Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обновленная классика 12 страница




Поразительная была сцена, когда слепой, обреченный врачами на неподвижность Корчагин вставал с кровати и одевался, чтобы идти на собрание и дать отпор оппозиционерам. Эта сценка десятки раз была проиграна Мейерхольдом на репетициях. Десятки раз взбегал он на подмостки, и перед нами, ошеломленными и потрясенными, возникал слепец, медленно встающий с кровати, руки слепца, ищущие, шарящие в воздухе, пальцы слепца, ощупывающие предметы в поисках одежды. Это была жизнь рук и пальцев такого напряжения, такой чуткости и драматизма, что захватывало дух. Слепец одевался медленно, опять-таки ошибаясь в том, что мы каждодневно проделываем не замечая, механически. И, одевшись, шел к двери — сначала совсем не туда, где в действительности была дверь, потом несколько вбок и наконец в правильном направлении. И такая сила воли, я бы сказал, страстность воли была в каждом движении его самого, его рук, его пальцев, при всей неровности, скованности, неверности этих движений, что этот небольшой, совершенно немой эпизод давал непередаваемое ощущение непреклонности, большевистской непоколебимости — ощущение, которого мы так часто и тщетно добиваемся во множестве современных спектаклей пространными диалогами и личными высказываниями действующих лиц»[mxciv].

Комиссия Комитета по делам искусств не приняла спектакль. Трагическая тема воспринималась как тема пессимистическая, — мажорного разрешения драмы Мейерхольд не нашел. «Одна жизнь» так и не была показана широкой аудитории. Работу эту объявили полным идейным и творческим фиаско режиссера.

7 января 1938 года Комитет по делам искусств после целой серии резко критических статей, появившихся в центральных газетах, принял постановление о ликвидации Государственного театра им. Мейерхольда. Мотивировалось это постановление тем, что «Театр им. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формалистических позиций»[mxcv].

Известно, что после закрытия ГОСТИМа руку помощи Мейерхольду протянул не кто иной, как Станиславский. Благородство и красоту этого поступка переоценить невозможно. Нужно ли говорить, что Мейерхольд воспрянул духом, ожил, в голове у него зароились новые планы…

Обстоятельства этой последней творческой встречи Станиславского и {487} Мейерхольда рассказаны многократно[mxcvi]. Однако ей придается иногда значение эстетической капитуляции Мейерхольда, она рассматривается как возвращение Мейерхольда к принципам реализма Художественного театра. Поясняя, почему Станиславский призвал к себе Мейерхольда, Г. Кристи, например, пишет: «Там, где он видел отступление от художественных принципов реализма, там Станиславский становился человеком непримиримым, подчас даже жестоким. Мейерхольда же Станиславский воспринимал как художника, который рано или поздно, после долгих блужданий должен вернуться на дорогу большого искусства, и готов был принять его с распростертыми объятиями, точно блудного сына».

Трогательная картина «возвращения блудного сына», рисуемая Г. Кристи и некоторыми другими авторами, легко опровергается фактами, которые они же сами и приводят. В статье Кристи рассказано, между прочим, что еще в сезоне 1935/36 года на вопрос, кого он считает лучшим советским режиссером, Станиславский ответил: «Единственный режиссер, которого я знаю, — это Мейерхольд»[mxcvii]. Конкретные сведения о работе Мейерхольда в оперном театре Станиславского не дают никаких оснований думать, что Мейерхольд, оказавшись рядом со Станиславским, изменился, преобразился, перестал быть самим собой. Если бы и захотел этого — конечно, не добился бы никаких успехов. Губительность идеи компромисса Мейерхольд уже изведал во время горького эксперимента с сейфуллинской «Наташей». А кроме всего прочего, новый компромисс, любой мыслимый компромисс все равно не мог перечеркнуть четыре десятилетия, пройденные своим путем.

Когда эта книга была уже сверстана, не кто иной, как Г. В. Кристи обнаружил в архиве Станиславского неопубликованную запись, которую предположительно следует датировать концом 20‑х — началом 30‑х годов. Станиславский писал: «Сейчас мы заняты разработкой новых планов, разрезов и возможностей сцены и театра. Вопрос берется — вообще, а не в частности для данной пьесы или постановки. Всякие краски и линии и формы художников-живописцев — изведаны и изжиты. В них разочаровались. Вернее всех путь Мейерхольда. Он идет от общих сценических и режиссерских возможностей и принципов. И разрешает их смело и просто (нельзя сказать того же по отношению актерской стороны, которая у него слаба). Так например: больше всего надо бороться с театральной рамой — порталом. Огромное его пространство — давит маленькое пространство, занимаемое декорацией и самой личностью актера. Как убрать эту огромную давящую площадь портала, занавески, сукна, падуги и проч.? Мейерхольд упразднил и их. У него показывается вся закулисная часть сцены. Она хорошо выбелена и чиста. Это — само здание, продолжение зрительного зала. Он этого не скрывает и в этом большом зале (как бы соединенном со зрительным) показывает небольшие ширмы, мебель, которая ему нужна и проч. При этом выдумывает всякие трюки. То мебель подкатывает, то она является вместе со стеной (мебель прикреплена к стенке), то появляется из-под пола и т. д.» (Музей МХАТ, архив КС).

Выражая глубокую благодарность Г. В. Кристи, познакомившему нас с этим документом, мы видим в нем прежде всего свидетельство живейшего интереса Станиславского к исканиям Мейерхольда.

Мейерхольд оставался Мейерхольдом. Тем режиссером, о котором Шарль Дюллен прекрасно сказал: «Мейерхольд — это творец форм, поэт сцены. У него свой театральный язык, язык жестов и ритмов, который он изобретает для выражения своего замысла и который столько же говорит глазу, сколько текст слуху. Он создает свои средства выражения, исходя из внутреннего смысла произведения; он снимает кожуру с плода, отбрасывает все лишнее, идет прямо к сердцевине… Его творчество тесно связано с революцией. {488} Оно неизбежно должно было прийтись по душе народу, который жадно стремится строить после того, как разрушал»[mxcviii].

О взаимоотношениях театральных систем Станиславского и Мейерхольда интересно говорил Эйзенштейн. Он утверждал, что обе школы находятся «не в “метафизическом”, а в естественном этапном противопоставлении». И констатировал: «Весь секрет в том, что высокоодаренные представители обеих школ, систем, направлений не односторонни.

Пропагандируя свою систему, базируясь на своем методе (особенно теоретически), они включают в свою конкретную практику сумму опыта другого направления»[mxcix].

Рассуждения Эйзенштейна подводят вплотную к мысли о том, что заманчивое прямое противопоставление Мейерхольда Станиславскому, соблазнявшее в свое время еще Вахтангова и поныне для многих увлекательное, по сути дела с неизбежностью огрубляет и схематизирует сложные процессы обновления и развития реализма русского и советского театра, приводит к внешней и обманчивой антиномии «новатора» Мейерхольда и «традиционалиста» Станиславского.

Такие противопоставления опровергал сам Мейерхольд. «Нужно, — говорил он еще у себя в ГОСТИМе, — покончить с этим вздором, с этой ерундой, что Константин Сергеевич и я являемся антиподами. Это неверно»[mc]. Мейерхольд был убежден, что система Станиславского вобрала в себя и опыт мейерхольдовских исканий: «это не только то, что он сам продумал, но там есть многое из того, что сделали другие товарищи по искусству — Владимир Иванович Немирович-Данченко, и Вахтангов, и я, грешный»[mci].

Действительно, искусство Мейерхольда, столь близкое по стилю искусству Маяковского и Эйзенштейна, воспринимается в общей панораме развития театра XX века как прямое следствие великой революции, свершенной Станиславским. Талантливейший из учеников Станиславского прошел сложный и трудный путь самостоятельных театральных новаций. Первооткрыватель и экспериментатор, дерзкий творец небывалых ранее сценических форм, Мейерхольд соприкасался, однако, с очень широким кругом художественных явлений прошлого. При всей его удивительной переменчивости, при всей внезапности, с которой он переходил от спектакля к спектаклю, решительно отбрасывая только что найденное, им же утвержденное, и тотчас предлагая взамен нечто вовсе уж неожиданное и непредвиденное, Мейерхольд был по-своему последователен. Динамика его искусства обладала, во-первых, скрытой собственной внутренней логикой развития (связь которой с движением времени и с переменами общественного климата мы старались проследить) и, во-вторых, сохраняла постоянные контакты с культурным наследием, с традицией, с тем, что Станиславский называл «вечным» в театре. Эффектность новаторства Мейерхольда, его чуткость к «злобе дня» были в самом полном, старинном смысле слова «театральны». Он был человеком театра и многое на театре изменил.

Через голову традиций конца XIX века, которые он полемически отвергал, Мейерхольд обращался к более древним традициям французского классицизма, японского театра «Кабуки», русского скоморошества и итальянской комедии масок. Это позволило Мейерхольду установить непосредственные связи с народной театральной стихией, с балаганом, площадным представлением и дать современному театру подлинный демократизм, вольный народный дух.

Мейерхольда всегда увлекала игра на границе между сценой и зрительным залом, на просцениуме, на самом его краю. Актер Мейерхольда перешагивал рампу, проходил насквозь так называемую «четвертую стену», не желая признавать ее существования. Он стремился активизировать {489} публику, вовлечь ее в действие, вступить с ней в прямое общение. Условность театрального представления и игровая природа его подчеркивались во имя совместного с публикой творчества. Обретенная острота контактов со зрителями способствовала идейной насыщенности искусства Мейерхольда. Оно развивалось, как искусство, жаждущее широких философских и поэтических обобщений, способное выразить не только опыт отдельного человека, не только смысл его судьбы и драмы, но и опыт истории, эпохи, общества. Это искусство было склонно к метафоричности, прямо выраженной в мизансценах, к музыкальной полифонии режиссерских партитур, оно умело оперировать и элементарными средствами сценического плаката, лозунга, броскостью «социальной маски», и сложнейшими ассоциативными ходами, многозначительными символами, приемами остранения, виртуозной игрой актера с его собственным персонажем или с окружавшим его миром вещей. Искусство Мейерхольда обращалось одновременно и к эмоциям, и к интеллекту зрителя, побуждало его как бы заново исследовать и осваивать слишком хорошо знакомый и привычный мир. Оно судило человека по высшим законам красоты, атаковало мещанскую повседневность, стремилось вывести публику из состояния инертности.

Театр Мейерхольда — знаменательное явление духовной культуры предреволюционной и послереволюционной поры, вобравшее в себя и выразившее собой многие существенные черты бурного и драматического периода истории. Время наложило свой отпечаток на это искусство и внушило его гуманизму новый, необычный характер. Искусство Мейерхольда было чуждо состраданию, избегало традиционной темы «маленького человека», отказывалось от душевной утепленности психологического реализма, от традиционно интимных форм общения со зрителем. Тем не менее и в зыбких символах, и в грубых «социальных масках», и в огромном богатстве метафорических образов этого искусства выражена была подлинная человечность. Искусство Мейерхольда обращалось к человеку с верой в его силу, в его способность возвыситься над бытом и повседневной обыденностью социальных связей, оно несло с собой идею могущества поэзии, волю к преображению действительности по законам разума и красоты.

{509} Указатель имен [29]

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Абельсон И. О. (пс. Осипов И.) 118 – 120, 496

Абессаломов А. В. 25

Адашев А. И. 12

Азов В. (Ашкенази В. А.) 80, 81, 494

Аксенов И. А. 261, 264, 344, 501

Алексеев, см. Станиславский К. С.

Алпатов М. В. 493

Алперс Б. В. 5, 192, 270, 288, 290, 292, 306, 308, 314, 325, 326, 331, 335, 338, 339, 356, 365, 370, 381, 384, 387, 407, 413, 426, 427, 428, 429, 499 – 507

Алчевский И. А. 196

Альмединген Б. А. 208, 215, 216, 499

Альтман Н. И. 226, 229

Альтшуллер А. Я. 223, 500

Амп Пьер 281

Анастасьев А. Н. 504

Андреев Л. Н. 66, 85, 95 – 101, 113, 115, 185, 441

Андреева М. Ф. 17, 21, 24, 25, 61, 317, 491

Анненков П. В. 377

Д’Аннунцио Габриеле 21, 43, 162, 164

Антуан Андре 14, 44, 65

Аполлонский Р. Б. 119, 145, 159, 174, 215

Арабажин К. И. 497

Арбатов Н. Н. 74

Арватов Б. И. 263, 501

Ардов В. Е. 315

Арнштам Л. О. 328, 330

Артем А. Р. 12, 24

Архангельский А. А. 202, 212

Арцыбашев М. П. 301

Асафьев Б. В. (пс. Игорь Глебов) 377 – 379, 384, 385, 473, 505

Асеев Н. Н. 321, 395, 435, 443, 484

Атлантов А. П. 468

Ауслендер С. А. 92, 94, 139, 494, 496

Афиногенов А. Н. 447, 460, 462, 508

Ахматова А. А. 114

Аш Шолом 71

 

Бабанова М. И. 255, 268 – 272, 285, 290, 292 – 298, 325, 330, 331, 342, 344, 345, 348, 364, 371, 375, 397

Бабель И. Э. 443

Бабенчиков М. В. 497

Багдасарьян Степан 394

Багрицкий Э. Г. 221

Базилевский В. П. 497

Байрон Джордж Ноэл 204

Бакст Л. С. 164

Бакунин М. А. 194

Балтрушайтис Ю. К. 450

Бальзак Оноре де 354, 451

Бальмонт К. Д. 34, 35, 76, 129, 153, 492

Бар Генрих 21, 74

Барабанов Н. С. 208, 209

Барро Жан Луи 34

Бархин М. Г. 443, 474, 482

Басилов Н. А. 506

Бах И. С. 384

Бахрушин Ю. А. 509

Бачелис И. И. 444, 446, 447, 507

Бачелис Т. И. 26, 66, 88, 170, 171, 492 – 494, 498

Бебель Август 459

Бебутов В. М. 238, 239, 242, 250, 256, 257, 500, 501

Бедный Демьян (Придворов Е. А.) 377, 505

Безыменский А. И. 419, 447

Беклин Арнольд 72

Белинский В. Г. 194

Белль Генрих 34

Бельский Б. В. 330

Белый Андрей (Бугаев Б. Н.) 70, 76 – 78, 84, 93, 377 – 379, 394, 494, 505

Беляев Ю. Д. 80, 86, 119, 135, 136, 138, 142, 156, 159 – 161, 494, 496, 497

Бенуа А. Н. 137, 138, 142, 149, 159, 160, 179, 190, 192, 195, 197, 198, 496, 497, 499

Бергман Ингмар 34

Бердслей Обри 164

Бердяев Н. А. 45, 70, 78, 493, 494

{510} Бернар Сара 458

Бескин Э. Э. (пс. К. Фамарин) 236, 241, 250, 279, 286, 301, 302, 311, 377, 381, 441, 476, 500 – 503, 505, 507, 508

Бетховен Людвиг ван 78, 384, 385

Бизе Жорж 127

Билибин И. Я. 120

Билль-Белоцерковский В. Н. 351

Блок А. А. 34, 70, 76, 81, 85, 87 – 90, 92 – 96, 98 – 100, 104, 106 – 108, 114, 143, 152, 153, 155, 156, 160, 165 – 168, 175 – 178, 181, 192, 217, 218, 226, 227, 425, 494, 495, 497, 498, 500

Блок Л. Д. 150, 153, 181

Блюм В. И. 254, 260, 287, 314, 331, 383 – 385, 391, 392, 397, 418, 501 – 503, 505, 507

Боборыкин П. Д. 24, 485

Бобрищев-Пушкин А. В. 498

Бобров С. П. 504

Богаевский Б. Л. 163

Боголюбов Н. И. 382, 384, 388, 422, 428, 430, 432, 445, 448, 478, 485

Бокшанская О. С. 317

Бондаренко Н. А. 6

Бондаренко Ф. П. 420

Бонди Ю. М. 150, 152, 155, 156, 171, 173, 175, 176

Бородин А. П. 474

Боттичелли Сандро 72, 82

Боцяновский В. Ф. 191, 499

Бояджиев Г. Н. 339, 504

Бравич К. В. 74, 99, 101, 103, 107 – 109, 119

Брагин С. В. 134

Брехт Бертольт 120, 228, 253, 307

Брие Эжен 71

Брик Л. 10, 417

Брик О. М. 242, 263, 321, 443

Брюсов В. Я. (пс. Аврелий) 34, 35, 45, 50, 64 – 66, 76, 78, 84, 106, 109, 110, 113, 493

Бубнов А. С. 443

Булгаков М. А. 273, 351, 412

Бусыгин А. Х. 484

Буткевич Н. А. 32, 492

 

Вагнер Рихард 124, 127

Валуа С. В. 215

Вальтер Бруно 282

Вальтер В. Г. 126

Ван-Гог Винцент 146, 155

Ван-Дейк Антонис 183

Варламов К. А. 100, 134 – 138, 159

Варпаховский Л. В. 6

Василевский Л. М. 135, 177, 496

Вахтангов Е. Б. 88, 178, 219, 237, 255 – 258, 338, 489

Вахтангов С. Е. 417, 428, 439, 443, 474, 482

Ведекинд Франц 104

Ведринская М. А. 127, 128, 223

Вейдт Конрад 282

Вейнберг П. И. 31

Велижев А. Б. 277, 278, 321

Вельтер Н. Л. 468, 471

Верди Джузеппе 127, 451

Вересаев В. В. 26, 492

Веригина В. П. 60 – 63, 84, 96, 109, 153 – 155, 175 – 178, 494, 495, 497, 498

Вертинский А. Н. 331

Вертышев К. Н. 134

Верфель Франц 321

Верхарн Эмиль 50, 237 – 243, 248

Вершинин А. П. 31

Вехтер Н. С. 10

Вивьен Л. С. 214, 223

Витвицкая Б. И. 215, 493, 497, 499, 500

Вишневский А. Л. 13, 17, 24, 491

Вишневский В. В. 422, 424, 430 – 436, 447, 459, 462, 508

Волевач Н. Г. 224

Волков Н. Д. 5, 107, 108, 111, 153, 178, 185, 491, 492, 495, 498

Волошин М. А. 82

Волькенштейн В. М. 357, 377, 447, 504

Вольф-Израэль Е. М. 211

Врангель П. Н. 244

Врубель М. А. 43

Вуич Г. И. 115

 

Гааль Франческа 462

Габрилович Е. И. 284, 485, 502, 504, 509

Газенклевер Вальтер 264, 321

Галаджев П. С. 271

Гамсун Кнут 50, 67, 69, 103, 116, 117

Ган А. М. 236, 263, 275, 276, 501, 502

Гарин Э. П. 255, 285, 338 – 340, 342, 355, 356, 360, 362, 366, 368, 369, 382, 385, 386, 388, 391, 432

Гартлебен Отто Эрих 71

Гасснер Джон 90, 264, 501

Гаузнер Г. 504

Гауптман Герхард 17, 21, 24, 25, 28, 34 – 36, 39, 50, 52, 63, 64, 66, 72, 140

Гвоздев А. А. 6, 230, 254, 261, 269 – 271, 279, 297, 315, 317, 318, 335, 342, 345, 357, 358, 369, 371, 377, 385, 428 – 430, 452, 453, 460, 501 – 505, 507, 508

Ге Г. Г. 119, 142, 215

Гейберг Гуннар 87, 99

Гейерманс Герман 31, 39

Герман Ю. П. 422, 443 – 447, 507

Гете Иоганн Вольфганг 422, 445, 448

Гец С. 507

Гиппиус З. Н. 180, 181, 489

Глаголин Б. С. 325

Глаголь С., см. Голоушев С. С.

Гладков А. К. 6, 20, 24, 75, 354, 450, 466, 476, 483, 486, 491 – 495, 497, 503, 504, 507, 508

Глазунов А. К. 208, 212

Глизер Ю. С. 338

Глинка М. И. 369

Глиэр Р. М. 64

{511} Глюк Христоф Виллибальд 127, 147, 148, 384

Гнедич П. П. 115, 117

Гнесин М. Ф. 172

Гоген Поль 425

Гоголь Н. В. 36, 115, 143, 186, 332, 344, 350 – 352, 355, 356, 361, 363 – 369, 373, 375, 376, 379, 410, 414, 504

Голейзовский К. Я. 284, 285

Головин А. Я. 114, 115, 118 – 120, 131 – 140, 142, 147, 148, 159 – 164, 170, 172, 174, 179 – 181, 183, 184, 187 – 189, 194 – 200, 203, 205 – 209, 212, 213, 215, 223, 224, 496, 497, 499, 500

Головина О. Н. 468

Голубев А. А. 175

Голоушев С. С. (пс. Сергей Глаголь) 15, 491

Гольдони Карло 10, 138

Гончарова Н. П. 507

Горин-Горяинов Б. А. 114, 145, 159, 185, 208, 210, 216

Городецкий С. М. 282, 321, 345, 346, 502, 504

Городинский В. М. 406, 473, 506, 508

Горький А. М. 20, 21, 24 – 28, 30, 34, 35, 39, 44, 61, 62, 71 – 74, 443, 489, 492

Гофман Эрнст Теодор Амадей 140, 144, 166, 216, 441

Гофмансталь Гуго фон 39, 50, 87, 99, 116, 144, 162, 164

Гоцци Карло 171, 172

Грановский А. М. 397

Грек Феофан 427

Гретри Андре 471

Грибоедов А. С. 36, 381 – 392, 414

Григ Эдвард 71

Григорович Н. В. 6

Григорович О. П. 186

Григорьев А. А. 187, 302, 381

Григорьев Б. Д. 193

Грильпарцер Франц 78

Грипич А. Л. 300, 503

Громов П. П. 89, 494

Гроссман Л. П. 356, 377, 504

Гроссман-Рощина И. С. 435

Грохольский В. П. 468

Гуковский Г. А. 352, 504

Гунст Е. А. 57, 493

Гурвич А. С. 435, 438, 439, 507

Гуревич Л. Я. 87, 119, 120, 146, 179, 181, 183 – 185, 194, 494, 496 – 499

Гус М. С. 509

Гусман Б. Е. 407

Гюго Виктор 462

 

Давыдов В. Н. 100, 117, 135, 159, 214, 451, 455

Давыдов Ю. Н. 6

Далматов В. П. 145, 209, 214

Дальцев З. Г. 277

Данте Алигьери 148

Даргомыжский А. С. 127, 195 – 197, 467

Даревский З. Ю. 242

Дебюсси Клод 152, 324

Де-Линь 492

Дельер Я. (Плющевский-Плющик Я. А.) 31

Демченко М. С. 484

Денисов В. И. 86, 105, 106, 108

Державин К. Н. 139, 496, 499, 501

Джотто 82

Динамов С. С. 435

Дитрих Марлен 259

Дмитриев В. В. 240, 243, 354, 391

Дмитриев Ю. А. 6

Добужинский М. В. 114, 120, 138

Домашева М. П. 180, 181, 194

Доре Густав 148

Достоевский Ф. М. 122, 441

Дризен Н. В. 173, 175

Друзин В. П. 415, 506

Дузе Элеонора 210, 458

Дункан Айседора 161, 164

Дымов Осип (Перельман О. И.) 72

Дюллен Шарль 488, 509

Дюма Александр, сын 450, 458 – 466

Дягилев С. П. 73, 137, 142

 

Евреинов Н. Н. 82, 109, 173, 494

Евсеев К. И. 149

Егоров В. Е. 168, 169

Егорычев В. И. 403

Еремеев Н. 495

Ермилов В. В. 414, 416 – 418, 420, 435, 506

Ермолова М. Н. 10

Ершов И. В. 126

Есипович А. П. 127

Ефименко С. М. 345

 

Жаров М. И. 255, 277, 330

Железнов П. И. 447

Жирмунский В. М. (пс. Victor) 181, 182, 498

 

Загаров А. Л. 40, 142 – 146

Загорский М. Б. 244, 345, 377, 401, 406, 418, 500, 504, 506, 507

Загоскин М. Н. 368, 369

Зайчиков В. Ф. 249, 255, 268 – 271, 277, 292, 325, 338, 342, 359, 370, 382, 385, 416, 420, 485

Закушняк А. Я. 241

Залка Мате 435

Заславский Д. И. 398, 476, 506, 508

Захава Б. Е. 285, 309

Зингерман Б. И. 84

Зноско-Боровский Е. А. 128, 130, 140, 141, 174, 176, 495 – 498

Золя Эмиль 44

Зонов А. П. 494

Зощенко М. М. 178, 396

Зудерман Герман 31, 36, 39

 

Ибсен Генрих 25, 28, 31, 34 – 30, 39, 43, 50, 52, 62, 71, 72, 74, 79 – 81, 99, 115, 140

{512} Иванов Вяч. И. 50, 70, 76 – 78, 113, 126, 129, 152, 494

Иванов Евг. П. 81, 88, 93

Иванов-Козельский М. Т. 10

Иванова М. С. 6

Иванова-Шварсалон В. К. 129

Ивнев Рюрик (Ковалев М. А.) 226

Игорь Глебов, см. Асафьев Б. В.

Ильинский И. В. 6, 250, 255, 263, 267 – 272, 285, 305, 310, 315 – 317, 330, 338, 342, 382, 384, 391, 397, 401, 402, 406, 417, 420, 431, 432, 453, 455, 456, 474 – 476, 501 – 504, 506, 507

Ильф И. А. 456

Ильяшенко (Ия) Л. С. 176, 177

Ионеско Эжен 178

Иорданский Н. И. (пс. Н. Негорев) 80, 112, 494, 495

 

Кайзер Георг 321

Кайранский А. А. 189, 499

Калашников Ю. С. 6, 103, 297, 495, 503

Калло Жак 150, 470

Кальдерон де ла Барка Педро 115, 129, 143, 152, 181 – 183, 218

Кальм Д. С. 440, 441, 507

Каменский В. В. 321

Карабанов Н. В. 309

Каратыгин В. Г. 502

Карне Марсель 34

Карпов Е. П. 233

Катаяма Сен 336

Качалов В. И. 14, 17, 21, 24

Келлерман Бернхард 281, 282

Кельберер А. В. 259, 357, 403, 477

Керженцев П. М. 241, 386, 500, 506

Кириллов М. Ф. 285, 403, 430

Кирсанов С. И. 443

Киршон В. М. 403, 435, 447, 507

Киселев В. П. 245, 354

Ключевский В. О. 381

Книппер-Чехова О. Л. 10 – 12, 14, 15, 17, 22, 24, 25, 28, 491, 492

Коваленская Н. Г. 127, 134, 135, 179, 182, 183, 194, 210, 214

Коваль-Самборский И. И. 311, 313

Ковальский Н. Н. 468, 470, 497

Козиков С. В. 309

Коклен Бенуа-Констан, старший 171

Коленда В. К. 97, 98

Комарденков В. П. 321

Комаровская Н. И. 145

Комиссаржевская В. Ф. 44, 71, 73 – 76, 79 – 84, 86, 87, 99 – 111, 114, 115, 117 – 119, 128, 166, 186, 450, 494

Комиссаржевский Ф. Ф. 74, 101, 107, 109, 113, 494, 495

Кон Ф. Я. 435, 484

Коренев М. М. 255, 352

Корнев Н. А. 117

Корнель Пьер 121

Коровин К. А. 58, 114, 138, 142, 143, 145, 148, 208

Корчагина-Александровская Е. П. 114, 216

Коршунов Ф. П. 429

Косоротов А. И. 39, 74

Костин В. И. 427

Костомолоцкий А. О. 403

Костров Тарас (Мартыновский А. С.) 407, 507

Кошеверов А. С. 12, 25, 27 – 29, 31, 34

Крамской И. Н. 13

Краснова Н. П. 129

Краснощеков Г. 506

Кристи Г. В. 488, 509

Кровский И. Ф. 12

Кроммелинк Фернан 260 – 262, 265, 266, 268, 270 – 272

Крупенский А. Д. 115

Крупская Н. К. 241, 242

Крути И. А. 431, 441, 507

Крэг Эдуард Гордон (Craig) 66, 120, 121, 125, 138, 169, 170

Кугель А. Р. (пс. Homo novus) 80, 82, 94, 100, 101, 105, 113, 128, 136 – 138, 145, 146, 160, 165, 174, 179, 185, 186, 189, 190, 191, 200, 202, 215, 216, 311, 317, 366, 370, 374, 377, 378, 494 – 499, 503, 505

Кузмин М. А. 94, 141, 149, 217, 497, 499

Кузнецов Е. М. 238, 241, 500

Кузнецов К. В. 278

Кузнецов С. Л. 402, 428, 455

Кузнецова-Бенуа М. Н. 147, 148

Кузьмин-Караваев К. К. 177

Кукрыниксы (Куприянов М. В., Крылов П. Н., Соколов Н. А.) 344, 398 – 401, 404

Кулиш Н. Г. 447

Кульбин Н. И. 150, 151

Куприна-Иорданская М. К. 99, 495

Курбе Гюстав 485

Кустодиев Б. М. 138

 

Лавинский А. М. 245

Лаврентьев А. Н. 208, 214, 215

Лазарев-Теплинский Ф. К. 29, 492

Лазаревский Б. А. 31, 492

Лазаренко В. Е. 249

Ланской В. А. 12

Левидов М. Ю. 271, 357, 377, 379, 451, 455, 502, 505, 508

Левинсон А. Я. 231, 232, 498, 500

Левитан И. И. 425

Лейстиков И. 459, 462

Лекок Шарль 462

Ленин В. И. 44

Ленский А. П. 36, 110, 115, 302, 450

Ленский В. Я. 492

Леонов Л. М. 396, 424, 447

Лермонтов М. Ю. 115, 143, 179, 186, 201, 204, 206, 208 – 212, 214, 218

Лесков Н. С. 351

Лешков П. И. 159, 183, 194

Либединский Ю. Н. 415, 506

Лилина М. П. 14, 46, 62

Линдер Макс 282

{513} Лисицкий Эль (Л. М.) 395

Лист Ференц 328, 330

Литовский О. С. 377, 407, 420, 429, 507

Лишин М. Е. 255, 277

Логинов А. В. 430

Логинова Е. В. 384, 386, 475

Лойтер Н. Б. 255

Локшина Х. А. 255

Лосев Н. К. 268

Лужский В. В. 24

Луначарский А. В. 83, 113, 165, 222, 223, 226, 229, 231, 232, 234, 235, 240, 242, 250, 252, 253, 272, 273, 301, 302, 317, 318, 332, 336, 338, 356, 362, 365, 370 – 372, 376 – 379, 390, 396 – 398, 435, 438, 494, 495, 500 – 506

Луначарская-Розенель Н. А. 399, 506

Лучинин П. П. 25

Любимов А. М. 96

Люце В. В. 255, 259

 

Макаров М. Я. 314

Малевич К. С. 229 – 231

Малков Н. П. 500

Малько Н. А. 197

Малютин Я. О. 133, 134, 203, 204, 215, 216, 496, 499

Мамонтов С. И. 49, 62

Мандельштам О. Э. 81, 95, 227, 494, 500

Мане Эдуард 155, 462

Маныкин-Невструев Н. А. 495

Марголин С. А. 240, 242, 250, 277, 500 – 502

Марджанов (Марджанишвили) К. А. 283

Мариво Пьер 63

Марков П. А. 6, 243, 268, 269, 279, 281, 311, 317 – 319, 324, 332, 333, 336, 338, 348, 351, 356, 377, 378, 420, 431, 432, 435, 500 – 505, 507

Мартине Марсель 277, 278, 280, 321

Мартинсон С. А. 333, 338, 341, 431, 432, 441

Маслацов В. А. 357, 382

Матвеев А. Т. 232

Махлис И. П. 260, 275, 283, 302, 379

Мацкин А. П. 258, 422, 424, 444, 446, 451, 453, 456, 501, 507, 508

Маяковский В. В. 226 – 232, 241 – 245, 247 – 251, 253, 257, 259, 272, 273, 282, 285, 287, 302, 317, 321, 337, 343, 358, 365, 366, 370, 377, 378, 395, 397 – 421, 443, 458, 483, 484, 489, 500, 502, 505 – 507

Мгебров А. А. 84, 150, 152 – 154, 156, 175, 176, 241, 242, 494, 497, 498

Медунецкий К. К. 260, 264

Мейербер Джакомо 127

Мельников П. И. 142

Мендельсон-Бартольди Феликс 36, 40

Мережковский Д. С. 34, 35, 160, 193, 194, 441, 492, 497

Мериме Проспер 443

Метерлинк Морис 21, 22, 34 – 39, 43, 45 – 47, 50 – 62, 66, 68, 71, 72, 76, 77, 82 – 87, 95, 104, 105, 107, 113, 115, 166

Миклашевский К. М. 281, 283, 502

Мирбо Октав 451

Мирский Д. 392, 506

Митрофанова И. В. 6

Мичурин Г. М. 392, 445

Михайлов А. 177

Михайловский Н. К. 25

Михоэлс С. М. 338

Мичурина-Самойлова В. А. 159

Мокульский С. С. 276, 279, 283, 402, 408, 502, 506

Мологин Н. К. 255, 365

Мольер Жан Батист 115, 121, 131 – 133, 136 – 139, 218, 410

Монахов И. И. 428

Моор Д. С. 415, 416

Мопассан Ги де 34

Мордмиллович Э. Э. 392

Морозов С. Т. 24






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных