Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как зна­ки ме­ня­ют­ся от стра­ны к стра­не и от ме­ст­но­сти к ме­ст­но­сти




 

Ме­ст­ный Знак ис­поль­зу­ет­ся на ог­ра­ни­чен­ном гео­гра­фи­че­­ском про­стран­ст­ве. Ес­ли ко­ре­ец, нор­ве­жец и ма­саи ока­жут­ся вме­сте на не­оби­тае­мом ост­ро­ве, ка­ж­дый из них без тру­да смо­жет дать по­нять со­рат­ни­кам по не­сча­стью, в ка­ком он на­строе­нии и что на­ме­ре­ва­ет­ся сде­лать. Че­ло­­в­еч­ес­тво рас­по­ла­га­ет об­шир­ным на­бо­ром об­щих для всех лю­дей поз, те­ло­дви­же­ний и вы­ра­же­ний ли­ца. Од­на­ко и без не­до­ра­зу­ме­ний жерт­вам ко­раб­ле­кру­ше­ния не обой­тись. Ка­ж­дый из этих лю­дей ус­во­ил осо­бый, при­над­ле­жа­­щий лишь его куль­ту­ре на­бор Ме­ст­ных Зна­ков, ко­то­рые по­ка­жут­ся ос­таль­ным не имею­щи­ми ни­ка­ко­го смыс­ла. Ес­ли нор­ве­жец по­па­дет на не­оби­тае­мый ост­ров вме­сте со шве­дом и дат­ча­ни­ном, об­щать­ся им бу­дет ку­да лег­че, по­­скол­ьку все они про­ис­хо­дят из од­но­го ре­гио­на и раз­де­ля­­ют дос­та­точ­но мно­го ме­ст­ных зна­ков, ко­то­рые, как и мно­гие сло­ва, час­то иг­но­ри­ру­ют со­вре­мен­ные гра­ни­цы го­­с­ударств.

Срав­не­ние зна­ков со сло­ва­ми су­ще­ст­вен­но, по­сколь­ку по­зво­ля­ет уяс­нить суть про­бле­мы: по­ка что гео­гра­фия зна­ков для нас — тем­ный лес. Мы зна­ем, как вы­гля­дят лин­гвис­ти­че­ские кар­ты, а вот кар­ты жес­тов и зна­ков пол­ны бе­лых пя­тен. По­про­си­те лин­гвис­та опи­сать рас­про­стра­нен­ность лю­бо­го на­зван­но­го ва­ми язы­ка — и он пре­­до­ст­авит вам под­роб­ную, сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ную ин­фор­ма­­цию на этот счет. Вы­бе­ри­те лю­бое сло­во — и лин­гвист про­де­мон­ст­ри­ру­ет вам его «путь» из стра­ны в стра­ну. Он да­же по­ка­жет вам диа­лект­ные кар­ты не­ко­то­рых ре­гио­­нов ми­ра и, упо­до­бив­шись про­фес­со­ру Хиг­гин­су из «Пиг­­м­али­она», рас­ска­жет о том, ка­кие слен­го­вые вы­ра­же­ния ут­вер­ди­лись в тех или иных рай­онах боль­ших го­ро­дов. Но по­про­буй­те най­ти где-ни­будь ми­ро­вой ат­лас зна­ков — и вы ос­та­не­тесь с но­сом.

Впро­чем, на­уч­ная дис­ци­п­ли­на «гео­гра­фия зна­ков» су­­щ­ес­тв­ует, и со­став­ле­ние ат­ла­са жес­тов уже на­ча­то. По­ка что уче­ные де­ла­ют пер­вые ша­ги, в ча­ст­но­сти, не так дав­но они ис­сле­до­ва­ли стра­ны Ев­ро­пы и Сре­ди­зем­но­мо­рья и по­лу­чи­ли цен­ные све­де­ния о том, как жес­ти­ку­ля­ция ме­­н­яе­тся от од­ной ме­ст­но­сти к дру­гой. Взять про­стой знак: ука­за­тель­ный па­лец по­сту­ки­ва­ет по кры­лу но­са. Боль­шин­­с­тво анг­ли­чан счи­та­ет, что этот знак оз­на­ча­ет сек­рет­ность и кон­спи­ра­цию, тре­буя: «Дер­жи это в сек­ре­те! Не раз­бал­­т­ывай на­шу тай­ну!» Ес­ли мы пе­ре­мес­тим­ся из Анг­лии в цен­траль­ные ре­гио­ны Ита­лии, ока­жет­ся, что знак по­ме­­нял зна­че­ние — те­перь это пре­ду­пре­ж­де­ние: «Ос­то­рож­­нее, вам гро­зит опас­ность, эти лю­ди весь­ма ко­вар­ны!» Два зна­че­ния зна­ка свя­за­ны ме­ж­ду со­бой, у них есть об­щий эле­мент — лу­кав­ст­во. В Анг­лии лу­ка­вим мы с со­бе­­се­дн­иком — что­бы не вы­дать сек­рет. В Ита­лии лу­ка­вят дру­гие лю­ди, о чем нас и сле­ду­ет пре­ду­пре­дить. В обо­их слу­ча­ях по­сту­ки­ва­ние паль­цем по но­су сим­во­ли­зи­ру­ет лу­­ка­вс­тво, ме­ня­ют­ся толь­ко «дей­ст­вую­щие ли­ца».

 

 

По­сту­ки­ва­ние паль­цем по кры­лу но­са в Анг­лии оз­на­ча­ет кон­спи­ра­цию или сек­рет­ность, а в Ита­лии это дру­же­ст­вен­ное пре­ду­пре­ж­де­ние: «Ос­то­рож­нее, вы в опас­но­сти».

 

 

Этот знак, как и ряд дру­гих, со­хра­ня­ет по­всю­ду и фор­му, и ос­нов­ное зна­че­ние, но оз­на­ча­ет в раз­ных ре­гио­нах со­всем не од­но и то же. По ме­ре со­став­ле­ния кар­ты зна­ков вы­яс­ня­ет­ся, что этот тип зна­ков от­но­сит­ся к са­мым рас­про­стра­нен­ным. Под­твер­жде­ние то­му — знак «при­­ко­сн­ов­ение к ве­ку»: ука­за­тель­ный па­лец ка­са­ет­ся ко­жи под ве­ком и от­тя­ги­ва­ет ее вниз, из-за че­го глаз от­кры­ва­­е­тся еще ши­ре. В Анг­лии и Фран­ции дан­ный знак оз­на­­ч­ает в ос­нов­ном: «Вы ме­ня не об­ма­не­те, я ви­жу, что вы за­ду­ма­ли». В Ита­лии его зна­че­ние ме­ня­ет­ся: «Гля­ди­те в оба, будь­те на­че­ку, этот че­ло­век — зло­дей». Ины­ми сло­ва­­ми, ос­нов­ное зна­че­ние зна­ка свя­за­но с бди­тель­но­стью, оно варь­и­ру­ет­ся от «я бди­те­лен» до «вы долж­ны быть бди­­тел­ьны».

И в том, и в дру­гом слу­чае в ка­ж­дой на­зван­ной стра­не есть не­боль­шая груп­па лю­дей, вос­при­ни­маю­щая зна­ки не так, как боль­шин­ст­во. Еди­но­ду­шия в оцен­ке зна­ков не на­блю­да­ет­ся, воз­мож­но лишь ска­зать, как вос­при­ни­ма­ет тот или иной знак боль­шая часть на­се­ле­ния. Про­вес­ти чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ре­гио­на­ми, в ко­то­рых зна­че­ния зна­ка раз­нят­ся, час­то не­воз­мож­но. Из­ред­ка мы, пе­ре­ме­­щ­аясь из од­ной ме­ст­но­сти в дру­гую, ви­дим рез­кий пе­ре­­ход от од­но­го зна­че­ния к дру­го­му, од­на­ко ку­да ча­ще оба зна­че­ния со­су­ще­ст­ву­ют, про­сто од­но из них рас­про­стра­­н­ено бо­лее, а дру­гое — ме­нее.

Ино­гда мы мо­жем увя­зать гео­гра­фи­че­ское рас­пре­де­­л­ение со­вре­мен­ных Ме­ст­ных Зна­ков с кон­крет­ны­ми ис­­т­ор­ич­еск­ими со­бы­тия­ми. Во Фран­ции и на се­ве­ре Ита­лии че­ло­век, ко­то­рый рез­ко про­во­дит тыль­ной сто­ро­ной паль­цев по ко­же под под­бо­род­ком в на­прав­ле­нии от гор­ла, на­но­сит вам ос­корб­ле­ние. Там этот знак оз­на­ча­ет: «Ис­чез­ни, ты ме­ня раз­дра­жа­ешь». В Юж­ной Ита­лии дан­ный знак так­же не от­но­сит­ся к по­зи­тив­ным, но не яв­ля­­е­тся и ос­кор­би­тель­ным. Здесь он оз­на­ча­ет все­го-на­все­го «ни­че­го осо­бен­но­го», или «нет», или «я не мо­гу», или «я не хо­чу». Зна­че­ние из­ме­ня­ет­ся ме­ж­ду Ри­мом и Не­апо­­лем, от­че­го воз­ник­ло пред­по­ло­же­ние, что тут за­ме­ша­на куль­ту­ра Древ­ней Гре­ции. В свое вре­мя гре­ки ко­ло­ни­зи­­р­ов­али Юж­ную Ита­лию, и их про­дви­же­ние на се­вер ос­­т­ан­ов­илось как раз ме­ж­ду Ри­мом и Не­апо­лем. В на­ше вре­мя гре­ки про­во­дят паль­ца­ми по под­бо­род­ку с той же це­лью, что и жи­те­ли юга Ита­лии. Ин­те­рес­но, что рас­пре­­д­ел­ение это­го и не­ко­то­рых дру­гих зна­ков в точ­но­сти со­­о­тве­тс­тв­ует пу­ти гре­че­ских ко­ло­ни­за­то­ров в эпо­ху рас­­цв­ета Эл­ла­ды. На­ши язы­ки и ар­хи­тек­ту­ра до сих пор не­сут на се­бе от­пе­ча­ток куль­ту­ры Древ­ней Гре­ции, и нас не дол­жен удив­лять тот факт, что древ­не­гре­че­ские зна­ки по сей день ос­та­ют­ся «в обой­ме». Лю­бо­пыт­но дру­гое: по­че­му со вре­ме­нем они не рас­про­стра­ни­лись за пре­де­лы ко­ло­­н­из­ир­ова­нных тер­ри­то­рий? Гре­че­ские зод­че­ст­во и фи­ло­­с­офия про­ник­ли да­ле­ко за гра­ни­цы ко­ло­ний, зна­ки же за фи­ло­со­фи­ей не по­сле­до­ва­ли, а по­че­му — не­яс­но. В Анг­лии, к при­ме­ру, их нет во­об­ще, во Фран­ции они име­ют дру­гие зна­че­ния.

 

 

Знак «паль­цы из-под под­бо­род­ка» (см. рис. 2 на со­сед­ней стра­ни­це) в Анг­лии не­из­вес­тен; во Фран­ции и на се­ве­ре Ита­лии он оз­на­ча­ет «ис­чез­ни»; в Юж­ной Ита­лии этот знак не яв­ля­ет­ся ос­кор­би­тель­ным и оз­на­ча­ет «ни­че­го осо­бен­но­го». Эта раз­ни­ца от­ра­же­на в рас­пре­де­ле­нии зна­че­ний зна­ка на гра­фи­ках.

Спра­ва: од­ни зна­ки ис­поль­зу­ют­ся лишь в од­ной ме­ст­но­сти, дру­гие бы­ту­ют на боль­ших тер­ри­то­ри­ях. В 1832 го­ду Ан­д­реа де Жо­рио по­ве­дал ми­ру о де­ся­ти не­апо­ли­тан­ских зна­ках, ко­то­рые оз­на­ча­ют или оз­на­ча­ли: (1) «мол­чи»; (2) «нет»; (3) «кра­си­во»; (4) «я го­ло­ден»; (5) «ты сме­шон»; (6) «я ус­тал»; (7) «это глу­по»; (8) «ос­те­ре­гай­ся»; (9) «не­че­ст­но»; (10) «тут есть под­вох». Зна­ки (1) и (5) уз­на­ют все ев­ро­пей­цы, в то вре­мя как зна­ки (9) и (10) вряд ли по­нят­ны за пре­де­ла­ми Ита­лии.

 

 

 

 

Знак «при­кос­но­ве­ние к ве­ку» (см. рис. 8 на стр. 107) об­ре­та­ет не­сколь­ко иное зна­че­ние, ко­гда пу­те­ше­ст­вен­ник пе­ре­се­ка­ет гра­ни­цу ме­ж­ду Фран­ци­ей и Ита­ли­ей. Во Фран­ции он оз­на­ча­ет «я бди­те­лен», а в Ита­лии — «вы долж­ны быть бди­тель­ны».

Оба слу­чая объ­е­ди­ня­ет бди­тель­ность, от­сю­да и ши­ро­ко от­кры­тый глаз, толь­ко во Фран­ции бди­те­лен по­даю­щий знак, а в Ита­лии знак при­зы­ва­ет быть бди­тель­ным со­бе­сед­ни­ка. Раз­ни­ца в рас­пре­де­ле­нии зна­че­ний зна­ка от­ра­же­на на гра­фи­ках. (Все гра­фи­ки из кни­ги Мор­ри­са и др. «Кар­ты зна­ков» («Gesture Maps»).)

 

Дру­гой при­мер влия­ния ис­то­рии на жес­ти­ку­ля­­цию — Се­вер­ная Аф­ри­ка. В Ту­ни­се знак «паль­цы из-под под­бо­род­ка» сно­ва ста­но­вит­ся ос­кор­би­тель­ным — ту­нис­­цы вос­про­из­во­дят «фран­цуз­ский» ва­ри­ант это­го зна­ка, а не «юж­но­италь­ян­ский», не­смот­ря на то что Ита­лия к Ту­­н­ису ку­да бли­же. Есть и дру­гие зна­ки, об­щие для Ту­ни­са и Фран­ции. Объ­яс­ня­ет­ся это про­сто: ка­кое-то вре­мя Ту­нис был фран­цуз­ской ко­ло­ни­ей, и куль­ту­ра ко­ло­ни­за­то­­ров по­влия­ла да­же на ме­ст­ную жес­ти­ку­ля­цию. В пла­не зна­ков со­вре­мен­ный Ту­нис — бо­лее «фран­цуз­ская» стра­на, не­же­ли лю­бой из его со­се­дей, по­сколь­ку те не ис­пы­­т­али влия­ние Фран­ции.

Здесь воз­ни­ка­ет во­прос: яв­ля­ют­ся ли зна­ки бо­лее кон­­се­рв­ати­вным сред­ст­вом ком­му­ни­ка­ции по срав­не­нию с дру­ги­ми? Мы час­то слы­шим о по­след­ней мо­де и ни­ко­­гда — о «жес­тах но­во­го се­зо­на». Су­дя по все­му, зна­ки мо­гут со­хра­нять­ся в не­из­мен­ном ви­де до­воль­но дол­го, так же как фольк­лор или дет­ские иг­ры и счи­тал­ки. Тем не ме­нее, вре­мя от вре­ме­ни воз­ни­ка­ют и но­вые зна­ки. Две ты­ся­чи лет то­му на­зад за­ко­но­да­те­ля­ми мо­ды на жес­ты бы­ли гре­ки. Се­го­дня это бри­тан­цы с их зна­ка­ми «по­бе­­да» и «па­лец вверх» и аме­ри­кан­цы с их зна­ком «о'кей». Эти жес­ты рас­про­стра­ни­лись и в Ев­ро­пе, и по все­му ми­ру: они поя­ви­лись на ме­ж­ду­на­род­ной аре­не в го­ды Вто­рой Ми­ро­вой Вой­ны и в по­сле­во­ен­ные го­ды ук­ре­пи­ли по­­з­иции да­же в бо­га­тых на жес­ты стра­нах Юж­ной Ев­ро­пы. Впро­чем, это ис­клю­че­ние из пра­вил. Поч­ти все со­вре­мен­­ные Ме­ст­ные Зна­ки поя­ви­лись сто­ле­тия на­зад и име­ют дол­гую ис­то­рию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных