Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления филологической деятельности европейских ученых в эпоху эллинизма.




 

Эпоха эллинизма (III-I вв. до н.э.). Были созданы три великие философские школы – скептическая, эпикурейская и стоическая.

От походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного установления римского господства (30 до н. э.).

Стоики и эпикурейцы были последними античными философами, которые уделяли внимание вопросам языка. В дальнейшем изучение языка обособляется в самостоятельную дисциплину, а интерес к философским проблемам языка постепенно угасает.

Афины были средоточием философской мысли, общепризнанным научным центром. Но в эллинистическую эпоху возникают новые центры, и крупнейшим из них была Александрия, столица эллинистического Египта. Именно здесь возникает филология, понимаемая как наука, изучающая памятники письменности. Именно здесь возникает грамматика. Позднее появились Родос, Пергам, но они имели меньшее значение.

По образцу платоновской академии, аристотельского лицея, в Александрии был основан Мусейон, обиталище муз. Это государственное научное учреждение под покровительством царя Птолемея I. В Мусейоне наряду с учёными других специальностей, трудились филологи. С Мусейоном тесно связана Александрийская библиотека, для пополнения которой привлекались рукописи со всего мира. На основе изучения рукописей древние филологи начали работу по критическому изданию текстов. Подлинные произведения классиков отделялись от тех, которые приписывались им ошибочно. Различные рукописи часто содержали не вполне идентичный текст.

Помимо этого, памятники классической литературы нуждались в комментировании. Надо было объяснить значения устаревших слов. Вся эта работа давала импульс к языковым изысканиям.

Исследования в области языка стимулировались также тем, что естественная языковая эволюция не останавливалась и разговорный греческий отличался от классического.

Во все времена образованные люди стремились к овладению безукоризненной литературной речью, ориентированной на классические образцы. Перед филологами возникает задача разработать нормы литературной реч и, как в области лексики, так и грамматики. Языковые изыскания велись в двух направлениях: работа над рукописями памятников классической литературы, разработка норм образцовой литературной речи.

В эллинистичсекую эпоху в центре внимания филологов оказываются не функциональные, а формальные явления.

Разработка формальных аспектов морфологии греческого языка — одна из основных заслуг александрийской грамматической школы. Изучение языка утрачивает связь с философской проблематикой и подчиняется теперь задачам филологии. И превращается в сугубо практическую, прикладную, вспомогательную филологическую дисциплину.

Термин «грамматикэ» обозначал науку, в задачу которой входили толкование и критика литературных произведений. «Грамматикос» (грамматик) означал филологов в современном понимании этого слова. Слово «филологос» существовало, но служило для обозначения высокообразованного человека, учёного. Эллинистический филологос — аналог представителя интеллигенции.

Эпоха эллинизма была временем расцвета греческой лексикографии, науки о словарях. Задолго до этого начали собирать и толковать устаревшие слова, вышедшие из обихода. Это были глоссы. Этим занимались Демокрит и Аристотель. Но теперь эта работа приобретает больший размах. Интерес филологов распространяется не только на устаревшие слова, но и на живые слова в речи, которые не во всех своих значениях понятны. Эти слова назывались лексикой. Составлялись словари глосс и слов живого языка, представляющие трудности в произведениях отдельных авторов. Это относится к Гомеру, но так же и к другим классикам. Лексиконы к литературным жанрам, словари диалектной лексики, словари, которые строились по предметному принципу и тд. Общим было то, что фиксировались и объяснялись только те слова, которые были представлены в литературных памятниках.

Одним из зачинателей филологии был Зенадод Эфесский, комментатор произведений Гомера. Он не только составил словарь глосс, но также издавал словарь диалектной лексики. Но подлинным основателем был Аристофан Византийский. До нас дошли фрагменты его диалектных словарей, он составлял и предметные словари: например, слова, выражающие отношения родства; слова, связанные с возрастом людей и животных. В этих словарях представлены все слова и выражения, относящиеся к соответствующей сфере, причём значение каждого слова иллюстрировалось, давались многочисленные примеры из поэтических и прозаических памятников. Отмечались все изменения, которые претерпело значение слова на протяжении веков. Особенно тщательно фиксировались случаи, когда одно и то же слово выступало у Гомера в одном значении, а в других памятниках - в другом.

Аристарх Самофракийский. Его ученик составлял этимологические словари под его руководством.

Филоксен писал о гомеровских глоссах, о лексике сиракузского диалекта.

Дибимус посвятил специальное исследование лексике античной трагедии и комедии.

Трифон составил словари названий растений и животных и уделил большое внимание этимологии и установлению различий между значениями.

В 1 веке нашей эры грамматик Панфил составил обширный лексикон.

Во 2 веке Диогениан составил сокращение этого лексикона, 5 томов, и сделал это для школьного обучения.

В то время велась интенсивная работа по разработке формальных аспектов морфологии. И тут был спор между сторонниками двух направлений в области анализа языковых явлений — аналогистами (Александрийская школа) и аномалистами. Аномалисты выступали против реформаторских действий аномалистов. Аномалисты считали, что наличие в речи аномальных форм, исключений из правил, не вредит языку, не препятствует взаимопониманию между людьми. Человек, который аномальные, но общепринятые формы заменяет на формы, построенные по аналогии, рискует оказаться непонятым и поставить себя в смешное положение. Например, если у слова урок множественное число — уроки, то у слова цветок должно быть цветоки.

Родоначальниками аналогистов были Александрийские филологи, а центром аномалистов был Пергам. Главный представитель — стоик Кратет Милосский. Его деятельность относится к середине второго века до нашей эры. Аристарх и Кратет отстаивали Аристарх — аналогию, а Кратет — аномалию. Этот спор имел в первую очередь практическую направленность. Исследователь стремится к созданию образцовой речи, которая использует идеально правильные формы, и исключений и отклонений не должно быть. Это позиция Александрийских филологов. Или от этой затеи надо отказаться - так считали Пергамские филологи. Аналогистам важно было доказать, что они не совершают насилия языков, что симметрия и регулярность форм органично присущи самой природе языка, а эта позиция порождала разработку унифицированных правил склонения и спряжения, без исключений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных