ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Северо-запад Смоленщины и прилегающие районы Псковской областиЖатвенные песни 3 основных ритмических типа: I РТ общебелорусский: 4+4 ферматно-рубатный стих, мобильный → незакрепленность временных масштабов КЕ=АА, РТ определяется на уровне ритмического периода (БРЕ) 2 МРЕ в периоде:
СМРФ:
Локальные традиции:
II РТ поозерский: 6+6 Северная Белоруссия, Русское Поозерье (южные районы Псковской обл., Смоленская обл.) комбинируются 2 МРЕ (взаимозаменяемые):
- в разных вариантах 4-хсложники (e e qE E q) обычно выполняют функцию рефрена 4 основных строфических разновидности:
О модификациях этого типа см. & Смоленск, 2003, с. 548 КЕ=a/ab(/b)
рамочная структура: 4(6+6)4 КЕ= r/ab/r, a/bс/a
& Мехнецов, 1989: с. 238, № 354
III РТ: 4+4+5 или (4-7)+(4-7)+(5-7) КЕ=АА; АВ
Локальные традиции Западное Поозерье I. Жатвенные обряды связаны с уборкой как озимых, так и яровых. II. Особые действия и с первым (зажинки), и с последним (дожинки) снопом (для озимых) III. Уборка озимых (ржи) 1. особые действия с первым снопом - называется «борода» - все действия с первым снопом почти точно повторяют действия с последним → ритуал вторичен 2. окончание озимой жатвы: - ритуальное сидение на последнем снопе - пение песен - гадания на последнем снопе (таракан – мальчик, букашка – девочка) IV. Уборка яровых: 1. Особые действия – только после завершения работ 2. Связаны с последним снопом - специальное название – «ловить перепёлку» - разновидность гаданий - под сноп клали еду, деньги V. Напевы: 1. Два основных типа – общебелорусский (РТ1) и поозерский (РТ2) - противопоставлены друг другу как озимое и яровое жито - песни общебелорусского типа называют жыта, жытные, ржаные - песни позерского типа – я рное, яр ы на, ярыну жнучы 2. Каждый тип напева исполняется во время всего периода жатвы (озимой или яровой) → 3. Нет деления на зажиночные, жнивные и дожиночные
Восточное Поозерье I. Жатвенные обряды связаны только с уборкой озимых (рожь). II. Центр тяжести – дожинальный обряд – завивание бороды - плетут венок - поют песни - пропалывают «бороду» - связывают бороду - в нее кладут ржаной хлеб с солью III. Напевы – два основных типа – общебелорусский (РТ1) и поозерский (РТ2) - противопоставлены как собственно жнивные (РТ1) и дожиночные (РТ2 – «абжиночные», «абжинские») - среди дожиночных песен выделяются бородные песни с зачином «Сидит козел на меже, дивуется бороде» → исполняются во время завивания бороды
Северо-запад Смоленщины и прилегающие районы Псковской области I. Жатвенные обряды связаны с началом уборки озимых и концом жатвы яровых → отмечены крайние точки всего периода уборочных полевых работ II. Зажинки – рожь 1. Специальные действия - жали три раза - связывали в пучок - приносили домой и затыкали за икону 2. Песен не пели III. Дожинки – яровые (овес) 1. Центральное место – ритуал с последним снопом - назывался «спареня» или «борода» - делали куклу (могла называться Солохой, Харитоном,) - несли домой и сажали на кут - хозяин готовил угощение 2. Дожиночные песни IV. Напевы: 1. Общебелорусский тип не известен 2.Поозерский тип – в качестве дожиночных - конец яровой жатвы - называются абжинные и восенные - связаны с ритуалом последнего снопа (спареня) - тексты, которых нет в других традициях: «У нас сення спареня, / яна звалилась сы корня»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|