, налаживает связь, доносит энергетику камня до человека. Можно сказать, что хорошие проводники доносят до человека энергию камня в чистом виде, а металлы с меньшей электропроводностью искажают качества минералов. Легко проводит электричество цинк, чуть менее активен свийец, и еще менее активна медь.

С астрологической точки зрения, прозрачность камней — то же самое, что и электропроводность металлов. Камни и металлы, пропускающие соответственно свет или электрический ток, не задерживают в себе энергию, а способствуют ее естественному выходу, очищают наше тело, как физическое, так и астральное и ментальное.

Наряду с очистительным свойством у прозрачных минералов и электропроводников есть еще одно качество: они помогают человеку включаться в активную, напряженную работу. Такие камни и металлы, всегда способные пропустить сквозь себя энергию, делают человека очень энергичным и готовым к любой работе, дают ему ощущение причастности ко всем событиям, происходящим на земном шаре.

Непрозрачные камни любую энергию поглощают и глушат, поэтому они успокаивают человека, отделяют от суеты. Такие камни особенно полезны в период уединения: они вызывают медитативные состояния, способствуют восстановлению потерянной энергии и общему расслаблению.

Подобно непрозрачным минералам действуют и металлы с большим удельным сопротивлением. Хотя ювелиры предпочитают благородные металлы, не обладающие большим сопротивлением, все же значение металлов, отталкивающих напряжение, особенно в наш напряженный век, велико. Металлы с большим сопротивлением, как и непрозрачные камни, усиливают иммунитет — сопротивление организма. Они ставят рядом с человеком своеобразный защитный экран, отражающий поток стрессовых волн. Однако нежелательно слишком долго носить такие камни и металлы, так как они могут вызвать и развить чувство одиночества.

Агни-Йога подтверждает значимость металлов с большим сопротивлением: «Металлы предпочитаются не по ценности, а по сопротивлению. Не надо носить медные вещи. Древние знали, насколько бронза полезнее... Не только заряд прикосновения, но канал металла приносит болезнь». Металлы с малым сопротивлением не учат человека сопротивляться, противостоять трудностям, поэтому они бывают вредны, особенно людям с неустойчивой психикой.

Интересно, что сопротивление металлов растет с ростом температуры. То же самое, по наблюдению врачей, происходит и с организмом человека: горячий чай или вода благоприятно действуют на организм, повышая его сопротивляемость.

 

 

Таблица 18

Камень, металл Твердость Плотность Прозрачность (электропроводность), цвет
       
Агальматолит 2,6—2,9   Непрозрачный, от бесцветного до яблочнозеленого
Агат 5,5 1,9 Непрозрачный, от белого до черного
Азурит 3,5—4 3,8 Непрозрачный, голубой
Аквамарин 2,7 7,5—8 Прозрачный, голубой
Алмаз   3,5 Прозрачный, белый
Амазонит 2,6 6—6,5 Прозрачный, нежноголубой, зеленый
Аметист   2,65 Прозрачный, многоцветный
Ангидрит 3—3,5 2,9—3 Прозрачный или непрозрачный, бесцветный, белый, синеватый, фиолетовый, красноватый
Англезит   6,3 Прозрачный до просвечивающегося, чисто-белый
Антигорит 2,2—2,7 2,5—4 Непрозрачный, белый
Антимонит   4,6 Непрозрачный, серый
Апатит   3,2 Непрозрачный, белый, желто-зеленый, голубой, красновато-бурый, розовый, черный
Арагонит 4,5 2,9 Прозрачный, белый, желтый
Ахроит 1 2,9—3,2 7,5—8 Прозрачный, белый
Барит 3—3,5 г^ со Прозрачный и полупрозрачный, бесцветный, желтый, коричневый, темносерый, черный, синеватый, розовый, зеленоватый
Бастит 2,2—2,7 2,5—4 Непрозрачный, желтоватый
Беломорит 2,6 6—6,5 Прозрачный, нежно-голубой, зеленый
Берилл 2,7 ю Непрозрачный, желтый
Бирюза 5—6 2,7 Непрозрачный, голубой, голубовато-зеленый
Бишофит 1,6 1,2 Бесцветный, белый
Буланжерит 2,5—3 6,2 Непрозрачный, от черного до серого
Верделит 2,9—3,2 7,5—8 Прозрачный, зеленый
Висмутин   6,6 Непрозрачный, серый
Вульфенит   6,7—6,9 Прозрачный, желтый, оранжевый, красный
Гагат 2,5—3,5 1,32 Непрозрачный, черный
Галенит 2,5 7,5 Непрозрачный, свинцово-серый
Галит     Прозрачный, бесцветный или серый
Гелиодор 2,7 7,5—8 Прозрачный, желтый
Гематит 5,6 5,2 Непрозрачный, от черного до буровато-красного
Гиацинт 4,7   Прозрачный, золотистожелтый, бурый до серого
Гидаенит 3,2 6—7 Прозрачный, зеленый, розовый
Гипс 1,5—2 2,32 Прозрачный и полупрозрачный, чисто-белый
Горный хрусталь   2,65 Прозрачный, бесцветный
Гранаты со со 7—8 Прозрачный или полупрозрачный, красный, зеленый
Графит   2,2 Электропроводник, черный
Джемсонит 2,5—3 6,2 Непрозрачный, от черного до серого
Диоптаз 3,5 5,5 Прозрачный, изумруднозеленый
Доломит 3,4—4 2,9 Непрозрачный, белый, бурый
Дымчатый кварц   2,65 Непрозрачный, серый
Еремеевит 7,5 3,2—3,28 Прозрачный, белый, бледно-желто-коричневый, голубой, синий
Железо 4,5 7,3—8 Электропроводник
Жемчуг 2,5—3,5 2,71 Непрозрачный, белый
Змеевик to to I to Vj 2,5—4 Непрозрачный, желтозеленый
Золото 2,5—3 19,3 Электропроводник, желтый
Изумруд 2,7 7,5—8 Прозрачный, зеленый
Индиголит 2,9—3,2 7,5—8 Прозрачный, синий
Кварц   2,65 Прозрачный, многоцветный
Киноварь 2—2,5   От ярко-красного до алого
Клейофан 5—4 4,3 Непрозрачный; от черного до бесцветного
Копал   1,3 Бесцветный, яркий желто-коричневый
Коралл 3,5 2,65 Розово-красный, красный, черный
Корнерупин 6—7 3,27—3,31 Прозрачный, белый, желтый, бледно-зеленый, бурый, зелено-черный
Кремень 5,5 1,9 Непрозрачный, от белого до черного
Кунцит 3,2 6—7 Прозрачный, зеленый, розовый
Ламбрадорит 2,6 6—6,5 Прозрачный, нежно-голубой, зеленый
Лунный камень 2,6 6—6,5 Прозрачный, нежно-голубой, зеленый
Магнезит 4—4,5   Непрозрачный, белый
Малахит 3,5—4   Непрозрачный, зеленый
Марматин 5—4 4,3 Непрозрачный; от черного до бесцветного
Медь 2,5—3 8,94 Высокая электропроводимость, красный
Нефрит 2,9—3,3 5,5—6 Непрозрачный, белый, светло-серый, зеленый
Оникс 5,5 1,9 Непрозрачный, от белого до черного
Офит 2,2—2,7 2,5—4 Непрозрачный, темнозеленый
Пирит 6—6,5   Непрозрачный, соломенно-серый
Пирротин   4,5 Электропроводник, непрозрачный, желтый
Платина 4—4,5 15—19 Электропроводник, серо-стальной
Повеллит 3,5—4 4,3 Непрозрачный, голубовато-зеленый, коричневый, от грязно-белого до черного и серого
Родицит 8,5 3,44 Абсолютно прозрачный, бесцветный, белый, сероватый, желтоватый
Родонит (орлец) 3,6   Непрозрачный, розовый, красный, коричневый
Розовый кварц   2,65 Прозрачный, розовый
Ртуть   13,5 Электропроводник, серебристый
Рубел 2,9—3,2 7,5—8 Прозрачный, бесцветный
Рубин     Прозрачный, красный
Рутил   4,2 Непрозрачный, коричневокрасный до черно-бурого
Сагенит   4,2 Непрозрачный, коричнево-красный до чернобурого
Сапфир     Прозрачный, синий
Сера 1,5—2 2,07 Диэлектрик, желто-бурый
Серебро 2,5 10,5 Наивысшая проводимость среди металлов; от белого до светло-серого
Скородит 3,5—4 3,3 Прозрачный, грязно-зеленый, серо-зеленый
Сподумен 3,2 6—7 Прозрачный, зеленый, розовый
Сфалерит 5—4 4,3 Непрозрачный, от черного до бесцветного
Тальк   1,2 Непрозрачный, светлозеленый, белый, серо-зеленый
Топаз 3,5   Прозрачный, бесцветный, голубой, желтый, дымчатый, розовый
Турмалин 2,9—3,2 7,5—8 Прозрачный, розовый
Турмалин (непрозрач ный) 7,5 3,02—3,31 Непрозрачный, зеленый, красный, синий, коричневый, черный, бесцветный
Флюорит 3,19   Прозрачный, бесцветный или белый
Халцедон 5,5 1,9 Непрозрачный, от белого до черного
Халькопирит 3,5—4 4,2 Непрозрачный, зеленовато-черный
Хризолит 3,2—3,5 6,5—7 Прозрачный, желто-зеленый
Хризопраз 5,5 1,9 Непрозрачный, золотисто-зеленый
Целестин 3—3,5 3,9—4 Прозрачный, чисто-белый
Циркон 4,7 7,5—8 Прозрачный, золотисто- желтый, бурый до серого
Шеелит 4,5—5 5,9—6,1 Просвечивающийся, чисто-белый
Шеллак 2,3 1,52 От темно-желтого до черного
Шпинель   3,6 Прозрачный, голубой, синий, зеленый, коричневый до черного, розовый, красно-лиловый
Шунгит   1,8 Непрозрачный, черный
Янтарь 2—2,5 1,11 Прозрачный, от воскового до медово-желтого
Яшма 5,5 1,9 Непрозрачный, от белого до черного

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных