Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В мышлении происходит поиск решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов.




Занятия 10-11-12. Мышление

Чтобы узнать, какая погода на улице, я могу выйти из дома и непосредственно кожей лица, рук, всего тела ощутить, холодно сегодня или тепло. Это – путь прямого, непосредственного познания окружающей действительности через ощущение и восприятие. Но мы можем решить вопрос о погоде и не выходя из дома. Так, посмотрев на термометр, мы узнаем, что на улице довольно холодно. Увидев сильно качающиеся верхушки деревьев, человек правильно решит, что сегодня ветрено. Такой путь познания называется опосредованным, так как здесь знания получаются не прямо, а косвенно, посредством наблюдения некоторых явлений и понимания связи между ними и погодой. Здесь мы встречаемся с процессом мышления.

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно. Вторая особенность мышления — его обобщённость. Например, мне нужно налить горячей воды в стеклянный стакан. Я сначала осторожно наливаю кипяток, чтобы стакан не лопнул. Я не знаю, что будет именно с этим стаканом, но неоднократно наблюдала, что стакан лопается от горячей воды. Это качество (нестойкость к горячему) я обобщаю на все стеклянные стаканы.

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений и установление связей и отношений между ними.

В мышлении происходит поиск решения вопросов, на которые не существует очевидных ответов.

В процессе восприятия, например, музыки, человек, отражая в своем сознании мелодию, гармонию, тембровые краски, может воспринимать это произведение изолированно от других, наслаждаться его красотой, погружаться в его настроения, сопереживать героям, не воспринимая одновременно других явлений.

Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность произведения, если не выяснить, в каких обстоятельствах жизни композитора оно написано, к какой исторической эпохе оно относится, каковы особенности жанра и т.д., т.е. как это произведение соотносится с жизнью композитора, историческими событиями и другими произведениями этого жанра.

Таким образом, с помощью мышления мы устанавливаем эти связи, отношения. Как это происходит? Как человек выполняет действия с помощью рук и ног, так и мышление для решения задач использует определенные операции. Операции мышления:

анализ (расчленение сложного объекта на составляющие его части: анализируя произведение, мы выявляем его жанр, форму, основную идею (интонационное зерно), ход развития музыкальной мысли, особенности туше, динамики и т.д.),

синтез (мысленное соединение отдельных частей объекта: все, что мы узнали в ходе анализа произведения, соединяем и складываем в единую картину, чтобы вынести свое видение образа на сцену),

сравнение (установление сходства и различия между объектами: вы сравниваете разные вальсы между собой, определяете сходства и различия),

абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными: метр – это чередование сильных и слабых долей такта. Нам не важно, сколько этих долей – это несущественно, главный признак – наличие сильных и слабых долей),

обобщение (выделение общих признаков у класса объектов: вальсам присуща трехдольность). Обобщение может быть верным – по главным признакам, и ошибочным – по второстепенным признакам (вся молодежь – хулиганы, все богатые – бессердечные) – псевдологика.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных