Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие о научной школе. Донаучная психология. Оформление психологии как экспериментальной науки.




Отличие науки состоит в том, что она передает знания о психике в "особых теоретико-экспериментальных формах". Особенность науки как сферы деятельности - ее коллективный характер: знания добывается усилиями многих поколений исследователей психической реальности. Признаком научного мышления является его интенция к систематизации знания, к теоретическому обобщению данных эмпирии, что открывает возможности для реализации его объяснительной и предсказательной функций. Эмпирическое и теоретическое образуют два неразрывно связанных аспекта научной мысли - теория базируется на конкретных данных и обеспечивает их превращение в факты научной мысли. "Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений" [8, с.9].
Еще одной важной характеристикой научного знания, выделяемой Ярошевским, является его
опосредованность. "Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится к научным представлениям о психике. …Прогресс психологии показал, что когда эта наука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность косвенным, опосредованным путем преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения…- это "сырой" материал, который только благодаря его обработке аппаратом науки становится его эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского"

Важнейшим "научно-социальным" фактором развития познания как коллективного процесса является общение участников научной деятельности, "кооперация усилий множества умов" [10, с.177]. Ярошевский утверждает, что идеи, возникающие в научном сообществе, нельзя рассматривать лишь как продукт усилий индивидуального ума. Они возникают в ходе общения и порождены коллективным субъектом. Коллективность форм организации научной деятельности выражается в создании научных школ как ее коллективного субъекта. Ярошевский указывает, что "борьба школ, принимавшая порой ожесточенные формы, при всех ее издержках чаще всего двигала вперед научную мысль, а взаимоотношения школ накладывали отпечаток как на деятельность каждого отдельного ученого, так и на общее состояние науки в данную эпоху" [10, с.178].
В условиях коллективного творчества возникает научная дискуссия, являющаяся формой, в которой осуществляется реальное движение научного познания.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта "Страсти души".

Становление и развитие эмпирической психологии как науки.

Начала эмпирический психологии связано с идеями Бэкона, Гоббса, Локка в том, что явления сознания и есть та область, которая должна придти на смену понятия о душе. Локк сформулировал представления о внутреннем опыте как о новом предмете психологического исследования. Возникает новое направление исследования, в котором единственным предметом изучения признаются явления сознания. Вся психология как самостоятельная наука развивалась на базе этого представления (особенное развитие эта линия получила во французском материализме). В философском плане основные понятия этого направления связаны с именами Локка, Гоббса, Декарта и Бэкона. С середины 19 в. выделение психологии как самостоятельной науки (как эмпирической науки о сознании), связано с именами Вундта, Тичнера, Джеймса, Брентано, Челпанова.

Основные вопросы этого направления:

1. Представление об опытных, а не врожденных источниках сознания. Тезис Локка о душе как о tabula rasa применим исключительно к явлениям сознания. Содержание, которое мы приобретаем с помощью нашего сознания складывается при жизни, поэтому в душе нет никаких опыта, знаний вне полученного опыта. Опыт понимается как индивидуальный, пассивный (воздействие внешнего мира). Объяснение явлений сознания происходит из самого сознания, то есть из более простых образований сознания объясняются более сложные. Сознание замкнуто в самом себе и его описание и объяснение не выходят за рамки самого сознания. Здесь встает вопрос о механизмах работы сознания, решаемые у Локка: 1. механизм ассоциации (собственный механизм сознания, некоторым образом отражающий внешние по отношению к человеку связи, которые в силу повторения становятся фактами сознания субъекта; 2. собственные акты ума (акт обобщения например). В такой замкнутой структуре возникает проблема механизмов, законов, которые действуют при возникновении таких связей (особенно у Вундта). Единственным адекватным методом получения научного знания о сознании является интроспекция (позже дополненная Вундтом методом эксперимента, а также исследованием явлений развития человеческого духа -- речи, мифов, обычаев и т.п.). Таким образом, складывается эмпирическая психология как опытное знание о явлениях сознания (включающее изучение процессов ассоциации и т.д). Сразу же возникает принципиальные трудности в подходе эмпирической психологии указанные еще Лейбницем: невозможность представления души как 'чистой доски'. В душе уже от рождения существуют какие-то ростки, задатки знания, то есть есть нечто врожденное, что уже после рождения получает развитие. Это критика базового понятия эмпирического подхода. Также Лейбниц признавая важность опыта как образующего сознание, протестовал против пассивности сознания, а требует апперцепции (активности, благодаря которой внешние явления становятся фактами нашего сознания; того, что присоединяется к перцепции). Также он не соглашался с положением о тождественности всех психических явлений сознанию (если только явления сознания представляют из себя предмет исследования, то вся психика сводится к сознательному, что и подчеркивал Локк, и в несогласии с этим величие Фрейда). Лейбниц был первым, который ввел понятие бессознательного (начало 18 в. "Новый опыт о человеческом разумении") на основе общего закона о непрерывности, который Лейбниц распространял на всю Вселенную.

С одной стороны эмпирическая психология являлось основной формой развития психологических знаний в это время (была еще рационалистическая, схоластическая традиция, идущая от Фомы Аквинского, которая тоже развивалась, но достаточно узко и завершилась в 18 в. в философии Х.Вольфа), но она развивалась раздираемая противоречиями (сознание--несознание и т.д.).

У Выготского в 'кризисе' сказано, что эмпирическую психологию путают с эмпиризмом как отсутствием теории. Но эмпирическая психология это теория, это определенная концепция, в основе которой лежит представление Локка и Декарта о сознании, об основных характеристиках и источниках понимания этого сознания. Одновременно с эмпирическим подходом возникла психофизическая проблема

Выделение психологии как самостоятельной науки произошло в результате развития психологического комплекса знаний в философии и развития естественно научных дисциплин: физиологии, физики, математики, биологии. Ни философская психология, ни науки об организме человека не были в состоянии снять противоречие между идеалистическими и материалистическими представления о природе человека. Стало очевидно, что существует класс явлений, который следует изучать экспериментально, но это невозможно сделать ни в рамках физиологии, ни в рамках физики.

Вундт (1832-1920) основал первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в 1879 г. В 1881 начал выпускать первый психологический журнал «Философские исследования», с 1889 проходят международные психологические конгрессы, в институте Вундта образовалась первая международная школа подготовки профессиональных психологов, обеспечившая формирование мировой организационной структуры психологической науки.

Работа Вундта «Основы физиологической психологии» (1873-1874), в которой он описал программу развития психологии:

  • Основной метод исследования – интроспекция
  • Цель исследования – получение данных о структуре сознания, путем выделения чистых его элементов
  • Материал сознания – «сенсорная мозаика»
  • Предмет психологии – непосредственный опыт субъекта (феномены сознания)

Вундт вычленил «простейшие элементы» сознания: ощущения и элементарные чувства.

Сознание – совокупность разрозненных элементов, дополненное апперцепцией; фокусирующий центр сферы сознания – универсальный объяснительный принцип Вундта.

Высшее же процессы (не ощущения и элементарные чувства) надо изучать исследуя мифы, обряды, язык и другие продукты человеческого духа Õ 10-ти томный труд Вундта «Психология народов».

Психофизика – наука, изучающая отношения между величинами раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.

В основе психофизики заложена идея – психические явления подчинены определенной закономерности, которая доступна опытному изучению и может быть выражена математически.

Фехнер исходил из 2-х положений:

  1. Сенсорная система человека – измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.
  1. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

В 1860 Фехнер опубликовал книгу «Элементы психофизики»:

  • Описал схему построения психического образа (повторяет современную схему процесса восприятия):

Раздражение (физика)Õ возбуждение (физиология)Õ ощущение (психология)Õ суждение (логика)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных