Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь Успения на Волотовом поле близ Новгорода – около 1350




Расписана в два этапа: в начале 50х гг (фрески алтарной абсиды) и в 1363 (все остальное). В войну был полностью разрушен (остались только руины 1-1,5м высотой), сейчас восстановлен. Фрески можно изучать только по довоенным фотографиям и восстановленным фрагментам. Слабые следы фресок сохранились на уровне 1-1,5м от пола на сохранившихся руинах в нижнем ярусе.

Колорит более яркий, более светлый, полихромный, чем в соборе Рождества Богородицы в Снетогорском монастыре. Манера письма другая: отличается легкостью и динамикой исполнения (т.н. «эскизная манера»), без длительной проработки форм, тщательного выписывания деталей. Ускоренный ритм возникает из-за сопоставления вертикали и диагонали.

Наиболее сохранившаяся фреска – Причащение св. Зосимой Марии Египетской на северной стене. Сейчас по снятым до войны со стен калькам воссоздаются фрески Лик Христа и Души праведных в руце Божией. (На рис. Рождество)

До войны на подпружных арках располагались святители в медальонах, в парусах – евангелисты, в притворах евангельский цикл, иллюстрирующий нравоучительные притчи. В алтарной абсиде был изображен престол и стоящие за ним ангелы. На престоле – дискос, где могло быть изображение младенца-Христа. Это фреска первого этапа (50х гг). Художественная манера здесь отличается от той, в которой были сделаны поздние фрески. Рядом с престолом – святители Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Причащение апостолов: апостолы идут разрозненно, сложные позы, ракурсы - апостолы общаются между собой, длинные развевающиеся одеяния. Это свидетельствует о значительной живописной свободе. Физиогномические типы: отдутловатые, несколько курносые, с глазами-щелками.

Преображение: можно ощутить динамизм этой композиции, активную работу по диагоналям. Минимальная проработка фигур и пейзажа.

Считается, что мастер был, скорее всего, не новгородцем, а заезжим греком-византийцем. Это свидетельство непосредственного контакта новгородской и византийской культур. Это было скорее правилом, чем исключением для Новгорода 14в.

 

Во всех церквях, построенных в 1380е гг., видят условно говоря трех мастеров. Церковь Успения на Волотовом поле и церковь Федора Стратилата расписывал, как считают, один человек. Церковь Спаса на Ильине – Феофан Грек, а церковь Рождества на Красном поле и церковь Спаса на Ковалеве – скорее всего, сербы. Была еще церковь св. Михаила на Сковородке (Сковородском поле), но она не сохранилась.

 

Церковь Спаса (Преображения) на Ильине (улице) – 1374, ныне музей

Здесь роспись Феофана Грека. Обильный декор на фасадах, аристократические пропорции и масштаб.

Роспись относят к 1378г. Она была сделана по заказу местного боярина. Поводом для этого послужило поражение новгородцев в одной из войн, когда многие бояре были взяты в плен. Храм т.о. – это памятник о них и место для молитвы за них.

Феофан Грек был к этому времени уже известным мастером. Мы знаем о нем подробно из летописей, которые написал в начале 15в. Епифаний Премудрый, знавший Феофана, когда тот в более поздний период жизни работал в Москве. Феофан всегда любил принимать посетителей за работой и вести ученые разговоры. Он писал не по образцам и наброскам, видел внутренним взором.

Храм был расписан целиком. Полностью сохранились фрески в куполе (Пантократор), вокруг – силы небесные: архангелы и серафимы (в верхнем ряду барабана), ниже – пророки в рост. Фрески характеризуются эскизным изображением, пластических моделировок нет, сейчас они кажутся более монохромными, чем раньше. Подобным образом располагаются фрески в церкви Федора Стратилата, близки им и по манере, и по содержанию. В абсиде сохранились только фрагменты. Здесь было Причащение апостолов, в конхе – очевидно, Богородица. В нижней части, над епископскими седалищами сохранились фрески, которые были скрыты под поздними полами. Это «декоративное полотенце» и часть трона и изображение ног в центре абсиды. Очень яркие краски, интенсивный и разнообразный цвет. На других остатках – другие колористические особенности: гамма более однородная, притемненная. На сером фоне фигуры выполнены одними охрами с пробелами. Такой колорит сложился постепенно из-за нескольких пожаров в церкви. Они видоизменили живопись, сгустив и заострив качества образом, которые предполагались изначально: внешнее спокойствие и мощная внутренняя экспрессия, порыв, действие.

Фрески достаточно хорошо сохранились и в Троицком приделе, который был личной индивидуальной молельней заказчика. Это демонстрация исторической теофонии, образ откровения Бога. Там тоже был алтарь. Над проемом – Богородица Знамения, справа – архангел Михаил, в верхнем регистре – изображение столпников. Справа от входа на полулюнете – Троица Ветхозаветная. Ее окружают два столпника и святители в медальонах.

Архангел Михаил: точность рисунка Феофана. Он с одной стороны удивительно точен, с другой стороны предельно обобщен, лаконичен, эскизен. В этом своеобразие живописной манеры Феофана. Он избегает подробной пластической проработки форы, красочной лепки пластических объемов, без градации света и тени. Но пластика здесь полноценная, не уплощенная, не схематизированная. Например, кисть руки высовывается из рукава, и хотя самой руки не видим, создается ощущение прочной пластической формы.

Над Богородицей изображены столпники. Их изображения занимают большую часть верхнего регистра. Столпничество – это уединение на столпе, вид отшельничества. Стоя на столпе, человек отрешается ото всего, это высшая ступень подвижничества. Столпничество особо почиталось в Византии. Акт богосозерцания как откровение Бога человеку, и человек оказывается не пассивным учеником, а его активным элементом. Тема этих изображений – богообщение не как финал, а вечно длящийся процесс, требующий напряжения сил; движение духовное заменяет движение физическое.

Внешняя статичность, молчаливость фигур и внутреннее горение, экспрессия, порыв, что достигается благодаря эскизной технике с системой пробелов. Огромное значение придается свету как носителю божественного. Присутствие Бога – это свет на фигурах, символ их причастности к Богу и осуществленного контакта. Используется 2 цвета: господствуют густые охры, разбеляемые сплошными потоками света. Например, пустынник Макарий Великий (справа на рис.): свет заменяет его фигуру, поэтому тело воспринимается светоносным. Минимализм художественных средств – лик и фигура решены как эскиз, но при этом мы видим живого человека, а не условную схему.

Все столпы одного размера, но каждый трактован индивидуально, у каждого разная форма. Византийцы всегда совмещали расписное убранство с архитектурой и стремились с помощью живописных средств архитектуру подчеркнуть. Угол придела здесь несет изображение столпника, и т.о. столб оказывается носителем святости.

Троица Ветхозаветная или Гостеприимство Авраама – исторически засвидетельствованный акт явления Бога человеку. Под этой фреской – престол. Большая часть фрески утрачена, там было изображение Авраама. Фигуры Сары и ангелов сохранились. Ангелы расположились за полукруглым жертвенным столом и обращаются к нам. Эта фреска показывает, как выглядели жертвенные столы (это подтверждается и археологическими находками).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных