Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности детского внимания




Характерными особенностями внимания детей дошкольного возраста является то, что оно подвержено значительным колебаниям, привлекается яркими и сильными раздражителями; с возрастом увеличивается роль слова в организации и поддерживании его. Первые проявления внимания можно заметить, а самые ранние периоды жизни новорожденного. Однако вначале внимание носит непроизвольный, неволевой характер. Характерной особенностью проявления ранних форм внимания на 2-3 месяце жизни является то, что ребенка привлекает взрослый человек. Общаясь с ребенком, взрослый вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления. На протяжении всего первого года, а также в более поздние периоды жизни ребенка взрослый является наиболее сильнодействующим раздражителем, способным вызвать и поддержать внимание ребенка. С 5-6 месяцев объектом внимания у младенца все чаще становится предмет, которым он манипулирует. Научившись манипулировать предметом, разбирать и складывать его определенным образом, ребенок получает возможность самостоятельно изменять его внешний вид. Такая возможность вызывает значительную активность детей, которая является важным условием поддержания и развития их внимания. Важным показателем психического развития ребенка является тот факт, что к концу первого года он может действовать с несколькими предметами. Это говорит о появлении распределения внимания и об увеличении его объёма. Если на первом году жизни внимание ребенка привлекается кем-то, то на втором и, особенно на третьем году он сам может направлять свое внимание на новый предмет, на речь взрослого. В этот период у малыша появляется новая качественная особенность внимания. Теперь, но может быть внимательным не только к эмоциональному контакту с взрослым, к предметам и действиям с ними, но и, что особенно важно, к значению слова, к значению речи. Если до этого времени слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действие ребенка, то теперь он начинает постигать смысл речи. Таким образом, уже к трем годам ребенок может быть внимательным ко всем основным явлениям и предметам, которые его окружают. Внимание ребенка в начале дош. возраста во многом остается таким же, как и в предыдущем возрастном периоде. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем продолжает развивать и совершенствоваться непроизвольное внимание. Характерной особенностью внимания является то, что дети остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. На самых ранних стадиях развития ребенка его внимание привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздражителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворение потребностей ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями. Основное достижение в развитии внимания в дош. возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид – произвольное внимании. С его развитием дети получают возможность правильно направлять сознанием на определенные предметы и явления, удерживать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольных его видов. Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слов, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для организации своего внимания, в результате чего оно приобретает произвольный характер. Таки образом, произвольное внимание в дош. возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи, регуляцией поведения ребенка. Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в Послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побудительной силой, вызывающей Послепроизвольное внимание, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу его выполнения. Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего дош.возрасте к старшему. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечения от нее зависит от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений. Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дош. возраста зависит от значимости для них того или иного материала, тех или иных объектов. Чувствительность внимания к эмоционально значимым явлениям определяется индивидуальными особенностями детей и условиями их воспитания. Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников развито недостаточно сильно. Распределение внимания во многом зависит то степени владения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Дети младшего, среднего и старшего возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени. Переключение внимания, так же как и другие свойства, развиваются под влиянием обучения и питания. Убьём внимания у детей дошкольного возраста значительно (по сравнению с младенческим и ним возрастом) увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребёнка. Увеличение объёма внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника.

Основные линии развития внимания в детстве. 1.Первые недели – месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. 5. Четыре с половиной –пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. 6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). 7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

Л.С. Выготский о развитии высших фор внимания у детей. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет высшие и низшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание также более низкая форма его развития, чем опосредованное. История развития внимания попытался проследить Л.С.Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. История внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружает ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладеет своим вниманием».Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенком усваивается ряд искусственных стимулов-средств (знаков) посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредованное внимание занимает, основное место среди всего его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю. С самых первых дней ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд-это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части оказывается направленным с помощью слов-стимулов. Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала- в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, затем - и в отношении самого себя. Общая последовательность культурного развития внимания состоит в следующем: сначала люди действуют по отношению к ребенку, а затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает из слов стимулы-указания; затем ребенок начинает пользоваться словом и звуком как средством указания. Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь к ребенку. Появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные признаки в предмете, обращающего внимание на эти признаки. Употребление языка как средства направления внимания и указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально процессы произвольного внимания направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведения, т.е. произвольного внимания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных