Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Античное языкознание и проблема грамматической правильности.




Античное грамматическое искусство связано с античной философией, дающей форму первоначальной категоризации вселенной. Античное грамматическое искусство предполагает не объяснение строения языка, а лишь установление правил пользования языком и создание правильной речи. Грамматическое искусство - искусство построения литературно правильных высказываний.

Грамматическая традиция Индии – правильность речи объясняется божественным происхождением сакрального языка санскрита. Санскрит противопоставлен неправильным языкам – пракритам. Санскритом можно овладеть, учась, он не дан от рождения. Правильность постигается через обучение. Грамматическая правильность рождается из начал, которые находятся за пределами наблюдаемых текстов и норм общественно-языковой практики.

Грамматическая традиция Китая – толкование грамм правильности видно из сопоставления различных трудов. Правильность речи как правильность картины мира имеет народно-разговорный источник. Правильность состоит в верном систематическом представлении материала знаков (иероглифов)

Греко-латинская грамматическая традиция в споре об аналогии и аномалии исследовала ряд источников правильности. При этом правильность понимается в двух смыслах: а) как формирование грамматического текста, б) как употребление форм языка в общественно-языковой практике. Было обращено внимание на следующие четыре источника формирования грамматических правил: 1) обращение к авторитетным текстам, общезначимым для всего греко-латинского мира; 2) обращение к языковым формам, наиболее широко представленным в разных диалектах; 3) обращение к эстетическому чувству создателя грамматических правил, творящего по своему разумению образцовую речь на латинском и греческом языках; 4) применение принципа аналогии, являющегося в данном случае выведением одних форм из других в соответствии с требованиями экономности речи, правильности и совершенства выражаемой речью мысли.

Все четыре источника не применяются как абсолютные, ибо они нередко противоречат друг другу. Источники используются каждый по согласованию с другим и в зависимости от представления об общем совершенстве создаваемой таким образом грамматической системы. Это общее совершенство грамматической системы вытекает из воли и представления автора грамматики, но основывается на прецедентах совершенной речи. Совершенство речи определяется как авторитетностью источника, так и соображениями автора грамматики. Таким образом, господствует принцип: отобрать все самое совершенное в общественно-речевой практике и сделать это достоянием всеобщего речевого обихода, противополагая тем самым правильный язык диалектам и просторечию.

Изложенное показывает, что, несмотря на четкие различия в понимании грамматической правильности в разных традициях·существуют важные общие черты.

1. Грамматическая правильность отделяет литературную правильную речь от неправильной. Под правильной речью фактически понимается общезначимая письменная речь, не зависящая от диалектов и просторечий. Правильность этой общезначимой письменной речи сформулирована грамматическим руководством.

2. Источник правильности общезначимой письменной речи понимается двояко: а) как общие принципы построения системы языка, данные грамматическому искусству извне (то ли в виде канона, как в Китае, то ли в виде сакрального характера речи, как в Индии, то ли в виде эстетического совершенства речи, как в греко-латинском мире); б) как наблюдение над текстами, освященными авторитетом, причем последнее требование либо необязательно (Панини), либо соединено с понятием общего принципа развития мысли («Эръя»), либо применяется как серия компромиссов, подчиненных общему принципу.

3. Создание грамматически правильной литературной речи либо исходит из мировоззренческого содержания образцового текста, взятого для наблюдения то ли в сакральной практике (как в Индии), то ли в государственной идеологии (как в Китае), либо исходит из нужд познания и общения (как в греко-латинском мире).

Эти общие черты в понимании грамматической правильности формируют общие принципы грамматического искусства античности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных