Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 18. Раскрытие Бога.......................................................................... 209 3 страница




Но смысл в том, как говорил Уайтхед, что «Высшая метафизическая основа — это творческое проникновение в новое». Новые холоны появляются при помощи творчества. Творчество, холоны — это те основные категории, которые необходимы нам, прежде чем мы сможем рассуждать о чем-то другом!

Итак, принцип номер три: холоны возникают. И у каждого холона есть эти основные качества: организация, взаимосвязь, самораспад и самопреобразование. На их основе создается Космос.

В: Это уводит нас слишком далеко вперед, и я не хочу прямо сейчас так углубляться в тему. Но вы связываете творчество и Дух.

КУ: Что же есть творчество, как не другое название Духа? Если, как считал Уайтхед, творчество является высшей категорией и вы должны иметь ее в сознании, прежде чем сможете рассуждать о чем-то другом, что же тогда эта «высшая метафизическая основа», если не Дух? Для Духа я также использую буддистский термин «Пустота». Но Дух или Пустота дают начало Форме. Появляется новая Форма, появляются новые холоны — и они возникают не просто из воздуха.

Мы уже видели, что наука согласна с мнением о саморазвитии как об основе Вселенной. Но что же такое эта преодолевающая себя творческая энергия, как не Дух? Пустота, творчество, холоны.

В: В некоторых научных кругах в последнее время произошла смена отношения к более духовным и идеалистическим представлениям о творении.

КУ: В определенном смысле, Большой взрыв делает идеалистом каждого, кто о нем размышляет. Сначала не было ничего, а затем Взрыв! И появилось нечто. Это выше понимания. Из Пустоты возникла Форма.

Для традиционной науки это кошмар, потому что он накладывает предел на глупые случайные мутации, которые должны были объяснить Вселенную. Помните историю про тысячу мартышек и Шекспира — пример того, как случайно может возникнуть упорядоченный мир?

В: Если предоставить им достаточно времени, то мартышки, нажимая на клавиши, могли бы написать пьесу Шекспира.

КУ: Если предоставить им достаточно времени! Одно вычисление показывает, что шанс создать пьесу Шекспира у одной мартышки равен один на десять тысяч миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов. Поэтому, возможно, это произойдет через миллиард миллиардов лет. Но у Вселенной нет миллиарда миллиардов лет. Ее история насчитывает только двенадцать миллиардов лет.

И это меняет все. Вычисления, которые делали ученые, от Фреда Хойла до Ф. Салисбери, достоверно показывают, что двенадцать миллиардов лет недостаточно, чтобы создать случайным образом один фермент.

Другими словами, нечто управляет развитием мира помимо случайности. Для традиционных ученых случайность была спасением. Случай был их Богом. Он объяснял все. Случайность плюс бесконечное время создавали мир. Но у нас нет бесконечного времени, поэтому их бог подвел своих адептов. Этот бог умер. Случайность не объясняет происхождение мира, случайность — это то, с чем борется мир, с чем борется самопреодоление Космоса.

В: Что является еще одним способом утверждать, будто самопреодоление встроено во Вселенную, или, как вы это говорите, самопреодоление является одной из характеристик холонов.

КУ: Да, я так думаю. Это формирующий импульс, телос, существующий Космосе. У него есть направление. Он движется куда-то. Его основой является Пустота; его движущая сила — организация форм во все более сложные холоны. Пустота, творчество, холоны.

В: Сегодня сторонники «религиозного креационизма» сделали эту теорию своим козырем. Они говорят, что она соответствует Библии и христианской теории происхождения мира.

КУ: Они основываются на очевидном факте, что традиционное научное объяснение не справляется со своей работой. Творчество, а не случай, создает Космос. Но из этого не следует, что его можно отождествлять с определенными представлениями о Боге. Не следует также, что в этой изначальной Пустоте можно постулировать существование Бога со всеми характеристиками, которые сделают вас счастливыми, — Бога евреев или Бога индусов, или других людей, Бога, который наблюдает за мной, который добр и все прощает, и так далее. Необходимо быть очень осторожными с этими ограниченными характеристиками, которые имеют антропоморфное происхождение. Именно поэтому я предпочитаю термин «Пустота», который означает также отсутствие каких-то качеств.

Но фундаменталисты и «креационисты» используют эти пустые места в гостинице науки, чтобы заполнить их своими делегатами. Они видят начало — творчество — это абсолют, и приравнивают этот абсолют своему мифическому Богу, а также наделяют его всеми необходимыми с их точки зрения характеристиками. Они поддерживают так свои эгоистические наклонности, начиная с представления о том, что каждый, кто не верит в этого конкретного Бога, будет вечно гореть в аду, что точно отражает сознание верующих.

Поэтому надо начинать с простых вещей и быть осторожными. В Космосе существует духовное измерение. Давайте заполнять его осторожно. Самый простой факт: Дух (или Пустота) безграничен, но он не бездеятелен, не инертен, он проявляет себя через возникновение новых форм, и эта творческая способность является высшей. Пустота, творчество, холоны.

Давайте пока остановимся на этом. Мы можем вернуться к этому вопросу, когда будем знать больше.

Холархия

 

КУ: Достаточно ясно. Итак, мы только что рассмотрели принцип номер три «холоны возникают». Принцип номер четыре: холоны возникают холархически. Что такое холархия?

Это термин Кестлера для обозначения иерархии. Сегодня иерархия обладает плохой репутацией, потому что люди принимают иерархии доминирования за естественные иерархии.

Естественная иерархия — это просто порядок возрастания целых единиц, например, от частиц к атомам, от атомов к клеткам, от клеток к организмам; или от буквы к слову, потом к предложению, а затем к параграфу. Целое на одном уровне становится частью на другом.

Иными словами, нормальные иерархии состоят из холонов. И поэтому, как считает Кестлер, иерархию следует называть «холархией». И он абсолютно прав. Действительно, все процессы роста, от материи до жизни и разума, происходят как естественные холархии или как увеличение порядка, холизма, целостности — целые становятся частями новых целых — и это естественная иерархия, или холархия.

В: Значит, именно холархии господства заставляют философов критиковать данное учение?

КУ: Да, они критикуют его из благих намерений. Когда какой-то холон в естественной холархии покидает свое место и пытается управлять всем целым, тогда вы получаете патологию или иерархию доминирования. Раковая клетка стремится господствовать над телом, диктатор-фашист стремится господствовать над социальной системой, а подавляющее эго стремится господствовать над организмом, и так далее.

Но излечение этих патологичных холархий состоит не в том, чтобы избавиться от самой холархии, что вообще невозможно, а в том, чтобы «арестовать» этот холон и вернуть его обратно в естественную холархию, так сказать, поставит на место. Критики иерархии, а имя им легион, просто путают эти патологические холархии с холархиями в целом, и поэтому с водой они выплескивают и ребенка.

В: Они утверждают, что, избавляясь от иерархий, они следуют целостному пути.

КУ: Совсем напротив. Единственный способ прийти к целостности — только через холархию. Когда холисты говорят: «целое больше суммы своих частей», это означает, что целое обладает более высоким уровнем организации, чем части в отдельности, а это и есть иерархия, холархия. Отдельные молекулы объединяются в клетку, появляется свойство, которого не было у самих молекул, — клетка организована как холархия. А без холархий у вас будут просто совокупности, а не целое.

Другими словами, так называемые «холисты», которые отрицают иерархию, не могут считаться таковыми. Они проповедуют религию редукционизма.

В: Но многие экофеминисты и экофилософы утверждают, что любая холархия, или «ранжирование», подавляет, даже является формой фашизма. Они говорят, что введение разницы в ценности уровней — это «старая парадигма», она «патриархальна», это парадигма подавления, она должна быть заменена поиском связей, а не рангов в мире. Они довольно агрессивно защищают это мнение.

КУ: Это нелепо, потому что иерархии нельзя избежать. Даже у теоретиков антииерархического подхода есть своя иерархия, свои ранги. А именно, что связь лучше ранга. Это тоже иерархия, иерархия ценностей. Но так как они это отрицают, их иерархии становятся бессознательными, скрытыми. Их иерархия отрицает иерархию. У них есть система ценностей, которая говорит, что создавать такие системы плохо.

В: Вы называете это «показательным противоречием».

КУ: Да, эта антииерархическая точка зрения глубоко противоречива, что также объясняет, почему эти теоретики так часто впадают в состояние агрессивности. У них есть иерархия, она просто бессознательная и совсем непродуманная. При помощи этой скрытой иерархии они атакуют все другие иерархии, и они очень довольны собой, потому что считают себя «свободными» от ранжирования. Поэтому они несправедливо обвиняют других в том, что делают сами, но они никогда этого не признают.

В: Но иерархия принесла и так много насилия, как вы сами объясняете.

КУ: Да, но смысл не в том, чтобы навсегда избавиться ото всех холархий и иерархий — это невозможно. Пытаться избавиться от оценок — это уже оценка. Отрицание иерархии — это уже иерархия. Именно потому, что Космос состоит из холонов и холоны существуют в холархиях, вы не можете избежать этого порядка включения. Мы хотим отделить нормальные холархии от патологичных иерархий господства.

В: Итак, холархий нельзя избежать.

КУ: Да, потому что нельзя избежать холонов. Все движения эволюции и развития представляют собой холархизацию, процесс повышения уровня порядка целостности и включения, который представляет собой ранжирование по уровням целостности. Именно поэтому основной принцип холизма — это холархия: высшее или более глубокое измерение предоставляет принцип «клей», или модель, которая объединяет и связывает разделенные и изолированные части в единство, пространство, в котором отдельные части могут существовать как общее целое и не быть просто частью, фрагментом.

Поэтому связь действительно важна, но сама связь осуществляется внутри холархии и может существовать только на основе холархии, которая обеспечивает более сложное или глубокое пространство для объединения и связи. Иначе будут только совокупности, но не целое.

А когда какой-то холон покидает свое место в холархии, когда он хочет быть только целым, а не частью, тогда эта естественная или нормальная иерархия деградирует до патологической иерархии господства, которая по-разному называется: болезнью или патологией, не важно, физической, эмоциональной, социальной, культурной или духовной. И мы хотим «атаковать» эти патологические холархии, но не для того, чтобы избавиться от иерархии как таковой, а для того, чтобы дать возможность нормальным иерархиям развиваться, продолжать здоровый рост и развитие.

Всеохватывающий импульс эволюции

В: Хорошо. Вот чего мы достигли: мир состоит из холонов, и эти холоны повсюду. У всех холонов есть четыре основных способности: организация и сотрудничество, преодоление и включение. Холоны появляются. Они формируют холархии.

КУ: Да, это первые четыре принципа.

В: Значит, теперь мы подошли к пятому принципу: каждый появляющийся холон преодолевает и включает в себя своего предшественника.

КУ: Например, клетка преодолевает свои молекулярные компоненты, но также, очевидно, включает их в себя. Молекулы преодолевают и включают в себя атомы, которые преодолевают и включают в себя частицы...

Смысл в том, что все холоны — это целое и часть одновременно, и целостность преодолевает, а частичность включается. В процессе преодоления части формируют целое, в процессе включения части связываются в общность и разделяют пространство, что освобождает их от бремени быть просто фрагментом.

И поэтому эволюция — это процесс преодоления и включения, преодоления и включения. И это открывает нам само сердце Духа-в-действии, секрет импульса эволюции.


Глава 2

Тайный импульс

В: Тайный импульс эволюции?

КУ: Молекула развивается и включает в себя атомы. Преодолевает, то есть получает новые активные свойства, которые не есть просто сумма действия ее компонентов. В этом большое достижение теории систем и холизма вообще, объясняющее возникновение новых уровней организации, и эти новые уровни не могут быть сведены какими-либо способами к более низшим измерениям — они преодолевают их. Но они также включают их, потому что младшие холоны все же являются компонентами нового холона. Итак, преодоление и включение.

В: Так высший уровень обладает свойствами нижнего плюс какими-то дополнительными?

КУ: Да, это другой способ выражения того, что изначально утверждал Аристотель, — все из нижнего находится в вышестоящем уровне, но не все из вышестоящего находится в нижнем. Именно так неизбежно устанавливается иерархия или холархия. Клетки содержат молекулы, но не наоборот. Молекулы содержат атомы, но не наоборот. Предложения содержат слова, но не наоборот. И именно это не наоборот устанавливает иерархию, холархию, порядок увеличивающейся целостности.

Высший и низший уровни

Сегодня идет много острых споров об уровнях, являющихся «более высокими» или «низкими», чем другие. И все же вы даете простое правило для установления высшего и низшего уровня в любой последовательности.

КУ: Да, возьмите любое эволюционное развитие, скажем, от атомов к молекулам, от них к клеткам и к организмам. Это последовательность повышающейся целостности, увеличивающихся холонов, каждый из которых превосходит и включает в себя своего предшественника. Теперь, если в своего рода мыслительном эксперименте вы «разрушите» любой отдельный тип холонов, то тогда все из вышестоящих холонов будут также разрушены, но ни один из низших холонов не пострадает. И этот простой мыслительный эксперимент может помочь вам определить высшие и нижние уровни в любой последовательности. Так, например, если бы вы разрушили все молекулы во Вселенной, то тогда все более высокоорганизованные уровни клеток и организмов также разрушились бы. Но ни один из холонов низшего уровня — атомов и субатомных частиц — не был бы разрушен.

В: Да, я вижу. Значит «вышестоящий» и «более низкий» уровень организации — не просто относительное «оценочное суждение».

КУ: Правильно. Мы говорим об уровнях структурной организации, и в этой холархии нет ничего произвольного. Она не является изобретением патриархального образа мысли или фашистской идеологии. Если вы разрушите любой отдельный тип холонов, то все вышестоящие холоны также будут разрушены, потому что они частично зависят как от нижестоящих холонов, так и от их компонентов. Но низшие холоны могут очень хорошо прожить и без вышестоящих: атомы могут прекрасно существовать без молекул, но молекулы не могут существовать без атомов. Простое правило, но оно совершенно ясно устанавливает вышестоящие и нижние уровни в любой холархии.

Это правило работает для любой последовательности, связанной с развитием, для любой холархии, начиная от морального развития, овладения языком до биологического образования видов, компьютерных программ или усложнения молекул нуклеиновой кислоты. Из правила нет никаких исключений, так как оно основано на простом факте зависимости целого от частей, а не наоборот. И «не наоборот», как мы уже говорили, является холархией, или порядком увеличивающейся целостности.

В: Именно так вы демонстрируете, что биосфера выше физиосферы?

КУ: Да, если вы разрушите биосферу, то есть если бы вы уничтожили все формы жизни, то Космос, или физиосфера, все еще могли бы существовать. Но если вы разрушите физиосферу, биосфера также немедленно была бы разрушена. Это произойдет, потому что биосфера превосходит физиосферу и включает ее в себя, и не наоборот. Итак, физиосфера — более низкий уровень структурной организации, чем биосфера. В этом смысл более высокого и более низкого уровня организации. И биос является высшим, а Космос низшим.

В: Ноосфера также выше, чем биосфера.

КУ: Да, это доказывается тем же самым способом. Ноосфера начинается со способности формировать Любые образы в сознании, и эта способность возникает у определенных млекопитающих, например, у лошадей. Но в этом примере я ограничу ноосферу более высокоразвитым умом и человеческой культурой, только чтобы показать, что имеется в виду, — мы все равно получим те же самые результаты.

Биосфера прекрасно существовала в течение миллионов лет, пока не возник человеческий разум, пока не появилась ноосфера. И если вы разрушили бы ту ноосферу, биосфера могла бы продолжать существовать. Но если бы вы разрушили биосферу, тогда вы разрушили бы и человеческий разум, потому что биосфера — часть ноосферы — а не наоборот. Поэтому да, биосфера — более низкий уровень структурной организации, чем ноосфера. Ноосфера превосходит и включает биосферу, она не просто часть биосферы. Если вы считаете ноосферу просто частью биосферы, то такое мнение является редукционизмом.

В: Так значит, физиосфера — часть более высокой целостности, биосферы, которая является частью более высокой целостности, ноосферы, а не наоборот.

КУ: Да.

Глубина и ширина

В: Но почему многие люди представляют себе все наоборот?

КУ: Вероятно, потому, что люди путают ширину или пространство с глубиной. И большинство думает, что большой размер означает большую глубину, а все совершенно наоборот.

В: Так что в вашей теории означают «глубина» и «пространство»?

КУ: Число уровней в любой холархии называется глубиной, а число холонов на каждом уровне называется шириной.

В: Значит, если мы говорим, что атомы имеют глубину один, тогда молекулы должны иметь глубину два, а клетки глубину три.

КУ: Да, именно так. То, что мы называем «уровнем», является несколько произвольным. Это похоже на трехэтажный дом. Мы можем считать каждый этаж уровнем, как мы обычно и делаем, так что дом получается глубиной в три уровня. Но мы могли также считать каждую ступень лестницы как уровень. Возможно, между этажами двадцать ступеней, тогда мы сказали бы, что у дома шестьдесят уровней, или глубина шестьдесят.

Но дело в том, что, хотя эти уровни относительны или произвольны, их взаимное расположение не произвольно. Не важно, говорим ли мы, что холоны имеют три или шестьдесят уровней, второй этаж все еще выше, чем первый. Пока мы используем ту же самую относительную шкалу, никакой проблемы не возникает, точно так же мы можем использовать шкалу Фаренгейта или Цельсия, чтобы измерять температуру Воды. Так что мы могли бы сказать, что кварк имеет глубину один, атомы глубину два, кристаллы глубину три, молекулы глубину четыре и так далее. Глубина реальна, независимо от того, какую относительную шкалу мы решим использовать.

В: Значит, глубина и ширина.

КУ: Многих смущает то, что эволюция, фактически, создает большую глубину и меньшее пространство на последующих уровнях. И люди склонны путать коллективную величину или размер с глубиной, поэтому они полностью меняют порядок значения.

В: Эволюция создает большую глубину и меньшее пространство. Это, на самом деле, принцип номер восемь (мы пропускаем некоторые из них). Вы могли бы привести пример для этого принципа?

КУ: Существует меньше организмов, чем клеток; существует меньше клеток, чем молекул; существует меньше молекул, чем атомов; существует меньше атомов, чем кварков. Каждый уровень имеет большую глубину, но меньшее пространство.

Причина, конечно, в том, что высший уровень превосходит и включает в себя нижний, и всегда будет меньше холонов вышестоящего уровня и больше низших, и не существует никаких исключений. Не важно, как много клеток есть во Вселенной, всегда будет больше молекул. Не важно, как много молекул во Вселенной, там всегда будет больше атомов. Не важно, как много атомов, всегда будет больше кварков.

Так что большая глубина всегда занимает меньшее пространство. Отдельный холон приобретает все большую глубину, но коллектив становится все меньше и меньше. И так как люди думают, что больше — значит лучше, они имеют тенденцию поклоняться большему как лучшему.

В: Холон превосходит своего предшественника и включает его в себя, приобретая, таким образом, большую глубину, но размер популяции холонов большей глубины становится меньше. Так называемая пирамида развития.

КУ: Да. Рисунок 2—1 взят из книги Эрвина Ласло «Эволюция: великий синтез», которая рассматривается всеми как самое ясное и точное описание современного научного знания об эволюции, как она есть. И вы можете очень ясно увидеть эту пирамиду развития. Где материя благоприятствует возникновению жизни, там жизнь появляется; где жизнь благоприятствует возникновению разума, появляется разум (я добавил бы, где разум благоприятствует возникновению Духа, появляется Дух).

На диаграмме вы можете видеть, что, по мере того, как вертикальная глубина становится больше, горизонтальный размер становится меньше. Интересно, что вечная философия пришла к тому же самому заключению своим собственным способом.

В: Что такое вечная философия?

КУ: Мы могли бы сказать, что она представляет собой ядро великих всемирных традиций мудрости. Вечная философия считает, что действительность — это Великая Холархия бытия и сознания, простирающаяся от материи и жизни до разума и Духа. Каждое ее измерение превосходит предыдущее и включает меньшее измерение в пирамиду холархии, часто представляемую в виде концентрических кругов или сфер. Принцип «превосходит и включает» представлен на рисунке 2—1.

Рисунок 2—1. Области эволюции

 

Каждый уровень включает предшествующий ему, а затем добавляет свои собственные качества, качества, которых нет в предыдущем измерении. Так что каждое последующее измерение «больше» в смысле большего охвата, большей глубины. И мы увидим, что на самом деле личные границы каждого холона расширяются, чтобы включить все большую часть Космоса, как показано на рисунке 2—2.

Рисунок 2—2. Большие глубины

 

Но так как фактически пространство у каждого следующего холона становится меньше и меньше — число холонов в каждом более высоком уровне становится все меньше, то эту же самую диаграмму часто рисуют совершенно наоборот, как на рисунке 2—3. Большая глубина означает, что меньше холонов обладают такой глубиной, а значит, меньшим пространством. Так что реальный размер популяции становится все меньше и меньше, как показано на рисунке 2—3, который представляет версию пирамиды развития вечной философии.

Рисунок 2—3. Меньшие пространства

 

В: Поэтому мы должны помнить обе части этой прогрессии: больше глубины, меньше пространства.

КУ: Да. При обсуждении эволюции, возможно, следует держать в памяти обе эти диаграммы. Первая диаграмма показывает принцип «превосходит и включает» — фактическое увеличение охвата, включения, обладания, при котором уровень становится «большим» в смысле «более глубоким». Он содержит или охватывает все больше уровней или измерений действительности, находящихся внутри него как часть его бытия, его совокупной индивидуальности. Поэтому он более значителен: он означает, что все больше Космоса принадлежит к нему, так же как молекула содержит внутри себя атомы, как бы окутывая их своим собственным существом. Но вторая диаграмма напоминает нам, что число холонов на более глубоких измерениях становится все меньше и меньше. Рисунок 2—2 — глубина, рисунок 2—3 — пространство. Одно становится больше, другое становится меньшим. Больше глубины, меньше пространства.

 

 

Космическое сознание

В: Но самый высокий уровень — это Дух. Разве Дух не всюду? Он не есть уровень, он повсюду.

КУ: Каждый уровень превосходит своего предшественника и включает его в себя. Дух превосходит все, так что он включает в себя все. Он совершенно вне этого мира, он полностью охватывает каждый холон в этом мире. Он проникает во все явления, но он не есть простое проявление. Является ли он вездесущим? Дух существует на каждом уровне и измерении, но он не просто какой-то уровень или измерение. Он превосходит все, включает в себя все явления, как Основание без основания или Пустота во всех проявлениях.

Так что Дух — и самый высокий «уровень» в холархии, и та бумага, на которой написан план холархии. Это самая высокая ступень лестницы, но также и древесина, из которой лестница сделана. Дух является и Целью, и Основанием всей последовательности. Я думаю, что это станет более очевидным, когда мы продолжим далее.

В: Я не хочу забегать вперед, но это тоже приводит нас к экологической этике.

КУ: Да, суть подлинной экологической этики в том, что мы должны превзойти и включить в себя все холоны в истинном объятии. Поскольку в человеке есть материя, жизнь и разум сами по себе, то мы, конечно же, должны уважать эти холоны не только за их внутреннюю ценность, которая, безусловно, является самой важной, но также и потому, что они есть компоненты нашего собственного существа, и разрушение их убийственно и для нас. Неразумно причинять вред биосфере, ведь этот вред в конечном счете вернется к нам и будет разрушать нас извне. Ведь биосфера находится буквально внутри нас, является частью самого нашего бытия, составной частью нашей индивидуальности. Разрушать биосферу — внутреннее самоубийство, а не только внешняя проблема.

Итак, мы можем обладать глубоким экологическим сознанием, не будучи экологами и не сводя все к простой биосфере. Нам нужен подход, который превосходит экологию и включает ее в себя, потому что ноосфера превосходит биосферу и включает ее в себя, а та превосходит физиосферу и включает ее в себя. Нам не нужен подход, который ставит экологию в привилегированное положение и сводит ее к одномерной жизни, к поверхностной сети жизни.

В: Но многие экофилософы и экофеминисты говорят о мистическом единстве с природой, о том, что Бак называл «космическим сознанием», в котором все существа рассматриваются как равные, без иерархии вообще. Нет высшего или низшего, есть только великая сеть жизни.

КУ: Да, такой вид мистического опыта равенства обычно присутствует на более высоких стадиях человеческого развития.

Но здесь есть две совершенно другие проблемы. Человеческая личность действительно может расширяться, чтобы включать в себя Все — давайте назовем это Космическим сознанием, unio mystica, — также, как на рисунке 2—2. Индивидуальность растворяется в Духе и, таким образом, охватывает Космос — превосходит все, включает в себя все. И это прекрасно. Но число людей, действительно понимающих эту высшую личность, очень, очень, очень мало. Другими словами, эта очень большая глубина имеет очень маленькую ширину. Как всегда, чем больше глубина, тем меньше пространство.

Но в этом опыте сознание действительно едино со Всем, с Космосом. И в этом сознании все существа, высокого или низкого уровня, священные или мирские, действительно рассматриваются как совершенные проявления Духа, именно такими, какие они есть, — ни низшими, ни высшими. Высшая глубина есть высшее единство со Всеми, с Космосом.

Но это осознание не дается всем существам одинаково, хотя все существа — равные проявления Духа. Это осознание — результат процесса развития и эволюции, связанного с ростом и преодолением.

Но теоретики поверхностной сети жизни просто сосредоточивают свое внимание на равенстве всех существ и выпускают из внимания холархию реализации. Они думают, что если креветка и обезьяна — совершенные проявления Божественного (которыми они на самом деле и являются), то между ними нет никакого различия по глубине. Этот подход является редукционизмом в самом болезненном его варианте.

Поэтому мы хотим, чтобы наша экологическая этика считала все холоны без исключения проявлениями Духа, и в то же самое время была в состоянии различать внутреннюю ценность холона. Она должна понимать, что намного лучше пнуть камень, чем обезьяну, намного лучше съесть морковь, чем корову, намного легче питаться злаками, чем млекопитающими.

Если вы соглашаетесь с этими утверждениями, то вы признаете наличие холархии ценностей, градации по глубине и внутренней ценности. Большинство эко-философов соглашается с такими утверждениями, но они не могут объяснить, почему, потому что их иерархия отрицает иерархию. У них есть только поверхностная сеть жизни и биологическое равенство, которое не

Только внутренне противоречиво, — оно парализует Полезность действий, а также наносит вред внутренним ценностям.

 

 

Спектр сознания

 

В: Хорошо, я очень хочу вернуться ко всему этому (в третьей части), но мы должны придерживаться одного курса. Мы говорили о направлении эволюции, телосе Космоса, которое не случайно, а имеет направление.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных