ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯСТО УРОКОВ ТЕАТРА Учебно-методическое пособие для студентов специальности 053000 Народное художественное творчество квалификации Режиссер любительского театра, преподаватель Челябинск 2003 ББК 85.33я73 С 79 Рецензенты: Л. В. Трубайчук, доктор педагогических наук, профессор; Т. В. Скорокосова, заслуженная артистка РФ Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2003. - 42 с. Учебное пособие создано автором в соответствии с Госстандартом второго поколения на основе многолетнего педагогического опыта работы, как с детьми, так и со студентами и призвано помочь студентам-педагогам во время практики в школах и детских театральных коллективах выстроить свои занятия не только методически правильно, но и увлекательно. Работа будет полезна учителям уроков театра и руководителям детских театральных коллективов. Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ © Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2003 © Стеценко В. М., 2003 СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 ВВЕДЕНИЕ Цель данного учебно-методического пособия - помочь студентам (будущим руководителям детских театральных коллективов и учителям уроков театра) на первых порах их педагогической деятельности. Как правило, выходя на краткосрочную практику, студенты легко завоевывают любовь к своему предмету, но лишь только занятия приобретают системный характер, становится очень трудно удерживать постоянный интерес и внимание на уроке, если практикант не ставит перед детьми и собой конкретной цели или не знает этапов ее достижения. Автор выстраивает пособие в виде программы уроков театра в начальной школе, что позволяет тем, кому оно адресовано, использовать в своей практике, как отдельные составные части, так и программу целиком. В наше сложное время огромное значение приобретает нравственное оздоровление общества, его гуманизация. Само слово «гуманизм» означает человеколюбие. Воспитание человеколюбия, доброты - основа гуманизации общества. Перефразируя известные слова Достоевского, можно сказать: доброта спасет мир, ибо именно доброта - своеобразный синоним красоты, - красоты духовных качеств человека. Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного -образованного и доброго - человека. И один из таких путей - воспитание искусством. Основная задача заключается в том, чтобы создать определенный тип личности с широкими эстетическими запросами, высокой культурой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности, т. е. реализации творческой энергии. Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, которые всегда индивидуальны. Они зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувствовать нам, сердце которого открыто для добра. Открыть эти качества в ре- бенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему, лучше всего помогает искусство театра. Это важное, но далеко не единственное качество, которое помогает раскрыть в ребенке способности путем воспитания искусством театра. Театр, как известно, искусство синтетическое, сочетающее в себе множество других видов: драматургию, изобразительное искусство, музыку, хореографию, искусство парикмахера и гримера и др. Кроме того, театр требует очень много самой простой работы: от забивания гвоздей до задергивания занавеса, а значит, в театральном процессе задействовано большое число людей. Навыки совместной работы, ответственность за порученное дело, взаимопомощь - то, без чего театр невозможен. Но главное - театр невозможен без творчества, которое здесь всегда активно. Театральный творческий процесс универсален. Он раскрывает множество граней в любом человеке, а в ребенке особенно. Ведь он активен по своей природе, и ребенку интересно все. Театр требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а также специальных умений и навыков, природных способностей и умения работать над собой, развивая и дополняя то, что подарено природой. Все эти качества помогут человеку и в его обыденной жизни, сделают ее более наполненной, а самого человека - более интересным для окружающих. Предлагаемая программа не ставит перед собой задачу сделать из каждого ребенка в будущем театрального деятеля, но научить понимать искусство театра, а через него и искусство вообще, раскрыть творческий потенциал, сформировать художественные потребности, сделать внутренний мир человека богаче, а его самого добрее. ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (1-й класс) примерный тематический план
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА: ТЕМА ГОДА: Развивающие игры. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Мы знакомимся. II. Будем дружить. III. Умные игры. IV. Первые театральные опыты. ЦЕЛЬ КУРСА: Пробудить интерес к искусству театра, а через него -к другим видам искусства - музыке, живописи, хореографии, кино. ЗАДАЧИ КУРСА: 1. Помочь учителю в создании спокойной и доброжелательной атмо 2. Через совместные игры и групповые упражнения формировать у 3. Формировать навыки этикета, норм поведения в школе, в классе 4. Развивать эмоциональную сферу ребенка - чувство сострадания и 5. Развивать личностные качества ребенка: память, внимание, на 6. Создавать условия для заинтересованного и доброго отношения 7. Воспитывать в детях волевые качества, смелость, настойчивость. 8. Тренировать речевой аппарат ребенка: дикцию, подачу звука, 9. Формировать зрительскую культуру и грамотность ребенка. СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ I четверть Тема: МЫ ЗНАКОМИМСЯ В I четверти закладывается основа той атмосферы и того отношения к уроку театра, которые будут определять в дальнейшем, как творческие успехи детей, так и отношение к самому театру. Поэтому очень важно уже с первых уроков найти верный тон в работе с детьми, чтобы не превратить уроки театра в беспрерывную игротеку, но и не сделать их скучными, назидательными, похожими на другие. Конечно, большая часть упражнений должна носить игровой характер, однако в любой игре следует добиваться максимально возможной чистоты исполнения, независимо от сложности. Иногда на это уходит не один, а два, три и более уроков. Существуют определенные ритуалы урока, которые помогают сократить до минимума оргмоменты и легче дисциплинировать детей: приветствие, прощание, постоянное место у каждого, упражнения-разрядки, упражнения-настройки. Познакомиться друг с другом и потренировать необходимые качества - ловкость, чувство ритма, пространства, произвольное внимание, память, координацию движений и другое - помогает хорошо знакомый из «прошлой жизни» предмет - мячик. Упражнения комплексного характера: «Давайте познакомимся», «Мое имя», «Мячик - другу», «Бегунок» позволяют педагогу (студенту-практиканту) быстро запомнить имена детей, а детям - имя учителя (см. Приложение). Упражнения для двигательной разрядки: «Ветер и листья», «Запомни цифру» (см. Приложение). Упражнения-настройки: «Четвертый мячик», «Ручки, плечики…» Речевые упражнения построены на основе четверостиший А. Барто. Дети учатся произносить четко начало слова, его окончание и слышать, как говорят другие, слышать их и свои ошибки. Кроме того, к концу I чет- верти дети должны уметь представляться: встать, четко назвать свои имя и фамилию, сесть на место. В беседах о театре на первом же уроке учитель старается выяснить уровень театрального опыта первоклассников: какие спектакли и в каких театрах они видели, как они представляют себе, что такое театр, что они знают о людях, работающих в театре, для чего нужен урок театра и чем дети будут на нем заниматься. Разговор идет о том, как стать хорошим, культурным, понимающим, чутким зрителем. Для этого нужно немного знать театр «изнутри» - побыть самим и актерами, и режиссерами, и художниками, и драматургами, и рабочими сцены, что и предстоит сделать на уроках театра. До просмотра какого-либо спектакля необходимо познакомиться с первоисточником, по которому был сделан спектакль - сказкой, рассказом, отрывком из пьесы. Дети рисуют свое представление о сказке, а после просмотра, рисуют то, что они увидели и поняли на спектакле. Сравниваются те и другие рисунки, и обсуждается, чем и почему они отличаются. При обсуждении спектакля следует обращать внимание детей на образный язык театра: как показано море, полет птицы, какова музыка в спектакле, когда она звучит, как показаны на сцене звери, чем они отличаются от людей. Примерное содержание итогового урока I четверти 1. Дети входят в класс, занимают свои постоянные места. 2. Упражнения: Мячик - другу Летает - не летает Бегунок Ветер и листья Дирижер Ручки, плечики… Хлопушки-топотушки Запомни цифру Он какой? 3. В «концертном» исполнении - стихотворение А. Барто «Идет бы 4. Подведение итогов урока и итогов четверти, ритуал-прощание. должны быть логически связными по тексту. Учителю нужно вовремя помочь ребенку, если где-то произошла заминка, что-то не получилось, чтобы с первого своего «экзамена» дети унесли только положительные эмоции и уверенность в своих силах. Кроме учительницы по основным предметам, других зрителей на этот урок лучше не приглашать, чтобы дети не растерялись, говоря театральным языком, не «зажались». II четверть Тема: БУДЕМ ДРУЖИТЬ В этой четверти к ритуалу приветствия добавляется обязательная разминка. Дети выполняют под музыку движения, разученные с учителем. Такая разминка собирает внимание, настраивает на урок, переключает детей от шума перемены на спокойную обстановку. На первом уроке II четверти проводится беседа о прошедших каникулах. Следует помогать детям в их рассказах о каникулах вопросами, помогать в построении фразы, подчеркнуть наиболее интересные и важные моменты рассказа, похвалить. Большое внимание в этой четверти уделяется развитию речи на основе работы с чистоговорками. Чистоговорки лучше выбирать рифмованные, в дикционном отношении доступные, короткие. Добиваться осмысленного, четкого, громкого, но не форсированного произнесения, обращать внимание на начало и конец фразы. Так как тема четверти посвящена дружбе, то для работы можно выбрать сказку Б. Заход ера «Буква Я», тем более что в это же время дети активно осваивают буквы на основных уроках. Опираясь на события этой сказки, можно органично перейти к разговору о дружбе вообще, об отно- шениях детей в классе, об отношениях между мальчиками и девочками на уроках. Первое время часто возникают ситуации, когда девочки во время упражнений не хотят браться за руки с мальчиками, а мальчики с девочками, те и другие отказываются работать в смешанных парах. С первых дней нужно создать такие условия, когда дети вынуждены работать в смешанных парах, смешанными группами. Например, девочки бросают мяч только мальчикам, а мальчики - девочкам. Можно начислять штрафные очки за упражнение, если в группе, команде только девочки или только мальчики и т. п. Сказку «Буква Я» дети и учитель читают, беседуют о ней, рисуют «Дом, где живут буквы», а отдельные строчки читают и пробуют играть по ролям, что особенно нравится детям. Продолжается работа над упражнениями первой четверти, усложняя, расширяя их, ужесточая условия игры и добиваясь большей чистоты при исполнении. Добавляются новые упражнения: «Четвертый мячик», «Музыкальный мячик» (см. Приложение). По разделу «Искусство быть зрителем» во II четверти работа идет точно так же, как и в I. Примерное содержание урока II четверти 1. Ритуал-приветствие. 2. Двигательная разминка. 3. Речевая разминка. 4. Упражнение-разрядка «Ветер и листья». 5. Упражнения на развитие определенных качеств: внимания, 6. Чтение по ролям отрывков из сказки «Буква Я». 7. Вопросы и ответы по увиденному спектаклю. 8. Подведение итогов урока, домашнее задание. III четверть Тема: УМНЫЕ ИГРЫ В этой четверти основным занятием будет путешествие по стране Фантазии. Примерно по два урока посвящается каждой теме: № 1 - «В гостях у Лесовичка» № 4 - «В сказочном королевстве» № 3 - «В магазине игрушек» На этих уроках продолжается работа по разделам, указанным в тематическом плане. Все упражнения принимают оттенок той темы, которой посвящен урок. Примерное содержание уроков по теме «В стране Сообразилии» Урок первый 1. Ритуал-приветствие. 2. Разминка. Сегодня разминка не совсем обычная, ведь мы пришли не на урок, а попали в страну Сообразилию, поэтому прежде чем сделать упражнение, надо догадаться, кого или что оно обозначает. - Стоят, лежат, висят, спешат, отстают, но все равно идут. - Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор).
- Носатое корыто по серебряной тропе идет, рыбака несет. (Лодка. - Кто на себе свой домик возит? (Улитка, черепаха). 3. Основная часть урока: упражнения на тренировку внимания, памя В стране Сообразилии много улиц, переулков, площадей, тупиков. Чтобы попасть на площадь, где много места и можно поиграть в веселые подвижные игры, необходимо предъявить пропуск. Для этого нужно этот пропуск собрать из кусочков открытки. - «Мозаика». Вас 16 человек. На ваших глазах я разрезаю две от Время, за которое дети сложили открытки, не имеет значения - это не конкурс. Если кто-то не сумел найти места для своего кусочка открытки, учитель может помочь. После того, как мозаика сложена, дети сами собой поделились на 2 группы (у кого где оказался его кусочек открытки). И теперь мы можем поиграть на площади. Предлагаю поиграть в «Воробьев и ворон». Дальше каждая группа будет путешествовать по стране Сообразилии своим маршрутом, т. е. выполнять свое задание. Например: - На счет «5» первая группа должна встать в круг справа от меня, - На счет «3» круги быстро поменялись местами. Раз! Два! Три! - На счет «10» первая группа встала посреди класса в круг лицом, - На счет «10» обе группы встали в две линии, лицом друг к другу. - Впереди у нас опасный тупик. Чтобы не попасть в него, нужно без Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, да не выболтала! Мы миновали тупик и, продолжая наше путешествие, давайте представим, что еще можно увидеть в стране Сообразилии: упражнение «Улитка» (другое название - «Баранья голова») - улица - улица, дом - улица, дом, игра - улица, дом, игра, загадка - и т. д. 4. Итоги урока, ритуал-прощание. Наше путешествие по Сообразилии еще не завершено. Мы продолжим его на следующем уроке. Примерный план второго урока по теме «В стране Сообразилии» 1. Ритуал-приветствие. 2. Разминка. Можно повторить разминку прошлого урока, а мож 3. Упражнения: «Умный мячик», «2 + 3», «Запомни цифру». 4. Упражнения в перестроениях по словесному заданию учителя 5. Чистоговорки. Учим новые, повторяем старые, следим за чет 6. Упражнение-разрядка «Ветер и листья», итоги урока, проща Работа по разделу «Искусство быть зрителем» идет по старому плану. Но при разборе спектакля обращается внимание детей на то, что актер и роль, которую он играет, это не одно и то же. Надо помочь разобраться, почему им понравился в спектакле злой волк или баба Яга больше, чем, например, добрый медведь. IV четверть Тема: ПЕРВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ Продолжая работать над тренинговыми упражнениями по разделам тематического плана, от упражнений переходим к очень маленьким, но уже театральным опытам. На основе небольшого детского стихотворения под руководством режиссера-учителя делается маленький спектакль. Про-думывается, где и с кем происходит событие, о котором рассказывается в стихотворении, подбираются движения, если надо - музыка. Строчки (а иногда и слова) стихотворения становятся как бы словами роли, которые дети говорят то хором, то по очереди, в зависимости от замысла. Стихотворения, которые могут быть предложены в качестве примера для работы: Д. Хармс. «Удивительная кошка», «Очень страшная история». B. Суслов. «Рулевой». Р. Муха и Н. Воронель. «Пропажа на пляже». C. Михалков. «Прививка». Последний урок театра в учебном году проводится как праздник. На него приходят родители, учителя. Все дети собираются в одном помещении. Дети группами показывают свои любимые упражнения из уроков, отвечают на вопросы театральной викторины (родители помогают отвечать на сложные вопросы), в конце праздника каждый класс показывает свою творческую работу - стихотворение. ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (2-й класс) ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА: 36 часов ТЕМА ГОДА: Предтеатральные игры. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Школа разведчиков. II. Мы играем в театр. III. Мы знакомимся с театром. IV. Театр бывает разный. ЦЕЛЬ КУРСА: Знакомство с театром как видом искусства - радиотеатр, телетеатр, драматический театр. ЗАДАЧИ КУРСА: 1. Знакомство с доступными видами театра, просмотры и обсужде 2. Создание творческой атмосферы в классе в условиях коллектив 3. Развитие творческой активности детей в практической работе: 4. Развитие речи и работа над дикцией. 5. Тренировка произвольного внимания, наблюдательности. 6. Развитие волевых качеств учащихся через преодоление трудно СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ I четверть Тема: ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ Беседа о том кто такие разведчики, какие качества необходимы разведчику (внимание, хорошая память, наблюдательность, дисциплинированность, ловкость, смелость, умение дружить и т. д.), и какие качества разведчиков важны в нашей жизни. Разучивание и отработка «Разминки разведчика» (тренинговая композиция координационно-ритмического характера под музыкальное сопровождение на 4-6 мин.). Упражнения для тренировки ловкости, координации движений, двигательной памяти, чувства пространства, сообразительности. Групповые действия по словесному заданию педагога, без предварительной договоренности и в условиях полной тишины: «Парти- занский лагерь» (в других условиях это упражнение называется «Умные стулья») - поставить стулья в точно заданном порядке за определенное время (на счет). Работать дружно, без разговоров, не сталкиваясь. Каждый решает сам, что ему делать; «Переход через болото» - идти друг за другом след в след; идти, перекладывая дощечки; идти по словесно заданной траектории или по нарисованной на листочке «карте»; по специально выстроенной «полосе препятствий» и т. п. Упражнения на координацию движения и ритма - «Азбука Морзе» -прохлопывание и протоптывание ритмических рисунков знакомых скороговорок, стихов, песенок. Работа по одному, в парах, группой, передавая знакомый текст и отгадывая, что передала группа «противника». Можно применять любые шумовые инструменты - от погремушек до карандашей. Тренировка внимания и наблюдательности, разных видов памяти. В этом разделе уже знакомые упражнения меняют свои цели или «подгоняются» под нужную тему: «Что возьмет с собой разведчик?» - рюкзак, рюкзак - полотенце, рюкзак - полотенце - валенки и т. д. «Найди шпиона» -он в красных носочках, у него чернильное пятно на большом пальце, он спрятался между Катей и Сережей, сегодня он вошел в класс последним… и т. п. «Собираем сведения» о… классе, где мы занимаемся, о школе, о своем районе, о своем однокласснике. «Сведения собираем по памяти и как можно больше самых мелких деталей, которые заметили только вы!» Развитие речи. Передать информацию точно и быстро при помощи скороговорки. Помогает и четкая дикция, интонация. Скороговорку передаем по цепочке, и если кто-то ошибся, то выбывает из цепочки. Сколько человек «дошло до конца» и не отстало от группы? Четверть завершает «Экзамен в школе разведчиков». За каждое удачно выполненное упражнение ученик получает жетон, флажок, звездочку. В конце «экзамена» в зависимости от количества полученных звездочек, ученики получают «квалификационные звания» - «разведчик», «лучший разведчик», «самый ловкий разведчик», «самый внимательный разведчик» и другие, какие позволит фантазия детей. Работа по разделу «Искусство быть зрителем» весь год ведется примерно по одной схеме: 1) подготовка к просмотру спектакля, и 2) обсуждение увиденного спектакля. Эти уроки как бы «вклиниваются» в нужное время в учебный план, так как невозможно жестко планировать время просмотра спектакля. Примерная структура урока по подготовке к просмотру спектакля 1. Чтение вслух (или самостоятельно, по заданию педагога) литера 2. Определение темы сказки или пьесы (о чем эта сказка). 3. Определение конфликта (кто с кем или что с чем борется). 4. Какие герои вам понравились, почему? 5. Кто не понравился, почему? 6. Нарисуйте то, что вам захотелось после почтения сказки, как вы Примерная структура урока по обсуждению увиденного спектакля 1. О чем увиденный вами спектакль? 2. Отличается ли спектакль от сказки, которую мы читали, чем? 3. Какие герои вам понравились больше всего, почему? 4. Кто из актеров и в какой роли вам понравился больше всего? 5. Почему вам понравился актер, который играл отрицательную 6. Когда вы больше всего тревожились за героев, почему? 7. Что вы увидели на сцене, когда открылся занавес? 8. Как в театре показали море (ветер, ураган, дождь, темноту …)? 9. Запомнилась ли вам музыка в спектакле, почему, помогала она 10. Чем рисунки, которые вы сделали после спектакля, отличаются 11. Попробуйте сыграть те эпизоды спектакля, которые вам понра II четверть Тема: МЫ ИГРАЕМ В ТЕАТР Основой для работы во II, III и IV четвертях станет сказка В. Сутеева «Кто сказал ײмяуײ?» Во многом упражнения и этюды по сказке будут основаны на умениях и навыках, полученных в «Школе разведчиков». Здесь пригодятся и внимание, и наблюдательность, и память, и некоторые дополнительные качества, тренировка которых продолжается во время подготовительных упражнений. Вместе с детьми на основе имитации пластики животных придумываем разминку - «Зверобику». Наблюдаем за повадками доступных животных: птиц, рыбок, кошек, собак, мышек, хомячков, мух, воробьев, голубей, синичек …. Пробуем на уроках повторить их повадки, выстроить в упражнениях-этюдах взаимоотношения двух животных: «Котенок и щенок», «Щенок и муха», «Котенок у аквариума», «Голубь и воробей» и т. п. Читаем вслух сказку «Кто сказал ײмяуײ?» Разбираем сказку по эпизодам, по событиям. Уточняем по тексту и придумываем характеры зверюшек из сказки, ищем их взаимоотношения. Пробуем играть отдельные эпизоды сказки, работая один и тот же этюд по очереди разными парами, и сравниваем, у кого и почему получилось интереснее. В сказке всего 8 персонажей, а детей в группе гораздо больше. Поэтому мы придумываем дополнительные персонажи, которые вполне могли бы быть в сказке. Кроме Петуха у нас появляются Курочка с цыплятами, несколько лягушек, рыбок, целый рой пчелок. Ролей хватает всем, и от этого становится только интересней работать. Из подручных средств - кубиков, стульев, столов - выгораживаем двор, в котором живут все зверюшки: крыльцо, конуру, пруд, кусты, клумбу, забор, и все, что нам надо. Придумываем занятие для каждого персонажа: пчелки собирают мед и пыльцу с цветов в игрушечные ведерки, Курица учит цыплят чистить перышки, лягушки разучивают песенку, Щенок спит на крылечке …. Итогом II четверти являются этюды по сказке, этюды о зверюшках, подготовительные упражнения к сказке. Упражнения и этюды не зафиксированы, каждый раз в них что-то меняется. Зрители на итоговый урок пока не приглашаются. Дети сами смотрят работу друг друга и стараются подмечать наиболее удавшиеся моменты в показе товарищей. III четверть Тема: МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ТЕАТРОМ Беседы о театре в этой четверти связаны с основными театральными профессиями: актер, режиссер, драматург, рабочий сцены. Дети пробуют «примерить» эти профессии на себя, продолжая работу над сказкой «Кто сказал ײмяуײ?» Наступил момент, когда нужно относительно постоянно распределить роли в сказке. Это очень непросто. Как правило, все хотят играть только главные роли. Именно здесь учителю необходимо напрячь свою фантазию, чтобы увлечь детей даже самой маленькой ролью. Вместе с учителем дети вспоминают, у кого именно та или иная зверюшка была самой интересной в этюде. Важно обращать внимание будущих «артистов» и на соответствие внешних данных партнеров. Например, зрителям трудновато будет поверить, что мышка может быть ростом больше чем петух или кошка, так же как и в то, что пчелок лучше играть мальчикам, а не девочкам. На наших уроках правило: мужские роли играют только мальчики, а женские - только девочки. А если вдруг девочек или мальчиков в группе меньше, чем надо для сказки, тогда какие-то роли просто превращаются в свои противоположности: вместо кошки у нас будет кот или вместо мышонка - маленькая мышка-девочка. Дети делятся на творческие группы, в соответствии с эпизодами сказки, на каждый эпизод приглашается режиссер из той творческой группы, которая сегодня остается «без работы» (например, в репетиции до их сцены еще не дошли или, наоборот, уже репетировали ее). Задача учителя - подсказать, с чего можно начать эпизод (хорошо, если есть несколько вариантов начала, чтобы дети могли выбрать, а то и придумать свое), помочь разобраться, какое событие происходит в этой сцене, подсказать физическое действие, актерские приспособления. Если в группе возникают конфликты, необходимо их вовремя погасить и помочь найти взаимопонимание. В конце каждого урока - просмотр сделанного каждой группой и короткий разбор, в котором, в первую очередь, подчеркиваются удачные моменты. В тренинговой части уроков продолжается работа на развитие и совершенствование личных качеств учащихся по разделам программы. Разминка - «Зверобика», речевой тренинг на основе скороговорки, упражнения для голоса, пластика - характер движения: «Я иду по горячему песку босиком, иду по тонкому льду, по скользкой дорожке, босиком по колючкам, подкрадываюсь к бабочке, стараюсь пройти бесшумно мимо забора, за которым злая собака», и т. п.; знакомство с волшебными словами «Если бы.…» - «Что бы я сделал, если бы я неожиданно попал под дождь, потерял ключ от квартиры, у меня болел бы зуб, потерялся в лесу или в незнакомом городе», и т. д. Работа по разделу «Искусство быть зрителем» продолжается в соответствии с планом, изложенным в программе I четверти. На итоговом уроке III четверти можно попробовать «вчерне» сыграть все эпизоды сказки по порядку, с импровизированным текстом. Каждая творческая группа делает на свой эпизод выгородку, которую она при- думала и которая ей удобна. Учитель приходит на помощь, если где-то возникла заминка, или что-то получилось не так, как хотелось бы. Подводя итог такого прогона, можно обратить внимание детей на то, как из сказки в процессе репетиций получилась пьеса, и чем пьеса отличается от сказки. Более подробный разговор на эту тему продолжится в следующей четверти. IV четверть Тема: ТЕАТР БЫВАЕТ РАЗНЫЙ В этой четверти работа над сказкой завершается. Учитель становится режиссером, а ученики - актерами, рабочими сцены, звукооператорами, художниками по костюмам и т. д. Импровизационный текст уточняется, фиксируется, вместо выгородки дети под руководством учителя сами делают и рисуют декорации, костюмы, реквизит. Отдельные эпизоды сказки логически увязываются между собой и приобретают вид маленького комнатного спектакля, который дети показывают своим одноклассникам, друзьям, учителям и родителям. Но на этом работа со сказкой не заканчивается. В беседах о театре педагог обращается к театральному опыту детей для того, чтобы на знакомых им примерах дать понятие о многообразии видов театра: театре кукол, радиотеатре или театре «на пластинке», телевизионном театре и его отличии от кино- и телефильмов. Анализируется, чем все эти театры похожи и в чем их различие. После бесед детям предлагается попробовать сделать уже знакомую сказку «Кто сказал ײмяуײ?» как радиотеатр (записать при помощи микрофона на магнитофон) и как театр кукол. Куклы используются те, которые дети приносят из дома, а если нужных нет, - например, пчелок, - то дети делают их сами так, как умеют. Тренинговых упражнений в IV четверти гораздо меньше, чем в предыдущих, так как все основное время отдано репетициям сказки и подготовке ее к показу. Тренинговые упражнения остаются в качестве творче- ской настройки, тренировки тех элементов актерского мастерства, без которых не обойтись в репетициях. Речевой тренинг - подача голоса, опора, дикция, интонация, логика фразы. Актерский тренинг - «Вижу, как есть -отношусь, как задано»: «Беру в руки варежку, а отношусь к ней, как… к котенку, к бабочке, к ежику, к зеркальцу, к увядшему цветку», и т. п.; спонтанный тренинг - учитель называет любой живой или неживой предмет, а дети сразу же, не задумываясь, его показывают в статике, движении, звуке: чайник, будильник, осенний листок, проколотый мячик, шариковую ручку и т. п. По-прежнему смотрим спектакли в театрах, обсуждаем их. Подводим итоги: какой спектакль в этом году понравился больше всего, почему, какие роли, герои, персонажи запомнились детям, что нового о театре узнали они в этом году …. В конце второго класса: дети должны уметь отличать актера от его роли; уметь, хотя бы на эмоциональном уровне, разбираться, о чем говорится в пьесе, спектакле; видеть выразительные средства спектакля - музыку, работу художника, костюм, грим, речевую и пластическую линию роли; знать и уметь выполнять тренинговые упражнения по речи, движению, ритмике, актерскому мастерству; уметь работать самостоятельно и в творческой группе, подчинять свои желания, знания и умения общим интересам; уметь придумывать, фантазировать, находить простейшие предлагаемые обстоятельства в творческих заданиях, находить логику в действиях персонажей. Дети должны знать ответы на вопросы: 1. Зачем люди ходят в театр? 2. Какие бывают театры? 3. Кто работает в театре? 4. Кто такой режиссер, что он делает в театре? 5. Кто такой актер? 6. Чем сказка отличается от спектакля, поставленного по этой 7. Почему без дружбы не может получиться спектакля? 8. Что должен уметь актер? 9. Зачем мы делаем разминку на уроке? 10. Нужно ли актеру чему-то учиться? 11. Для чего нам нужны упражнения на внимание, наблюдатель 12. Нужны ли нам чистоговорки? 13. Может ли нам понравиться актер, который играет злого чело 14. Почему рисунки, которые вы рисовали до просмотра спектак В конце года проводится «Праздник уроков театра» для всей параллели вторых классов. Приглашаются учителя, родители, друзья. Так как во всех классах ставилась одна и та же сказка, то разные ее эпизоды играют дети из разных классов, невольно сравнивая себя с другими. На празднике проводится театральная викторина, в которой принимают участие взрослые и дети, организуются массовые игры, разученные на уроках театра. ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (3-й класс) ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА: 36 часов ТЕМА ГОДА: Хотим быть актерами. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Искусство актера. II. Примеряем роли на себя. III. Придумываем спектакль. IV. Собираем бусинки на ниточку. ЦЕЛЬ КУРСА: Освоение театрального процесса на практике. Постановка спектакля силами детей всего класса. ЗАДАЧИ КУРСА: 1. Познакомиться с работой актера и режиссера спектакля на собст 2. Дать понятие о необходимости творческой дисциплины в ус 3. Прививать более сознательное отношение к просмотру спек 4. Дать детям возможность реализовать уже полученные на уро 5. Предоставить возможность каждому ребенку попробовать себя 6. Учить детей находить конкретное сценическое и физическое 7. Повышать зрительскую грамотность на основе практической I четверть ТЕМА: ИСКУССТВО АКТЕРА Уровень познаний детей об искусстве театра в третьем классе уже достаточно высок. Работа по разделу «Искусство быть зрителем» идет по старой схеме, но основное внимание при разборе спектакля будет обращено на особенности актерской работы: владение актерской техникой (речь, пластика, танец), актерские приспособления (что придумано актером, но не написано у автора), соответствие внешних данных образу, «тайна» актера, его обаяние - почему один актер нравится больше чем другой, почему нравится актер, играющий отрицательную роль и т. п. Усложняются и тренинговые упражнения. Наблюдения за походками, жестами, манерами, привычками своих одноклассников, учителей. Повторение повадок животных - домашних любимцев и доступных для наблюдения птиц - голубей, воробьев, кур и т. п. Короткие этюды на основе наблюдений, попытки понять и передать логику поведения другого человека или животного. Продолжается совершенствование двигательных навыков: развитие координации и пластики рук, комплексные упражнения для одновременной работы нескольких частей тела в разных плоскостях, темпах, ритмах, под музыкальное сопровождение и без него. Кроме тренинга начинается работа с чтецким материалом - детскими стихотворениями и баснями. Разбирается логика стихотворения, ищется его образ. Каждое стихотворение становится маленьким спектаклем. Например, в стихотворении А. Бар-то «Идет бычок», бычок - артист цирка. В I четверти подыскивается подходящая сказка для постановки всей группой. Если сказка найдена, то этюды и наблюдения делаются уже как заготовки для будущего спектакля. Требования к сказке: 1. Наличие ярко выраженного события; 2. Возможность занять в работе всю группу (класс); 3. Доступность действующих лиц для актерских возможностей исполнителей; 4. Продолжительность спектакля не более 7-10 минут. Инсценировку сказки для каждой группы делает учитель. Дети в спектакле «работают актерами». Для постановки могут подойти сказки: С. Михалкова «Как старик корову продавал» и «Жадный Вартан», В. Сутеева «Под грибом» и «Кто сказал ײмяуײ?», стихотворения Д. Хармса, К. Чуковского, народные сказки «Репка», «Колобок», «Кочеток и курочка», и др. II четверть Тема: ПРИМЕРЯЕМ РОЛИ НА СЕБЯ На уроках II четверти продолжается та же работа, что и в I четверти, но уже на основе выбранной сказки. Ищутся образы персонажей. Например, какая может быть бабушка - какая у нее походка, как она говорит, носит она очки или нет, добрая она или сердитая и т. п. Так же пробуем играть всех персонажей сказки. Роли пока не распределяются, поэтому всех персонажей пробуют все дети - у кого получится интереснее. Этюдно проигрываются все ситуации сказки, вычленяются и разбираются все ее события, логика поведения и отношения между персонажами, обговариваются конкретные предлагаемые обстоятельства, место действия, необходимая выгородка. Тренинговые упражнения, насколько возможно, тоже приближаются к предлагаемым обстоятельствам сказки. Итогом II четверти могут быть этюды по сказке. Дети сами решают, кого они будут играть. Иногда бывает, что все играют одну и ту же сцену, но каждая группа показывает свой вариант. III четверть Тема: ПРИДУМЫВАЕМ СВОЙ СПЕКТАКЛЬ В III четверти при разборе просмотренных спектаклей учитель обращает внимание детей на то, как помогают актеру и зрителю такие компоненты спектакля, как свет, музыка, декорации, костюмы. В беседах о театральных профессиях подчеркивается важность четкой работы технических цехов: осветителей, декораторов, рабочих сцены, реквизиторов. Дети знакомятся с работой художника по костюму, художника-создателя декораций, художника-реквизитора, художника-осветителя. Учитель, подытоживая новые познания о театре, подводит детей к пониманию важности всех компонентов для создания атмосферы спектакля, помогающей акте- ру хорошо сыграть свою роль и донести до зрителя мысли и чувства создателей спектакля. Во время практической части урока продолжается подготовительная работа к выбранному спектаклю. Придумываются декорации, костюмы, подбирается и делается реквизит. Вместе с учителем дети обсуждают распределение ролей, учитывая, у кого именно «эта» роль должна получиться лучше, кто больше подходит на ту или иную роль по своим внешним данным, голосовым, по характеру. Именно здесь часто возникают конфликты, когда какую-то роль хотят играть все, а другую - никто. Это хорошая почва для разговора о том, как важны в театре самые маленькие роли и самые, казалось бы, незаметные должности. Как важно вовремя открыть и закрыть занавес, включить свет и музыку, залаять за сценой собакой и т. п. На репетициях будущий спектакль репетируется уже по написанной учителем инсценировке, с закрепленным текстом. Используются наиболее удачные находки и приспособления из этюдов. Спектакль собирается до «чернового прогона», готовится материальная часть, закрепляются роли. Тренинговая часть в этой четверти служит разминкой и настройкой на репетиции, для создания рабочей атмосферы. IV четверть Тема: СОБИРАЕМ БУСИНКИ НА ОДНУ НИТОЧКУ Темой театральных бесед в IV четверти, кроме обсуждения просмотренных спектаклей, будет суммирование полученных за год знаний и навыков работы над «своим» спектаклем. Дети уже в достаточной мере понимают сложность процесса создания спектакля в профессиональном театре, значимость каждого человека от актера до уборщицы, сложности актерской работы. На практических занятиях идут самые настоящие репетиции «своего» спектакля. Распределены технические должности: кто открывает и закрывает занавес (если он есть), кто вносит и уносит мебель, вешает и ста- вит декорации, включает свет и музыку, топает и скрипит дверью за кулисами и т. д. Проводятся сводные репетиции, прогоны, генеральные… Вся работа очень похожа на выпуск настоящего профессионального спектакля. Наконец, на уроках ИЗО дети рисуют афиши, программки и пригласительные билеты на свой спектакль. Учебный год заканчивается уже традиционным праздником уроков театра. На праздник приходят учителя, родители, друзья. Все третьи классы, работающие по той же программе, показывают свои спектакли зрителям и друг другу. Проверочные вопросы для учащихся третьих классов 1. Какие театральные профессии вы можете назвать? 2. Что делает в театре актер, режиссер, осветитель, радист? 3. Что такое декорации, реквизит, костюм? 4. Что будет, если кто-то из актеров опоздает на спектакль? 5. Может ли получиться спектакль, если никто не захочет играть 6. Почему для актера и режиссера важно быть наблюдательным? 7. Что такое атмосфера спектакля? 8. Какие спектакли вы посмотрели в этом году, какой вам понра 9. Какой актер, в каком спектакле и в какой роли вам больше все 10. Что нового вы узнали о театре за этот год? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Белич В. В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. -Челябинск: ЮУКИ, 1991. Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра: Сб. науч. работ.-Л., 1988. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1990. Кох И. Э. Основы сценического движения. - Л., 1970. Ляшко Т. В., Синицина Е. И. Через игру к творчеству. - Обнинск, 1994. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е. П. Раевская и др. -М., 1991. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера. - М., 1988. Петров В. А. Методические рекомендации по экспериментальному актерскому тренингу / ЧГИК. - Челябинск, 1983. Петров В. А. Нулевой класс актера. - М., 1985. Петров В. А. Развитие творческого потенциала личности…: В 2 ч. -Челябинск. - 1987. -Ч. 1.; 1988. -Ч. 2. Стуль М. П. Как воспитывать талантливых: В 2 ч. - Челябинск, 1989. Стуль М. П. Эстетическое воспитание школьников средствами театра: Метод. рекомендации / ЧГИК. - Челябинск, 1984. Эстетическое развитие средствами театра детей шестилетнего возраста: Программа / Сост. Н. Г. Арефьева. - Свердловск, 1991. Шильгави В. П. Эстетическое развитие. Начнем с игры. - М., 1980. ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|