Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психическое отражение и деятельность человека




Тема 2.3. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

 

2.3.1. Понятие о психике человека;

2.3.2. Развитие психики

2.3.3. Психическое отражение и деятельность человека

2.3. 4. Деятельность и психика;

2.3.5. Функции психики

2.3.6. Механизмы психики человека

2.3.7. Психика и организм.

2.3.8. Эволюция мозга человека

Понятие о психике

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как во­прос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.

Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру су­ществования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким обра­зом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, фор­ма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой экви­валент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологиче­ского аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бы­тие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется че­ловек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.

В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена со­став атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место по­ставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. От­куда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.

Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.

Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и со­циального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?

Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубин­штейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написан­ное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осу­ществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной де­терминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодей­ствия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.

Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информаци­ей. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное рас­положение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - матери­альна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация по­пала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель пси­хики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это суб­страт, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собст­венную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонталь­ной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессозна­тельное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

 

Развитие психики

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психоло­гии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и фи­логенез. Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis - рождение, происхождение) — процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle — род, вид, племя, genos — происхождение) — историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повто­ряет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раз­дражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

о системность,

о целостность,

о нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровне­вую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение раз­ного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из законо­мерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории пси­хофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое состав­ляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возни­кают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика — это системное каче­ство мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека — психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), че­ловеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

1) внешний мир, природа, ее отражение;

2) полноценная деятельность мозга;

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последова­тельно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), спо­собы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется.

На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при силь­ном влиянии среды.

 

Психическое отражение и деятельность человека

 

Психика возникла и формировалась, как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде. В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде не­прерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный ап­парат его сознания - знакового, понятийного моделирования действительно­сти.

Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людь­ми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, в процессе дея­тельности формируется и развивается психика человека.

Психика человека проявляется как отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе при­своения общечеловеческого опыта.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.

Основными явлениями психики являются психические процессы формирова­ния идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельно­сти.

Психический образ выступает как целостное, интегративное отражение относи­тельно самостоятельной, дискретной части действительности, как информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедея­тельности. Психическое отражение, психический образ - не зеркальное, не фотографи­ческое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительно­сти. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультур­ную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувствен­ной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографиче­ских отражений, а путем их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения соз­дают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений. Психические об­разы дают возможность схематизации, концептуализации действительности.

Психические образы многомерны, поскольку они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возмож­ность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты возможного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, опре­деляется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической ак­тивностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями.

В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкрет­ном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы - информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отноше­ния объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. Это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материаль­ными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности ум­ственных действий человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и такие компоненты как обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных