Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-экономические предпосылки развития предпринимательства




В XV-XVI вв. на территориях, объединявшихся вокруг Москвы, зарождались товарно-денежные отношения и новые формы хозяйственной деятельности. Этот процесс прослеживался по нескольким направлениям. Во-первых, в сельском хозяйстве утверждалась денежная рента, расширялся рынок сельскохозяйственной продукции, зарождалось техническое земледелие. Во-вторых, росло число городов: в начале XV в. их было 130, а в конце его - 220. Города становились торгово-промысловыми центрами. В-третьих, наметилась специализация ремесленников отдельных городов и областей. Увеличилось число ремесленных специальностей. Если в городах Киевской Руси насчитывалось 40 различных ремесел, то в XVI в. их количество возросло до 200. Это стимулировало развитие товарообменов между отдельными областями. В-четвертых, страна постепенно покрывалась сетью больших или малых рыночных центров торговли - рядков, торжков, ярмарок.

Говоря о формах торговли, следует подчеркнуть, что с середины XIV в. караванная форма торговли, сельские базары, торжки дополнялись более развитой - ярмарочной или периодической. Первые русские ярмарки появились в 1347г. в Смоленске и в 1366г. близ Нижнего Новгорода. Большой известностью пользовалась Ивановская ярмарка, проводившаяся в день Ивана Купалы 24 июня. Еще более крупной была ярмарка в Холопьем городке Ярославского уезда. Она поражала воображение иностранцев. Как свидетельствовал посол австрийского императора С. Герберштейн «в Холопьем городке во время ярмарки собираются различные люди, там бывает самый многолюдный базар... кроме шведов, ливонцев, московитов туда стекаются татары и другие народы из восточных и северных стран, которые ведут только меновую торговлю». Здесь же, на ярмарке, была таможня для сбора тамги, мыта. Главной причиной преобладания ярмарочного торга было недостаточное развитие товарно-денежных отношений: население еще много продуктов производило в собственном хозяйстве и поэтому не нуждалось в ежедневных покупках. Кроме того, бедность ассортимента, плохие условия связи покупателей и продавцов, трудности транспортировки товаров - все это исключало возможность постоянной торговли и делало более удобной организацию ее в форме ярмарок, носивших сезонный характер.

В 1524 г. в развитии русской коммерции произошло важное событие: Государь всея Руси Василий III, воспользовавшись тем, что татары ограбили русских купцов близ Казани, запретил им ездить на торги Казанской ярмарки и приказал организовать аналогичный торг во граде Василеве, что расположился на месте впадения р. Сура в Волгу. Так началось обустройство русского купечества на волжских берегах. Вскоре началась многолетняя война с Казанским ханством, завершившаяся его присоединением к России в 1552 г. После завоевания Астраханского ханства в 1556г. закончилось 300 летнее владычество татар в Поволжье, и Волга стала русской рекой. Великий торговый путь окончательно стал «своим» для русского купечества. Василевскую ярмарку перенесли к монастырю св. Макария. Ежегодно 25 июля (день св. Макария) у стен монастыря встречались речные суда из Астрахани и других низовых городов с судами из верховьев Волги, гружеными европейскими товарами, и начинался шумный торг. Это была знаменитая Макарьевская ярмарка. «Макарьевская ярмарка есть зело великое сходбище: о ней всегда думать надлежит» - поучал своего ученика воспитатель Петра I Никита Зотов. «В сказочный срок возникали магазины, лавки, склады, трактиры, гостиницы, цирки, балаганы. Кого здесь только не было - промышленники и купцы, маклеры и агенты, кяхтинские торговцы чаем, армяне, торгующие калмыцкими тулупами, бухарцы с хлопком, немцы, англичане, французы, индийцы, кустари и крестьяне со своим товаром. Здесь можно было купить товар, заключить сделки, наряду с оптовой торговлей была и мелочная - розничная, разносная. Купцы начинали торговлю с молитвы и жертвовали большие деньги монастырю. Большой доход монахам давал провоз торговцев через Волгу, а также сдача складских и торговых помещений.

Князь Долгорукий писал о ярмарке: «все противоположности здесь соединяются и превращаются в целковые, в бумажки, наконец, в огромные векселя. Заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмарка...». Особую роль играл ярмарочный быт. Над торгом стоял огромный столб пыли и несмолкаемый гул. Огромные размеры ярмарки побуждали к большим сделкам и кутежу, трактир являлся местом всеобщих встреч. Даже когда выстроили для торговых встреч биржу - она пустовала. Посетителей Макария отличала набожность, они ставили свечку «на путь», и не напрасно, так как он был опасен, особенно у Жигулей, у утеса Стеньки Разина. От разбоев были созданы специальные охранные команды. Рядом с торгом и молитвой шли развлечения, кому какие по положению: верхи посещали Модную линию, «ресторации», театры с «императорскими актерами», простонародье ходило в цирк, балаганы, на медвежьи потехи, у всех было популярным лодочное катание» (Андреев И. К Макарию // Былое, 1992, № 5, с.4).

На рубеже XV-XVI вв. появились гостиные дворы, что было показателем развития хозяйственных связей между различными регионами Русского государства. Если городская торговля осуществлялась в основном в рядах, где местные жители выставляли свои товары, то приезжие купцы, прежде всего иностранные, осуществляли торговые операции в специальных учреждениях - гостиных дворах. В XVI в. гостиные дворы имелись как в крупных, так и мелких городах. Гостиный двор представлял собой прямоугольную площадь, обнесенную стеной с башнями по углам и над воротами. Внутри гостиного двора находились торговые и складские помещения, таможенная изба, где торговцы уплачивали пошлину. Здесь же за определенную плату можно было получить ночлег и питание.

В одном городе могло находиться несколько гостиных дворов, которые различались либо по специализации товара, либо по месту, откуда прибывали купцы. В Пскове, к примеру, были соляной и льняной гостиные дворы, а также дворы для приезжих гостей - московские и тверские. Особые гостиные дворы сооружались для внешнеторговых операций. Так, в Москве находились Английский, Литовский, Армянский и другие гостиные дворы.

Изменение форм торговли в XIV –XVI вв.

       
   






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных