ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие музыкального мышленияРазвитие музыкального мышления связано с освоением языка, который отличается от словесного, математического, изобразительного. Музыкальный язык – продукт общества. В общественном сознании живут «слова» музыкального языка, более-менее стабильные в каждую эпоху, которые постепенно изменяются под воздействием социально-исторических условий. На основе этих общепринятых интонаций композитор создает свои собственные (И.С.Бах, Р.Шуман, П.Чайковский, И.Стравинский…). В то же время эти новые «слова» связаны с уже существующими, освоенными обществом элементами музыкального языка, образующими «интонационный словарь» эпохи (Б.Асафьев), который живет в сознании людей данного общества. Композитор с помощью языка создает музыкальные тексты – произведения, «зашифровывает» некое сообщение. Исполнитель же, владея этим языком, постигает смысл музыкального текста и передает это «сообщение» слушателю, вкладывая в свою интерпретацию свое чувство и понимание того, что хотел сказать композитор. Слушатель с помощью известных ему языковых норм «расшифровывает» музыкальное сообщение. (Как мы не поймем неизвестный язык, так мы не поймем сразу музыку других народов или стилей, если ранее с ней не сталкивались) Т.о. владение музыкальным языком, умение мыслить музыкально необходимо для всех видов музыкальной деятельности. Единицей смысла в музыке, в которой соединяются все средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, динамика и т.д.), является музыкальная интонация. Выдающийся ученый В.Асафьев называл музыку искусством интонируемого смысла. Своей выразительностью, связью с эмоциональностью музыкальная интонация подобна речевой, но в отличие от нее обладает большими возможностями для выражения мысли, чувств, переживаний, для звукоизображения предметов и явлений окружающего мира. (Сравните в речи и в музыке: звуковысотность, тембровые краски, динамику, темп, ритм, возможности лада). Музыкальная интонация связана с движением, с жизнью, может быть подобна зерну, из которого вырастает целое произведение (вспомните лейттему Судьбы и ее дальнейшее развитие в 5 симфонии Бетховена).
Мышление музыканта сконцентрировано главным образом на следующем: · Продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих за ними мыслей · Обдумывание логики развития мысли в особенностях мелодии, гармонии, ритма, динамики, агогики, формы. · Нахождение наиболее совершенных путей воплощения на инструменте или нотной бумаге мыслей и чувств. «Я добился того, чего хотел» - вот завершающая точка, говоря словами Г.Нейгауза, музыкального мышления в процессе исполнения и сочинения музыки.
Г.Нейгауз любил повторять своим ученикам: «Талант есть это страсть плюс интеллект». Но нередко музыкальное обучение сводится к развитию профессионально-игровых способностей учащихся, к механическому, техническому тренажу, при этом ученик оказывается не в состоянии осмыслить исполняемое произведение, проникнуть за его звуковую оболочку к смысловым пластам. Музыка ничего не говорит его уму и сердцу, кроме определения технических трудностей и общего настроения произведения. Однако многие преподаватели-музыканты понимают значение осмысленности в исполнении. Г.Г.Нейгауз говорил, что если студенту задана 31-я соната Бетховена, то это значит, что он должен уметь играть и 30-ю и 32-ю сонаты. А если заданы 6 прелюдий Шопена, естественно нужно принести на урок все 24. Активизировать мышление учеников можно с помощью вопросов и заданий проблемного характера: · Сравнить несколько произведений по определенным признакам между собой; · подобрать к музыке вкус, запах, цвет, литературу, картину и т.д. · выявить особенности исполнительского стиля; · сравнить исполнительский план различных редакций; · исполнить произведение с различной воображаемой оркестровкой; · исполнить произведение в различном воображаемом цвете; · Определить главные кульминации; · Сравнить трактовки произведения у разных исполнителей; · Найти наиболее целесообразные пути разучивания и исполнения.
Помимо этого, подбор по слуху, транспонирование, импровизация и сочинение музыки, пусть и в простейших формах, игра в ансамбле – все эти виды деятельности задействуют и в то же время формируют необходимые каждому музыканту компоненты музыкального мышления. Общий музыкальный, интеллектуальный кругозор, знания музыкальной культуры, жизненных обстоятельств композитора, особенностей эпохи, умение находить параллели в произведениях различных видов искусства, с жизнью в целом – все это незримо присутствует в исполнении, делает его осознанным и прочувствованным. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|