Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие памяти в детстве.




Во младенчестве память функционирует «внутри» ощущений и восприятий, она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением, материал фиксируется ребенком непроизвольно. Сначала у малыша развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти. В раннем детстве происходит обогащение содержания представлений и возрастает объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение. Бурное развитие в раннем возрасте получает словесная память. Особенности памяти ребенка на протяжении дошкольного детства состоит в преобладании образной памяти и ее непроизвольном характере. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер. Словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка. Формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания. Запоминание и восстановление образов в памяти происходит в деятельности и зависит от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что было интересно и произвело на него впечатление. Перестройка мнемических процессов в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели (запомнить, припомнить) и стремится этих целей достичь. Однако переход от непроизвольной памяти к произвольной не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий 2 основных этапа:

1. выделение и осознание ребенком мнемической цели.

2. формирование соответствующих ей действий и операций.

Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем д\в, наиболее ранние его проявления наблюдаются в условиях с-р игры. Но до самого конца д/в основным видом запоминания остается непроизвольное. К произвольному запоминанию обращаются редко и главным образом по требованию взрослых. Сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания зависит от того, что дети делают с запоминаемым материалом. При активной умственной работе над материалом его непроизвольное запоминание оказывается продуктивнее произвольного.

Первоначальные способы запоминания и припоминания являются очень примитивными – это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение, а в процессе припоминания – возвращение к уже воспроизведенным звеньям.

Первые попытки применения некоторых приемов, способствующих повышению продуктивности памяти, развитию ее логических форм, отмечаются у детей в возрасте 5-6 лет. Проявляются они в том, что дети могут самостоятельно осуществлять, хотя и в очень простых формах мыслительную переработку материала. Установлено что уже в среднем возрасте дети могут овладевать в процессе

 

как смысловое соотнесение и смысловая группировка, и использовать их в мнемических целях. Обучение происходит в 2 этапа:

формирование смыслового отнесения и смысловой группировки как умственных действий.

Формирование классификации как умственного действия (Гальперин):

этап практического действия, когда дети обучаются раскладывать картинки по группам,

этап речевого действия, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе,

этап умственного действия, распределение картинок по группам в уме, затем название групп.

В процессе освоения группировки как приема логического запоминания дети испытывают определенные трудности. Зинченко отмечает, что на первых этапах у многих детей наблюдается раздвоение умственной и мнемической деятельности. Оно проявляется в следующем: выполняя операцию смысловой группировки, дети забывают о том, что нужно запоминать картинки, а когда стараются запомнить, перестают группировать. Когда прием смысловой группировки осваивается детьми, он приносит значительный мнемический эффект.

 

При овладении смысловым соотнесением как самостоятельным интеллектуальным действием дети также должны пройти ряд этапов возрастающей трудности:

1.1 нахождение к предложенной картинке тождественной (как в лото),

1.2 нахождение к предложенной картинке не тождественной, а сходной с ней по содержанию, близкой по смыслу,

1.3 к названию нужно подобрать картинку с изображением предмета, обозначаемого этим словом,

1.4 к названию подобрать картинку близкую слову по содержанию.

С возрастом увеличивается количество смысловых связей и заметно уменьшается количество связей, установленных на основе внешнего сходства объектов или на случайных ассоциациях. Однако до старшего дошкольного возраста сохраняется преобладание связей на основе ассоциации по смежности. Продуктивность воспроизведения тесно связана с осознанием ребенком связи между словом и картинкой. Чем яснее ребенок осознает эту связь, тем легче запоминает и воспроизводит материал. Самая высокая продуктивность воспроизведения имеет место при опоре на смысловые связи по сходству и по смежности. Самая низкая – у детей, установивших случайные связи. В целом использование детьми приема смыслового соотнесения оказывает положительное влияние на продуктивность мнемической деятельности, эффективность его применения с возрастом увеличивается.

формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач. Чтобы усвоенное интеллектуальное действие использовалось в мнемических целях, необходимо следующее важное условие: дети должны хорошо владеть не только прямыми, но и обратными операциями (первые идут оттого, что нужно запомнить, к опоре запоминания, вторые, наоборот, от опоры к тому, что требуется воспроизвести).

Т.о., качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем д/в), но лишь при условии специально организованного, целенаправленного обучения программ логического запоминания.

На протяжении всего дошкольного детства в памяти детей происходят существенные изменения, как количественные, так и качественные. Увеличивается объем непосредственной памяти, скорость и прочность запечатления. С возрастом меняется структура мнемической деятельности, непосредственное и непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на разнообразные способы смысловой обработки материала, осуществляется переход от непроизвольной памяти к произвольной. Перестройка мнемических процессов в д/в заключается в том, что ребенок вычленяет и осознает цель запомнить и припомнить и начинает применять простейшие мнемические приемы. В условиях специально организованного обучения по специальной методике дети дошкольного возраста осваивают приемы логического запоминания, что имеет важное значение для подготовки их к школе.

Диагностика памяти:

1. Изучение непроизвольного запоминания:

- В инструкции не дается установки на запоминание. Стимульный материал – набор из 10 картинок (рыба, ведро, кукла, молоток, портфель, санки, елка, чашка, часы, телевизор). Картинки предъявляются по 1. обследуемый должен воспроизвести весть набор картинок на вербальном уровне. Порядок не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильных ответов.

- Набор из 16 картинок, изображающих знакомые предметы (гриб, лук, заяц, шары, собака, мыло, рыба, книга, щетка, коза, елка, петух, замок, пила, утюг, флаг).Установки на запоминание нет. Ребенку предлагают познакомиться с картинками, а через некоторое время воспроизвести. Затем смешать их с другими картинками и попросить отобрать те, которые ему показывали.

2. Изучение произвольного запоминания.

- Набор из 16 картинок, аналогичный по содержанию и трудности. Ребенку предлагается запомнить как можно больше картинок. Показ, разговор на отвлеченные темы, воспроизведение. Фиксация порядка.

- Набор из 10 картинок. Предлагают запомнить, порядок воспроизведения не имеет значения. Фиксируется количество правильных ответов.

3. Изучение оперативной слуховой памяти.

Цель: определение объема непосредственного запоминания словесного материала. Набор из 10 слов. Ребенку читают слова, предлагают их запомнить, а потто повторить. В протоколе фиксируется количество правильных ответов.

4. Изучение наглядно-образной памяти.

Ребенку предъявляется набор из хорошо и из мало знакомых предметов 3-4 набора по 10 предметов.

- Предлагается рассмотреть и запомнить. Через некоторое время – вспомнить и описать каждую. Фиксировать, какие игрушки запомнил и какие признаки описал.

5. - Предъявить другой набор. Предложить каждую описать и запомнить. Сравнить результаты. «Телевизор».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных