Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ




СТО УРОКОВ ТЕАТРА

Учебно-методическое пособие

для студентов специальности 053000

Народное художественное творчество

квалификации Режиссер любительского театра, преподаватель

Челябинск 2003


ББК 85.33я73 С 79

Рецензенты:

Л. В. Трубайчук, доктор педагогических наук, профессор; Т. В. Скорокосова, заслуженная артистка РФ

Стеценко В. М. Сто уроков театра: Учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ, Челябинск, 2003. - 42 с.

Учебное пособие создано автором в соответствии с Госстандартом второго поколения на основе многолетнего педагогического опыта работы, как с детьми, так и со студентами и призвано помочь студентам-педагогам во время практики в школах и детских театральных коллективах выстроить свои занятия не только методически правильно, но и увлекательно. Работа будет полезна учителям уроков театра и руководителям детских театраль­ных коллективов.

Утверждено редакционно-издательским советом ЧГАКИ

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 2003 © Стеценко В. М., 2003


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Программа курса «Уроки театра в школе» (1-й класс) 6
Программа курса «Уроки театра в школе» (2-й класс) 16
Программа курса «Уроки театра в школе» (3-й класс) 26
Список литературы 32
Приложение. Тренинговые упражнения комплексного харак­
тера для учащихся 1-2-го классов 33


ВВЕДЕНИЕ

Цель данного учебно-методического пособия - помочь студентам (будущим руководителям детских театральных коллективов и учителям уроков театра) на первых порах их педагогической деятельности.

Как правило, выходя на краткосрочную практику, студенты легко за­воевывают любовь к своему предмету, но лишь только занятия приобре­тают системный характер, становится очень трудно удерживать постоян­ный интерес и внимание на уроке, если практикант не ставит перед детьми и собой конкретной цели или не знает этапов ее достижения. Автор вы­страивает пособие в виде программы уроков театра в начальной школе, что позволяет тем, кому оно адресовано, использовать в своей практике, как отдельные составные части, так и программу целиком.

В наше сложное время огромное значение приобретает нравственное оздоровление общества, его гуманизация. Само слово «гуманизм» означает человеколюбие. Воспитание человеколюбия, доброты - основа гуманиза­ции общества. Перефразируя известные слова Достоевского, можно ска­зать: доброта спасет мир, ибо именно доброта - своеобразный синоним красоты, - красоты духовных качеств человека.

Педагогическая наука давно ищет пути воспитания гармоничного -образованного и доброго - человека. И один из таких путей - воспитание искусством. Основная задача заключается в том, чтобы создать определен­ный тип личности с широкими эстетическими запросами, высокой культу­рой художественных способностей и потребностью в активной творческой деятельности, т. е. реализации творческой энергии.

Искусство, прежде всего, воздействует на чувства человека, которые всегда индивидуальны. Они зависят от качества личности, и каждый из нас был бы счастлив иметь рядом такого человека, который умеет сочувство­вать нам, сердце которого открыто для добра. Открыть эти качества в ре-


бенке, развить их, научить понимать другого человека, сочувствовать ему, лучше всего помогает искусство театра.

Это важное, но далеко не единственное качество, которое помогает раскрыть в ребенке способности путем воспитания искусством театра. Те­атр, как известно, искусство синтетическое, сочетающее в себе множество других видов: драматургию, изобразительное искусство, музыку, хорео­графию, искусство парикмахера и гримера и др. Кроме того, театр требует очень много самой простой работы: от забивания гвоздей до задергивания занавеса, а значит, в театральном процессе задействовано большое число людей. Навыки совместной работы, ответственность за порученное дело, взаимопомощь - то, без чего театр невозможен. Но главное - театр невоз­можен без творчества, которое здесь всегда активно. Театральный творче­ский процесс универсален. Он раскрывает множество граней в любом че­ловеке, а в ребенке особенно. Ведь он активен по своей природе, и ребенку интересно все. Театр требует фантазии, интеллекта, определенной суммы знаний и жизненного опыта, а также специальных умений и навыков, при­родных способностей и умения работать над собой, развивая и дополняя то, что подарено природой. Все эти качества помогут человеку и в его обыденной жизни, сделают ее более наполненной, а самого человека - бо­лее интересным для окружающих.

Предлагаемая программа не ставит перед собой задачу сделать из каждого ребенка в будущем театрального деятеля, но научить понимать искусство театра, а через него и искусство вообще, раскрыть творческий потенциал, сформировать художественные потребности, сделать внутрен­ний мир человека богаче, а его самого добрее.


ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (1-й класс)

примерный тематический план


36 часов

 

 

 

и/и Название темы, раздела Количество часов по четвертям
I II III IV
I. Искусство быть зрителем
1. Подготовка к просмотру спектакля     1,5  
2. Беседа после просмотра спектакля     1,5  
II. Развивающие игры
3. Организация внимания        
4. Организация себя в пространстве     1,5  
5. Развитие ловкости и координации движений 1,5      
6. Развитие фантазии        
7. Развитие речевого аппарата 0,5 0,5    
8. Тренировка памяти 0,5   1,5 0,5
III. Навыки этикета
9. Приветствие. Нормы поведения на уроке, в театре. Взаимоотношения девочек и мальчи­ков в классе 1,5 0,5   0,5
  ИТОГО:        

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА:

ТЕМА ГОДА: Развивающие игры.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Мы знакомимся.

II. Будем дружить.

III. Умные игры.

IV. Первые театральные опыты.


ЦЕЛЬ КУРСА: Пробудить интерес к искусству театра, а через него -к другим видам искусства - музыке, живописи, хореографии, кино. ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Помочь учителю в создании спокойной и доброжелательной атмо­
сферы в классе.

2. Через совместные игры и групповые упражнения формировать у
детей навыки коллективной работы.

3. Формировать навыки этикета, норм поведения в школе, в классе
на перемене, на уроке, в театре.

4. Развивать эмоциональную сферу ребенка - чувство сострадания и
сочувствия, умение радоваться и огорчаться вместе со своими однокласс­
никами, друзьями.

5. Развивать личностные качества ребенка: память, внимание, на­
блюдательность, фантазию, чувство ритма, пространства.

6. Создавать условия для заинтересованного и доброго отношения
детей друг к другу, формировать у них стремление разрешать конфликты
между собой только мирным путем.

7. Воспитывать в детях волевые качества, смелость, настойчивость.
Помогать преодолевать застенчивость при выполнении упражнений на
уроках театра, при ответах у доски на других уроках.

8. Тренировать речевой аппарат ребенка: дикцию, подачу звука,
точность интонации, умение слышать правильное и неправильное произ­
ношение.

9. Формировать зрительскую культуру и грамотность ребенка.


СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I четверть Тема: МЫ ЗНАКОМИМСЯ

В I четверти закладывается основа той атмосферы и того отношения к уроку театра, которые будут определять в дальнейшем, как творческие успехи детей, так и отношение к самому театру. Поэтому очень важно уже с первых уроков найти верный тон в работе с детьми, чтобы не превратить уроки театра в беспрерывную игротеку, но и не сделать их скучными, на­зидательными, похожими на другие. Конечно, большая часть упражнений должна носить игровой характер, однако в любой игре следует добиваться максимально возможной чистоты исполнения, независимо от сложности. Иногда на это уходит не один, а два, три и более уроков. Существуют оп­ределенные ритуалы урока, которые помогают сократить до минимума оргмоменты и легче дисциплинировать детей: приветствие, прощание, постоянное место у каждого, упражнения-разрядки, упражнения-настройки.

Познакомиться друг с другом и потренировать необходимые качест­ва - ловкость, чувство ритма, пространства, произвольное внимание, па­мять, координацию движений и другое - помогает хорошо знакомый из «прошлой жизни» предмет - мячик. Упражнения комплексного характера: «Давайте познакомимся», «Мое имя», «Мячик - другу», «Бегунок» позво­ляют педагогу (студенту-практиканту) быстро запомнить имена детей, а детям - имя учителя (см. Приложение).

Упражнения для двигательной разрядки: «Ветер и листья», «Запомни цифру» (см. Приложение).

Упражнения-настройки: «Четвертый мячик», «Ручки, плечики…»

Речевые упражнения построены на основе четверостиший А. Барто. Дети учатся произносить четко начало слова, его окончание и слышать, как говорят другие, слышать их и свои ошибки. Кроме того, к концу I чет-


верти дети должны уметь представляться: встать, четко назвать свои имя и фамилию, сесть на место.

В беседах о театре на первом же уроке учитель старается выяснить уровень театрального опыта первоклассников: какие спектакли и в каких театрах они видели, как они представляют себе, что такое театр, что они знают о людях, работающих в театре, для чего нужен урок театра и чем де­ти будут на нем заниматься. Разговор идет о том, как стать хорошим, куль­турным, понимающим, чутким зрителем. Для этого нужно немного знать театр «изнутри» - побыть самим и актерами, и режиссерами, и художни­ками, и драматургами, и рабочими сцены, что и предстоит сделать на уро­ках театра.

До просмотра какого-либо спектакля необходимо познакомиться с первоисточником, по которому был сделан спектакль - сказкой, рассказом, отрывком из пьесы. Дети рисуют свое представление о сказке, а после про­смотра, рисуют то, что они увидели и поняли на спектакле. Сравниваются те и другие рисунки, и обсуждается, чем и почему они отличаются. При обсуждении спектакля следует обращать внимание детей на образный язык театра: как показано море, полет птицы, какова музыка в спектакле, когда она звучит, как показаны на сцене звери, чем они отличаются от людей. Примерное содержание итогового урока I четверти

1. Дети входят в класс, занимают свои постоянные места.
Ритуал-приветствие, настройка на педагога.

2. Упражнения:

Мячик - другу Летает - не летает

Бегунок Ветер и листья

Дирижер Ручки, плечики…

Хлопушки-топотушки Запомни цифру

Он какой?


3. В «концертном» исполнении - стихотворение А. Барто «Идет бы­
чок» (хоровое чтение, игра).

4. Подведение итогов урока и итогов четверти, ритуал-прощание.
Все упражнения итогового урока (как, впрочем, и всех других)

должны быть логически связными по тексту. Учителю нужно вовремя по­мочь ребенку, если где-то произошла заминка, что-то не получилось, что­бы с первого своего «экзамена» дети унесли только положительные эмо­ции и уверенность в своих силах.

Кроме учительницы по основным предметам, других зрителей на этот урок лучше не приглашать, чтобы дети не растерялись, говоря теат­ральным языком, не «зажались».

II четверть Тема: БУДЕМ ДРУЖИТЬ

В этой четверти к ритуалу приветствия добавляется обязательная разминка. Дети выполняют под музыку движения, разученные с учителем. Такая разминка собирает внимание, настраивает на урок, переключает де­тей от шума перемены на спокойную обстановку. На первом уроке II чет­верти проводится беседа о прошедших каникулах. Следует помогать детям в их рассказах о каникулах вопросами, помогать в построении фразы, под­черкнуть наиболее интересные и важные моменты рассказа, похвалить.

Большое внимание в этой четверти уделяется развитию речи на ос­нове работы с чистоговорками. Чистоговорки лучше выбирать рифмован­ные, в дикционном отношении доступные, короткие. Добиваться осмыс­ленного, четкого, громкого, но не форсированного произнесения, обращать внимание на начало и конец фразы.

Так как тема четверти посвящена дружбе, то для работы можно вы­брать сказку Б. Заход ера «Буква Я», тем более что в это же время дети ак­тивно осваивают буквы на основных уроках. Опираясь на события этой сказки, можно органично перейти к разговору о дружбе вообще, об отно-


шениях детей в классе, об отношениях между мальчиками и девочками на уроках. Первое время часто возникают ситуации, когда девочки во время упражнений не хотят браться за руки с мальчиками, а мальчики с девочка­ми, те и другие отказываются работать в смешанных парах. С первых дней нужно создать такие условия, когда дети вынуждены работать в смешан­ных парах, смешанными группами. Например, девочки бросают мяч толь­ко мальчикам, а мальчики - девочкам. Можно начислять штрафные очки за упражнение, если в группе, команде только девочки или только мальчики и т. п. Сказку «Буква Я» дети и учитель читают, беседуют о ней, рисуют «Дом, где живут буквы», а отдельные строчки читают и пробуют играть по ролям, что особенно нравится детям.

Продолжается работа над упражнениями первой четверти, усложняя, расширяя их, ужесточая условия игры и добиваясь большей чистоты при исполнении. Добавляются новые упражнения: «Четвертый мячик», «Му­зыкальный мячик» (см. Приложение).

По разделу «Искусство быть зрителем» во II четверти работа идет точно так же, как и в I.

Примерное содержание урока II четверти

1. Ритуал-приветствие.

2. Двигательная разминка.

3. Речевая разминка.

4. Упражнение-разрядка «Ветер и листья».

5. Упражнения на развитие определенных качеств: внимания,
ловкости, чувства ритма, координации движений, памяти. («Бегунок»,
«Музыкальный мячик», «Ручки, ножки…», «Четвертый мячик»).

6. Чтение по ролям отрывков из сказки «Буква Я».

7. Вопросы и ответы по увиденному спектаклю.

8. Подведение итогов урока, домашнее задание.


III четверть Тема: УМНЫЕ ИГРЫ

В этой четверти основным занятием будет путешествие по стране Фантазии. Примерно по два урока посвящается каждой теме:

№ 1 - «В гостях у Лесовичка» № 4 - «В сказочном королевстве»
№ 2 - «В глубинах моря» № 5 - «В стране Сообразилии»

№ 3 - «В магазине игрушек»

На этих уроках продолжается работа по разделам, указанным в тема­тическом плане. Все упражнения принимают оттенок той темы, которой посвящен урок.

Примерное содержание уроков по теме «В стране Сообразилии» Урок первый

1. Ритуал-приветствие.

2. Разминка.

Сегодня разминка не совсем обычная, ведь мы пришли не на урок, а попали в страну Сообразилию, поэтому прежде чем сделать упражнение, надо догадаться, кого или что оно обозначает.

- Стоят, лежат, висят, спешат, отстают, но все равно идут.
Что это? Правильно, ЧАСЫ! Показываем часы.

- Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор).

 

- Носатое корыто по серебряной тропе идет, рыбака несет. (Лодка.
Показываем греблю на лодке).

- Кто на себе свой домик возит? (Улитка, черепаха).
И так далее, еще 5-6 упражнений.

3. Основная часть урока: упражнения на тренировку внимания, памя­
ти, сообразительности.

В стране Сообразилии много улиц, переулков, площадей, тупиков. Чтобы попасть на площадь, где много места и можно поиграть в веселые


подвижные игры, необходимо предъявить пропуск. Для этого нужно этот пропуск собрать из кусочков открытки.

- «Мозаика». Вас 16 человек. На ваших глазах я разрезаю две от­
крытки - каждую на 9 частей. По одному кусочку открытки я кладу на два
разных стола. Теперь каждый из вас возьмет по одному кусочку открытки
и все вместе вы должны сложить эти кусочки опять, чтобы получились
картинки. Начали! На каком столе ваша открытка?

Время, за которое дети сложили открытки, не имеет значения - это не конкурс. Если кто-то не сумел найти места для своего кусочка открыт­ки, учитель может помочь. После того, как мозаика сложена, дети сами со­бой поделились на 2 группы (у кого где оказался его кусочек открытки). И теперь мы можем поиграть на площади. Предлагаю поиграть в «Воробьев и ворон».

Дальше каждая группа будет путешествовать по стране Сообразилии своим маршрутом, т. е. выполнять свое задание. Например:

- На счет «5» первая группа должна встать в круг справа от меня,
вторая - слева. Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

- На счет «3» круги быстро поменялись местами. Раз! Два! Три!

- На счет «10» первая группа встала посреди класса в круг лицом,
вторая - вокруг первой группы к кругу спиной.

- На счет «10» обе группы встали в две линии, лицом друг к другу.
Можно добавить еще пять-шесть заданий.

- Впереди у нас опасный тупик. Чтобы не попасть в него, нужно без
ошибки рассказать чистоговорку. Говорить будет каждый по очереди. Тот,
кто сделает ошибку, попадет в тупик, - в конце урока будет выполнять
штрафное задание. Итак, чистоговорка:

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, да не вы­болтала!


Мы миновали тупик и, продолжая наше путешествие, давайте пред­ставим, что еще можно увидеть в стране Сообразилии: упражнение «Улит­ка» (другое название - «Баранья голова») - улица - улица, дом - улица, дом, игра - улица, дом, игра, загадка - и т. д.

4. Итоги урока, ритуал-прощание.

Наше путешествие по Сообразилии еще не завершено. Мы продолжим его на следующем уроке.

Примерный план второго урока по теме «В стране Сообразилии»

1. Ритуал-приветствие.

2. Разминка. Можно повторить разминку прошлого урока, а мож­
но найти новые загадки для упражнений.

3. Упражнения: «Умный мячик», «2 + 3», «Запомни цифру».

4. Упражнения в перестроениях по словесному заданию учителя
(подобные играм на площади из первого урока).

5. Чистоговорки. Учим новые, повторяем старые, следим за чет­
ким произношением.

6. Упражнение-разрядка «Ветер и листья», итоги урока, проща­
ние (см. Приложение).

Работа по разделу «Искусство быть зрителем» идет по старому пла­ну. Но при разборе спектакля обращается внимание детей на то, что актер и роль, которую он играет, это не одно и то же. Надо помочь разобраться, почему им понравился в спектакле злой волк или баба Яга больше, чем, например, добрый медведь.

IV четверть Тема: ПЕРВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

Продолжая работать над тренинговыми упражнениями по разделам тематического плана, от упражнений переходим к очень маленьким, но уже театральным опытам. На основе небольшого детского стихотворения


под руководством режиссера-учителя делается маленький спектакль. Про-думывается, где и с кем происходит событие, о котором рассказывается в стихотворении, подбираются движения, если надо - музыка. Строчки (а иногда и слова) стихотворения становятся как бы словами роли, которые дети говорят то хором, то по очереди, в зависимости от замысла.

Стихотворения, которые могут быть предложены в качестве примера для работы:

Д. Хармс. «Удивительная кошка», «Очень страшная история».

B. Суслов. «Рулевой».

Р. Муха и Н. Воронель. «Пропажа на пляже».

C. Михалков. «Прививка».

Последний урок театра в учебном году проводится как празд­ник. На него приходят родители, учителя. Все дети собираются в одном помещении. Дети группами показывают свои любимые упражнения из уроков, отвечают на вопросы театральной викторины (родители помогают отвечать на сложные вопросы), в конце праздника каждый класс показыва­ет свою творческую работу - стихотворение.


ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (2-й класс)

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

и/и Название темы, раздела Количество часов по четвертям
I II III IV
I. Искусство быть зрителем
1. Беседы о театре 0,5 0,5    
2. Подготовка к просмотру спектакля      
3. Обсуждение спектакля      
II. Игры и упражнения
4. Тренировка координации движения   0,5  
5. Развитие произвольного внимания и наблю­дательности. Наблюдения за животными       0,5
6. Тренировка дикции и развитие речи        
7. Развитие чувства ритма и пространства   0,5 0,5 0,5
III. Элементы актерского тренинга
8. Фантазирование на заданную тему   0,5 0,5 0,5
9. Взаимодействие с партнером   0,5 0,5 0,5
10. Игры с предметами и в предметы       0,5
11. Репетиции и отработка упражнений 0,5 0,5 0,5 1,5
  ИТОГО:        

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА: 36 часов ТЕМА ГОДА: Предтеатральные игры. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Школа разведчиков.

II. Мы играем в театр.

III. Мы знакомимся с театром.

IV. Театр бывает разный.


ЦЕЛЬ КУРСА: Знакомство с театром как видом искусства - радиоте­атр, телетеатр, драматический театр. ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Знакомство с доступными видами театра, просмотры и обсужде­
ние спектаклей.

2. Создание творческой атмосферы в классе в условиях коллектив­
ной работы.

3. Развитие творческой активности детей в практической работе:
фантазирование, придумывание, рисование на основе литературного и
драматургического материала, чтение по ролям, придумывание сказок и
историй о любимых игрушках, привычных вещах и животных.

4. Развитие речи и работа над дикцией.

5. Тренировка произвольного внимания, наблюдательности.

6. Развитие волевых качеств учащихся через преодоление трудно­
стей объективного и субъективного порядка при выполнении заданий уро­
ка.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

I четверть

Тема: ШКОЛА РАЗВЕДЧИКОВ

Беседа о том кто такие разведчики, какие качества необходимы раз­ведчику (внимание, хорошая память, наблюдательность, дисциплиниро­ванность, ловкость, смелость, умение дружить и т. д.), и какие качества разведчиков важны в нашей жизни.

Разучивание и отработка «Разминки разведчика» (тренинговая ком­позиция координационно-ритмического характера под музыкальное со­провождение на 4-6 мин.). Упражнения для тренировки ловкости, коорди­нации движений, двигательной памяти, чувства пространства, сообрази­тельности. Групповые действия по словесному заданию педагога, без предварительной договоренности и в условиях полной тишины: «Парти-


занский лагерь» (в других условиях это упражнение называется «Умные стулья») - поставить стулья в точно заданном порядке за определенное время (на счет). Работать дружно, без разговоров, не сталкиваясь. Каждый решает сам, что ему делать; «Переход через болото» - идти друг за другом след в след; идти, перекладывая дощечки; идти по словесно заданной тра­ектории или по нарисованной на листочке «карте»; по специально выстро­енной «полосе препятствий» и т. п.

Упражнения на координацию движения и ритма - «Азбука Морзе» -прохлопывание и протоптывание ритмических рисунков знакомых скоро­говорок, стихов, песенок. Работа по одному, в парах, группой, передавая знакомый текст и отгадывая, что передала группа «противника». Можно применять любые шумовые инструменты - от погремушек до карандашей.

Тренировка внимания и наблюдательности, разных видов памяти. В этом разделе уже знакомые упражнения меняют свои цели или «подгоня­ются» под нужную тему: «Что возьмет с собой разведчик?» - рюкзак, рюк­зак - полотенце, рюкзак - полотенце - валенки и т. д. «Найди шпиона» -он в красных носочках, у него чернильное пятно на большом пальце, он спрятался между Катей и Сережей, сегодня он вошел в класс последним… и т. п. «Собираем сведения» о… классе, где мы занимаемся, о школе, о своем районе, о своем однокласснике. «Сведения собираем по памяти и как можно больше самых мелких деталей, которые заметили только вы!»

Развитие речи. Передать информацию точно и быстро при помощи скороговорки. Помогает и четкая дикция, интонация. Скороговорку пере­даем по цепочке, и если кто-то ошибся, то выбывает из цепочки. Сколько человек «дошло до конца» и не отстало от группы?

Четверть завершает «Экзамен в школе разведчиков». За каждое удачно выполненное упражнение ученик получает жетон, флажок, звез­дочку. В конце «экзамена» в зависимости от количества полученных звез­дочек, ученики получают «квалификационные звания» - «разведчик»,


«лучший разведчик», «самый ловкий разведчик», «самый внимательный разведчик» и другие, какие позволит фантазия детей.

Работа по разделу «Искусство быть зрителем» весь год ведется при­мерно по одной схеме: 1) подготовка к просмотру спектакля, и 2) обсужде­ние увиденного спектакля. Эти уроки как бы «вклиниваются» в нужное время в учебный план, так как невозможно жестко планировать время про­смотра спектакля.

Примерная структура урока по подготовке к просмотру спектакля

1. Чтение вслух (или самостоятельно, по заданию педагога) литера­
турной первоосновы предполагаемого спектакля.

2. Определение темы сказки или пьесы (о чем эта сказка).

3. Определение конфликта (кто с кем или что с чем борется).

4. Какие герои вам понравились, почему?

5. Кто не понравился, почему?

6. Нарисуйте то, что вам захотелось после почтения сказки, как вы
себе это представляете?

Примерная структура урока по обсуждению увиденного спектакля

1. О чем увиденный вами спектакль?

2. Отличается ли спектакль от сказки, которую мы читали, чем?

3. Какие герои вам понравились больше всего, почему?

4. Кто из актеров и в какой роли вам понравился больше всего?

5. Почему вам понравился актер, который играл отрицательную
роль?

6. Когда вы больше всего тревожились за героев, почему?

7. Что вы увидели на сцене, когда открылся занавес?

8. Как в театре показали море (ветер, ураган, дождь, темноту …)?


9. Запомнилась ли вам музыка в спектакле, почему, помогала она
вам или нет?

10. Чем рисунки, которые вы сделали после спектакля, отличаются
от тех, которые вы сделали раньше?

11. Попробуйте сыграть те эпизоды спектакля, которые вам понра­
вились.

II четверть Тема: МЫ ИГРАЕМ В ТЕАТР

Основой для работы во II, III и IV четвертях станет сказка В. Сутеева «Кто сказал ײмяуײ?» Во многом упражнения и этюды по сказке будут ос­нованы на умениях и навыках, полученных в «Школе разведчиков». Здесь пригодятся и внимание, и наблюдательность, и память, и некоторые до­полнительные качества, тренировка которых продолжается во время под­готовительных упражнений.

Вместе с детьми на основе имитации пластики животных придумы­ваем разминку - «Зверобику». Наблюдаем за повадками доступных живот­ных: птиц, рыбок, кошек, собак, мышек, хомячков, мух, воробьев, голубей, синичек …. Пробуем на уроках повторить их повадки, выстроить в упраж­нениях-этюдах взаимоотношения двух животных: «Котенок и щенок», «Щенок и муха», «Котенок у аквариума», «Голубь и воробей» и т. п.

Читаем вслух сказку «Кто сказал ײмяуײ?» Разбираем сказку по эпи­зодам, по событиям. Уточняем по тексту и придумываем характеры зве­рюшек из сказки, ищем их взаимоотношения. Пробуем играть отдельные эпизоды сказки, работая один и тот же этюд по очереди разными парами, и сравниваем, у кого и почему получилось интереснее.

В сказке всего 8 персонажей, а детей в группе гораздо больше. По­этому мы придумываем дополнительные персонажи, которые вполне мог­ли бы быть в сказке. Кроме Петуха у нас появляются Курочка с цыплята­ми, несколько лягушек, рыбок, целый рой пчелок. Ролей хватает всем, и от


этого становится только интересней работать. Из подручных средств - ку­биков, стульев, столов - выгораживаем двор, в котором живут все зверюш­ки: крыльцо, конуру, пруд, кусты, клумбу, забор, и все, что нам надо. При­думываем занятие для каждого персонажа: пчелки собирают мед и пыльцу с цветов в игрушечные ведерки, Курица учит цыплят чистить перышки, лягушки разучивают песенку, Щенок спит на крылечке ….

Итогом II четверти являются этюды по сказке, этюды о зверюшках, подготовительные упражнения к сказке. Упражнения и этюды не зафикси­рованы, каждый раз в них что-то меняется. Зрители на итоговый урок пока не приглашаются. Дети сами смотрят работу друг друга и стараются под­мечать наиболее удавшиеся моменты в показе товарищей.

III четверть Тема: МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ТЕАТРОМ

Беседы о театре в этой четверти связаны с основными театральными профессиями: актер, режиссер, драматург, рабочий сцены. Дети пробуют «примерить» эти профессии на себя, продолжая работу над сказкой «Кто сказал ײмяуײ

Наступил момент, когда нужно относительно постоянно распреде­лить роли в сказке. Это очень непросто. Как правило, все хотят играть только главные роли. Именно здесь учителю необходимо напрячь свою фантазию, чтобы увлечь детей даже самой маленькой ролью. Вместе с учителем дети вспоминают, у кого именно та или иная зверюшка была са­мой интересной в этюде. Важно обращать внимание будущих «артистов» и на соответствие внешних данных партнеров. Например, зрителям трудно­вато будет поверить, что мышка может быть ростом больше чем петух или кошка, так же как и в то, что пчелок лучше играть мальчикам, а не девоч­кам. На наших уроках правило: мужские роли играют только мальчики, а женские - только девочки. А если вдруг девочек или мальчиков в группе меньше, чем надо для сказки, тогда какие-то роли просто превращаются в


свои противоположности: вместо кошки у нас будет кот или вместо мы­шонка - маленькая мышка-девочка.

Дети делятся на творческие группы, в соответствии с эпизодами сказки, на каждый эпизод приглашается режиссер из той творческой груп­пы, которая сегодня остается «без работы» (например, в репетиции до их сцены еще не дошли или, наоборот, уже репетировали ее). Задача учителя - подсказать, с чего можно начать эпизод (хорошо, если есть несколько ва­риантов начала, чтобы дети могли выбрать, а то и придумать свое), помочь разобраться, какое событие происходит в этой сцене, подсказать физиче­ское действие, актерские приспособления. Если в группе возникают кон­фликты, необходимо их вовремя погасить и помочь найти взаимопонима­ние. В конце каждого урока - просмотр сделанного каждой группой и ко­роткий разбор, в котором, в первую очередь, подчеркиваются удачные мо­менты.

В тренинговой части уроков продолжается работа на развитие и со­вершенствование личных качеств учащихся по разделам программы. Раз­минка - «Зверобика», речевой тренинг на основе скороговорки, упражне­ния для голоса, пластика - характер движения: «Я иду по горячему песку босиком, иду по тонкому льду, по скользкой дорожке, босиком по колюч­кам, подкрадываюсь к бабочке, стараюсь пройти бесшумно мимо забора, за которым злая собака», и т. п.; знакомство с волшебными словами «Если бы.…» - «Что бы я сделал, если бы я неожиданно попал под дождь, потерял ключ от квартиры, у меня болел бы зуб, потерялся в лесу или в незнакомом городе», и т. д.

Работа по разделу «Искусство быть зрителем» продолжается в соот­ветствии с планом, изложенным в программе I четверти.

На итоговом уроке III четверти можно попробовать «вчерне» сыг­рать все эпизоды сказки по порядку, с импровизированным текстом. Каж­дая творческая группа делает на свой эпизод выгородку, которую она при-


думала и которая ей удобна. Учитель приходит на помощь, если где-то возникла заминка, или что-то получилось не так, как хотелось бы. Подводя итог такого прогона, можно обратить внимание детей на то, как из сказки в процессе репетиций получилась пьеса, и чем пьеса отличается от сказки. Более подробный разговор на эту тему продолжится в следующей четвер­ти.

IV четверть Тема: ТЕАТР БЫВАЕТ РАЗНЫЙ

В этой четверти работа над сказкой завершается. Учитель становится режиссером, а ученики - актерами, рабочими сцены, звукооператорами, художниками по костюмам и т. д. Импровизационный текст уточняется, фиксируется, вместо выгородки дети под руководством учителя сами де­лают и рисуют декорации, костюмы, реквизит. Отдельные эпизоды сказки логически увязываются между собой и приобретают вид маленького ком­натного спектакля, который дети показывают своим одноклассникам, друзьям, учителям и родителям.

Но на этом работа со сказкой не заканчивается. В беседах о театре педагог обращается к театральному опыту детей для того, чтобы на знако­мых им примерах дать понятие о многообразии видов театра: театре кукол, радиотеатре или театре «на пластинке», телевизионном театре и его отли­чии от кино- и телефильмов. Анализируется, чем все эти театры похожи и в чем их различие. После бесед детям предлагается попробовать сделать уже знакомую сказку «Кто сказал ײмяуײ?» как радиотеатр (записать при помощи микрофона на магнитофон) и как театр кукол. Куклы используют­ся те, которые дети приносят из дома, а если нужных нет, - например, пче­лок, - то дети делают их сами так, как умеют.

Тренинговых упражнений в IV четверти гораздо меньше, чем в пре­дыдущих, так как все основное время отдано репетициям сказки и подго­товке ее к показу. Тренинговые упражнения остаются в качестве творче-


ской настройки, тренировки тех элементов актерского мастерства, без ко­торых не обойтись в репетициях. Речевой тренинг - подача голоса, опора, дикция, интонация, логика фразы. Актерский тренинг - «Вижу, как есть -отношусь, как задано»: «Беру в руки варежку, а отношусь к ней, как… к котенку, к бабочке, к ежику, к зеркальцу, к увядшему цветку», и т. п.; спонтанный тренинг - учитель называет любой живой или неживой пред­мет, а дети сразу же, не задумываясь, его показывают в статике, движении, звуке: чайник, будильник, осенний листок, проколотый мячик, шариковую ручку и т. п.

По-прежнему смотрим спектакли в театрах, обсуждаем их. Подводим итоги: какой спектакль в этом году понравился больше всего, почему, ка­кие роли, герои, персонажи запомнились детям, что нового о театре узнали они в этом году ….

В конце второго класса: дети должны уметь отличать актера от его роли; уметь, хотя бы на эмоциональном уровне, разбираться, о чем гово­рится в пьесе, спектакле; видеть выразительные средства спектакля - му­зыку, работу художника, костюм, грим, речевую и пластическую линию роли; знать и уметь выполнять тренинговые упражнения по речи, движе­нию, ритмике, актерскому мастерству; уметь работать самостоятельно и в творческой группе, подчинять свои желания, знания и умения общим ин­тересам; уметь придумывать, фантазировать, находить простейшие пред­лагаемые обстоятельства в творческих заданиях, находить логику в дейст­виях персонажей.

Дети должны знать ответы на вопросы:

1. Зачем люди ходят в театр?

2. Какие бывают театры?

3. Кто работает в театре?

4. Кто такой режиссер, что он делает в театре?

5. Кто такой актер?


6. Чем сказка отличается от спектакля, поставленного по этой
сказке?

7. Почему без дружбы не может получиться спектакля?

8. Что должен уметь актер?

9. Зачем мы делаем разминку на уроке?

10. Нужно ли актеру чему-то учиться?

11. Для чего нам нужны упражнения на внимание, наблюдатель­
ность, тренировку памяти и др.?

12. Нужны ли нам чистоговорки?

13. Может ли нам понравиться актер, который играет злого чело­
века?

14. Почему рисунки, которые вы рисовали до просмотра спектак­
ля, отличаются от тех, которые вы рисовали после просмотра?

В конце года проводится «Праздник уроков театра» для всей па­раллели вторых классов. Приглашаются учителя, родители, друзья. Так как во всех классах ставилась одна и та же сказка, то разные ее эпизоды игра­ют дети из разных классов, невольно сравнивая себя с другими. На празд­нике проводится театральная викторина, в которой принимают участие взрослые и дети, организуются массовые игры, разученные на уроках теат­ра.


ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ТЕАТРА В ШКОЛЕ» (3-й класс)

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

и/и Название темы, раздела Количество часов по четвертям
I II III IV
I. Искусство быть зрителем
1. Беседы о театре      
2. Подготовка к просмотру спектакля 1,5   1,5  
3. Обсуждение спектакля        
II. Игры и упражнения актерского тренинга
4. Тренировка ловкости и координации дви­жения   0,5 0,5  
5. Развитие и тренировка произвольного внимания и наблюдательности 0,5 0,5 0,5 0,5
6. Упражнения на развитие фантазии 0,5 0,5 0,5 0,5
7. Тренировка речевого аппарата 0,5 0,5 0,5 0,5
III. Постановочная работа
8. Выбор репертуара для работы. Этюды к будущему спектаклю        
9. Сочинение спектакля. Репетиции 1,5 2,5 2,5
10. Итоговые уроки. Показы для зрителя 0,5    
  ИТОГО:        

ГОДОВОЙ ОБЪЕМ КУРСА: 36 часов

ТЕМА ГОДА: Хотим быть актерами.


ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ (по четвертям): I. Искусство актера.

II. Примеряем роли на себя.

III. Придумываем спектакль.

IV. Собираем бусинки на ниточку.

ЦЕЛЬ КУРСА: Освоение театрального процесса на практике. Поста­новка спектакля силами детей всего класса.

ЗАДАЧИ КУРСА:

1. Познакомиться с работой актера и режиссера спектакля на собст­
венной практике.

2. Дать понятие о необходимости творческой дисциплины в ус­
ловиях коллективной работы.

3. Прививать более сознательное отношение к просмотру спек­
таклей профессиональных и любительских театров, кинофильмов и оценке
работы актеров и режиссеров.

4. Дать детям возможность реализовать уже полученные на уро­
ках театра знания и навыки.

5. Предоставить возможность каждому ребенку попробовать себя
в качестве актера.

6. Учить детей находить конкретное сценическое и физическое
действие, предлагаемые обстоятельства, логику поведения для сценическо­
го персонажа.

7. Повышать зрительскую грамотность на основе практической
деятельности самих детей на уроках театра.

I четверть

ТЕМА: ИСКУССТВО АКТЕРА

Уровень познаний детей об искусстве театра в третьем классе уже достаточно высок. Работа по разделу «Искусство быть зрителем» идет по старой схеме, но основное внимание при разборе спектакля будет обраще­но на особенности актерской работы: владение актерской техникой (речь,


пластика, танец), актерские приспособления (что придумано актером, но не написано у автора), соответствие внешних данных образу, «тайна» ак­тера, его обаяние - почему один актер нравится больше чем другой, поче­му нравится актер, играющий отрицательную роль и т. п.

Усложняются и тренинговые упражнения. Наблюдения за походка­ми, жестами, манерами, привычками своих одноклассников, учителей. По­вторение повадок животных - домашних любимцев и доступных для на­блюдения птиц - голубей, воробьев, кур и т. п. Короткие этюды на основе наблюдений, попытки понять и передать логику поведения другого чело­века или животного.

Продолжается совершенствование двигательных навыков: развитие координации и пластики рук, комплексные упражнения для одновремен­ной работы нескольких частей тела в разных плоскостях, темпах, ритмах, под музыкальное сопровождение и без него. Кроме тренинга начинается работа с чтецким материалом - детскими стихотворениями и баснями. Разбирается логика стихотворения, ищется его образ. Каждое стихотворе­ние становится маленьким спектаклем. Например, в стихотворении А. Бар-то «Идет бычок», бычок - артист цирка.

В I четверти подыскивается подходящая сказка для постановки всей группой. Если сказка найдена, то этюды и наблюдения делаются уже как заготовки для будущего спектакля. Требования к сказке: 1. Наличие ярко выраженного события; 2. Возможность занять в работе всю группу (класс); 3. Доступность действующих лиц для актерских возможностей исполните­лей; 4. Продолжительность спектакля не более 7-10 минут.

Инсценировку сказки для каждой группы делает учитель. Дети в спектакле «работают актерами».

Для постановки могут подойти сказки: С. Михалкова «Как старик корову продавал» и «Жадный Вартан», В. Сутеева «Под грибом» и «Кто


сказал ײмяуײ?», стихотворения Д. Хармса, К. Чуковского, народные сказки «Репка», «Колобок», «Кочеток и курочка», и др.

II четверть Тема: ПРИМЕРЯЕМ РОЛИ НА СЕБЯ

На уроках II четверти продолжается та же работа, что и в I четверти, но уже на основе выбранной сказки. Ищутся образы персонажей. Напри­мер, какая может быть бабушка - какая у нее походка, как она говорит, но­сит она очки или нет, добрая она или сердитая и т. п. Так же пробуем иг­рать всех персонажей сказки. Роли пока не распределяются, поэтому всех персонажей пробуют все дети - у кого получится интереснее. Этюдно про­игрываются все ситуации сказки, вычленяются и разбираются все ее собы­тия, логика поведения и отношения между персонажами, обговариваются конкретные предлагаемые обстоятельства, место действия, необходимая выгородка. Тренинговые упражнения, насколько возможно, тоже прибли­жаются к предлагаемым обстоятельствам сказки.

Итогом II четверти могут быть этюды по сказке. Дети сами реша­ют, кого они будут играть. Иногда бывает, что все играют одну и ту же сцену, но каждая группа показывает свой вариант.

III четверть Тема: ПРИДУМЫВАЕМ СВОЙ СПЕКТАКЛЬ

В III четверти при разборе просмотренных спектаклей учитель об­ращает внимание детей на то, как помогают актеру и зрителю такие ком­поненты спектакля, как свет, музыка, декорации, костюмы. В беседах о те­атральных профессиях подчеркивается важность четкой работы техниче­ских цехов: осветителей, декораторов, рабочих сцены, реквизиторов. Дети знакомятся с работой художника по костюму, художника-создателя деко­раций, художника-реквизитора, художника-осветителя. Учитель, подыто­живая новые познания о театре, подводит детей к пониманию важности всех компонентов для создания атмосферы спектакля, помогающей акте-


ру хорошо сыграть свою роль и донести до зрителя мысли и чувства созда­телей спектакля.

Во время практической части урока продолжается подготовительная работа к выбранному спектаклю. Придумываются декорации, костюмы, подбирается и делается реквизит. Вместе с учителем дети обсуждают рас­пределение ролей, учитывая, у кого именно «эта» роль должна получиться лучше, кто больше подходит на ту или иную роль по своим внешним дан­ным, голосовым, по характеру. Именно здесь часто возникают конфликты, когда какую-то роль хотят играть все, а другую - никто. Это хорошая поч­ва для разговора о том, как важны в театре самые маленькие роли и самые, казалось бы, незаметные должности. Как важно вовремя открыть и закрыть занавес, включить свет и музыку, залаять за сценой собакой и т. п. На ре­петициях будущий спектакль репетируется уже по написанной учителем инсценировке, с закрепленным текстом. Используются наиболее удачные находки и приспособления из этюдов. Спектакль собирается до «чернового прогона», готовится материальная часть, закрепляются роли.

Тренинговая часть в этой четверти служит разминкой и настройкой на репетиции, для создания рабочей атмосферы.

IV четверть Тема: СОБИРАЕМ БУСИНКИ НА ОДНУ НИТОЧКУ

Темой театральных бесед в IV четверти, кроме обсуждения просмот­ренных спектаклей, будет суммирование полученных за год знаний и на­выков работы над «своим» спектаклем. Дети уже в достаточной мере по­нимают сложность процесса создания спектакля в профессиональном теат­ре, значимость каждого человека от актера до уборщицы, сложности ак­терской работы.

На практических занятиях идут самые настоящие репетиции «сво­его» спектакля. Распределены технические должности: кто открывает и за­крывает занавес (если он есть), кто вносит и уносит мебель, вешает и ста-


вит декорации, включает свет и музыку, топает и скрипит дверью за кули­сами и т. д. Проводятся сводные репетиции, прогоны, генеральные… Вся работа очень похожа на выпуск настоящего профессионального спектакля. Наконец, на уроках ИЗО дети рисуют афиши, программки и пригласитель­ные билеты на свой спектакль. Учебный год заканчивается уже тради­ционным праздником уроков театра. На праздник приходят учителя, ро­дители, друзья. Все третьи классы, работающие по той же программе, по­казывают свои спектакли зрителям и друг другу.

Проверочные вопросы для учащихся третьих классов

1. Какие театральные профессии вы можете назвать?

2. Что делает в театре актер, режиссер, осветитель, радист?

3. Что такое декорации, реквизит, костюм?

4. Что будет, если кто-то из актеров опоздает на спектакль?

5. Может ли получиться спектакль, если никто не захочет играть
какую-либо роль, даже самую маленькую?

6. Почему для актера и режиссера важно быть наблюдательным?

7. Что такое атмосфера спектакля?

8. Какие спектакли вы посмотрели в этом году, какой вам понра­
вился (или не понравился) больше всего, почему?

9. Какой актер, в каком спектакле и в какой роли вам больше все­
го запомнился, почему?

10. Что нового вы узнали о театре за этот год?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Белич В. В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. -Челябинск: ЮУКИ, 1991.

Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра: Сб. науч. ра­бот.-Л., 1988.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1991.

Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1990.

Кох И. Э. Основы сценического движения. - Л., 1970.

Ляшко Т. В., Синицина Е. И. Через игру к творчеству. - Обнинск, 1994.

Музыкально-двигательные упражнения в детском саду / Сост. Е. П. Раевская и др. -М., 1991.

Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера. - М., 1988.

Петров В. А. Методические рекомендации по экспериментальному актерскому тренингу / ЧГИК. - Челябинск, 1983.

Петров В. А. Нулевой класс актера. - М., 1985.

Петров В. А. Развитие творческого потенциала личности…: В 2 ч. -Челябинск. - 1987. -Ч. 1.; 1988. -Ч. 2.

Стуль М. П. Как воспитывать талантливых: В 2 ч. - Челябинск, 1989.

Стуль М. П. Эстетическое воспитание школьников средствами теат­ра: Метод. рекомендации / ЧГИК. - Челябинск, 1984.

Эстетическое развитие средствами театра детей шестилетнего воз­раста: Программа / Сост. Н. Г. Арефьева. - Свердловск, 1991.

Шильгави В. П. Эстетическое развитие. Начнем с игры. - М., 1980.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ТРЕНИНГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных