ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
4 страница. Иоганн Винкельман (1717-1768) также пришел к выводу о том, что идеал прекрасного у греков основывался на чувстве величия и покояИоганн Винкельман (1717-1768) также пришел к выводу о том, что идеал прекрасного у греков основывался на чувстве величия и покоя. Его труды в области античного искусства способствовали формированию интереса к античности. Воплощение подлинной красоты он находит в античных статуях Фидия, Скопаса, Праксителя:
«Поза и жесты античных фигур напоминают человека, который возбуждает к себе уважение и может его требовать и который выступает перед лицом мудрых мужей»1.
Иоганн Гердер (1744-1803) был блистательным критиком и эстетиком, призывавшим к четкому статусу эстетики как научной дисциплины. Место эстетики он видел в области антропологии. С помощью трех основных чувств - зрения, слуха и ощущения - человек познает красоту. Он выступает зачинателем эстетической феноменологии как области разносторонней эстетической чувственности. Метод оценки произведений искусства, характерный для эстетической феноменологии, основывался на познании человеческой природы:
'Винкельман И.И. Избрананные произведения и письма. М.;Л., 1935. С. 207. «... Красоту, освобожденную от всего чуждого ей, находящую отклик и ощущаемую во всей ее прозрачной чистоте в душе каждого. Счастлив тот, кто воспринимает красоту именно так! Он посвящен в таинство муз, ему понятны все эпохи, всякие воспоминания и любые произведения искусства; область его ощущений бесконечна, как сама история человечества, она охватывает все века и все школы искусства, и в центре этого необъятного круга - творец и прекрасное»1.
Феноменолого-сенсуалистическая основа учения Гердера соседствует с идеями, где природа не что иное, чем воплощение божества.
• Итак, эстетическая мысль всего Просвещения XVIII в. была достаточно философична. Она базировалась на идее подражания искусства природе, на сенсуалистическом понимании природы эстетического чувства, на критике классицизма, воспитании и просвещении нравственности людей с помощью высокого вкуса в искусстве.
Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000. С. 335. 6. Немецкая классическая эстетика
Сложные исторические и политические события предопределяли интенсивную духовную жизнь Европы. Идеи свободы, равенства и братства привели к Французской революции 1789-1793 гг. Наполеоновские войны в Италии, Германии, нашествие на Россию, падение Наполеона, начало «реставрации» и постепенных реформ европейских государств, наконец, новые революционные события в Европе 1848 г. -таковы реалии эпохи. На рубеже столетий формируется мятежный дух культуры романтизма. Стремительный цивилизационный прорыв был совершен в технике (изобретение паровой машины, прядильных машин), математике (Гаусс, Лаплас), физике (Гальвани, Вольт, Беккерель), естествознании (Ламарк). В литературе и искусстве блистали имена госпожи де Сталь, Франсуа Шатобриана, художника-классициста Ж.Л. Давида, героического и лиричнейшего Бетховена, романтика Э. Делакруа. Властителями дум становятся Байрон, Гофман, Шуман, Шопен, Берлиоз, позднее Вагнер. Для философской мысли этого периода, так же как и для искусства, характерны пафос критики, стремление к утверждению свободы и достоинства человека. Философия все глубже проникает в культуру Германии конца XVIII в., во многом благодаря работам великого Иммануила Канта. Развивая гуманистические идеи, просветитель создает новую философию человека, предопределяя развитие философских умов вперед на столетия. Впервые он формирует три масштабных философских вопроса о человеке: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?»1 О новаторской философии, вызвавшей сначала возбуждение, а затем переворот в философии, говорят его строки:
«Чрезвычайно важно для человека знать, как надлежащим образом занять свое место в мире, и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»2.
Инициированные философией Канта, идеи Шиллера, Фихте, Шеллинга, Гегеля совершили универсальную философскую революцию в Германии. Эстетический вопрос в этом процессе занял важнейшее место. Он стал преобладать в философии, как и сама эстетика становилась под воздействием идеалистической философии иной в сравнении с материалистическими традициями философии просвещения XVIII в. В философском идеализме Фихте и Шеллинга, а затем на его закате в философии Ницше воедино соединяются воображение художника, умственный кругозор философа и художественный вкус эстетика-аналитика. Романтически истолкованные владения философии, эстетики, искусства воссоединились в целостной личности поэта-эстетика-философа. Однако Германия в отличие от революцион-
ЧСант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 661. гКант И. Соч. Т. 2. М., 1963. С. 204 ной Франции предпочитала путь реформ и государственного руководства духовной жизнью страны, прежде всего в области науки, образования, культуры. Вся реформаторская деятельность Прусского государства требовала проектов, построенных на широкой философской, культурной, образовательной основе. Отсюда одна из причин расцвета немецкой классической философии в первые десятилетия XIX в. в работах Фихте, Шеллинга, Гегеля, а также в творчестве немецких романтиков Ахим фон Арним, Ф. Шлейермахера и А. Шопенгауэра. Немецкая философская мысль этого периода, в силу ее всемирно-исторического значения, стала называться немецкой классической философией, а одно из ее направлений - классической немецкой эстетикой. Этот огромный, длящийся почти столетие этап развития эстетической мысли чрезвычайно важен в силу своего новаторского духа и понимания мира на основах человеческого разума и чувства. Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии и эстетики. Принято считать, что он «произнес первое рациональное слово в эстетике». Оригинальность его философии связывают с системой доказательств, из которых следует, что восприятие человеком прекрасного - это наиболее сложная и противоречивая способность, менее всего доступная нашему пониманию. Он доказал, что эстетическое наслаждение - более глубокий и философский предмет исследования человеческих способностей, чем, например, физика. «Критике чистого разума» предшествуют две работы философа эстетического характера: «Наблюдения за чувством прекрасного и возвышенного» (1764) и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и постигаемого мира» (1770). Человеческие чувства, страсти, аффекты основываются, как считает философ, не столько на свойствах внешних вещей, возбуждающих ощущения, сколько на присущем человеку чувстве удовольствия или неудовольствия, возбуждаемых предметом ощущения. Кант обнаруживает единство прекрасного и возвышенного как истинно человеческого в человеке. В отличие от Руссо с его лозунгом «Назад к природе» Кант считает, что человек становится человеком благодаря цивилизации. Она учит человека правилам человеческой жизни и морали. В «Критике чистого разума» (1781) Кант исследует эту способность человека и пытается уяснить, как рождаются принципы, понятия, что может и чего не может разум человека. Ему удается доказать творческий характер человеческого разума, конструктивное начало человеческого ума, утвердить человеческую активность и свободу. При этом он различает два вида знания (познания): опытное (апостериорное) и вне-опытное (априорное). Например, в суждении «все тела существуют в пространстве и времени» мы совершаем внеопытный (априорный) скачок мысли. Мысль здесь непосредственным опытом не обусловлена. Любое всеобщее знание априорно. Опыт, в том числе эстетический, Кант определяет как единство чувственности и рассудка. Учение о чувственности и ее всеобщих формах - пространстве и времени - Кант называет трансцендентальной эстетикой, т.е. учением, которое исследует эстетический опыт под углом зрения его априорных форм и структур. Здесь к эстетическому опыту применяются такие «чистые понятия» и категории, которые основываются на доопытном знании. В опыте Кант выделяет две способности - чувственность и рассудок. К формам чувственности как к активным, а не пассивным способностям познания Кант относит пространство и время. Это не естественнонаучные свойства вещей самих по себе, а формы нашей чувственности, т.е. субъективное. Но это субъективное образует общее понятие. Отсюда неэмпирическая (внеопытная) природа чувственного созерцания. В «Критике способности суждения» анализируется способность суждения как эстетическая категория. Если в «Критике чистого разума» способность к суждению рассматривалась как чисто познавательная и исследовалась как законодательство рассудка, а в «Критике практического разума» она связывается с понятием воли, свободы и исследуется как законодательство разума, то в «Критике способности суждения» исследуется способность суждения, связанная с понятиями цели, прекрасного и художественного вкуса. Анализ эстетической способности - это новая, третья ступень критической философии Канта, где находят единое завершение все «Критики...». Сфера эстетики оказывается промежуточной между рассудком и разумом. На основе частных примеров эстетические суждения поднимаются до обобщения. Это рефлективный способ суждения. В нем эстетический вкус выносит общие законы, склонные к систематизированию и обобщению. Суждение вкуса есть созерцательное суждение. Оно отличается незаинтересованностью в предмете, доставляющем нам наслаждение. В нем нет корыстных желаний обладания или удовлетворения, выгоды или заинтересованности в предмете. Предмет, вызывающий эстетическое удовольствие, приятен человеку безлично, как представителю рода человеческого, а не как индивиду. Отсюда эстетическое суждение у Канта всеобще, необходимо, трансцендентально. Эстетическое наслаждение имеет свойство всеобщности, что позволяет предположить его в каждом человеке при определенных обстоятельствах. Нет логических предпосылок для определения предмета как прекрасного, но есть к этому предчувствия рассудка. Чувство красоты - это результат взаимодействия элементов, участвующих в акте познания. Эстетическое суждение Кант соединяет с нравственными понятиями и с понятием о его назначении и характере или идеале. Он считает, что эстетическая идея в искусстве может служить моральным символом. Прекрасное в природе открывается через прекрасное в искусстве. Само искусство - это не подражание природе, а воплощение идеи образа в творчестве художника. Кант рассматривает проблему таланта, который следует известным правилам и работе гения, - непонятным образом воплощающего природный дар или дух. Гениальность Кант связывает со способностью восприятия эстетических идей, под которыми понимают образы, недоступные мышлению. Так, за пределами абстрактного мышления лежат образы «Божественной комедии» Данте. Во второй части третьей «Критики», посвященной теологической способности суждения, Кант, предположив целесообразность природы, приходит к идее конечного целепола-гающего существа, т. е. Бога. Но теология как учение о Боге у него дополняется «моральной теологией» практического разума. Сам человек объявляется высшей целью творения. Кант показал, что наше познание происходит в субъективно-объективной форме. Он подчеркнул самосознательный, рефлективный, творческий и трансцендентальный в науке уровень субъекта. Эстетический идеализм Канта состоял в отрицании объективного происхождения эстетических свойств, укорененных в свойствах материалистического мира. Он отнес их к области нашей рефлексии, суждениям о вещах природы и предметах искусства. Тем самым он ввел новую эстетическую парадигму как иной тип эстетической рациональности, где весь мир вращается вокруг сознания субъекта, а рефлектируемые формы предметного мира объявлены источником эстетического чувства удовольствия. Ф.В. Шеллинг (1775-1854) к интеллектуальным кумирам своего времени относил Канта и Фихте. В Тюбингенском Теологическом институте он учился одновременно с Гегелем, Гольдерлином, переписывался с Гёте, Шиллером, Новалисом. Он являлся главой романтической школы искусства, читал лекции в Берлинском университе- Основные этапы раз те, был академиком Баварской академии наук. Если Кант подчеркивал творческие созидательные возможности человеческого разума, то Шеллинг создает теорию абсолютной способности творчества в искусстве. Именно в искусстве, в эстетической деятельности тождественность объективного и субъективного находит наивысшее выражение. Отсюда заключительным аккордом всей его философии оказывается философия искусства. Глубоко изучая натурфилософию и естествознание, философию рассудка и разума, во главу угла всей своей философии Шеллинг ставит художественно-эстетическое созерцание. Он пытался в разуме человека-творца найти то созидающее начало, которое позволит действительность представить как порождение человеческого разума. Человек же является частицей всеобщего разума, порождающего действительный мир. Центральная работа по эстетике «Философия искусства» была опубликована только после смерти философа, в 1859 году. В ней он опирается на национальные философско-эстетические традиции Канта, Фихте, Шиллера, но развивает романтические принципы свободы творческого духа. Субъективизм и анархизм романтиков противостоял морали долга Канта и Фихте. Шеллинг утверждал идею превосходства искусства над природой. В искусстве он видел завершение мирового духа, объединения духа и природы, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, сознательного и бессознательного, необходимости и свободы. В рассмотрении искусства и эстетических проблем вслед за Кантом он применяет диалектику. С помощью категорий он конструирует идеальную модель мира искусства, в основе которого лежит абсолют. Роды и жанры искусства воспроизводят это абсолютное. Красота, по Шеллингу, - это выраженная в конечном бесконечность абсолюта. Философский смысл следует постулировать из двух рядов абсолюта в искусстве - идеального (поэзия) и реального (музыка, архитектура, живопись, пластика). Итак, абсолют, облаченный в конкретно-чувственные формы, являет нам мир красоты и искусства. В работе «Философия искусства» выделяются две большие части: «Конструирование искусства вообще и в целом» и «Конструирование форм искусства в противопоставлении идеального и реального ряда». Уже во введении Шеллинг обосновывает свою претензию на создание новой науки об искусстве - философии искусства. Метод построения этой науки - конструирование. Философию искусства Шеллинг считает целью философа. Он сетует на то, что философского искусствоведения не существует. Есть отдельные фрагменты, а не научное целое. Цель своей работы он видит в том, чтобы философски разбирать жанры искусства и воссоздавать их систему. Лицезрение всей красоты, первообразов всего прекрасного, наконец Бога как универсума в полноте всех его идеальных определений возможно в искусстве. Следуя идеям абсолютного идеализма, Шеллинг видит в искусстве эманацию абсолютного и прямо утверждает в третьем разделе первой части работы, что «причина всякого искусства - Бог». Во второй части трактата философ рассматривает эстетическое своеобразие видов искусства, жанров поэзии (элегия, идиллия, драма, эпос, поэма). Он обращается к конкретным образцам творчества Петрарки, Данте, Корреджо, Рафаэля, Микеланджело. Искусство - это часть философской истины. Талант и гений овеществляют идеальный мир, который в качестве вечных понятий содержится в Боге. Если Кант следовал традиционному пониманию эстетики как учения о чувственности - ощущениях, восприятиях, представлениях, то Шеллинг превращает эстетику в умозрительную теорию искусства. Он ставит вопрос о создании новой области эстетики - философии искусства и располагает ее между божественным абсолютом и философствующим разумом в рамках исторического развития. Но система Шеллинга не разрешила основные проблемы философии искусства, хотя и выдвинула изначальный вопрос о ее статусе и необходимости существования. Георг Гегель (1770- 1831) на основах диалектики и историзма разработал зрелую и четкую эстетическую концепцию. В ее основе глубокий анализ мирового искусства и новый подход к изучению художественной практики. Впервые всю обширную область эстетического и искусства Гегель представил в виде диалектического процесса развития идей или мышления. Основой человеческого бытия Гегель считает мышление. Оно протекает в понятийной форме и составляет самую главную особенность человека. Предмет философии - мышление. Отсюда следует обращение Гегеля к «Науке логики», которая делится им на три части: логику бытия, логику сущности и логику понятия. Если Кант признает категории чем-то принадлежащим самосознанию как субъективному «Я» на основе тождества объективного и субъективного, то Гегель продолжает решение кантовских антиномий, но уже на сугубо рациональной основе. Субъективная логика Канта есть логика понятия, которая содержит соотношение с бытием и определяема как субъективное или сам субъект. Гегель пытается представить диалектически объективное знание о духе. Диалектику объективного и субъективного в мышлении он сопрягает с абсолютом. Двигаться к абсолютному духу следует через предметное сознание и самосознание человека. Максимально свободно оно может быть в искусстве. Искусство - это тоже ступень в развитии абсолютной идеи, как и природа, и человек, и дух. В нем представлен особый вид саморазвития идеи прекрасного. Подобно философии Шеллинга, философию Гегеля неверно было бы назвать философией объективного идеализма. Для Гегеля основой всего существующего является безличное, бессубъектное, духовное начало, которое он называет абсолютом, или абсолютной идеей. Отсюда его система - это система абсолютного идеализма. Абсолютная идея составляет сущность природы, общественной жизни. Эстетическое -определенный этап в ее развитии. Идея сначала развивается в форме чистых логических сущностей, затем отчуждает себя в природе, откуда в сознании и самосознании возвращается снова к себе, но обогащенная развитием. На этой третьей ступени развития абсолютная идея получает конкретность в облике субъекта, объекта и абсолютного духа. Высший этап ее развития - абсолютный дух. Он истинно свободный, бесконечный, развивается от внешнего и чувственного созерцания к представлению, а от него к мышлению в понятиях. По Гегелю, дух, созерцающий себя в полной свободе, искусство, благоговейно представляющий себя, религия, мыслящий свою сущность в понятиях - философия. Философия, религия, искусство имеют одно и то же содержание, разница состоит в форме его раскрытия. Самой несовершенной формой самораскрытия абсолютной идеи является форма эстетического познания, или искусства. Источник искусства в системе Гегеля - абсолютная идея цель искусства - в ее чувственном изображении. Однако в своих лекциях по «Эстетике» Гегель главное внимание уделяет не философии абсолюта, а анализу искусства. Подобно Шеллингу Гегель центр эстетики связывает с философией искусства. Он считает, что прекрасное в природе не составляет предмета эстетики. Впервые идея историзма духа, времени у Гегеля оформляется в качестве четкого научного принципа. Элементы исторического видения проблем искусства были у Лессинга, Гердера, Шиллера, Шеллинга, но Гегель впервые анализирует искусство как целостный, диалектически развивающийся во времени процесс. Причем переход от одной формы искусства к другой исследуется на основе Р а з л с л Д анализа саморазвигия через скачки, прерывы постепенности. В ходе исторического Развития в системе Гегеля происходят возникновение и крушение грех различных типов искусства: символического (Древний ВостоК). классического, которое составляет высшую, непревзойденную Ступень художественного развития человечества (Античность); романтическог0) для которого характерен перевес идей над формой и распад искусства (Шекспир, Сервантес, немецкие романтики). В >Тих трех формах идеал красоты и совершенства как бы нащупывал 11ути самовыражения. В лекциях по «'Зстетике», являющихся выдающимся произведением мировой эст&ГичеСкой мысли, Гегель конструирует систему искусств по принципу различного материала в каждом из видов. Началом искусства длч Гегеля выступает архитектура. Здесь чувственный материал преоГ)Ладает над идеей. Он заимствован человеком из природы, а в самих постройках присутствует лишь намек на духовное содержание. В скульптуре можно найти полную гармонию идей и чувственного облика. Освобожденная духовность здесь выражена в форме человеческого тела. Ближе всего к скульптуре стоит живопись. С помощью Материального субстрата, игры цвета и света она в состоянии переда] ь духовную жизнь и чувства человека. Музыка выступает как временная, а не пространственная идеальность. С помощью вибраций звука она способна проникать в область внутренних переживаний человека. Поэзия способна изобразить многое. Через звуки она способна донести смысл. В ней могут быть повторены другие искусства. Эги и другие виды искусства Гегель подробно рассматривает как в историческом, так и в теоретическом плане. Пользуясь идеями единства бытия и мышления, исторического и логического, Гегель рассматривает основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Причем эти категории не и^еют вида застывшей системы, а выводятся из процесса осознания искусства и культуры. Так, Гегель подробно исследует художествепНуЮ практику Античности. Искусство как форма самопознания абсолютного духа несет в себе печать многих типов духовности и оГ)Ъединяет Бога, божественно-духовные начала, природу, человека.
• Эстетика Геге^я выделилась оригинальностью, значительностью и^еи и нашла свое историко-теоретичес-кое продолжецие и развитие. Марксистский этап в развитии эстетической мысли
Немецкая классическая эстетика конца XVIII -начала XIX в. сложилась в теориях Канта, Шиллера, Фихте, Шеллинга, Гегеля и других философов. Они подвергали критике эстетические концепции Просвещения, в частности их слабые стороны. Новые события, идеи, культурная и художественная жизнь постпросветительского периода влияли на формирование новых _______________ методологических принципов в анализе эстетической чувственности, красоты и искусства. Великие проблемы этой эпохи, события истории, культуры отразились в новой парадигме интеллектуальной философской и эстетической культуры. Гегелевские идеи получили свое развитие в философском движении младогегельянцев. Раз- 3 1891 мышления о философии все больше сопрягались с практической жизнью, с претензией активного воздействия на политические, моральные, социальные ориентации больших масс людей. Изменялась парадигма классического самосознания философа. Если раньше он претендовал только на созерцание и понимание мира, то теперь он активно включался в мирскую жизнь с целью ее преобразования, а у Маркса - и революционного изменения. Следует различать марксизм как массовую идеологию ряда государств, включая Советский Союз, и социально-философскую антропологию К. Маркса-философа, которая обладает оригинальностью и содержит ценные в рамках историко-философского знания эстетические идеи и оценки человеческой жизни, сознания, социальной природы искусства, роли праксиса в мире человека. Карл Маркс (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) не создали специальной и систематически разработанной эстетической теории, но эстетический аспект присутствовал в философских работах Маркса и Энгельса по решению проблем исторического значения труда для человека, формирования его сознания, материального и духовного производства, механизмов смены общественных форм жизни, включая искусство, и др. В их трудах присутствовало понимание того, что подлинным своим освобождением человек будет обязан не эстетическому воспитанию и искусству, а революционному изменению социального бытия. В центр философии и истории они поставили не проблемы эстетической деятельности, а социально-практическую проблематику. Сами обстоятельства жизни, ее материально-практические основания следует изменить и сделать гуманными, человеческими. Тогда произойдут изменения и в духовной, эстетической сфере жизни человека. Открытие основополагающего значения трудовой практики и идея всесторонне-универсального развития человека как цель социального, экономического и духовного преобразования мира были исходной установкой в эстетической теории Маркса. Эта идея объясняла эстетическую активность человека как необходимый аспект его практически-созидательной деятельности. Если идеалистическая эстетика подходила к эстетическому как к особому проявлению духовной активности человека (эстетическое для Канта—способность суждения, для Шеллинга - способность созерцания, для Гегеля - способность самопознания духа), то Маркс уже в «Экономическо-философских рукописях 1844 года» увидел эстетическое в особом качестве практической активности - его способности созидать универсально или по законам красоты. Затем в ходе исторической практики у человека формируется способность воспринимать, созерцать, оценивать мир соответствующим эстетическим способом. Искусство для Маркса также не чисто духовная активность, а форма практически-духовного освоения действительности. Если домарксистская материалистическая эстетика в большинстве случаев искала сущность эстетического в собственном бытии природы, а эстетическое восприятие сводила к созерцанию красоты, взятой в «форме объекта», то марксистский подход позволил увидеть в красоте и других эстетических ценностях особую форму связи объекта и субъекта, природы и человека, материи и духа. Причем связь эта выступает прежде всего на уровне практическом (трудовом), а затем на уровне духовном, отраженном. Маркс подчеркивает, что в процессе трудовой деятельности человек формируется и развивается не только физически, но и духовно. К числу духовных способностей относится и эстетическое сознание. Так на основе предметно-практической деятельности формируется своеобразное духовно-бескорыстное отношение, в котором человек возвышается над биологическими и утилитарными потребностями. Тогда предмет становится для него «человеческим предметом или определенным человеком», тогда человек перестает «терять самого себя в предмете», перестает быть его рабом, зависеть от него, а утверждает в предметном мире свою силу, творчество, свободу. Способность испытывать наслаждение не от употребления, использования предмета природы, вещи, человека, а от одного их созерцания, по мнению Маркса, является необходимым источником эстетического отношения. Маркс показывает разницу между трудом как «свободным проявлением жизни», «наслаждением жизнью» с его эстетическими качествами и трудом в условиях частной собственности, которая делает труд «отчуждением жизни, заставляя человека трудиться только для того, чтобы добывать себе средства к жизни». Производство в условиях капитализма делает универсальными и всевластными товарно-денежные отношения, а они убийственно влияют на эстетическое отношение человека к миру. За вещественными категориями (товар, деньги, стоимость) Маркс и Энгельс видят отношения людей и в конце концов приходят к выводу, что все враждебные художественному творчеству и человечеству тенденции коренятся в капиталистичес- кой форме эксплуатации, разрушающей, уродующей, уничтожающей человека. Отсюда основу эстетических типов отношения человека к миру классики видят в социальных процессах жизни людей. Трагическое и комическое оказываются у них объективными эстетическими характеристиками процессов социального развития, и эти типы эстетического отношения проникают в художественное творчество. Ссылаясь на Гегеля, который заметил, что великие всемирно-исторические события и личности появляются на арене истории дважды, Маркс добавляет, что первый раз они появляются в виде трагедии, а второй раз - в виде фарса. Оказывается, что комедия закономерно возникает в реальном историческом процессе как «последний фазис всемирно-исторической формы». В отличие от идеалистов и материалистов прошлого, Маркс и Энгельс увидели в искусстве социальное явление, которое необходимо изучать в контексте и структуре общественной жизни. Они показали, что основанием социальной жизни является способ производства материальных благ, над ним возвышается юридическая, политическая надстройка. Базису соответствуют определенные формы общественного сознания: к их числу относится и искусство. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Тогда изменения в общественном бытии влекут за собой изменения в искусстве, направляя его историческое развитие. Классовая дифференциация общества также отражается в содержании и функционировании искусства. В «Экономических рукописях 1857- 1859 гг.» Маркс кратко сформулировал свое понимание места искусства в культуре в связи с анализом особенностей научно-теоретического мышления. Человек, по Марксу, осваивает реальный мир двумя способами: теоретическим (продукт теоретического мышления - наука) и практически-духовным (реализуется в художественной и религиозной формах). Художественное освоение действительности определяется им как практически-духовное, а не теоретическое. Оно ведет к созданию новой, чисто духовной действительности, хотя и подобной подлинной, но и отличной от нее, поскольку она сотворена воображением, фантазией человека-художника. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|