ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эстетика Вл. Соловьева. Соловьев и символизм.
Эстетика самого Соловьева, опиралась и на неоплатонизм и на немецкую классическую эстетику. 3 сферы общечеловеческой жизни: 1. Сфера творчества, кот. основывается на чувстве и имеет своим предметом объективную красоту, основная реализация через мистику. 2.Сфера знания, кот. основывается на мышлении и имеет своим предметом объективную истину. 3.Сфера практич. жизни, кот. основывается на воле и имеет объектом общее благо. Первенствующее значение принадлежит сфере творчества. Сущность искусства - красота. Высшая красота природы- показатель реальности воплощения всеединства. Общее определение красоты подтверждает его примерами из неорганической и органической природы Свет является не только метафорической основой красоты, но и метафизической. Видимый свет, как "первичная реальность идеи" в косном веществе является "первым началом красоты в природе". Сочетаясь с материей природных вещей, он при механическом, внешнем соединении образует красоту неорганической мира, а при органическом, внутреннем соединении - "явления жизни". Процесс творения и становления природной красоты заключается в упорядочении хаоса, в преодолении его и преобразовании в красоту. Красота и «безобразие» два взаимопроявляющих друг друга феномена, отсутствие одного приводит к исчезновению другого. Значит. место в эстетике у С. занимает учение о Софии Премудрости Божией как творческом начале Универсума и вдохновительнице человеческого худ. творчества. Под руководством Софии человек должен достичь дух. уровня и перевоплотиться в со-творца Бога. Символисты с воодушевлением восприняли концепцию Соловьева о Софии. София часто рассматривалась как гарант истинности поэтических символов и образов, вдохновительница поэтических озарений и ясновидения.
35. Ф.М. Достоевский: критика утилитаризма в эстетике.
Основная тайна человека - он есть существо этическое, он стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой не может никуда уйти В соответствии с принципами утилитаризма, человек поступает всегда согласно собственной выгоде. Д. доказывает, что человек в своих поступках лишь в малой степени руководствуется разумом и разумной выгодой. Главное здесь – его свободное хотение, или воля. Достоевский высмеивает интеллектуализм в понимании человека, который достиг наиболее плоского своего выражения в построениях утилитаризма. "Записки из подполья" - человек есть существо легкомысленное, действующее менее всего для собственной выгоды. Самое дорогое для человека - свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный каприз; самое дорогое и важное для человека - "по своей глупой воле пожить", и потому "человек всегда и везде, где бы он ни был, любит действовать так, как он хочет, а вовсе не так, как повелевает ему разум и совесть". «так как натура человеческая действует вся целиком, – всем, что в ней есть – сознательно и бессознательно». «Хотенье может, конечно, сходиться с рассудком... но очень часто и даже большей частью совершенно и упрямо разногласит с рассудком». В такой ранней вещи, как «Записки из подполья», мы встречаем исключительно острую, беспощадную критику утилитаризма и морального рационализма. В «Преступлении и наказании» этическая тема встает уже в такой глубине, которая была новой не для одной русской мысли. Он вскрывает внутреннюю диалектику добра в человеческой душе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|