ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исторические легенды и реальные проблемы германской революцииРеволюция в Германии 1918/19 Как это было в действительности
Перевод с немецкого С. П. ГАВРИША, Н. С. ПОРТУГАЛОВА, В. А. КОПТЕЛЬЦЕВА. Вступительная статья, примечания - Редакция доктора исторических наук Я. С. ДРАБКИНА Мюнхен 1979 Москва 1983 Издательство «Прогресс»
Вступительная статья Исторические легенды и реальные проблемы германской революции В сентябре 1968г. западногерманский журнал «Штерн» начал публикацию иллюстрированного рассказа о событиях германской истории полувековой давности. Все было рассчитано на сенсацию: броский заголовок — «Великое предательство», огромные фотографии генерала Людендорфа, кайзера Вильгельма с императрицей Августой-Викторией, Фридриха Эберта с супругой, батальных и революционных сцен. Редакционная аннотация интриговала читателя: «Пятьдесят лет назад генерал Людендорф своим требованием перемирия вызвал цепную реакцию, которая ввергла Германию в революцию. Было ли поражение причиной революции или революция была причиной поражения? Совершили ли германские социал-демократы, которые 9 ноября 1918 г. сформировали правительство, революцию или покончили с ней? Себастиан Хаффнер дает в «Штерне» новый ответ на эти вопросы». Вопросы были действительно непростые, и можно согласиться с автором, который, назвав последний, двенадцатый выпуск своей журнальной публикации «Три легенды германской революции», заметил, что, пожалуй, ни об одном явлении новейшей истории Германии так много не лгали, как о германской революции 1918—1919 гг. И сегодня, хотя со времени событий прошло уже более шестидесяти лет, в исторической литературе и публицистике, притом не только немецкой, интерес к ним не остывает, я споры, казалось затихшие, то и дело разгораются с новой силой. О неослабевающем интересе свидетельствует и судьба работы Хаффнера. В 1969 г. она в доработанном виде вышла книгой в издательстве Шерц (Берн—Мюнхен—Вена) под заглавием «Преданная революция», а десять лет спустя появилось ее новое издание, русский перевод которого предлагается советскому читателю. В послесловии к этому немецкому изданию автор указал, что из моральных соображений не счел возможным: переделывать книгу, хотя у него «чесались руки изменить некоторые формулировки, смягчить их или вычеркнуть». По его признанию, теперь он написал бы книгу иначе: «спокойнее, скептичнее, холоднее», ибо в ней-де «слишком много возмущения». Как мы видим, автор все же изменил название, и нет сомнения, что переделка в указанном направлении ухудшила и ослабила бы работу, поскольку именно благодаря своей критической воинственности книга, написанная с полемическим задором, думается нам, сохранила надолго способность привлечь и увлечь читателя. Разумеется, восприятие читателей в разных странах существенно отличается. Для широких кругов в ФРГ (и вообще в западном мире), вовсе незнакомых с марксистской исторической литературой, постановка вопросов Хаффнером явилась своего рода откровением, а найденные им ответы прозвучали как нечто совсем новое, необычное. Дело в том, что в массовом сознании, сформированном буржуазным школьным образованием, обширной популярной литературой, находящимся под непрерывным воздействием средств информации, все еще живы многие традиционные представления и стереотипы мышления, которые укоренились в годы Веймарской республики, пережили фашистскую диктатуру и в той или иной мере сохранились до наших дней. Хаффнер справедливо именует их «легендами» — ошибочными, слепыми, пагубными для немецкого народа. Вступив в открытый бой с этими мифами, автор систематически разоблачает их не только в специально посвященной им последней главе книги, но и на всем ее протяжении. Он считает первой из легенд отрицание или умаление самого факта, что в Германии произошла в 1918 г. «настоящая» революция, а не просто военная катастрофа, приведшая к крушению кайзеровской империи. Второй он называет истолкование Ноябрьской революции и последующих событий как якобы «большевистской анархии», импортированной из Советской России угрожавшей самому существованию Германии. Третьей — считает обвинение в адрес революционеров и демократов, что будто они своими действиями в тылу сорвали успех непобежденной на фронте немецкой армии, что, будто они, а не зарвавшиеся авантюристы-генералы повинны в военном поражении Германии, — обвинение, вошедшее в историю под названием легенда об ударе кинжалом в спину». Данный перечень ходячих исторических легенд можно было бы увеличить. Важнее, однако, подчеркнуть, что подобные искажения исторической картины получили в Германии очень широкое распространение и отравляли идейно-политическую атмосферу в стране на протяжении десятилетий. Они стали грозным оружием в руках, прежде всего реакционно-милитаристских сил, породивших фашизм и вторую мировую войну. Остро антифашистское и антимилитаристское выступление Хаффнера в печати было обусловлено, конечно, не только тем, что в 1968—1969 гг. отмечалась полувековая дата окончания первой мировой войны, германской революции и рождения Веймарской республики. Предыдущие годовщины похожего отклика не вызывали. Очевидно, для него созрели условия именно к концу 60-х годов. Стоит вспомнить в этой связи о росте массового рабочего движения, о взрыве в ряде стран Запада, в том числе и в ФРГ, молодежного демократического протеста против современного буржуазного «истэблишмента», некоторых присущих ему традиционных воззрений и представлений. Отдельные буржуазные и социал-реформистские историки ФРГ и ранее высказывали сомнение: правильно ли •были в 1918 г. «установлены стрелки» на путях, по которым движение Германии впоследствии пошло от демократической республики к фашизму? Однако господствующим оставалось мнение, что в то время социал-демократические политики сделали правильный выбор, выступив против революции в союзе с контрреволюционным генералитетом и консервативными элементами. В начале 60-х годов молодые историки на основе новых документальных исследований подвергли политику социал-демократических лидеров частичной критике. Но авторы не нашли лучшей альтернативы этой политике, чем возрождение давно опровергнутой жизнью центристско-каутскианской концепции так называемого «третьего пути». В этой связи в печати, развернулись дискуссии о «демократических потенциях», рабочих и солдатских Советов, высказывалось сожаление, что их подавляли, тогда как следовало их поддерживать. Книга Себастиана Хаффнера несет на себе явный отпечаток споров того времени. Опытный публицист (ему тогда уже перевалило за 60) не занялся, впрочем, специальными историческими изысканиями, не рылся в архивах. Он ограничился тем, что перечитал ранее опубликованные мемуары участников событий, документы, использовал и некоторые результаты, полученные учеными в последние годы. Публицистический талант позволил ему выделить и поставить в центр внимания наиболее острые вопросы, что не рискнули сделать профессиональные историки. Он осмелился даже вынести в подзаголовок своей популярной работы тот вопрос—«как это было в действительности?»,— который по традициям «немецкого историзма» позволительно выдвигать только солидным исследователям. Надо сказать, что Хаффнер, удостоенный литературной премии Генриха Гейне за «оригинальность и прозорливость», показал в своей работе не только умение сенсационно подать как новое давно забытое старое, но в ряде случаев такую смелость и последовательность суждений, которые не проявили историки ФРГ. Если они в критике лидеров СДПГ остановились, не пройдя и полпути, — Хаффнер прямо называет лидеров социал-демократии «великими предателями», дает яркие и глубокие психологические характеристики. Правителей Германии он вообще клеймит, скорее преувеличивая, чем преуменьшая их личную ответственность за тот или иной поворот событий. До предела заострив критику правых лидеров германской социал-демократии, Хаффнер осудил их не только как виновников крушения революции 1918—1919 гг., но и как разрушителей революционной пролетарской традиции, как политиков, которые «навеки» упустили благоприятный исторический шанс направить развитие Германии по демократическому пути и, напротив, открыли путь к фашистской диктатуре, к новой военной катастрофе. Как и следовало ожидать, такая «дерзость» Хаффнера-публициста была осуждена профессиональными историками ФРГ, назвавшими его работу «вершиной модной исторической пачкотни». В одном из отзывов было, например, сказано, что для изложения Хаффнера характерна «истерическая полемика против руководства социал-демократии, — какую едва ли можно найти в столь острой форме в трудах коммунистов, — особенно против Фридриха Эберта, которого он преследует с истинно патологической ненавистью» [1]. Не только историков, но и некоторых современных социал-демократических политиков смутил тезис Хаффнера о шансе, упущенном «навсегда». Об ошибках той поры и вообще об «упущенных возможностях» писать на Западе теперь стало модным. Но ведь как раз с 1969 г. — возмутились критики Хаффнера — канцлером ФРГ стал социал-демократ; не залог ли это прогрессивного развития страны? Автор дает на это ответ на последней странице послесловия к данной книге. Нам он кажется по меньшей мере неточным. По нашему мнению, для советского читателя книга Себастиана Хаффнера представит интерес в ином плане. Он, вероятно, с удовольствием прочтет живой и образный рассказ о событиях германской революции, начавшейся ровно через год после Великого Октября. Он оценит меткие характеристики генералов и политиков кайзеровской империи, особенно правых лидеров германской социал-демократии— Эберта, Носке, Шейдемана и других. Все это в общем впишется как яркая иллюстрация в ту привычную картину Ноябрьской революции в Германии, которая давно разработана марксистско-ленинской историографией, отражена в учебниках истории, в научных и популярных изданиях. Читатель, несомненно, обратит внимание на весьма редкое в буржуазной литературе явление: автор книги положительно оценивает роль революций в мировой истории, причем видит в них не только движение народных масс, а и творческий процесс, дающий народу новую жизнь. Он относит это суждение как к великим победоносным революциям прошлых столетий (которые мы характеризуем как буржуазные) — в Нидерландах и Англии в XVII в., в Северной Америке и во Франции в XVIII в.,— так и к социалистическим революциям XX в. в России и Китае. Вред народу, подчеркивает Хаффнер, приносят только революции задушенные и подавленные, преданные и проданные, такие, как германская революция 1918— 1919 гг. «Коллективный герой» этой революции, немецкий рабочий класс, считает автор, так и не оправился впоследствии от того удара в спину, который был ему тогда нанесен: «немцы до сих пор больны из-за того, что их революция была предана» (с. 214—215). Немало страниц посвящено в книге героической борьбе рядовых революции — матросов, рабочих, солдат. При этом автор не скрывает слабостей и ошибок, которые были следствием их политической неопытности и наивности, благодушия по отношению к тем, кто, злоупотребляя их доверчивостью, отдавал их на суд и расправу злейшим врагам и убийцам. Он клеймит позором не только явных врагов и замаскированных предателей революции. Он не щадит и тех лидеров центристской «независимой» социал-демократии, которые, претендуя на роль вождей революции оказались неспособными организовать ее действия, в критические моменты оставляли массы без всякого руководства, вместо просвещения в революционном духе затемняли их сознание, дезориентировали беспринципным соглашательством. В книге есть запоминающиеся зарисовки, проникновенные психологические характеристики, образные сравнения, свойственные публицистической манере Хаффнера. Иногда он выделяет сквозную тему, как бы ведущую нить, на которую нанизываются факты, будто сами собой подтверждающие главную мысль автора. Так написана, скажем, глава о кайзеровской империи и социал-демократии, которая подводит читателя к некоей поворотной дате. Но наиболее примечателен в его манере описания и анализа событий прием драматизации. Дату 29 сентября 1918 г. Хаффнер превращает в кульминационный пункт, к которому «подтягивает» те или иные факты. При ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что таким «поворотным днем» —речь идет о признании неотвратимости поражения Германии, реорганизации правительства и обращения с просьбой о перемирии— можно: было бы считать едва ли не любой день между 27 сентября и 4 октября. Историческое значение этого дня явно преувеличено. В других случаях Хаффнер концентрирует факты вокруг реально значимых дат — 4, 9, 10 ноября, — достигая драматического эффекта многократным перенесением места действия, заостренными риторическими вопросами, полемическими выпадами, выявлением противоречий и т. п. Нет спора, такой прием, вполне правомерный в публицистическом произведении и применяемый в сочетании с другими, позволяет автору сделать повествование насыщенным, динамичным, напряженным, обрисовать действующих лиц более выпукло, чем в «простом» рассказе историка. Вопрос лишь в том, что именно выпячивается, выдвигается на первый план, а что уходит в тень или вовсе исчезает из описания, теряется для анализа. Не представляется возможным «сверить» все, о чем рассказывает Хаффнер, с данными, добытыми исследователями истории и обобщенными в многочисленных научных трудах. Но читателям, проявляющим интерес к тому, как пишется история, небесполезно узнать о проблемах, которые по тем или иным причинам либо оставлены автором без внимания, либо трактуются им иначе, чем это принято в исторических работах марксистов. Следует сказать, что историки-марксисты далеко не сразу и не без труда достигли того понимания сложных вопросов революции 1918—1919 гг. в Германии, на которое могут опереться ныне. Потребовались многолетние острые научные дискуссии, обширные и разносторонние исследования архивных документов и других первоисточников, углубление методологического подхода, чтобы добиться ясности в оценке характера германской революции, ее движущих сил, соотношения объективных условий и субъективных факторов, роли рабочих и солдатских Советов, периодизации и т. п. Для правильного представления возможностей и реальностей любой революции должны быть прежде всего проанализированы исходные ее рубежи, обычно именуемые причинами и предпосылками революции. Хаффнер, упоминая о неудаче революции 1848 г., обращает внимание на две близкие друг другу даты: образование СДПГ (1869 г.) и создание Германской империи (1871 г.) [2]. Хотя Хаффнер (в разрез с социал-демократической традицией) ведет начало партии не от лассальянцев, а от эйзенахцев, он заявляет, что следует Лассалю, а не Марксу; он действительно не принимает в расчет социальные и социально-экономические факторы исторического процесса, концентрируя все внимание на политике и даже уже на вопросе о государственной власти. Парадоксально, но факт: в книге действует свыше 130 лиц, а среди них нет ни одного промышленника или банкира, почти ни одного профсоюзного деятеля, все решают политики и военные. Империализм упоминается только в смысле внешнеполитической агрессивности, о капитализме говорится вскользь, соответственно и социализм предстает лишь как отвлеченная идея. Все внимание сосредоточено на перипетиях взаимоотношений между государством и социал-демократией, а процесс оппортунистического перерождения ее вождей не находит социального объяснения. Нельзя же всерьез принять утверждения, что они перестали быть революционерами и стали сторонниками кайзеровской империи просто из-за того, что революция— «отодвигалась», что Германия на рубеже веков стала «более счастливой страной, чем в восьмидесятые годы» (?), что в Германии Бисмарка «царила удушливая атмосфера», а Вильгельм II «распахнул окна и дал ворваться свежему воздуху», или из-за того, что социал-демократы, избранные в парламент, должны были испытывать чувство «признательности» (!) к властям предержащим... (с. 33). Неудивительно, что при таком поверхностном, одномерном подходе исторический процесс лишается присущей ему глубины и объемности. Даже небывалая по масштабу мировая война оказывается результатом произвольной политики Вильгельма II, а революция — прямым следствием военного поражения и просчетов государственных деятелей, не сумевших предотвратить ее своевременными реформами. Более серьезных причин Хаффнер не ищет, его занимают лишь следствия. Поэтому в центре его внимания стоят манипуляции правящей верхушки в момент неизбежного перехода от войны к миру, а в фокусе событий оказывается генерал Людендорф. Правда, автор заявляет, что его герой не обладал ни демоническими чертами, ни гениальным вдохновением, но все же наделяет его «загадочным характером». Искусственная драматизация событий конца сентября 1918 г. создает ложное впечатление, что судьба Германии, мира и революции зависела от шахматных ходов в игре Людендорфа, который якобы чуть ли не единолично «повернул» всю историю страны. Никакой закономерности в развитии германской революции автор не усматривает: все сводится к длинной цепи случайностей, стихийных возмущений, мятежей. Казавшийся незыблемым государственный строй «вдруг» оказался древесной трухой, революция сравнивается с лесным пожаром, наиболее характерным чувством объявляется... удивление: «удивление властей в связи с совершенно неожиданной утратой ими всякой власти, удивление революционеров, совершенно неожиданно ее получивших. И та и другая сторона действовали как во сне...» (с. 76). Верно, что германская революция началась стихийным триумфальным маршем. Но во-первых, именно он был показателем того, насколько назрел в стране политический кризис. Во-вторых, в том, что революция началась без общего плана, без штаба и боевой революционной организации, действительно проявилась ее серьезная слабость. Автор же усматривает в этом также и ее «величие», «славу»: дескать, действие «без вождей» и «прыжок в неизвестность» требуют от исполнителей больше мужества, чем от солдата, действующего по команде (с. 77—78). Игнорирование Хаффнером социальных и социально-экономических факторов, определявших развитие революции, побудило его вопреки фактам отрицать наличие у - поднявшихся на борьбу масс социальной программы. Между тем уже в ноябрьские дни во многих документах революции явственно звучали не только общее требование социалистической революции, но и конкретные антикапиталистические требования, а с конца ноября они определяли лицо стачечных волн, которые, одна другой мощнее прокатывались по стране, достигнув огромной силы весной 1919 г. Все громче звучало хотя и не вполне четкое, но ясно антикапиталистическое требование «социализации» предприятий и шахт. Даже для начальной стадии, а тем более для последующих, неверно утверждение Хаффнера, что рабочие захватывали «не фабрики, а ведомства и казармы». Это противопоставление понадобилось ему, чтобы подчеркнуть преимущественно антимилитаристский характер революции. С этой же целью в книге даже не упоминается энергичная борьба производственных Советов за участие в управлении предприятиями. В то время как многие страницы посвящены сговору лидеров социал-демократии с военщиной (союз Эберт - Грёнер), другие звенья заговора против революции не показаны: антисоветская и проамериканская внешнеполитическая ориентация, приведшая к Версалю; сговор в социально-экономической сфере между монополистами и юнкерами, с одной стороны, профсоюзными лидерами и социал-демократическими правителями — с другой (пакт Стиннес — Легин, «деловое сотрудничество» с аграриями). Вне поля зрения Себастиана Хаффнера остается вопрос о социальном содержании или, иными словами, об основном характере германской революции. Историки-марксисты в итоге многолетних исследований и обсуждений пришли к выводу, что, хотя в Германии были налицо объективные предпосылки для пролетарской, социалистической революции, она в силу субъективной слабости рабочего класса осталась революцией буржуазно-демократической, хотя и проведенной в основном пролетарскими средствами и методами. Правда, полуабсолютистская монархия была заменена буржуазно-парламентарной республикой, однако сохранились не только господство монополий, но и сильные позиции реакционной бюрократии и военщины. Революционный пролетарский авангард не смог продвинуть революцию к решению социалистических задач, ибо был жестоко разгромлен. Кое-где Хаффнер приближается к научно обоснованной точке зрения, зато местами дает определения не только противоречивые, но и ошибочные. Уже в предисловии он называет германскую революцию «социал-демократической» (с. 28), а в последней главе пишет, что «Эберт и его команда» совершили по отношению к своей собственной «социал-демократической революции» настоящее «детоубийство». Он разъясняет при этом, что речь идет именно о той революции, которую социал-демократия проповедовала и обещала на протяжении полувека (с. 209). Однако мысль, что имела место социалистическая революция, Хаффнер решительно опровергает: вопреки мнению врагов революции, он пишет, что она не была ни «большевистской» или «спартаковской», ни «социалистической» или «коммунистической» (с. 77, 123, 211). Хаффнер правильно указывает, что революция выросла на немецкой почве: «Русский пример мог оказать внешнее, зажигательное воздействие, но русских эмиссаров, которые могли бы направлять ход революции, не существовало» (с. 77). Однако наперекор фактам он вообще пытается отрицать стремление пролетарских масс к установлению в Германии социалистического строя (даже в Баварской Советской республике, где это было всего очевиднее). Без всякого основания он противопоставляет диктатуру пролетариата пролетарской демократии, даже объявляет методы революции «лассальянскими», приписывая рабочим и солдатам мнение, будто решающий рычаг революции «не собственность на средства производства, а государственная власть» (с. 210). Несомненно, самым сложным и значительным явлением германской революции были рабочие и солдатские Советы. Они не случайно продолжают и в наше время привлекать к себе внимание разных исследователей и истолкователей. Хаффнер рассматривает роль и деятельность Советов под углом зрения борьбы за государственную власть, и в данном случае это вполне правомерно. Поначалу автор вроде бы разделяет впечатление многих участников революции, что в первую неделю Советы стали повсюду, где возникли, реальной властью, даже пишет, что западная часть Германии превратилась «из военной диктатуры в республику Советов» (с. 76). В полной мере талантом драматизации Хаффнер блеснул при описании собраний Советов в Берлине 9 и 10 ноября. «Таинственность» и «режиссуру» первого собрания он явно преувеличил. Собрание в цирке Буша действительно показало, что рабочие и солдаты, совершившие революцию, вопреки первому впечатлению не сумели взять реальную власть в собственные руки. Они, добровольно и не сознавая, что творят, передали ее противникам революции — Эберту и Гаазе. Их доверчивость и политическая неопытность дорого обошлись им. Вскоре вопрос о власти, продолжая оставаться осью дальнейшего развития событий, был поставлен так: власть Советов или Национальное собрание? Аналогичная альтернатива возникла, как известно, и в ходе революции в России, а также в Австрии. Установление власти Советов означало дальнейшее продвижение ее вперед: от первой, незрелой, буржуазно-демократической фазы к углублению революции, возможно, к перерастанию ее в социалистическую. В противовес этому — с прямой целью сорвать такое развитие, остановить революцию, а если удастся, и повернуть ее вспять — все силы контрреволюции в Германии объединились под лозунгом созыва Учредительного национального собрания, идею которого выдвинул еще принц Макс Баденский. Хаффнер по не вполне понятным мотивам отрицает наличие этой альтернативы, якобы придуманной социал-демократами. Но ее считали кардинальным вопросом революции все революционеры в России и в Германии. В то время как Советы были зародышем новой, истинно революционной власти рабочих и солдат, буржуазный парламент (а другим Национальное собрание быть не могло) должен был стать прикрытием и орудием власти контрреволюционеров. Предложение же Хаффнера считать действительной альтернативой вопрос — революция или контрреволюция? — недостаточно конкретно и привело его к серии ошибочных суждений. Всегерманский съезд Советов, большинство которого «оставляли социал-демократические партийные и профсоюзные бонзы, высказался за выборы в Национальное собрание. Исходя из этого, Хаффнер легковесно заключил, что Советы вообще не имели ничего против парламентаризма и даже хотели овладеть не законодательной, а только лишь исполнительной властью. Впрочем, дальше он пишет, что рабочие и солдаты «инстинктивно чувствовали, что, пока у власти остаются старая бюрократия и старое офицерство, революция будет обречена на гибель и ее не «пасут ни самая лучшая конституция, ни самый лучший парламент... И как раз в этом вопросе Эберт и все руководство СДПГ совершенно однозначно встали на сторону контрреволюции. Они стремились спасти то, что революция хотела сокрушить: старое государство и старое общество, воплощением которого были бюрократия и офицерский корпус. Они лишь хотели придать старому государству парламентские формы и интегрироваться в него, чтобы в дальнейшем участвовать в управлении им» (с. 125). Здесь автор признает, что «парламентские формы» были составной частью того старого государства, во имя сохранения которого Эберт и К° развернули войну против Советов, в которых преобладали члены их собственной партии. Он признает и то, что Советы, поддерживая тех, кто уничтожал их грубой силой, «повернули фронт против своих лучших друзей: они не желали слушать спартаковцев, требовавших установления власти Советов» (с. 126). И все же, следуя моде, Хаффнер отдает известную дань концепции «третьего пути», рассуждая о возможности некоего «сочетания» власти Советов с буржуазным парламентаризмом. Не став на этой почве поклонником ни Каутского, о котором едва упоминает, ни Гаазе, которого называет «мягким меланхоликом», Хаффнер превозносит лидера баварских «независимых» Курта Эйснера, объявляя его даже «единственным вождем революции» и автором «сбалансированной системы взаимного контроля между властью Советов и парламентом» (с. 182). Однако такой компромисс никогда и нигде не был осуществлен. Советская республика в Баварии — кульминационная точка германской революции — была самым жесточайшим образом потоплена в крови объединенными силами баварской и прусской реакции. Отношение Хаффнера к революционерам-спартаковцам, создавшим Коммунистическую партию Германии и составившим ее ядро, к их вождям Карлу Либкнехту и Розе Люксембург, по меньшей мере, противоречиво. Разоблачая социал-демократическую ложь о «большевистской революции», объясняя, что не спартаковцы «сделали» революцию, что ее совершили широкие массы рабочих и солдат, автор впадает в противоположную крайность: он умаляет роль спартаковцев-коммунистов и их вождей, которые были в Германии единственной силой, стремившейся продвинуть революцию вперед, к сокрушению бастионов реакции, власти монополистов и военщины, подвести ее к решению социалистических задач. Многократно подчеркивая стихийность революционных действий, создания по всей стране рабочих и солдатских Советов, автор «забывает» главное: кто звал массы к революции? Кто донес до них саму идею революционных Советов? Ведь без самоотверженной пропаганды, которую в условиях осадного положения вела горстка немецких революционеров, объединившаяся в группу «Спартак», и за которую ее руководители заплатили годами тюрьмы и каторги, германская революция не приобрела бы такого размаха. Нет спора, в ноябрьские дни пагубно сказалась организационная слабость спартаковцев. Карл Либкнехт был освобожден из тюрьмы лишь 23 октября, Роза Люксембург и Лео Иогихес лишь 9 ноября. Однако кипучая деятельность Либкнехта и его соратников в Берлине накануне революции заслуживает, конечно, иной оценки, чем некритическое воспроизведение враждебного отзыва Барта, назвавшего стремление активизировать массы «революционной гимнастикой». Хаффнер сам признает, что имя Либкнехта было в дни Ноябрьской революции не просто известным, а, пожалуй, самым известным именем в Германии: «Его знали все, и никого оно не оставляло равнодушным: оно вызывало самую горячую любовь у одних и самую жгучую ненависть у других». Но тут же автор считает почему-то нужным умалить роль Либкнехта, утверждая, что он был-де «лишь символической фигурой» и даже его выступление с балкона императорского дворца явилось лишь «сенсационной интермедией» (с. 102). Вопреки фактам Хаффнер называет Либкнехта «неизвестным заднескамеечником», отрицает его качества политика и вождя. Свидетельства такого рода либо почерпнуты из враждебной литературы, либо вырваны из контекста (как, например, ироническая характеристика, данная Розой Люксембург в частном письме). Да и сам Хаффнер почти тут же называет Либкнехта «одним из самых мужественных людей, когда-либо родившихся в Германии», «фигурой мирового значения», «олицетворением протеста против войны, олицетворением революции» (с. 156—158). Розу Люксембург Хаффнер оценивает высоко, отмечает, что даже враги нехотя восхищались ее выдающимися способностями: тонким и острым интеллектом, увлекающим даром оратора, политической страстностью, оригинальностью мыслителя. Указывая также на ее сердечность и доброту, он именует ее «политической фигурой первого ранга» и «величайшей женщиной нашего столетия» (с. 157), признает, что никто, кроме Розы Люксембург в «Роте фане», с самого начала революции день за днем не подвергал ее ход столь прозорливому, откровенному и беспощадному анализу. И тем не менее Хаффнер утверждает, что Карл Либкнехт и Роза Люксембург хотя и «работали, как одержимые на пределе своих сил», практически ничего «не добились». Их деятельность он называет агитаторской, просветительской, журналистской, а не революционной, ошибочно считая таковой лишь организационную работу. Хаффнер не признает выдающейся исторической заслугой перед рабочим классом Германии и международным рабочим движением руководящее участие Либкнехта и Люксембург в образовании Коммунистической партии Германии. Следуя моде противопоставлять взгляды немецких левых ленинизму, Хаффнер преувеличивает их действительные слабости, которые они преодолевали в ходе революции: известную недооценку роли революционного насилия, переоценку стихийного сознания масс (с. 159—160). «Январскую неделю» 1919 г. в Берлине Хаффнер связывает с решеним главного вопроса революции — вопроса о власти, отвергая попытки социал-демократических лидеров оправдать свои злодеяния ссылкой на якобы имевшее место «коммунистическое восстание». Остается, правда, нераскрытым установленный исследователями факт сознательного провоцирования правительством берлинских рабочих на преждевременное выступление. Сравнение 5 января 1919 г. с 9 января 1918 г. не учитывает происшедшие за два месяца революции существенные сдвиги в расстановке классовых сил. Автор видит, что кровавый разгром в январские дни революционных рабочих укрепил позиции и влияние не столько социал-демократических правителей, сколько тех реакционных офицеров, которые во главе белогвардейских «добровольцев» помогли Эберту и Носке удержаться у власти. Это контрреволюционеры развязали гражданскую войну против собственного народа. И первыми ее жертвами стали вожди германского и международного пролетариата Карл Либкнехт и Роза Люксембург. В книге не только показаны обстоятельства злодейского убийства, но и раскрыты его корни. Лицемерные попытки апологетов социал-демократии возложить вину на самих убитых Хаффнер отвергает. Нет, они были убиты преднамеренно: это было «убийством тех, кто превосходил своих противников мужеством и умом, было убийством неопровержимой правды» (с. 164—165). Он не оставляет ни малейшего сомнения относительно главных преступников, стоявших за спиной офицеров-убийц. Хаффнер не останавливается на этом. Он с полным основанием считает это убийство только первым шагом в длинной цепи убийств, осуществленных в «эру Носке» и миллионнократно повторенных затем в годы «эры Гитлера». В ходе гражданской войны 1919 г. складывался облик будущих головорезов СА и СС, формировался дух концлагерей и фашистского террора. Стремясь наглядно показать плачевный итог социал-демократической политики, Хаффнер в главе «Немезида» выходит за хронологические рамки революции 1918—1919 гг. и рассказывает о реакционно-монархическом военном мятеже в марте 1920 г. — путче Каппа-Лютвица. Но не только в этой главе, а и на протяжении всей книги прослеживается процесс укрепления и роста тех сил, которые позднее привели Германию к фашизму, а затем к новой военной катастрофе. Поскольку убийство революционных вождей, замечает Хаффнер, не признано преступлением и в нынешней ФРГ, оно до сих пор довлеет над ней и бросает на нее палящий свет, подобный смертоносному лучу лазера (с. 166). Вернемся еще раз к основной идее книги Хаффнера. Он объявил своей задачей рассказать правду о германской революции 1918—1919 гг., разбить лживые легенды, искажающие картину славного периода германской истории. Сумел ли он это сделать? Мы видели, что, разоблачая самые злостные легенды, автор сам не всегда смог избежать тех или иных ошибок. На главной слабости концепции автора, о которой говорилось выше мимоходом, следует остановиться подробнее. Социальная революция — явление сложное и много- плановое — прежде всего требует анализа объективных условий, ибо лишь на этой основе возможна глубокая оценка субъективных факторов. Поскольку Хаффнер пренебрег этим правилом, сосредоточив главное внимание на характеристике сравнительно узкого круга личностей, он то и дело грешит преувеличением их роли, даже и негативной. Сорвав маску с правых лидеров германской социал-демократии, пригвоздив «великих предателей» к позорному столбу, Хаффнер, несомненно, сделал исторически полезное дело. Но, не вскрыв социально-исторических корней оппортунизма в рабочем движении, он оказался не в; состоянии объяснить, почему такие личности на протяжении многих лет могли стоять во главе столь мощного рабочего класса Германии или его большинства. Ведь самое важное именно в этом, а не в том, «симпатичнее» ли выглядели бы Эберт и Носке, будь они крупномасштабными негодяями, а не мелкими обывателями (с. 211). Высказанные автором соображения о личных мотивах их поступков, конечно, не лишены интереса, и надо отдать должное психологической точности его наблюдений. Однако характеристика социал-демократии как политической партии требует применения иных мерок. Выше отмечалось, что предреволюционная эволюция социал-демократии, оппортунистическое перерождение ее руководства обрисованы в книге поверхностно. Не раскрыты также противоречивый процесс пробуждения и прояснения классового сознания масс в ходе революции, их высвобождение из-под деморализующего влияния правых и правоцентристских лидеров, явно преуменьшены антикапиталистические, социалистические устремления пролетариата. Поэтому и вывод Хаффнера оказался неверным: немецкий рабочий класс в 1918—1919 гг. храбро сражался и истекал кровью вовсе не за «социалистическое единство» (с. 214). Этот лозунг «подбрасывали» массам в критические моменты лидеры СДПГ и НСДПГ, чтобы отвлечь их от революционной борьбы. Карл Либкнехт многократно разъяснял пролетариям вред и лицемерие подобных призывов: «Не всякое «единство» усиливает. Единство между огнем и водой гасит огонь и испаряет воду; единство между волком и ягненком отдает ягненка на съедение волку; единство между пролетариатом и господствующим классом приносит в жертву пролетариат; единство с изменниками ведет к поражению... Апостолы единства хотят уже сегодня ликвидировать революцию... Единство с ними было бы гибельным для пролетариата, было бы предательством международного социализма»[3]. В действительности рабочий класс Германии боролся, если сказать кратко, за то, чтобы революция не ограничилась узкими рамками буржуазно-демократических преобразований. И «великий раскол» социалистического движения не начался, как считает Хаффнер, с «великого предательства», а предшествовал ему. Надо заметить, что Хаффнер явно преувеличил «заслуженную кару» понесенную предателями революции. Эберт не был «затравлен до смерти», а пробыл на посту президента шесть лет, продолжая политику, которую вел в революционные месяцы. Носке, хотя его «диктаторские» замашки не имели успеха «промаялся» почти тринадцать лет на посту обер-президента Ганновера. В 1933 г. он услышал лично от Геринга комплимент —таких, как вы, не прогоняют» — и получал в годы фашизма «заслуженную» пенсию. Правда, на исходе фашистской диктатуры у него были неприятности, но умер он в конце 1946 г. в возрасте семидесяти восьми лет. Как свидетельствуют мемуары, он ушел из жизни, не раскаявшись. Следует также сказать, что часто употребляемые в книге выражения о революции «подавленной», «задушенной», «разгромленной», «преданной», «потерпевшей крушение» и т. п. нуждаются в уточнении. По сути дела, все они относятся не к той реальной революции, которая произошла в Германии в 1918—1919 гг. и как революция буржуазно-демократическая худо-бедно выполнила эти свои задачи. Они относятся к той революции, которая исторически назрела и могла бы совершиться тогда в Германии, — революций пролетарской, социалистической, — если бы ее не сорвали, не предали социал-демократические лидеры. Действительно великое предательство они совершили по отношению к рабочему классу, который к ней стремился. Они задушили, подавили, потопили в крови его революционный авангард. В конечном счете это и привело к тому, что рабочий класс и весь немецкий народ расплачивались столь дорогой ценой: фашистской диктатурой, второй мировой войной, еще более тяжелым поражением. Хаффнер прав, что от всего этого Германию могла бы оградить победа германской революции (с. 214). Надо только и здесь уточнить: победа социалистической германской революции. Совершенно не прав Хаффнер, когда пишет, что «рабочий класс так никогда и не оправился от того удара в спину, который был ему когда-то нанесен», что его боевой дух был сломлен, что сыновья революционных бойцов 1918 — 1920 гг. «в 1945 г. уже не смогли повторить подвиг отцов, совершенный в 1918 г. Их внуки, живущие сегодня вообще уже ничего не знают об этом подвиге. Революционные традиции германских рабочих угасли» (с. 214). Нет, это не так. Сыновья революционеров — коммунисты уже в июне 1945 г., когда еще дымились развалины немецких городов, писали в воззвании к народу Германии: «После всех горестей и страданий, стыда и позора, после самой мрачной эры немецкой истории... и социал-демократические рабочие тоже признают нашу правоту: фашистская чума смогла распространиться в Германии только потому, что в 1918 г. поджигатели войны и военные преступники остались безнаказанными... Поэтому мы требуем: не повторять ошибок 1918 г.! Покончить с расколом среди трудящихся! Никакого снисхождения фашизму и реакции! Никогда не допускать в дальнейшем травли и враждебности в отношении Советского Союза, ибо, где начинается подобная травля, там подымает голову империалистическая реакция!»[4] Коммунисты и социал-демократы на востоке Германии, поддержанные всеми трудящимися, смогли не только повторить подвиг отцов, но и пойти гораздо дальше их — на пути созидания нового, социалистического общества. И дети их многое знают о подвиге отцов и дедов, и революционные традиции здесь вовсе не угасли. На западе Германии такое развитие было сорвано. Имело ли там место новое «великое предательство»? Хаффнер об этом умалчивает. Но только к ФРГ, а никак не к ГДР могут быть отнесены его слова, что «и по сей день есть еще много немцев типа Эберта, ненавидящих любую революцию «как смертный грех». И по сей день много таких, которые-
отрекаются от революции 1918 г., считая ее позорным пятном в истории нации» (с. 215). Коль скоро Хаффнер считает революцию 1918—1919 гг. плавным подвигом, он, будучи последовательным, должен был бы признать еще более славным подвиг создателей на немецкой земле социалистического государства рабочих и крестьян. Но не будем требовать от автора большего, чем он способен дать. И в ФРГ революционные традиции германских рабочих не угасли, и мы верим, что и СДПГ способна кое-чему научиться на своих ошибках. Поэтому мы ценим стремление автора содействовать своей книгой тому, чтобы был, говоря его словами, наконец прерван процесс вытеснения из сознания населения ФРГ славных страниц истории немецкого народа. Я. С. Драбкин, доктор исторических наук
И я скажу незнающему свету Как все произошло: то будет повесть Бесчеловечных и кровавых дел, Случайных кар, негаданных убийств, Смертей, в нужде подстроенных лукавством, И, наконец, коварных козней, павших На голову зачинщиков. Все это Я изложу вам. Шекспир. Гамлет. Акт V. Сцена 2.
Предисловие Легенда Франца Кафки «У врат закона» рассказывает о человеке, который неоднократно стремится войти в ворота, но стражник не пропускает его. Всю свою жизнь он проводит перед ними в надежде, ожидании и повторяющихся тщетных попытках смягчить неприступного стража. Наконец, когда настал его смертный час, он уловил угасающим сознанием голос привратника, кричавшего ему: «Этот вход был предназначен лишь для тебя. Теперь я пойду и запру его». Эта легенда Кафки приходит на память всякий раз, когда анализируешь историю Германской империи и немецкой социал-демократии. Возникнув почти в одно время, они, казалось, были созданы друг для друга: Бисмарк создал государственные формы, в рамках которых социал-демократия могла развиваться и которые она надеялась когда-нибудь наполнить устойчивым и разумным политическим содержанием. Если бы ей это удалось, Германская империя, возможно, существовала бы и ныне. Как известно, ей это не удалось. Германская империя попала не в те руки и погибла. Социал-демократия, которая с самого начала чувствовала призвание управлять империей и которая, возможно, могла бы ее спасти, на протяжении семидесяти четырех лет существования империи[i] так и не сумела набраться ни мужества, ни сил, чтобы подчинить ее своей власти. Подобно человеку из легенды Кафки, она домовито обосновалась перед дверью. И в 1945 г. мировая история могла бы точно так же прокричать ей в уши: «Этот вход был предназначен лишь для тебя. Теперь я пойду и запру его». Однако в отличие от легенды Кафки в этой истории существует драматический момент, в который, казалось, все могло измениться. Перед лицом поражения на внешнем фронте привратники кайзеровской империи в 1918 г. сами открыли вождям социал-демократии так долго стоявшие запертыми наружные ворота и добровольно допустили их (не без тайного умысла) в преддверие власти. И вот тогда социал-демократические массы, обгоняя своих вождей и увлекая их с собой, двинулись на штурм и вдребезги разбили последние ворота, за которыми находилась сама власть. Казалось, что после полувекового ожидания немецкая социал-демократия в ноябре 1918 г. очутилась наконец у цели. И тогда случилось невероятное. Вожди социал-демократии, возведенные вопреки собственному желанию социал-демократическими массами на пустовавший трон, немедленно призвали старую, лишившуюся прежних хозяев дворцовую стражу и велели вышвырнуть своих сторонников вон. Год спустя они сами вновь оказались с наружной стороны ворот — на этот раз навсегда. Германская революция 1918 г. была социал-демократической революцией[ii], которая была разгромлена социал-демократическими вождями — факт почти беспрецедентный в мировой истории. То, как это происходило, и будет показано сцена за «ценой в настоящей книге. Однако, прежде чем поднять занавес над мрачной драмой, следует бросить беглый взгляд на длинную цепь событий, предшествовавших ей: на полувековой период надежд и ожиданий социал-демократии перед воротами, ведущими к власти.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|