Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. и им подобных. Нет такой реальности, к кото­рой нельзя было бы применить критерии красо­ты или эстетические характеристики.




Безобразное

Уродливое

ужасное

и им подобных. Нет такой реальности, к кото­рой нельзя было бы применить критерии красо­ты или эстетические характеристики.

И. Н. Крамской писал И. Е. Репину о том глубоком впечатлении, которое оставила в его душе статуя Венеры Милосской, увиденная им в одном из залов первого этажа Лувра:


«... Впечатление этой статуи лежит у меня так глу­боко, так покойно, так успокоительно светит че­рез все безрадостные наслоения моей жизни, что всякий раз, как образ ее встает передо мной, я на­чинаю опять юношески верить в счастливый ис­ход судьбы человечества. Вот такой высокий слог! А ведь я, право, старался сказать, что думаю и чувствую. Не шутя, ни одно произведение так высоко на меня не подействовало, а оно, как Вам известно, только красота и ничего больше...»1

 

 

Эстетические начала присутствуют во всем. Но это не значит, что все вокруг - есть эстетическое. При всем многообразии исполь­зования понятий эстетика, эстетическое за ни­ми угадывается некая единая целостность чувственно-выразитель­ного бытия самых разных сторон действительности, человеческого сознания и деятельности, включая художественное сознание и дея­тельность, т.е. искусство. Оно занимает самое большое и централь­ное место в эстетической науке. Самые крупные философы от Пла­тона до Хайдеггера изучали искусство, создавая оригинальные концепции, теории, системы. Они пытались охватить философски весь комплекс проблем искусства и эстетической науки.

Изучение любой научной дисциплины начинается с уяснения того, какой круг явлений она исследует, какими методами пользу­ется, каковы ее взаимоотношения с другими науками, какое прак­тическое значение имеют истины, добываемые ею. Рассмотрим эти вопросы и тем самым сделаем первые шаги в постижении эстетики как науки.

В немногих библиотеках мира, в том числе в Российской госу­дарственной библиотеке, хранится вышедшая в Германии в 1735 г. небольшая книжечка, написанная на латинском языке. Это диссер­тация немецкого философа Баумгартена. Ее название - «Философ­ские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтическо­го произведения». В ней впервые употребляется понятие эстетика (от греч. Aistheticos - чувственный, относящийся к чувственному восприятию). Многие философы того времени выделяли в духов-

 

' Крамской И.Н. Письма, статьи. Т. 1. М., 1965. С. 205 - 206.

ном мире человека три главные сферы: разум, чувство и волю. Каж­дая из них заслуживала самостоятельное философское осмысление. Учение о деятельности разума развивалось в философии как логи­ка, учение о действиях воли составляло предмет этики, а учение о чувстве научного философского статуса не имело. Баумгартен ре­шил уравнять в правах учение о чувстве с логикой и этикой, назвав его эстетикой. По мнению философа, поднятая им на пьедестал эс­тетика должна заниматься изучением красоты природы и искусст­вом как наивысшим выражением красоты и порядка.

Хотя история эстетики своими корнями уходит в глубокую древ­ность - к мифологическим текстам и сказаниям - впервые под эсте­тикой стали понимать научную философскую дисциплину, имею­щую свой предмет изучения с середины XVIII в. Ранее рассуждения о сущности красоты и искусства были растворены в философии, теологии, сочинениях, посвященных анализу таких конкретных искусств, как поэзия, живопись, музыка и др. Благодаря Баумгарте-ну большой круг эстетических проблем был выделен, сконцентри­рован и стал предметом особой отрасли знания. Парадокс состоял в том, что эстетика существовала и развивалась более двух с полови­ной тысячелетий, не подозревая, что она эстетика. Ситуация в ка­кой-то мере напоминает положение, в которое попал персонаж ко­медии Мольера «Мещанин во дворянстве». Когда учитель объяснял господину Журдену, что такое проза, он воскликнул:

 

«Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой».

 

 

Сегодня в самом общем виде эстетику определяют как фило­софскую науку об эстетическом отношении человека к миру. Раз­ные авторы отдают предпочтение разным понятиям: эстетическое познание, эстетическое освоение, эстетическая деятельность, эстетическое отражение, эстетическая культура. Общим оста­ется определение предмета эстетики с помощью категории эстети­ческое. Оно превращается в субстантивированное прилагатель­ное, потерявшее свое существительное.

Предмет эстетики объединяет исторически сложившиеся и логически связанные проблемы четырех сфер философско-эсте-тического знания:

• онтологическая,

• гносеологическая,

• социально-практическая,

• художественная (искусство).

 

Эта целостность эстетических проблем имеет философское ос­нование, поскольку обусловливает многообразные эстетические формы отношений материального и духовного. Отсюда вытекают проблемы: сущностного бытия, или онтологии эстетики; идеально­го бытия, или гносеологии эстетики; социально-практического бы­тия, или социологии эстетики; ядром, своего рода квинтэссенцией эстетического знания, выступает философия искусства, художест­венного творчества и художественного восприятия.

Онтологическая Сфера эстетической науки первона­чально формировалась в рамках философии. Именно философия стремилась постигнуть мир в целом, открыть законы его бытия и по­знания. А мир, или, как говорили древние греки, космос, представ­лялся им прекрасным. Важнейшее его свойство виделось грекам в красоте. Об этом свидетельствует само слово космос (Kosmos), род­ственное современному слову косметика В греческом языке слово «космос» обозначает не только мир, порядок, но и украшение. Еще в первобытные времена, до появления философского знания, в языке разных народов возникли слова для обозначения того, что вызывало в людях радостное изумление, восторг, доставляло удо­вольствие своим видом и образом. Это, например, такие слова, как красивое, прекрасное, блестящее, великолепное, пригожее, чу­десное и др. Со временем человек стал задумываться над тем, что же такое прекрасное. Какими качествами и свойствами должны обла­дать человек, вещь, событие, чтобы быть достойными именоваться красивыми или прекрасными? Где грань красивого и безобразного, эстетического и антиэстетического? Корзина с пурпурными розами в каплях утренней росы, безусловно, красива. Ну а та же самая кор­зина, наполненная мусором, вызовет другие ощущения.

С постановки и попыток ответить на вопрос, что есть красота, и начинается эстетика, или философия красоты.

Древнегреческий философ Платон в раннем диалоге «Гиппий Больший» рисует спор двух мудрецов - философа-софиста Гиппия и ироничного Сократа, который выражает мысли Платона. Так, наивный собеседник Сократа Гиппий не проводит различий между конкретным проявлением прекрасного и его сущностью, смешива­ет абстрактное понятие с конкретным предметом и на вопрос, что такое красота, отвечает, что красота - это прекрасная девушка, или прекрасная кобылица, или лира, или фаянсовый горшок. Сократа интересует вопрос о том, что делает все эти явления прекрасными, благодаря чему они становятся прекрасными. Если Гиппий перево­дит эти свойства в плоскость материальных благ - золото, блестя­щая внешность и др., то Сократ через тезис, что красота - это то, что пригодно, приближается к высказанному им позднее понима­нию красоты как блага, наслаждения, любви.

 

ОНТОЛОГИЯ ЭСТетИКИ очерчивает область наиболее об­щих бытийных эстетических сущностей. Для научного постижения сущности красоты важно выяснить, какие именно эстетические свойства природного, человеческого, социального бытия и почему воспринимаются нами как нечто прекрасное. Знания об онтологиче­ских эстетических свойствах предметов и явлений эстетика интегри­рует в собственных понятиях и категориях. Это мера, гармония, ритм, симметрия, выразительность, совершенство, полнота, це­лостность и др. Любой предмет реального мира, попавший в сферу эстетического познания, имеет самодостаточные эстетико-онтологи-ческие основания. Он обладает материальной оболочкой и структу­рой, которые могут быть открыты для эстетической интерпретации. Бытийно-сущностные исходные характеристики предмета со сторо­ны его эстетических свойств, признаков, качеств фиксирует эстетиче­ская онтология. Такие разделы эстетики, как теория эстетических ка­тегорий, теория эстетической деятельности, теория эстетического восприятия и др., включают онтологию эстетического знания.

 

ГнОСеОЛОГИЯ ЭСТетИКИ фиксирует познавательно-оценочное эстетическое отношение человека к миру. Область идеального, или субъективной стороны эстетического, активно исследовалась и иссле­дуется в эстетической науке. Многие теоретические проблемы эстети­ческого бытия идеального уровня остаются нерешенными. Среди них проблемы, связанные с природой и возможностями эстетического по­знания, восприятия, мышления, оценки. Каковы природа и характер эстетических эмоций, чувств, вкусов, потребностей, эстетических идеалов? Какова творческая природа эстетического сознания, храня-

 

-IO

щая ключ к проблемам языка, человеческой деятельности, реалиям всей человеческой культуры? Если в философии гносеология - это те­ория, изучающая природу познания, отношение знания к реальности, выясняющая предпосылки познания, условия его достоверности и ис­тинности, то эстетическая гносеология изучает специфику эстетико-познавательных процессов, а также эстетическое сознание в мире кра­соты и эстетического творчества. Тогда определяющим является вопрос о специфике эстетического мироотношения и познания.

Обратимся к примерам. Изумительно красивы орловские, туль­ские земли России. Парк в Спасском-Лутовинове, музее-усадьбе И.С. Тургенева, и сейчас великолепен. Здесь в полной мере чувст­вуются красота и обаяние природы средней полосы России. Возле центральной аллеи парка широко раскинул свои ветви могучий сто-пятидесятилетний дуб. Он посажен в детстве самим Тургеневым. В повести «Фауст» писатель рассказывает:

 

«Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела; на всем лежал золотой свет, сильный и мягкий; даже в тень проникал он...»1

 

 

Сокровенные эстетические чувства высказаны здесь писателем. Состояние радости, духовного спокойствия и наслаждения улавли­ваются не столько в словах: «Мне было очень хорошо», сколько в словах: «... на всем лежал золотой свет». Бесспорно, восприятие и переживание этих минут писателем были связаны с чувством красоты. Но вот и другие строки И.С. Тургенева Я.П. Полонскому:

Безмерным чувством тоски и трагедии заката жизни наполнены слова его последнего привета Спасскому:

1 Тургенев И.С. Фауст. Соч.: В 12 т. М, 1980. С. 91.

 

«Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

У каждого человека есть свое «дерево». Но видит, чувствует он его в разные мгновения жизни по-разному. При всем очевидном раз­личии эстетических чувств прекрасного, трагического, комического и др. они едины, так как все они эмоционально оценивают различ­ные явления с точки зрения субъективных чувств, идеалов, представ­лений человека о прекрасном. Эстетическое чувство, являющееся результатом эстетического восприятия и познания, доставляет свое­образное удовольствие эстетическое наслаждение. Эстетическое отношение не может существовать без чувств и эмоций, хотя не сво­дится только к ним. Оно объединяет и сливает в единое целое все ду­ховные способности человека: ощущения, эмоции, интеллект, юлю, творческое воображение. Иначе говоря, к собственно эстетическому может быть отнесено все в окружающем человека мире (природном, предметном, социальном) при условии, что это все служит объектом неутилитарного, самодовлеющего созерцания и доставляет человеку духовное наслаждение.

Таким образом, эстетическая гносеология учит во всем богатстве и многообразии мироотношений человека выделять такую сущност­ную черту эстетического, как духовное наслаждение. Именно оно ха­рактеризует специфику эстетического восприятия и познания.

Социально-Практическая Сфера эстетики охва­тывает разнообразные связи красоты природы, человека, искусства и социума. Эстетическое мироотношение может быть относительно пассивным, созерцательным и более активным - созидателъно-дея-тельностным. Принцип историзма особенно важен в изучении про­блем не только искусства, но и эстетического сознания эпохи, процес­сов художественного творчества, восприятия, приобщения публики к различным видам искусства, взаимоотношений искусства и власти и др. Диалектическая связь, целостность человека и предметного ми­ра, представленные в практической или духовной деятельности в кон­тексте определенного исторического социума, являются ключом к по­ниманию сущности и природы эстетического. Созидательное эстетическое отношение зарождается и проявляется в самых разных видах человеческой деятельности. Создавая новые утилитарные пред­меты, человек не только удовлетворяет свои материальные потребно­сти, но опредмечивает свои эстетические способности и силы: интел­лект, чувства, волю, воображение, мастерство. В любой деятельности человек материально и духовно утверждает себя в мире, в том числе и с эстетической точки зрения. Красивый труд придает любой деятель­ности эстетическое значение. Благодаря ему она доставляет человеку эстетическое наслаждение, а результаты такой деятельности обретают эстетическую ценность. Красивы могут быть детали, которые мастер­ски на станке выточит рабочий, красивы могут быть движения автомо­биля или самолета, когда ими управляют мастера своего дела.

Эстетические начала способны объективироваться в любой со­циально-практической деятельности человека. Эстетическое как особая тональность содержится в любой человеческой активности и подсказывает целесообразные и оптимальные решения в произ­водственной, научной, спортивной, политической и в других ви­дах деятельности человека. Стремление к красивому внешнему виду машины одновременно является стремлением к более раци­ональной и экономичной ее конструкции. Отсюда истоки развития производственной эстетики и дизайна.

Во всех приведенных примерах эстетическое начало присутствова­ло как вспомогательный фактор. Хотя в результате человеческих дей­ствий и возникала эстетическая ценность (красивая деталь, красивый полет, изящная математическая теория), она не являлась основной це­лью деятельности. Эстетическое здесь существует как объективное от­ношение меры человека и меры предмета в данной деятельности.

Философия искусства занимает главное место в эсте­тическом знании. В человеческом обществе возникла особая дея­тельность, в которой создание эстетических ценностей самоценно, самодостаточно и находится на первом плане. Это деятельность художественная, создающая произведения искусства. Кант, Гегель, Шеллинг определяли эстетику не иначе как философию искусства. Искусство существует в системе эстетического отношения челове­ка к миру и является своеобразной квинтэссенцией такого отноше­ния. Концентрируя сущностные основания эстетического, оно выступает в качестве предмета исследований эстетической науки. Искусство содержит тройной нектар эстетического:

• Оно способно в художественных образах отражать объективные эстетические свойства, ценности и эстетические богатства окружа­ющего мира.

• Каждое произведение искусства - это новая эстетическая цен­ность, созданная по законам высокохудожественного языка и выра­зительной формы. Мир выразительных форм, созданный художни­ком в соответствии или вопреки канонам высокохудожественной формы, становится предметом нашей эстетической рефлексии.

• Эстетический интерес к искусству обусловлен тем, что в произведе­ниях искусства выражено эстетическое мироотношение художника по­средством оценки жизни и утверждения своих эстетических идеалов.

 

Искусство отражает не только эстетическое богатство мира по­средством языка высокохудожественных форм, но и неповторимую индивидуальность эстетического сознания талантливого человека, ко­им является мастер, творец новой художественной ценности. Напри­мер, образ Наташи Ростовой в «Войне и мире» Л. Н. Толстого запечат­лел эстетическое обаяние, присущее женщине, непосредственной в своих чувствах, чуткой, восторженно относящейся к жизни и к лю­дям, чистой в своих помыслах, способной глубоко и сильно любить. В образе Наташи Ростовой с ее восторженным словесным рефреном «прелесть что такое» с воплощены огромная симпатия художника к этой женщине, эстетическая характеристика ее как прекрасной.

Искусство может исследоваться и с внеэстетических сторон. Например,-произведения В. В. Вересаева могут быть интересны с точки зрения медицины, а живописное полотно И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» можно изучать с точ­ки зрения химического состава новой красной краски, которую по просьбе Репина специально изготовил Д. И. Менделеев.

 

Предмет эстетики объединяет четыре единые сферы:

• Эстетическую онтологию, или эстетику реального бы­тия, объективно ценностные по своей природе эстети­ческие свойства и качества предметов и явлений окру­жающего мира.

• Эстетическую гносеологию, или эстетику идеального бытия, связанную с исследованием субъективной сто­роны эстетической целостности.

• Эстетическую социологию и праксиологию, иссле­дующие проблемы эстетической деятельности и творчества в самых разных областях человеческой жизнедеятельности и социума.

• Философию искусства.

2.

Эстетическое

как универсальная категория философского знания

 

 

Эстетическое это главная, исходная катего­рия эстетики как науки. Она дает имя и опреде­ляет специфику предмета эстетики во всех его проявлениях. Эстетическое выступает как

Всеобъемлющее

родовое ______________

универсальное

для эстетической науки понятие, поскольку от­ражает то общее, что свойственно всем эстети­ческим явлениям. Определительные принципы эстетики следует заимствовать из науки всеоб­щего ряда - философии, а также из наук еди­ничного ряда, в каком стоят искусствознание и конкретные его области. И хотя сегодня эстети­ка имеет очевидную тенденцию к расширению интегративного поля, взаимодействуя с психо­логией, социологией, культурологией, специфи­ку эстетического знания обусловливает филосо­фия. Вот почему, несмотря на то что в систему философских понятий эстетическое вошло с XVIII в., вопрос о природе эстетического про­шел через всю историю философии и продолжает волновать круп­нейших философов современности.

Основные объяснения эстетического начали складываться в фило­софском знании уже в античности. Правда, оно чаще выступало в этот период синонимом прекрасного. Такое совмещение понятий встреча­ется и в современной эстетике. Категории прекрасного, возвышенно­го, трагического, комического и ряд других, более узких, находят свое обобщенное выражение в категории эстетического. Прекрасное в ря­ду других категорий является наиболее сублимированной формой и используется в качестве эквивалента эстетического.

Первый образец доктрины эстетического сложился во времена Пифагора. Для него абсолютным прообразом прекрасного был ко­смос. Музыка, создаваемая звездами и планетами, хотя и основы­валась на цифровых соотношениях, находила созвучие и вызывала удовольствие в душе человека. Философия Сократа была направ­лена на решение главного вопроса: что означает само по себе по­нятие прекрасное? Он учил своих учеников искать его решение в исследовании целесообразности и блага как высшего искусства добродетельной жизни. Ученик Сократа Платон рассматривает прекрасное наряду с благом и истиной как проявление абсолютной идеи. Одно из важнейших понятий в эстетике Платона - к а л о с (от греч. Calos, прекрасный). В разных диалогах и сочи­нениях философ продолжает поиски этого понятия и приходит к связи прекрасного с благом, полезным, совершенным, энергией Эроса, проявлением божественного начала, гармонии, света. Пла­тон создал целую систему эстетических взглядов, и его мысли о прекрасном и приличествующем человеку не потеряли своего значения и сегодня. Аристотель рассматривает те вопросы, кото­рые были поставлены и обсуждались Платоном. Однако специфи­ку эстетического Аристотель обнаруживает и обосновывает в ис­кусстве. Согласно Аристотелю, искусство берет свое начало не от Прометея, а от рук человека. То общее и внутреннее, что присуще искусству, - это подражание природе. Однако художник стремится превзойти природу. Его энергия направлена на материю и форму, создание гармонии и порядка. Форма, созданная творцом-художни­ком, становится предметом удовольствия для зрителя. Исследова­ние природы удовольствия, а также теория катарсиса - «своего ро­да очищение, т.е. облегчение, связанное с наслаждением». Эстетико-воспитательные и многие другие идеи философа получи­


ли разработку в европейской средневековой эстетической мысли, формировавшейся преимущественно в лоне теологии.

А. Баумгартен, впервые придавший категориальный статус эстетическому, определил его как свойство чувственного позна­ния и показал высшее наполнение эстетического в сфере искусст­ва. Дидро в своей энциклопедической статье «Веаи» («Прекрас­ное») определяет красоту словом соотношение. Он подчеркивает, что наш эстетический опыт, подобно всякому дру­гому, начинается с чувственных восприятий. Они вызывают то приятные, то неприятные ощущения.

«...Понятия порядка, расположения, симмет­рии, слаженности, пропорциональности, един­ства... имеют опытное происхождение. Они столь же реальны, как и понятия длины, величи­ны, глубины, качества, числа».

 

 

В духе просвещенческих идей XVIII в. Дидро неустанно восхваля­ет искусство, которое трогает и волнует людей. Красота, как бы она ни была близка порядку, должна непременно обладать редким и чу­десным свойством трогать и волновать людей.

И. Кант, явившийся одновременно родоначальником немецкой классической философии и эстетики, создал оригинальную концеп­цию эстетического. Она оказала влияние на последующих европей­ских философов. В исследовании природы эстетического Кант основ­ное значение придавал активности субъекта, а критерием эстетического суждения считал чувство удовольствия, возникающее при восприятии формы предмета. Прекрасен тот предмет, восприятие которого свободно от всякого познавательного и практического инте­реса. Эстетическое выступает как способность суждения вкуса об объ­екте на основе чувства удовольствия и игры духовных и физических способностей человека. Субъективизм в объяснении эстетического у Канта был подвергнут критике Гегелем, который утверждал объек­тивную природу эстетического и выводил ее из деятельности объек­тивного духа. В системе Гегеля жизнь заменяется диалектической -живой развивающейся мыслью. Дух погружен в действительность,

 

'Д.Дидро. Избранные произведения. М.;^Л., 1951. С. 376.


овеществлен в истории, в том числе в истории искусства. Искусство Гегель определяет как проявление идеала, возвышающегося над гру­бым и повседневным фактом жизни. Красоте в себе нужен божествен­ный статус. Искусство требует, чтобы органическая форма божествен­ного начала, чувственное ощущение его были доведены до максимума. Гегель в своих лекциях по «Эстетике» показывает историческую эво­люцию всемирного духа и отражение его в трех основных стадиях раз­вития искусства - символической, классической и романтической. В целом завоевания Гегеля значительны на путях примирения проти­воречий и развития основ диалектической системы искусств.

В полемике с идеями Гегеля русский революционный демократ XIX в. Н. Г. Чернышевский в своей магистерской диссертации «Эс­тетические отношения искусства к действительности» ставит задачу эстетической реабилитации самой действительности, а не идеала как такового. Он развенчивает гегелевскую философию искусства, ви­девшую источник прекрасного в отвлеченной абсолютной идее. Чер­нышевский развивает генетическую связь эстетического с жизнью:

 

«Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете - жизнь; ближай­шим образом такая жизнь, какую хотелось бы ему вести, какую любит он; потом и вся жизнь, потому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужаса­ется погибели, небытия и любит жизнь».

 

 

В философии Маркса и Энгельса методологическим основанием объяснения сущности эстетического являются два принципа — мате­риалистической диалектики и исторического материализма. Рассмат­ривая человека как абсолютно социально-историческое существо и выводя активность его духа из социальной практики, марксистско-ленинская эстетика представляла эстетическое как важнейшую и не­обходимую сторону жизнедеятельности человека.

1 Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1973. С. 72.

Веер новых эстетических школ и направлений XX в. разверты­вается от идей разочарованных романтиков с их принципом «ис­кусство для искусства» (Гюго, Готье), от нигилизма (Уайльд), через модернизацию формалистических толкований красоты (Ганслик), через поиски экспериментальной эстетики (Фехнер) к интуитивист-ским концепциям эстетического (Кроче, Коллингвуд, Сантаяна), к теориям символизма (Кассирер, Лангер), к семантическому ана­лизу эстетического (Ричардсон), к психоаналитическим, неотомист­ским, феноменологическим, герменевтическим и другим идеям со­временной эстетической науки. С другой стороны, на Западе говорят о послеэстетическом и даже антиэстетическом периоде в развитии искусства. Современная эстетика и искусство вышли якобы за пределы красоты. Поэтому в постмодернизме введено по­нятие симулякр, обозначающее замену действительности и несоотносимость с какой бы то ни было реальностью.

В дискуссии 60-х годов XX века «общественники» видели в эс­тетическом явление сугубо социального, общественного характера. Они считали, что нет оснований искать его в структуре и свойствах материи. Эстетические свойства природы являются для человека таковыми только в общественно-исторической практике. Все эсте­тические предметы и явления «обрастают» сугубо общественными связями. «Природники» считали, что эстетическое имеет свою объ­ективную основу в материальных свойствах и закономерностях предметов и явлений действительности, в их структуре и связях. По мнению «природников», если верить «общественникам», то в природе нет ни порядка, ни беспорядка, ни красоты, ни уродства. Отсюда возникали практические вопросы такого типа: не заключе­на ли тайна прекрасного в общественной значимости березы?

В современной отечественной науке также можно сформулиро­вать разные точки зрения на сущность эстетического.

 

• Эстетическое есть эффект, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъек­та и который несводим ни к чисто объективным качествам матери­ального мира, ни к чисто субъективному человеческому ощущению. Под эстетическим понимаются объект-субъектные отношения, и тем самым фиксируются эстетические параметры и критерии как субъ­екта, так и объекта эстетического отношения (М. С. Каган, Санкт-Петербург). К эстетическому относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного произ­водства; субъективно-эстетическое или эстетическое сознание в та­ких его формах, как эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, вкусы, идеалы и др.; эстетическая деятельность или творче­ство, в том числе искусство. Художественное рассматривается как другая важнейшая родовая категория эстетики, обозначающая лишь сферу искусства. Понятие художественного уже и входит в эстетиче­ское. Художественное отражает то общее, что свойственно искусст­ву во всех его видах и жанрах, художественному творчеству, воспри­ятию, оценке (М. Ф. Овсянников, Москва).

• Эстетическое понимается как совершенное. В основание эстети­ческой теории положена категория эстетического и в первую оче­редь определяется ее онтологический статус. Эстетическое в его сущностном, онтологическом смысле есть совершенное в своем ро­де. Совершенство предполагает полноту бытия и наиболее ярко вы­ражает эстетические признаки природного, социального или духов­ного объекта1.

• Эстетическое связано с «выявлением универсалий в чувствен­ном восприятии выразительных форм окружающего мира"2. Мир выразительных форм в природе, человеке, искусстве, пробуждаю­щий собственно эстетические переживания, выступает предметом эстетической рефлексии.

 

Деятельностные и социально-практические направления в объ­яснении специфики эстетического 70-80-х годов XX столетия сего­дня меняются в связи с общей ориентацией философии не на тео­рию деятельности и объяснительные идеологические принципы общественно-исторического процесса, а на личностные, индивиду­альные, духовно значимые доминанты современного кризисного мо­дернизирующегося мира. Активно развиваются такие подходы к исследованию в области специфики эстетического, как феномено­логический, синергетический, энтропийный, холистический и др. Одновременно отечественная эстетика активно осваивает опыт за­рубежной современной классической и неоклассической мысли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных