Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русская миниатюра 11 в.




В киевской руси предавали огромное значение переписке и украшению книг. князья оплачивали работу писцов,которая была дорогостоящая.(повесть временных лет особо выделяет деят-сть Ярослава мудрого,который много читал и нанимал писцов для перевода книг).много об том нам рассказывает повесть временных лет. так же: летопись упоминая о содержащейся в книгах Божественно премудрости. при дворе переписывались:пророческие поучения,Евангелия, деяния и послания апостолов, жития святых. многие книги ярослав мудрый вложил в софию киевскую(он ее критер).до нас не сохр. вероятно погибла тиак же в 1240.во время набега батыя. от середины 11 века сохранилась лишь одна важнейшая иллюстрированная рукопись: напрестольное Евангелие новгородского софийского собора. его переводили с 1056-57,по заказу новгородского посадника Остромира.

Остромирово Евангелие было напрестольным Евангелием новгородского софиского собора.(мб это копия киевского напрестольного евангелия).украшено характерным для византийских рукописей растительным орнаментом в заставках, крупными инициалами +редкие для визант. мотивы._3 изо евангелистов:Иоанна Луки и марка. в христианских рукописях очень часто изо момент снисхождения божественной благодати с небес. но самое красивое, яркое и впечатляющее в каролингской миниатюре 8-9 вв. (волшебные сущ-ва:персонификации разворачивают тексты над головами авторов).мб и в византийской миниатюре такое было, но дошло до нас только в остромировом евангелии как отголосок.(?). животные-символы(орел у иоанна, телец-лука. лев у марка). они разворачивают свитки перед еванглистами.те- благоговейно вскинув руки принимают дар. приземестые пропорции фигур, выражение восхищения на лицах и значимости события- сходство с фресками Софии Киевской, (с фигурами апостолов из евхаристии в апсиде.)ни одно изо не является порождением русской почвы-все имеют византийские корни.

22)Живопись Новгорода 1/3 12в.

с начала 12 века разворачивается более интенсивное строительство каменных храмов =>увеличивается кол-во работ по их росписи. София новгородская -возведена в 1045-50 гг, и стояла не росписаная более половины столетия. Были только единичные росписи и иконы, от которых на южной паперти сохранилась композиция??«Св. константин и Елена» посл четверть 11 в.(манера письма-по сухому-породила споры о ее происхождении,однако типично комниновский лик константина,и тем более елены-не оставляет сомнений,о византийском влиянии). В 1109 на средства епископа Никиты(умерш),пригласили мастеров «от грек».основная масса фресок погибла.+в куполе пиантократор погиб в 1941. В барабьане в простенках окон-8 пророков. Пантократор(зарисовки)-был окружен 4 херувимами и 4 архангелами.-редкий для византии способ купольной декор. Важнейшим предметом росписи- расширенный святительский чин,располог в 2 регистра. Сохр 4 святителей: Поликарп Смирнский, Карп Фиатирский, Анатолий и Герман Константинопольские.(грузные пропорции, массивные кисти,ступни- ни намека на визант изысканность)-схоже с осиос лукас.

Лики пророков: более показательны (пророк соломон,иеремия). Они напсианы в разных манерах,и без сомнений разными художниками, что говорит об участии в росписи собора большой артели мастеров.

Пророк Соломон. Его пророчества связаны с божественной премудростью (важна эта фигура в храме Софии). Высокий венец, перпендулии (?) – длинные подвески. Рисунок драпировко резко подчеркнут. Его фигура кажется слитной с блоком кладки. Держит свиток с текстом пророчества. Крупнее человеческого размера, очень монументальны. Прижимает руку к груди – жест одорации (?) или жест имоциональный, двояко. Крупные черты лика. Характерный рисунок драпировок – не совремнна постройке соборок – параллельные линии, искусственные формы складок – комниновские фрески 12 в. Это новгородское искустсво ориентируется на искусство киевской Софии, но отличается обобощением, лик как будто точеный, с однородным и плавнфм прееходом от тени к свету, от боковых частей к ередним – все это стилизация. Повторение начала 12 в с ориентацией на 11 в. Новгороду свойственна избирательность: в 12 в. всегда торжественные, величественные, героические образы. Сложно объяснить, т.к. пришлые артели.

Пророк Даниил. Восточная шапочка, фригийский колпочок, который говорит о восточном происхождении, юный, в орнаментированной одежде. Фронтально, поворот почти не заметен. Тот же мастер. Иной жест: ладбнью наружу. Это тоже жест молитвы, а также жест приятия благодати. Кроме того, это жетс защиты, закрывается слегка. Этот Даниил как раз изо рва со львами. Симметрия не толкьо в лице, но есть и параллели волос, в складках одежде – это привнесал эпоха.

Пророк Иеремия. Иной матсер, более экспрессивный, более заметный ракурс, другое отношение к лику. Другой цвет лика, смуглый, другие складки на лбу, другая рука, кисть ощущается. Точно не знаем, сколько матсеров и фигур и сцен.

Световые арки второго яруса, соединяющие центральную апсиду с жертвенником и дьконником. Епископы, Отцы Церкви. Больше плоскостности. Иные лики. Подчеркнуто внутреннее горение в лике. Впалые щеки, выступающие скулы, сверкающие глаза, акцентированы белки глаз. Волосы и борода бирюзового оттенка, что сообщает дополнительную возбужденность образу. Местная линия, метсная почва чувствуется, монументальные, взволнованные, выразительные интонации.

Укрупненные черты лица и огромные широко раскрытые глаза,не молитвенно обращенные внутрь себя а наоборот направленные вовне и активно воздействующие на зрителя-вот те новые черты, которые во много определяют своеобразие многих памятников 11-1/4 12 вв.роспись Софийского новгородского собора оказала сильнейшее влияние на культуру северо-западной Руси.(особенно учитывая, что артель этих фрескистов продолжила работу и в др храмах). В начале 12 в намного больше строится хамов:1103 собор благовещения на городище,1133 николая чудотворца на ярославском дворище, 1117-1122 антоньева монастрыря,1119-1130 юрьева монастыря. Эти огромные сооружения сразу по завершению строительства заполнялись росписью.(из византии:артель состояла из ведущего мастера и 1-2 подмастерья, в день могли расписать 5-10 кв метров стены).росписи могли вестись только когда тепло(3-4 мес)=>роспись могла затянуться ан несколько лет=>потом к приезжим художникам подключались местные худ силы=>так зародилась новгородская шк

Фресковые ансамбли новгородских хр сохр лишь частично.

Николо-Дворищенский собор:

Праведный Лазарь – алтарная часть. Его воскресил Господь, после у него была длинная жизнь, большое предание. Крупная, плечистая фигура. Очень плоскостная, скупые детали, выразительные жесты, интересная тарктовка лика. По пропорциям, глазам, окрупностям черт похоже на Софию, но другое, следующий шаг стилистического развития. Подвижность лика: скошенные глаза, приподнятые брови, слкдки, морщины, противопостоавления белил и тона корнации(?). Этот образ сравнивают с некоторыми мозаиками Михайловского монастыря. Возникает линейная стилизация.

Подцерковье, западная сторона – фрагменты Страшного суда. Эта тема в это время очень важна, и для Руси как поучение очень актуально. Грядущую судьбу видит молящийся, выходя из храма. Бноги блудниц,их ноги обвивают змеи.

История праведного Иова. Лежал на гноеще. Его жена, подавая ему еду, вынуждена была даже отвернуться. Видна фигура жены Иова. Подчеркивание линейного начала. Контраст плеч (фронтально) и головы (в ¾). Тип лика: как в Михайловском, комниновский, округлсоти, вытянуттый нос, изогнутый, суженный подбородок и т.п.

Мучения. Фрагменты. Огонь, а в нем плавуют головы, кажется, что еще живые, муки за земне грехи.

Фрески Ник-Двор монастыря отличаются монументальностью образов, определенностью и обобщенностью форм. Худ язык выразителен.

След по хронологии идет ансамбль росписей собора Рождества Богородицы Антоньева монастыря.-достаточно обособленное явление. Росписи- в 1125 году, по заказу преп. Антония.

Росписи сохранились в нижней половине алтарного объема +в предалтарном пространстве.+в восточной части северной и южной стен.

Западные плоскости их очень широкие, чтобы представить собой преграду между наосом и алтаной чатсью. Сильновыраженный вертикализм в архитектуре. Вверху – Благовещенье (Архангел Гавриил и Мария), в середине – по две фигуры Святых, ниже – не нашли следов фреско, там внизу скорее всего больше иконы, а чуть над этим (после тягла, деревянного бруса) – тоже иконы, или ткани.

Благовещенье. В Киеве – неподвижные фигуры. А здесь иной иконографический и эмоциональный тип. Архангел летящий, а мария сидит и взволнованно поворачивается к Архангелу, живая, эмоционально человеческая реакция. У Архангела – перпурные башмачик расшитые жемчугом. Перед ним – складка, которая «летит» вперед, образует симметрию, уравновешивает крыло сзади вместе с рукой впереди. У Марии интересный поворот, слегка шарнирная поза.

Флор и Лавр (под Богоматерью).Очень редкое размещение святых (целители). У одного свиток, словесное поручение, а у другого целительные атрибуты. Сочетание целительства телесного и духовное поручение, целение. Эти пары представлены не только как медики, но и как духовные целители, призывающие благодать. Интеренсый нюанс. Они же и в том же метсе в Успенском соборе на городке в Звенигороде. Многоцветность, яркость. Хорошая сохранность. По одной из легенд они близнецы. Похожи, но есть и своеобразие. Интенсивные красивые синие фоны. Насычщенные оттенки плащей. Голубые хитоны. КРасивые узорные вставки на одеждах.

Целитель Иоанн и Кир (Аввакир). Внутренняя концентрация6 вдхновение, внутреннее горение, впалость щек. Интенсивность цета. Сильоне значение контура и геометрических форм. Была точка зрения, что написали западные мастеар, или же под западным влиянием. Есть параллеьность рманскому искустсву, но это местное. Сарабьянов гвоорит, что есть параллель с кипрскими росписями.

Южная стена у алтаря – всадники. Конь, средовек и юноша. Какая многофигурная композиция? Скоере всего это волхвы из Рождества Христова.

Северная стена у алтаря – скорбящие апостолы. Фрагмент Успения.

Арки – преподобные. Монахи чаще всего в западной чатси, скромные, не от мира сего, в отдалеьнных компартиментах, т.к. изолируют себя. Но бывает, что монахи как идеал достойный подражания изображались на видном метсе. Стерлись имена. Вдохновенные, полные внутренней энергии лики. Есть важное для новгорода начала – богатырские, титанические, вдохновенные, внутренне взволнованные образы. Росписи Феофана Грека соотносятся с Новгородской традицией, хотя не находят аналогий в византийской традиции.

Рубеж 20-30х гг 12в:к этому моменты уже скорее всео существует несколько сложившихся артелей мастеров, которые видимо действовали при княжеских дворах или крупных монастырях. Об этом свидетельствуют фрески георгиевского Собора Юрьева монастыря.(заложен в 1119,распискан около 1130). основной объем росписей стилистически сильно напоминает росписи Антоньева монастыря.,но к сожалению погибла, и теперь известна только по обломкам. Но северо-западная башня собора, ведущая на хоры и в купол северо-западной главы,почти полность сохранила свою фресковую декорацию, которая представляет собой самостоятельное худ решение, принципиально отличающееся от декораций основного объема.

Стены и своды ведущей в главу лестницы были расписаны различными символико-аллегорическими сюжетами., которые как бы иллюстративное сопровождение для молящегося,идущего в капеллу.

Наверху Христос, его образ не вохранился. В сводах возможно ангелы. Ниже – монахи, на восточной стороне среди них – Оранта. Еще ниже – как будто иконы алтарной преграды, хотя это не алтарная преграда – Богоматерь с младенцем, Св. Георгий, Отцы Церкви. Орнаментальные ленты.

Пророк Исайя. Рядом с Марией. Иегумен тогда был Исайя, также он указывает на Мраию, написал “Се Дева во чреве зачнет”(?).

Монахи. Все на светлом белом фоне. Легкие, длинные фигуры массивность уже не актуальна. Сама живопись становится более прозрачной и тонкой.

Святитель Василий Великий. Его образ – переходное явление: похоже на монахов из антониевского монастыря, но в то же время все становится мельче, не столь интенсивно и активно.

Савва Освещенный. Осталась лишь часть лика. Полуприкрытые глаза, вметс ошироко раскрытых глаз, из которых изливалась энергия. Жизнь протекает внутри, тих, есть сосредоточенность, задумчивость, созерцательность.

(??)

Миниатюра

Мстиславово Евангелие – Исторический музей – ц. Благовещения на Городище, Новгород – 1103 г. (1103-1117 гг.). Копировал Остромирово Евангелие.

Евангелист Иоанн – принимате текст с неба, Иоанну дает его с неба орел. Монументально написаны фигуры. Гибкость и крупность 11 в. Упрощенность некоторая, но этим подчеркивается жест. Розовый лик, не очень рельефно.

Евангелист Лука. Похожая поза на Отсромирово. Почти встал. Различия не в фигурах, а в ликах: большая активность рельефа, энергия, больше активизирована форма.

23),Живопись Новгорода 2/4 - к.12в.

Активизация церковоного строительства=>теперь заказчик не только князь, но еще может выступать объединение торговых людей, гильдия ремесленников, боярская семья и т.д. с 1153-1166 наиболее активное строительство ведется в Ладоге.

(в написании лика используют трехтоновое писаьмо(Мирожский монастырь)-по светло-коричневой подкладке исполняется рисунок с интенсивными тенями, а затем, без промежуточных проработок, накладываются яркие белильные блики.)

Спассо-Преображенский собор Мирожског о монастыря, Псков. Епископ Нифонт. Конец 1130-х – начало 1140-х гг.Сохранная роспись, продуманный ансамбль. Купол – Вознесение Христа. Это не признак провенциальности, один из вариантов росписи византийской росписи храма. В мандоле на радуге восседит Христос, его несут 8 ангелов. Пророки, апсотолы в барабане (есть Илия Пророк и Богородица – еще один Деисус). Паруса – Евангелисты.Мандилиум (сначала на ткани, убрусс, святой плат) и керамиум (потом запечатлели на?доске) – нерукотворные образы. Медальоны с Марией и Спасом Иммануилом.

Купол. В простенках – по две фигуры пророков. Иной масштаб. Здесь больше человеческой меры.

Апсида. Спас Иммануил – Преображение – Спас на престоле, часть Деисуса – под самим Христом престол из Евхаристии – окно.

Ветвь креста. Сплошь расписаны. Верхняя зона – своды и люнеты – главные рпаздники – здесь: КРещение и Сретенье. Средняя зона – евангельские сюжеты и т.п. Нижняя зона – два яруса святых.

Северная ветвь креста – Распятие. Сошествие во Ад. Положение

Оплакивание/Положение во гроб. Северный люнпет. Этот сюжет опулярен при Комнинах – тема земной жизни Христа. Силуэтность, ритмика, замечателньое использование линии – комниновские черты. Особенности здесь: уравновешенность композиции без симметрии, геометрической рпавильности, внутреннее движение – волнообразное движение по кргу. Есть центр – смысловая главная точка – Мария, прижимающяся щекой к Христу – далее припавшие к ногам Христа, к Иоанну Богослову, потом снова к Марии. Симметрия подчеркнута крестом с двумя ангелами, также оплакивающие деву слева на фоне горок и горки с апостолами спарва. Сдержанные, суровые фрески. Кажутся неподвижными, нет активных эмоций, они внутренние. Лики даже слегка жесткие. Любят повторение параллельных линий.

Уверение Фомы. Отношение к пространству: оно и есть и нет, все на превом плане, интервалы между первым планом и фоном не выявлен, архитектура этого не подчеркивает, здесь главное силуэт и ритмика. Торжественное развитие евангельской истории.

Архангел Гавриил из Благовещенья. Спокойная поза, жесты, движение подразумевается, легкие вариации в цвете. Лики замкнутые, с некрупными чертами, с ощущением величия происходящего и сдержанной скорби. Желтоватая корнация, сложные разводы длинных белильных линий: брови, лоб, скулы, под глазами, вокруг рта. Эта сетка линий создает устойчивый каркас и преграду, которая не позволяет увидеть все тонкости наполнения образа. Сдержанное, торжественное, суровое искусство. Епископ Нифонт – грек, матсера тоже из Греции, скорее всего монастырские, очень сдержанные фрески.

Ц. Св. Георгия в Старой Ладоге – 1160-е – 1170-е гг. Раньше думали, что конец 12 в. (Сарабьянов). В это время сохраняется линейность, выразительность контура, но по сравнению с мрожем есть необыкновенная душевная яркость, открытость, большой артистизм. Активная мимика, скорбные лики, эмоция, реакция на происходящее, живость линии, разнообразие характеристик.

Вознесение – купол. Это характерный сюжет для купола в 12 в. Это завершающий сюжет жизни Христа. Голубое сияние, на радуге сидит спаситель, вокруг – ангелы (много), которые держат мандорлу. Нет широкого колористического спектра, как в Мироже. Здесь голубое и нексолько охр, а всего остального очень мало. Судить о цветовом строе средневековой живописи очень сложно, ансамбли строились на суженной цветовой гамме. Голубой здесь похоже на настоящий лазурит, очень дорогая краска.

Ангелы вокруг мандорлы. Отлчаютс стройностью, остротой контуров, особенно по очертанию крыльев видно. Пребывают в этом небесном пространстве. Руки как чашечки, каждая фигура как античный бокал. Два художника писали ангелов. Один их них любил крупные черты, округлые лики, замечательно писал одежды за счет расходящихся резких, стреловидных линий пробелов, напоминает асисит. Голубые гиматии и охристые хитоны, на прическах жемчужины.

Ниже – апостолы. Они наблюдают за происходящим и чрезвычайно взволнованы. Динамичное изображение. Фигуры в ракурсах, с отличающимися силуэтами.

Простенки барабана – пророки. Снова неподвижные, как ангелы. Узкие вертикальные фигуры, торжественные, не совсем фронтально, но их силуэты похожи. Обилие орнаментов. В 12 в. на Руси часто утрированное количество орнаментов, хотя сами оп себе они византийского типа. Есть орнаменты с львиными головками даже. Тонкие ткани, облегают, будто мкрые, складываются лентами, которые подвержены волнообразному движению (типично для 12 в.). Комниновские лики. Но етсь локальная специфика: глубокие глазные впадины, индалевидные глаза, волосы волнообразными прядями. Стилизация линии. Тем же мастером точно Спас Нерукотворный из ГТГ (!).

Пророк Иеремия. Седой. Индивидуальная иконография – запоминается.

Алтарная часть – Служба святых отцов. Василий Великий и Петр Александрийский. Плоские светляе фигуры, сходные контуру свитков. Запоминающаяся иконграфия. Василий: темная борода и энергичный взгляд. Основной тон – светло-коричневый, а далее почти все рисуется белилами. Очень просто и артистично. Петр: седой, старше – белил на лице больше.

Святой Георгий – правая апсида – дьяконник. Нет никакого конного проема там, возможно, потому, что знали, что там будет этот образ. В Византии чаще всего изображают сцену, когда Георгий поражает змея копьем. Есть иная иконография, где представлена история события: принцессу оставили на берегу озера чтобы принести в жертву драконы, который нападал на город, рпишел Георгий и убил дракони и спас принцессу. Здесь: уже поразил дракона, рядом принцесса ведет покоренного дракона за веревочку, ведут к городу, чтобы показать торжество духа над злом, На фоне пейзажа, виден дворец, куда идут. Всадник и конь – как бы парят, дуновение воздуха поднимает и плащ. Тема легкости, спиритуальности, духовности. Очертания гор напоминают волны на море. Ощущение движения всей фреске. Лазарев: замечательный рисунок, лаконичный и выразительный, особенно в коне видно. Лик Георгия: без большого количества белил, нежный, округлый, с легкими растертыми белильными пятнами, Юный и полный решительности, смелости, внутренней силы, решительный.

Западная стена – Страшный суд. Не главный мастер делал. Геометризм, схематичность фигру, урпощенные силуэты ангелов и апостолов. Просто, никакой беседы, каждый вписан в пространство спинки своего кресла.

Лик апостола из Страшного суда. Сам тип более простонародный, нет волнообразной ритмики.

Ц. Благовещенья на оз. Мячино/в Аркажас – 1179 г. Роспись – 1189 г. Многоярусных иконостасов еще не было в это время! Практика иконописи была налажена, а практика монументальной живописи еще налажена не была, это в основном приезжие греческие матсера, которые откликались на метсные вкусы.

Реконструкция рсписи алтарной апсиды. Двухярусная служба Святых Отцов. Верхний ярус – центром явялется Христос Эммануил в менадалевидном ореоле. Нижний ярус к свету из оконного проема – интересная символика.

Нижний ярус – святители. Сами фигуры сохранились не очень хорошо, надписи древние, лики хорошо сохранились.

Афанасий Александрийский. Новая специфика образа. Вместо подвижности и элегантности – тяжелые формы, крупные черты, выступающие буграми скулы, громадные пряди волос. Боготырские интонации образа. Лабжурич: в конце 12 в. сохранятеся активность и интенсивность пластики, но возникает ощущение, что гланым для художника становится объединение формы, обращение к новой скульптурности, новой пластики, новой цельности. Если и есть динные параллельные линии, то они выглядят сеткой, за которой мы видим тяжелую скульптурную форму, к тому, что имело метсо в 11 в., начале 12 в. неверочтная сила духа прославляется в этих ликах.

Кирилл Александрийский.

Петр Александрийский. Еще есть сложные изгибы, но вметсе с тем тяжесть, цельность и массивность, а главное величественность, героизм, сила и мощность образов.

Арочные проходы из центральной апсиды в жертвенник и дьяконник – святые. Огромные лики. Больше от старой традиции: больше белил, большая роль корнации. Но главное здесь не форма, а внутренняя сила. Бирюзовые глаза. Близость со Старой лАдого в работе белил, но там все очень легкое, а здесь драматическое, трагическое.

Жертвенник – Богородичные композиции.

Дьяконник – посвящен Иоанну Предтече. Получается Деисус. Обильное использование зеленых тонов. Подносят голову Иоанна Крестителя.

Ц. Спаса на Нередице. 1198 г. Роспись – 1199 г. Нельзя расписывать храм сразу, он должен сохнуть. Сезон для работы в храме на Руси довольно короткий, можно лишь с мая по октябрь. Вся роспись была сохранна, очень мало было утрат. Как сохранность Мирожа или Волотова. Церковь погибла во Вторую Мировую. Долго думали, что ничего с этим сделать нельзя, потом разобрали груду, нашли фрагменты, восстановили храм. Кое-что удается реконструировать. Подобно делают в Волотове и Спасе на Ковалеве. Есть довоенные фотографии. (Мясоедов, 1925 г., Пивоварова - хорошие издания нредицы). Свои оттенки во фресках, связанные с тем, что было построено после трагедии в семье князя-заказчика.

Купол – Вознесение. Тяжелые формы, крупная голова Христа, большеголовые и широкие фигуры ангелов. По идее мощи и силы родстенна Аркажам, но по художественной системе – нет, совсем другой идеал.

Ангел. Тяжеловесный, нте изящества, диспропорциональный. Для подчеркивания массивности крылья окаймлены жемчужинами. Несколько мастеров. Для большинства из них важно было передать массу, оттекающую вних.

Простенки барабанов – пророк. На руке драпировка, которая оплывает вниз глиняной массой. Незыблимость, сила – господствующее. Все нераслененное, несдвигаемо тжелое.

Алтарная апсида – не Служба Святых Отцов, епископы не пвернуты к центру, а фронтально и в два яруса, их очень много, как защита Церкви, база и основа, это было важно для Руси. Внизу – трехчатсный Деисус в медальонах, но вмест оБогородицы – Марфа. Над ней – Лазарь, брат Марфы, напоминание о чуде Христа. Также есть сцены, связанные с евхаристией (Илья в пустыне – это прообраз Евхаристии). Живопись как бы грубая, но программа очень осмысленная.

Петр Александрийский – аркасоль – у него было видение, которое указывало на грядущую жертву Христа, связь с христологической тематикой, отдельно изображен, на почетном месте. Массивность и тяжесть всей общей композиции, но вместе с тем такая есть тонкость и проникновенность, широта и масштабность этого пресонажа, что эта фреска может быть сравнима по значительности и многослойности образа, по психологической глубне с одним из самых прекрасных образов святителей - иконой Николая Мироликийского из Новодевичьего монастыря (ныне в ГТГ). Сложный тип духовной и душевной жизни, время размышления над природой Христа и темой служения ему.

Отец Церкви – в арке в прохое из центарльной апсиды в жертвенник. Юный лик, есть в нем такая масштабность духовной жизни, такая значительность его служения христианскому идеалу, что эти фрески немогут трактоваться примитивом. Эти образы разнообразны и содержатеьны. Тема небесного идеала, тема возвышенного размышления не об актуальных проблемах, а о высоких, отдаленных – это характерно для 11 в., отражено в Киевской Софии, и сохранятеся в 12 в. Надмирные образы. Несмотря на нарочитую укрупненность форм, очень мягко и нежно написан лик, белильные лессировки, тонкие переходы от света к тени и т.д. Здесь, как и в Аркажах, реституция, соединение формы, не расленение пятнами белил, линиями контуров. Этот процесс в это время был очень важен. В Византии 12 в. – позднекомниновский маньеризм – Курбиново. А это совсем другой вариант и они при этом современники! Большая разница.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных