Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоциональное развитие в онтогенезе. Особенности эмоциональной жизни ребенка.




Эмоции и чувства рассматриваются как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру в переживаниях по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребности.

Общие принципы развития эмоций:

Формирование эмоциональных состояний в связи с изменение ситуации жизни ребенка.

Формирование высших чувств на основе эмоций.

Становление эмоций и чувств в русле личностных новообразований.

Закономерности развития эмоций и чувств:

В онтогенезе появляются эмоции, отражающие простейшие переживания, связанные с удовлетворением естественных потребностей (такие эмоции есть у животных), но эмоции ребенка связаны с эмоциональной формой удовлетворения потребностей. Затем появляется комплекс оживления, ребенок учится распознавать те или иные переживания у других людей (в первую очередь дети различают радость).

Развитие эмоций происходит как их дифференциация, обогащение переживаний, которые связаны с общим развитие личности расширением круга явлений, вызывающих эмоциональный отклик (не только органические потребности, но и социальные отношения, и собственные поступки).

Развитие чувств у детей происходит как обобщение эмоций, направленных на определенный объект.

Процесс развития эмоций ребенка характеризуется постепенным отделением субъектного отношения от объекта переживания (для маленького ребенка медсестра – плохая). Кроме того, дети отождествляют с переживаниями самого себя, поэтому детям нельзя показывать сказку с плохим концом.

Развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств.

Развитие эмоций и чувств связано с развитие других психических процессов, но главным образом, с развитием речи и с появлением речи: осознание своих чувств, управление ими, выражение эмоций и чувств (экспрессивно-мимические и речевые средства).

 

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Они выражаются в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то неблагополучии малыша. Постепенно время бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Но радоваться он еще не умеет. Удовлетворение органических потребностей создает предпосылки для зарождения чувства радости. Положительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который, кроме обеспечения ухода за ребенком, наполняет его жизнь впечатлениями. После 3й недели – возникает 1ая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого. 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления». Выразительные эмоциональные реакции – главное средство общения в довербальный период. Во втором полугодии жизни в связи с развитие ситуативно-деловой формы общения малыш адресует взрослому и отрицательные эмоции – обиду, неудовольствие, гнев. И начинает различать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интонацию, мимику и действия взрослых. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. В основе симпатии – чувство подражания другим. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочувствия. В связи с овладением манипуляциями с предметами, во 2м полугодии 1го года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Важным в развитии эмоций – конец 1го года, появление чувства удивления. Ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности.

В раннем детстве эмоциональные переживания ребенка сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения. Эмоции детей второго года жизни связаны с предметной деятельностью. В раннем возрасте происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения. Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости. Развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство стыда и гордости. Включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Происходит изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические. Происходит освоение высших форм экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека. старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершенствованию первых нравственных поступков. Зачатки чувства долга – 3 г.ж., первые сложные его проявления – 4-5 лет. Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных