Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетика Вл. Соловьева. Соловьев и символизм.




 

Эстетика самого Соловьева, опиралась и на неоплатонизм и на немецкую классическую эстетику.

3 сферы общечеловеческой жизни:

1. Сфера творчества, кот. основывается на чувстве и имеет своим предметом объективную красоту, основная реализация через мистику.

2.Сфера знания, кот. основывается на мышлении и имеет своим предметом объективную истину.

3.Сфера практич. жизни, кот. основывается на воле и имеет объектом общее благо. Первенствующее значение принадлежит сфере творчества.

Сущность искусства - красота.

Высшая красота природы- показатель реальности воплощения всеединства.

Общее определение красоты подтверждает его примерами из неорганической и органической природы

Свет является не только метафорической основой красоты, но и метафизической.

Видимый свет, как "первичная реальность идеи" в косном веществе является "первым началом красоты в природе". Сочетаясь с материей природных вещей, он при механическом, внешнем соединении образует красоту неорганической мира, а при органическом, внутреннем соединении - "явления жизни".

Процесс творения и становления природной красоты заключается в упорядочении хаоса, в преодолении его и преобразовании в красоту.

Красота и «безобразие» два взаимопроявляющих друг друга феномена, отсутствие одного приводит к исчезновению другого.

Значит. место в эстетике у С. занимает учение о Софии Премудрости Божией как творческом начале Универсума и вдохновительнице человеческого худ. творчества. Под руководством Софии человек должен достичь дух. уровня и перевоплотиться в со-творца Бога.

Символисты с воодушевлением восприняли концепцию Соловьева о Софии.

София часто рассматривалась как гарант истинности поэтических символов и образов, вдохновительница поэтических озарений и ясновидения.

 


 

35. Ф.М. Достоевский: критика утилитаризма в эстетике.

 

Основная тайна человека - он есть существо этическое, он стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой не может никуда уйти

В соответствии с принципами утилитаризма, человек поступает всегда согласно собственной выгоде.

Д. доказывает, что человек в своих поступках лишь в малой степени руководствуется разумом и разумной выгодой. Главное здесь – его свободное хотение, или воля.

Достоевский высмеивает интеллектуализм в понимании человека, который достиг наиболее плоского своего выражения в построениях утилитаризма.

"Записки из подполья" - человек есть существо легкомысленное, действующее менее всего для собственной выгоды.

Самое дорогое для человека - свое собственное, вольное и свободное хотение, свой собственный каприз;

самое дорогое и важное для человека - "по своей глупой воле пожить", и потому "человек всегда и везде, где бы он ни был, любит действовать так, как он хочет, а вовсе не так, как повелевает ему разум и совесть".

«так как натура человеческая действует вся целиком, – всем, что в ней есть – сознательно и бессознательно». «Хотенье может, конечно, сходиться с рассудком... но очень часто и даже большей частью совершенно и упрямо разногласит с рассудком».

В такой ранней вещи, как «Записки из подполья», мы встречаем исключительно острую, беспощадную критику утилитаризма и морального рационализма.

В «Преступлении и наказании» этическая тема встает уже в такой глубине, которая была новой не для одной русской мысли. Он вскрывает внутреннюю диалектику добра в человеческой душе.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных