Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Русские домонгольские иконы.




От Киевских ничего не осталось. Но есть множество легенд (икона Николы Мокрого на хорах Софии). Погибли при монголо-татарах. Сохранились иконы Новгородской Софии. Большие образы, которые на Руси были сделаны в виде икон, а в Византии в виде фресок и мозики, по линии, отделяющей наос от алтарной части, зародыши алтарной преграды.

Спас Златая Риза – Новгородская София – сохранилась иконография и доска, но новый образ. Сейчас находится в Успенском соборе Московского кремля, справа от Царских врат – самое почетное место. В 16 в. многие особо чтимые образы увезли из Новгорода по указанию митрополита Макария и Ивана Грозного. Размер ее соответствует фреске или мозаике. Высота = 2, 36 см. Древность доски доказывается и обработкой, очень широкие поля, это византийская традиция. Кроме того скос от полей к ковчегу глубокий, под углом в 45 градусов,что тоже является древней чертой. В 17 в. чтобы возобновить икону, сделали новое изображение по старой иконографии. Про живопись ничего сказать не можем, только по иконографии. Таких изображений Христа больше нет. Это по мотивам византийского искусства, чтобы выразить идею велиия Христа и его учения, доступно объяснить это. Спас на престоле – распространенный сюжет, но здесь Христос держит раскрытую книгу Евангелия, бережно ее приподнимая, показывая ее всему миру, а другой рукой не благословляет, а десницей указывает на строки раскрытого Евангелия. Там написано: «Аз есмь свет миру».(И далее: «Идущий за мной не будет идти во тьме, а будет иметь свет жизни».) Поза: совершенно фронтальна, колени на одном уровне, склдаки одежд на каждом колене образуют как бы перспективные арки. Композиция плотная. Перед нами искусство Киевской Руси, которая пронизана темой пропаганды, объяснения Евангелия. Золотые одежды. Имела сплошной позолоченный оклад, который погиб во время войны 1812 г. С иконы делались копии, одна из низ в Николо-Дворищенском соборе, одна – в Софии Новгородской. Сделали еще несколько таких икон поменьше.

Петр и ПавелСофия Новгородская – Новгородский музей. Такая же высота и ширина. Из одного ансамбля со Спасом Златые Ризы. Там скорее всего была еще Богоматерь и, возможно, Архангел Михаил. Апостолы несут учение Христа, наверху изображение Христа в облаках, который их благословляет. Петр держит ключи от Рая и посох. Павел – Евангелие. Слева направо – Павел и Петр – особенность ранней русской иконографии этих апостолов. По правую руку от Христа – обычно именно Петр. А здесь не так, это следование редкой, раннехристианской традиции, а также конкретным национальными обстоятельствами. Легенда из Повести Временных Лет: апостол Павел проповедовал христианство среди славян, может, именно поэтому здесь Павел по правую руку от Христа. Был оклад. Чинка в 16 в. с ориентацией на древние образы. Богата по колориту. Глубина синего цвета, привезенная краска. Она придает особое благородство всей композиции. Тонка проработка, игра масштаба и контраста. Клаф – на плече Павла, тоненький золотой узор по нему. Богатый оклад Евангелия. Множество ступеней оттенков. Золотые атрибуты у Петра. Не похоже на Киевскую Софию, более классическое произведение, мастер иного толка.

Успенский собор Московского Кремля – двусторонняя – Богоматерь Одигитрия – Святой Георгий – находится слева в соборе. Большая.

Богоматерь – раскрыта до живописи 14 в. с фрагментами 11 в. При записи в 14 в. некоторые места от 11 в. были просто вписаны в обновленное изображение. Богоматерь Одигитрия. Христос благословялет ее. Мария обращается к младенцу. Старые фрагменты: ключица Христа и ручка. Из Новгорода, но не известно, из какого храма. Может быть и 12 в. Но «за» 11 в.: лепка, округлость головы и лика.

Святой Георгий – интересное сочетание иконографий. Георгий принадлежит к великомученикам, которые прославили подвиг Христа, но возможно, он здесь изображен из-за того, что Ярослав тоже Георгий. Поясное изображение, держит оружие, в правой руке – копье, в левой – меч (вынимает/вкладывает), в воинском облачении. Пластичность, рельефность, скульптурность, контрасты формы, объемность личного и строгость в доличном. Светлость лика. Использована редкая система письма: лик написан по белому санкированному фону, где нет никакого подмалевка и этот белый фон просвечивает и придает особую светлость и телесность изображению. Последователей этой техники не сохранилось. Сюжетная выразительность: задумавшийся, не держит меч готовым, обнаженным, а как бы оружие оказывается для него второстепенным по сравнению с задумчивостью, созерцательностью и т.п. Будет характерно для русской живописи потом. Сочетание юности, живости, воинственности, с одной стороны, и задумчивости – с другой. Синяя гривна на шее – стеклянная, очень реально изображена (есть у Сергия и Вакха (это про древнюю Синайскую икону???)). Пластины кольчуги очень рельефны, живописны, это потом исчезнет. Много условностей в построении фигуры: плечи не фронтально видим, то жеможно сказать и про локоны. Светоносность и сияние. Сияние души сквозь тело. Крупный рисунок по белой поверхности грунта, тени просвечивают немного сквозь живописную поверхность (впадинка под нижней губой, тени под глазами). Давний спор реставраторов: одни считают, что не надо ничего трогать, что открылось от старого, то и открылось, не открывать и не дополнять; другие считают, что надо дополнять.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных