Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. История эстетической мысли.




Античная эстетика. Отсутствие в античности дифференцированной науки эстетики. А.Ф. Лосев о культурной картине мира античности. Основные эстетические категории: прекрасное, мера, гармония, калокагатия, мимесис, катарсис. Эстетика пифагорейцев. Пифагорейский мотив: пропорция и мера. Гармония космоса. Этос музыки. Орфический мотив. Очищение посредством музыки. Эстетика софистов и Сократа. Апатетическая теория Горгия. Воспроизводящие искусства. Идеализация в искусстве. Прекрасное и приспособление к цели Эстетика Платона как результат синтеза научного знания. Проблема прекрасного (диалоги «Ион», «Федр», «Пир» и др.). Диалектика прекрасного и доброго (благого). Борьба Платона против гедонизма и утилитарности в понимании прекрасного. Прекрасное как порядок, симметрия и гармония. Ступени восхождения к идее прекрасного: прекрасные тела, нравы, прекрасное само по себе («Пир»). Красота земная и небесная. Платон о миметической природе искусства. Социальные функции искусства. Морально-педагогический идеал Платона. Эстетика Аристотеля. – первый опыт создания научной дисциплины – «Поэтика», «Риторика» (кн.3), «Поэтика». Искусство - главная категория эстетики Человеческие занятия троякого рода – изучение, действие, созидание – как конкретные феномены искусства. Мимесис как принцип построения теории искусства. Мимесис и натурализм. Подражание типичному, необходимому, отбор фактов в соответствии с идеалом и всеобщим. Идеи акмеологического содержания в античной эстетике. Идеи эстетического воспитания в античной эстетике.

Эстетика средних веков. Символы и метафоры как основные средства создания метафизики средних веков. Теологическая направленность эстетической концепции Аврелия Августина. Бог – величайший творец мира, вечное триединство истины добра и красоты. Отказ от идеи созерцания красоты чувственного мира, постижение божественной красоты как путь самопознания и спасения человека («Исповедь»). Эстетика Фомы Аквинского – научный синтез христианского богословия и идей Аристотелизма. Выявление сущности эстетических понятий, стремление оправдать красоту видимого мира. Поиск специфики прекрасного в его отношении к добру. Целостность пропорции, гармонии и упорядоченное единство – объективные признаки прекрасного. Суть искусства – в подражании, назначение – в познании. Своеобразие эстетического сознания Древней Руси. Идеи эстетического воспитания в средневековье.

Эстетика Возрождения. Гуманистическое учение о человеке как основа ренессансной эстетики. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Актуализация идеалов античности. Лоренцо Вала «Об истинном и ложном благе». Аксиологический подход в исследовании прекрасного и блага. Идеал человека в работах А. Фиренцуолы «О красотах женщин», Б. Кастильоне «О придворном». М. Монтень «Об искусстве жить достойно». Развитие эстетической мысли в русле искусствознания (Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). Разработка категории «грация» (Варки «О красоте и грации»). Совмещение противоположностей земного и мифологического, чувственного и духовного в творчестве художников (Сравнение произведений Боттичелли «Спящая Венера», Тициана «Венера Урбмнская», Рембрандта «Даная» - по работе М. Алпатова «Спящая Венера» Джорджоне). Идеи эстетического воспитания в работах Паоло Верджерио «О Благородных нравах и свободных науках», Л. Аретино «О научных и литературных занятиях».

Эстетическое сознание 17- 18 в. Субъективная сторона эстетического выражения как центральная проблема новоевропейской эстетики. Традиция сенсуалистического эмпиризма: Ф. Бэкон, Шефтсбери; Хогарт «Анализ красоты»; французские просветители – Дидро, Вольтер, Руссо (проблема эстетического вкуса). А. Баумгартен. Эстетика как теория чувственного познания и теория прекрасного. Эстетика И. Канта «Критика способности суждения» и принцип целесообразности. Прекрасное и возвышенное как модификации эстетического. Кантовская характеристика суждений вкуса. Эстетика Гегеля. «Лекции по эстетике».

Тема 3. Категории эстетики в системе научных знаний.

Основные эстетические категории. Эстетическое как всеобщая и универсальная категория эстетики. Основные модификации эстетического. Прекрасное в ряду основных эстетических категорий. Прекрасное и другие положительные ценности (полезное, доброе, приятное). Своеобразие проявления прекрасного в природе, человеческой деятельности и её результатах, в человеке, в искусстве. Сущность возвышенного. Своеобразие эмоционального переживания возвышенного. Сущность трагического. Жизненные основы и сферы проявления трагического. Нравственно-воспитательное воздействие трагического. Сущность и социальная роль комического. Комическое несоответствие как эстетический способ выявления противоречий действительности. Чувство юмора и остроумие. Основные виды «критики смехом»: сатира, юмор, сарказм, ирония. Эвристическая функция юмора.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных