Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ре­ак­ции на опас­ность — на­стоя­щую и мни­мую




По­доб­но пред­ста­ви­те­лям лю­бо­го дру­го­го ви­да, лю­ди ста­­р­аю­тся за­щи­тить се­бя, ко­гда им гро­зит опас­ность. Че­ло­­в­еч­еское те­ло слиш­ком уяз­ви­мо и ли­ше­но поч­ти всех ви­дов ес­те­ст­вен­но­го «пан­ци­ря». Та­ко­вым, да и то от­час­ти, мо­жет счи­тать­ся лишь твёр­дый кос­тя­ной по­кров во­круг моз­га и пять ко­ст­ных вы­сту­пов — над­бров­ные ду­ги, ску­лы и пе­ре­но­си­ца, — ок­ру­жаю­щие гла­за. Эти кос­ти по­мо­­г­ают све­сти к ми­ни­му­му ущерб, на­но­си­мый го­ло­ве при пря­мых уда­рах: бла­го­да­ря им уве­ли­чи­ва­ют­ся на­ши шан­сы со­хра­нить зре­ние и яс­ность мыс­ли по­сле фи­зи­че­ской ата­ки.

К сис­те­ме «ко­ст­ной за­щи­ты» при­ла­га­ет­ся не­сколь­ко за­щит­ных дей­ст­вий, ко­то­рые у всех лю­дей оди­на­ко­вы. На­чи­ная с че­ты­рёх­ме­сяч­но­го воз­рас­та лю­бой здо­ро­вый че­ло­век в мо­мент, ко­гда над ним вне­зап­но на­ви­са­ет уг­ро­­за, де­мон­ст­ри­ру­ет ха­рак­тер­ную «ре­ак­цию ис­пу­га». Это мгно­вен­ная ре­ак­ция, и обыч­но её фик­си­ру­ют, вы­стре­лив из пис­то­ле­та за спи­ной че­ло­ве­ка за се­кун­ду до то­го, как бу­дет сде­ла­на фо­то­гра­фия. Фо­то­гра­фи­руя «жерт­ву», мы мо­жем за­снять на фо­то­плён­ку ре­ак­цию ис­пу­га, свой­ст­вен­­ную на­ше­му ви­ду. Она все­гда од­на и та же: гла­за за­жму­­р­ены, рот рас­тя­нут, го­ло­ва вжа­та в пле­чи, ру­ки со­гну­ты в лок­тях, паль­цы сжа­ты в ку­ла­ки, ту­ло­ви­ще по­да­лось впе­рёд, жи­вот втя­нут, ко­ле­ни слег­ка со­гну­ты.

Эта за­щит­ная по­за ото­бра­жа­ет пер­вое из се­рии обо­­р­он­ител­ьных дви­же­ний, ко­гда те­ло сжи­ма­ет­ся, де­ла­ет­ся бо­лее ком­пакт­ным и на­пря­га­ет­ся, что­бы вы­дер­жать ожи­­да­емый удар. Гла­за при этом за­щи­ща­ют­ся мол­ние­нос­но, а пле­чи и ру­ки го­то­вы за­щи­тить от уда­ра го­ло­ву.

Ре­ак­цию ис­пу­га в раз­ви­тии мож­но на­блю­дать в лю­бой улич­ной по­та­сов­ке или в си­туа­ции, ко­гда в воз­ду­хе ле­та­ют тя­жё­лые пред­ме­ты. Го­ло­ва скло­ня­ет­ся ещё ни­же, ру­ки под­ни­ма­ют­ся, что­бы за­щи­тить ли­цо. Да­же в фор­­мал­ьной об­ста­нов­ке бок­сёр­ско­го рин­га обо­ро­няю­щий­ся бок­сёр де­ла­ет те же дви­же­ния, за­щи­щая от на­но­си­мых ему уда­ров в пер­вую оче­редь го­ло­ву.

В дру­гих осо­бых об­стоя­тель­ст­вах при­ори­те­ты ме­ня­­ю­тся. Про­фес­сио­наль­ные фут­бо­ли­сты, вы­страи­ваю­щие­ся «стен­кой», что­бы за­щи­тить во­ро­та от штраф­но­го уда­ра, вста­ют ли­цом к то­му, кто бьёт по мя­чу, и ле­тя­щий с очень вы­со­кой ско­ро­стью мяч впол­не мо­жет по­пасть од­но­му из них в го­ло­ву. Тем не ме­нее, они за­кры­ва­ют ру­ка­ми не ли­цо, а об­ласть ге­ни­та­лий. По­че­му — по­нят­но: фут­бо­лист уви­дит, ку­да имен­но ле­тит мяч, и в слу­чае че­го ус­пе­ет при­крыть ли­цо ру­ка­ми, по­это­му он за­ра­нее за­щи­ща­ет ме­сто, ко­то­рое слож­нее за­щи­тить бы­ст­рым дви­же­ни­ем рук. На то, что­бы со­гнуть ту­ло­ви­ще, нуж­но по­тра­тить боль­ше вре­­м­ени, чем на то, что­бы скло­нить го­ло­ву, и об­ласть про­­ме­жн­ости в дан­ном кон­крет­ном слу­чае ста­но­вит­ся наи­­б­олее уяз­ви­мой. Тем не ме­нее, фо­то­гра­фии, сде­лан­ные в мо­мент уда­ра, по­ка­зы­ва­ют, что, ес­ли не брать в рас­чёт по­­л­ож­ение рук, фут­бо­ли­сты про­яв­ля­ют ти­пич­ную ре­ак­цию ис­пу­га, опи­сан­ную вы­ше: го­ло­ва втя­ги­ва­ет­ся в пле­чи, мыш­цы ли­ца на­пря­га­ют­ся. Иг­ро­ки зна­ют, что мо­гут от­бить мяч го­ло­вой, тем не ме­нее, на до­лю се­кун­ды они де­мон­ст­­р­ир­уют все ту же за­щит­ную ре­ак­цию. (Бо­лель­щи­ки шу­тят те­перь фут­бо­ли­сты при­кры­ва­ют уже не ге­ни­та­лии, а рот, по­то­му что они вло­жи­ли це­лое со­стоя­ние в кос­ме­ти­че­­ское вос­ста­нов­ле­ние вы­би­тых зу­бов.)

В мо­мент, ко­гда про­ис­хо­дит фи­зи­че­ское на­па­де­ние, жерт­ва обыч­но мол­чит, од­на­ко в по­сле­дую­щие мгно­ве­ния бег­ст­ва, па­ни­ки или вре­мен­но­го рас­слаб­ле­ния час­то про­­я­вл­яе­тся ещё од­на за­щит­ная ре­ак­ция — крик. Это вопль тре­во­ги, ко­то­рый из­да­ют не толь­ко лю­ди и обезь­я­ны, но и мно­гие дру­гие ви­ды мле­ко­пи­таю­щих. Как сиг­нал, опо­­в­еща­ющий дру­гих о не­об­хо­ди­мо­сти бе­жать на по­мощь или за­щи­щать се­бя, дан­ная ре­ак­ция яв­ля­ет­ся для жи­вот­­н­ого ми­ра са­мой ха­рак­тер­ной. Она на­столь­ко не­спе­ци­­фи­чна для лю­бо­го ви­да, что мы мо­жем рас­по­знать вопль тре­во­ги не­за­ви­си­мо от то­го, ка­кое жи­вот­ное его из­да­ёт. Ра­зу­ме­ет­ся, он мо­жет быть очень раз­ным, ино­гда это визг, ино­гда — вой, од­на­ко спу­тать крик, пол­ный бо­ли и стра­ха, нель­зя ни с чем. Что ка­са­ет­ся лю­дей, муж­чи­ны и жен­­щ­ины из­да­ют крик тре­во­ги не толь­ко с раз­ной то­наль­но­­стью, но и с раз­ной час­то­той. Взрос­лые муж­чи­ны кри­чат, ко­гда им очень боль­но, и поч­ти не кри­чат, ко­гда па­ни­ку­­ют и ко­гда им страш­но. Де­ти и жен­щи­ны кри­чат и в той, и в дру­гой си­туа­ции. Раз­ни­ца осо­бен­но за­мет­на в боль­шом пар­ке раз­вле­че­ний с его «чёр­то­вы­ми ко­лё­са­ми» и ком­на­­т­ами стра­ха и ужа­са. Здесь то и де­ло слыш­ны вы­со­ко­час­­то­тные кри­ки жен­щин, на­сла­ж­даю­щих­ся «безо­пас­ной» па­­н­икой, в то вре­мя как во­пли муж­чин не слыш­ны во­об­ще.

Ес­ли спро­сить лю­дей, че­го они бо­ят­ся боль­ше все­го на све­те, их от­ве­ты ока­жут­ся по­ра­зи­тель­но от­вле­чён­ны­ми. Вме­сто то­го что­бы пе­ре­чис­лять ре­аль­ных со­вре­мен­­ных «убийц» — бы­ст­рые ав­то­мо­би­ли, взрыв­ча­тые ве­ще­ст­­ва, пу­ли и но­жи, за­гряз­не­ние ат­мо­сфе­ры и стрес­со­вые си­­ту­ации, — лю­ди склон­ны бо­ять­ся то­го же, че­го боя­лись на­ши пред­ки, на­при­мер, скольз­ких, пол­заю­щих, кра­ду­­щи­хся зве­рей, па­ра­зи­тов и на­се­ко­мых, гро­ма и мол­нии, замк­ну­то­го про­стран­ст­ва и боль­шой вы­со­ты. Это не зна­чит, что оп­ро­шен­ных не стра­шат опас­но­сти со­вре­мен­ной ци­ви­ли­за­ции, од­на­ко, ко­гда их про­сят рас­ска­зать о сво­их стра­хах, они за­бы­ва­ют об оче­вид­ном и ищут в глу­би­нах сво­его соз­на­ния об­рыв­ки вос­по­ми­на­ний о не­объ­яс­ни­мой па­ни­ке, тре­во­ге или от­вра­ще­нии. Ча­ще все­го лю­ди на­хо­­дят об­ра­зы, ко­то­ры­ми на­би­ты под за­вяз­ку филь­мы ужа­сов и ко­то­рые по-преж­не­му за­став­ля­ют нас со­дро­гать­ся от стра­ха, хо­тя ве­ро­ят­ность столк­нуть­ся с та­ки­ми «ужа­­с­ами» в ре­аль­ной жиз­ни в наш век очень ма­ла.

Боль­ше че­го бы то ни бы­ло лю­ди бо­ят­ся, ко­неч­но, змей. От­но­сит­ся это не толь­ко к стра­нам, где дан­ные реп­ти­лии дей­ст­ви­тель­но пред­став­ля­ют опас­ность, но и, на­при­мер, к Ве­ли­ко­бри­та­нии, где, пу­те­ше­ст­вуя в те­че­ние го­да по сель­ской ме­ст­но­сти, вы рис­куе­те по­гиб­нуть от уку­са змеи в од­ном слу­чае из 500 мил­лио­нов. В США, где во­дят­ся смер­тель­но ядо­ви­тые гре­му­чие змеи, шанс по­гиб­­нуть — при­мер­но один из шес­ти мил­лио­нов. Тем не ме­нее, да­же в этих стра­нах на пер­вом мес­те в спи­ске стра­хов не­из­мен­но по­яв­ля­ет­ся ядо­ви­тая змея. «Гон­ку не­на­­ви­сти» она вы­иг­ры­ва­ет не из-за ма­лень­кой го­ло­вы, а из-за очень длин­ной «шеи». По час­ти уст­ра­ше­ния со змея­ми не срав­нит­ся ни­кто и ни­что. Змеи вы­зы­ва­ют у нас очень бур­ную ре­ак­цию: в Ве­ли­ко­бри­та­нии це­лых 19% те­ле­зри­­т­елей при­зна­лись, что, ко­гда на эк­ра­не по­яв­ля­ет­ся змея, они ли­бо вы­клю­ча­ют те­ле­ви­зо­ры, ли­бо от­во­ра­чи­ва­ют­ся.

В ка­че­ст­ве за­щит­ной ре­ак­ции та­кой страх пе­ред змея­ми, ра­зу­ме­ет­ся, дал на­шим да­лё­ким пред­кам, спус­­ти­вши­мся с де­ревь­ев на зем­лю, ог­ром­ное пре­иму­ще­ст­во. Это пре­иму­ще­ст­во со­хра­ня­лось за ни­ми на про­тя­же­нии не­сколь­ких мил­лио­нов лет, по­ка в ре­зуль­та­те эво­лю­ции не поя­вил­ся со­вре­мен­ный че­ло­век. Мож­но ска­зать, что не­на­висть к зме­ям сыг­ра­ла важ­ней­шую роль на ран­ней ста­дии раз­ви­тия че­ло­ве­че­ст­ва. Жи­ву­честь стра­ха пе­ред реп­ти­лия­ми в столь яв­ной фор­ме оз­на­ча­ет, что со вре­ме­­нем он пре­вра­тил­ся во вро­ж­ден­ную ре­ак­цию. До­ка­за­­тельств это­му нет, но и объ­яс­нить на­ши ре­ак­ции по-ино­му слож­но.

 

 

Са­мый силь­ный страх лю­ди ис­пы­ты­ва­ют пе­ред змея­ми. Бо­ят­ся змей да­же жи­те­ли тех стран, где при­нять смерть от ядо­ви­той реп­ти­лии мож­но с той же ве­ро­ят­но­стью, что и от уда­ра мол­нии. Как по­ка­за­но на гра­фи­ке, страх пе­ред змея­ми у бри­тан­ских де­тей дос­ти­га­ет пи­ка, ко­гда им ис­пол­ня­ет­ся шесть лет, по­сле че­го по­сте­пен­но убы­ва­ет как у маль­чи­ков, так и у де­во­чек. Не­взи­рая на фрей­ди­стов, ви­дя­щих в зме­ях фал­ли­че­ский сим­вол, по­ло­вое со­зре­ва­ние со стра­хом пе­ред змея­ми ни­как не свя­за­но. Тра­фик по­стро­ен по дан­ным, по­лу­чен­ным в хо­де оп­ро­са 11 960 де­тей (по Мор­ри­су и Мор­ри­су).

 

Ре­бё­нок не вы­ка­зы­ва­ет стра­ха пе­ред змея­ми да­же в воз­рас­те двух лет, од­на­ко к трём го­дам он на­чи­на­ет их опа­сать­ся, а в че­ты­ре го­да его страх уже пол­но­стью сфор­­м­ир­ова­лся. В шесть лет он дос­ти­га­ет пи­ка, по­сле че­го ре­бё­нок бо­ит­ся змей все мень­ше до мо­мен­та, ко­гда дос­ти­­г­ает 14 лет. У пред­ста­ви­те­лей раз­ных по­лов этот про­цесс идёт чуть по-раз­но­му — де­воч­ки в лю­бом воз­рас­те бо­ят­ся змей боль­ше, чем маль­чи­ки. По­ло­вое со­зре­ва­ние не ока­­з­ыв­ает на страх пе­ред змея­ми ни­ка­ко­го влия­ния. Со­глас­­но фрей­ди­ст­ским тео­ри­ям, змея есть фал­ли­че­ский сим­вол, но эта точ­ка зре­ния оши­боч­на. Вер­но дру­гое: кри­вая ин­тен­сив­но­сти стра­ха пе­ред змея­ми фак­ти­че­ски опи­сы­­в­ает ста­дии за­щи­щён­но­сти ре­бён­ка в пер­во­быт­ном об­­щ­ес­тве. Очень ма­лень­ко­го ре­бён­ка за­щи­ща­ет его мать. Под­­ро­сток мо­жет за­щи­тить се­бя сам. А вот ре­бё­нок млад­ше­­го школь­но­го воз­рас­та, в ко­то­ром на­блю­да­ет­ся са­мый силь­ный страх пе­ред змея­ми, спо­со­бен от­пра­вить­ся на са­мо­стоя­тель­ную про­гул­ку и по­встре­чать ядо­ви­тую змею, пе­ред ко­то­рой он бу­дет без­за­щи­тен.

Кро­ме змей, лю­ди стра­шат­ся так­же дру­гих жи­вот­­ных, в ча­ст­но­сти пау­ков и крыс, а так­же па­ра­зи­тов, ко­то­­рые за­во­дят­ся ино­гда в на­ших до­мах. Ма­лень­кие на­се­ко­­мые, кон­так­ти­рую­щие с кож­ным по­кро­вом, вы­зы­ва­ют мо­мен­таль­ную и ха­рак­тер­ную за­щит­ную ре­ак­цию, вы­ра­­жа­ющу­юся в рез­ком уда­ре по то­му мес­ту, где на­се­ко­мое кос­ну­лось ко­жи. Эта не­осоз­нан­ная ре­ак­ция, как и ре­ак­ция ко­пыт­ных, ко­то­рые от­го­ня­ют хво­ста­ми мух. По­­скол­ьку кон­тро­ли­ро­вать её мы поч­ти не в со­стоя­нии, оса или пче­ла, за­ле­тев­шие в са­лон ав­то­мо­би­ля, ста­но­вят­ся для во­ди­те­лей ис­точ­ни­ком боль­шой опас­но­сти. Да­же ес­ли во­­д­итель зна­ет, что эти на­се­ко­мые не ужа­лят, ес­ли их не рас­сер­дить, он час­то не мо­жет сдер­жать се­бя, не­из­беж­но от­вле­ка­ет­ся от до­ро­ги и ста­вит под уг­ро­зу безо­пас­ность на­хо­дя­щих­ся в ма­ши­не. Опять же, су­дя по все­му, мы унас­ле­до­ва­ли эту ре­ак­цию от на­ших да­лё­ких пред­ков и не мо­жем при­глу­шить её, не­взи­рая на то что дос­та­точ­но хо­ро­шо изу­чи­ли жизнь на­се­ко­мых.

Слож­но ска­зать с уве­рен­но­стью, ка­кие имен­но из на­ших за­щит­ных ре­ак­ций поя­ви­лись в от­вет на страх, ко­то­­рый вы­зы­ва­ли в пер­во­быт­ных лю­дях хищ­ни­ки ог­ром­ных раз­ме­ров. Львы, тиг­ры и кро­ко­ди­лы за­ни­ма­ют по­чёт­ные мес­та в спи­сках жи­вот­ных, ко­то­рых бо­ят­ся де­ти, од­на­ко до змей и пау­ков им да­ле­ко. Воз­мож­но, де­ло в том, что на­ши пред­ки счи­та­ли этих зве­рей вра­га­ми и зна­ли, ка­кие ме­ры пре­дос­то­рож­но­сти нуж­но пред­при­нять, что­бы не пасть их жерт­вой. Ядо­ви­тые змеи и ядо­ви­тые пау­ки, за­­по­лза­ющие на тер­ри­то­рию пле­мен­ной сто­ян­ки или вне­­за­пно по­яв­ляю­щие­ся в тра­ве, вы­зы­ва­ли при­сту­пы стра­ха и па­ни­ки ку­да ча­ще, по­это­му ре­ак­ция на них за­кре­пи­­лась в соз­на­нии со­вре­мен­но­го че­ло­ве­ка.

У на­ше­го ви­да есть и уни­каль­ная за­щит­ная ре­ак­ция — суе­ве­рия. Бес­пре­рыв­но улуч­шая ре­аль­ные тех­но­ло­гии лич­ной безо­пас­но­сти (от щи­тов до пу­ле­стой­ких бро­не­жи­ле­­тов и от дос­пе­хов до под­зем­ных убе­жищ на слу­чай ядер­ной вой­ны), мы од­но­вре­мен­но при­ду­мы­ва­ли и са­мо­за­щи­ту дру­го­го ро­да — ма­ги­че­скую. Суе­ве­рия су­ще­ст­во­ва­ли в лю­бую эпо­ху и в лю­бой куль­ту­ре. Они столь мно­го­чис­лен­ны и раз­но­об­раз­ны, что су­ще­ст­ву­ют це­лые эн­цик­ло­пе­дии суе­­в­ерий, опи­сы­ваю­щие в де­та­лях ка­ж­дое из них. Поч­ти все они бес­смыс­лен­ны и бес­по­лез­ны во всем, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, са­мо­го важ­но­го ас­пек­та: бла­го­да­ря суе­ве­рию че­ло­­век, со­вер­шаю­щий не­кое дей­ст­вие, мо­жет ощу­тить се­бя чуть бо­лее за­щи­щён­ным от вра­ж­деб­но­го и за­га­доч­но­го ми­ра. Пе­ре­чис­лять суе­ве­рия здесь вряд ли уме­ст­но. В ос­но­ве ка­ж­до­го из них ле­жит дей­ст­вие, ко­то­рое пред­по­ло­жи­­тел­ьно обе­ре­га­ет че­ло­ве­ка от бу­ду­ще­го не­сча­стья. Суе­вер­­ных лю­дей не за­бо­тит тот факт, что ме­ж­ду этим дей­ст­ви­ем и тре­буе­мым ре­зуль­та­том нет ни­ка­кой ло­ги­че­ской свя­зи. Они про­дол­жа­ют за­щи­щать се­бя, со­вер­шая это дей­ст­вие вновь и вновь, «на вся­кий слу­чай». По­ро­дить суе­ве­рие лег­че лёг­ко­го. Ес­ли вы ска­же­те лю­дям, что им по­ве­зёт, ес­ли они бро­сят в фон­тан мо­нет­ку, или что же­ла­ние, за­га­дан­­ное в тот мо­мент, ко­гда они за­ду­ва­ют все све­чи на тор­те, не­пре­мен­но сбу­дет­ся, они бу­дут ра­ды вам по­ве­рить. Да­же ес­ли суе­ве­рие не «сра­бо­та­ет», оно соз­даст бла­го­при­ят­­ные ус­ло­вия для об­ще­ния и струк­ту­ри­ру­ет со­ци­аль­ную ком­му­ни­ка­цию.

Чем суе­ве­рия по­ра­жа­ют во­об­ра­же­ние — так это тем, сколь они жи­ву­чи да­же в сре­де весь­ма ра­цио­наль­ных, прак­тич­ных и да­лё­ких от ро­ман­ти­ки жи­те­лей го­ро­дов. Се­го­дня ма­ло­за­мет­ные за­щит­ные дей­ст­вия мож­но на­­бл­юдать поч­ти всю­ду: мы то «скре­стим на уда­чу паль­цы» (ран­не­хри­сти­ан­ский знак, сим­во­ли­зи­рую­щий рас­пя­тие), то «по­сту­чим по де­ре­ву» по­сле то­го, как чем-то по­хва­ста­­лись (к свя­щен­но­му ду­бу при­ка­са­лись, да­бы уми­ро­тво­­рить бо­га То­ра), то ска­жем «на здо­ро­вье», ко­гда кто-то чих­нул (при вне­зап­ном вы­до­хе мо­жет вы­ле­теть вон и часть ду­ши че­ло­ве­ка), то до­тро­нем­ся до ка­ко­го-ни­будь же­­ле­зн­ого пред­ме­та (не­ко­гда же­ле­зо счи­та­лось вол­шеб­ным ме­тал­лом, об­ла­даю­щим сверхъ­ес­те­ст­вен­ны­ми свой­ст­ва­­ми). Чем утон­чён­нее куль­ту­ра, тем боль­ше по­доб­ных суе­­в­ерий у её пред­ста­ви­те­лей. В ка­ж­дой стра­не ми­ра есть од­но-два из­люб­лен­ных суе­ве­рия, при­чём лю­ди, ко­то­рые со­вер­ша­ют те или иные «суе­вер­ные» дей­ст­вия, как пра­­в­ило, по­ня­тия не име­ют, ка­кое зна­че­ние при­да­ва­ли этим дей­ст­ви­ям их пред­ки. Они сме­ют­ся над суе­ве­рия­ми, го­во­­рят, что сле­до­вать им глу­по, и все рав­но им сле­ду­ют.

Осо­бая ка­те­го­рия За­щит­но­го По­ве­де­ния — но­ше­ние раз­но­го ро­да аму­ле­тов и та­лис­ма­нов. Су­ще­ст­ву­ют бу­к­­вал­ьно сот­ни «зна­ков уда­чи», ко­то­рые лю­ди раз­лич­ных стран и эпох но­си­ли с со­бой или на се­бе — и опять же прак­ти­ка но­ше­ния аму­ле­тов рас­про­стра­не­на се­го­дня поч­ти по­все­ме­ст­но, не­взи­рая на то, что мы жи­вём в век нау­ки. Как и рань­ше, лю­ди улы­ба­ют­ся и го­во­рят, что «это все че­пу­ха», но от та­лис­ма­нов не от­ка­зы­ва­ют­ся.

Тех, кто спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на на­блю­де­ни­ях за людь­ми, осо­бен­но ин­те­ре­су­ет та­кая раз­но­вид­ность аму­ле­та, как «за­мо­ро­жен­ный знак». Это знак уда­чи в ви­де ру­ки, ко­то­рая по­да­ёт оп­ре­де­лён­ный сиг­нал. Но­ся та­кой аму­лет, че­ло­век, так ска­зать, со­вер­ша­ет за­щит­ное дей­ст­вие по­­ст­оя­нно. Он не скла­ды­ва­ет паль­цы в за­щит­ном зна­ке в мо­мент, ко­гда не­об­хо­ди­мо «от­вес­ти бе­ду», за не­го не­сча­­стье от­во­дит аму­лет, при­чём все вре­мя, и че­ло­век счи­та­ет, что он по­лу­чил по­сто­ян­ную за­щи­ту. Ес­ли по­ез­дить се­го­­дня по Ев­ро­пе, най­дёт­ся по мень­шей ме­ре де­ся­ток по­­до­бных аму­ле­тов раз­ных форм, про­даю­щих­ся в раз­ных стра­нах. Они за­щи­ща­ют сво­его вла­дель­ца са­мы­ми раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Од­ни аму­ле­ты сде­ла­ны в ви­де оп­ти­ми­сти­че­­ских зна­ков — зна­ка по­бе­ды «V», зна­ка «паль­цы вверх», зна­ка «о'кей». Дру­гие, на­при­мер, паль­цы, рас­то­пы­рен­ные «ко­зой», или гре­че­ский знак «мут­за», пря­мо уг­ро­жа­ют во­­о­бр­ажа­ем­ому «злу». Кро­ме то­го, от­дель­ная ка­те­го­рия аму­­л­етов от­во­дит пор­чу и сглаз. В ос­но­ве ве­ры в сглаз ле­жит уве­рен­ность в том, что есть лю­ди, взгляд ко­то­рых спо­со­­бен при­нес­ти не­сча­стье. За­щи­тить­ся от сгла­за мож­но, ли­бо от­во­дя взгляд от них, ли­бо из­бе­гая их взгля­да. Вы ока­­ж­етесь в безо­пас­но­сти, ес­ли су­мее­те сде­лать так, что­бы эти лю­ди не смот­ре­ли вам в гла­за, для че­го и но­сят боль­шой и стран­ный аму­лет, при­зван­ный при­вле­кать «дур­ной взгляд». От­вле­кать вни­ма­ние лю­дей с та­ким взгля­дом мо­жет и об­сцен­ный аму­лет в ви­де зна­ка «фи­га»: не­при­лич­­ный знак не­из­беж­но за­ста­вит че­ло­ве­ка от­вес­ти взгляд от ва­ших глаз. Есть и ещё один спо­соб за­щи­тить­ся: но­сить аму­лет в ви­де гла­за, ко­то­рый «пе­ре­гля­дит» то­го, кто мо­жет вас сгла­зить.

Ве­ра в сглаз ха­рак­тер­на для Сре­ди­зем­но­мо­рья, где да­же умуд­рён­ные жиз­нью лю­ди вос­при­ни­ма­ют эту опас­ность весь­ма серь­ёз­но. Обыч­но все на­чи­на­ет­ся с про­сто­го сов­па­де­ния. Че­ло­век при­хо­дит к ко­му-то до­мой, вско­ре по­сле это­го в до­ме уми­ра­ет один из чле­нов се­мьи, или до­­ма­шнее жи­вот­ное, или слу­ча­ет­ся ка­кое-ни­будь дру­гое не­­сч­астье. Се­мья на­чи­на­ет ду­мать, что че­ло­век их сгла­зил. Ес­ли позд­нее он вновь при­хо­дит в этот дом и вновь слу­ча­­е­тся ка­кая-то бе­да, се­мья уве­ря­ет­ся в том, что у че­ло­ве­ка «дур­ной глаз». Те­перь она пой­дёт на все, что­бы не встре­­тит­ься с этим че­ло­ве­ком в тре­тий раз. Ес­ли, од­на­ко, но­вой встре­чи ни­как не из­бе­жать, чле­ны се­мьи при­об­ре­тут аму­ле­ты и дру­гие за­щит­ные та­лис­ма­ны. В не­ко­то­рых стра­нах ры­ба­ки за­щи­ща­ют свои лод­ки от все­воз­мож­ных не­­сч­астий, вы­зван­ных сгла­зом, за­кре­п­ляя на но­сах ло­док па­ру ис­кус­ст­вен­ных глаз, ко­то­рые в слу­чае че­го все­гда «пе­ре­­гл­ядят» вра­га. Этот обы­чай, вос­хо­дя­щий к Древ­не­му Егип­ту, до сих пор су­ще­ст­ву­ет во мно­гих ре­гио­нах. Кое-где до­ма за­щи­ща­ют от сгла­за, по­ме­щая на кры­шу па­ру ро­гов, сим­во­ли­зи­рую­щих, как и знак «ко­за», за­щи­ту от ата­кую­­щих сил зла. За­щит­ные дей­ст­вия де­мон­ст­ри­ру­ют на­вяз­чи­вое стрем­­л­ение че­ло­ве­ка за­щи­тить­ся от по­тен­ци­аль­ной опас­но­сти и за­ра­нее при­го­то­вить­ся к лю­бо­му на­па­де­нию. Со­вре­мен­­ное об­ще­ст­во рас­по­ла­га­ет осо­бы­ми за­щит­ны­ми ин­сти­ту­­т­ами в ви­де по­ли­ции, су­деб­ной сис­те­мы, стра­хо­вых ком­­п­аний, ди­рек­тив о безо­пас­но­сти и так да­лее; дос­ти­же­ния нау­ки по­зво­ля­ют нам ощу­щать се­бя ку­да уве­рен­нее и от­­м­ах­иват­ься от ска­зок про сглаз и пор­чу; и все рав­но мы не за­бы­ва­ем о на­сле­дии на­ших пред­ков — го­тов­но­сти в лю­бой мо­мент от­ра­зить вне­зап­ную и не­объ­яс­ни­мую ата­ку. Не за­бы­ва­ем мы и о со­пут­ст­вую­щем этой го­тов­но­сти За­щит­ном По­ве­де­нии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных